Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Индивидуально-психологические особенности - это своеобразные свойства психической деятельности человека, которые выражаются в темпераменте, характере, способностях, чувствах и эмоциях, а также проявлениях воли. Гипертрофированное развитие одной из черт характера, то есть ее акцентуация, может оказать существенное влияние на поведение человека.
Акцентуации характера начинают проявляться в подростковом возрасте, что становится существенным препятствием для дальнейшей социальной адаптации. В зависимости от совокупности психологических особенностей индивида и влияния внешних условий акцентуация характера личности может проявляться в ее деятельности в различных формах и влиять на общий эмоциональный фон и поведение.
Акцентуация в основном проявляется в виде различного рода конфликтов между человеком и его ближайшим окружением. Первые проявления наблюдаются в нежелании подчиняться какому-либо воздействию, в эмоциональной неустойчивости, недостатке выдержки, грубости, аффективных вспышках, немотивированном гневе, которые затем, при неблагоприятных условиях, могут трансформироваться в правонарушения. В то же время можно наблюдать, что человек с акцентуацией характера обладает повышенной активностью, творческой энергией и другими положительными качествами, которые из-за крайних вариантов нормы не находят социально полезной реализации.
Любая группа людей характеризуется сложной системой взаимоотношений, направленных на достижение определенных целей – как групповых, так и личных. Субъекты этих отношений зачастую преследуют различные цели, порой кардинально противоположные, что приводит к возникновению определенных трудностей в общении, вытекающих в конфликты.
Конфликт – это столкновение противоположных целей, интересов, позиций, мнений и взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. Конфликты сами по себе являются естественным механизмом группового развития, что указывает на их относительную безвредность для человека. Однако деструктивное поведение в конфликте отдельных личностей может стать препятствием в деятельности группы, нарушить взаимоотношения внутри группы.
Актуальность данной проблемы заключается, в том, что акцентуации характера, как совокупность чрезмерно выраженных личностных черт, могут оказывать значительное влияние на выбор стратегии поведения в конфликте.
Цель исследования: выявить взаимосвязь акцентуаций характера и стратегий поведения в конфликте.
Объект исследования: акцентуации характера.
Предмет исследования: взаимосвязь акцентуаций характера и стратегий поведения в конфликте.
Гипотеза исследования: предполагается, что акцентуации характера взаимосвязаны со стратегиями поведения личности в конфликте.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические аспекты проблемы исследования акцентуаций характера и стратегий поведения в конфликте.
2. Организовать эмпирическое исследование акцентуаций характера и стратегий поведения в конфликте
3. Выявить особенности взаимосвязей акцентуаций характера со стратегиями поведения в конфликте.
Методы исследования: теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования, анкетирование, тестирование, опрос, статистические методы обработки данных.
База исследования. Исследование проводилось на базе ВятГУ. В исследовании приняли участие 30 студентов, из них 16 девушек и 14 юношей, возраст испытуемых – 18 – 22 года.
Методики исследования:
1. Личностный опросник К. Леонгарда – Г. Шмишека.
2. Методика изучения стратегий поведения в конфликте К. Томаса.
ГЛАВА 1 Теоретические аспекты исследования акцентуаций характера и стратегий поведения в конфликте
1.1 Понятие акцентуаций характера в психологии
Характер понимается как совокупность (или набор) наиболее устойчивых особенностей человека, которые влияют на всю человеческую деятельность и определяют ее отношение к людям, к себе, к сути. Характер отражается в деятельности человека, в его межличностных контактах и, конечно же, он обеспечивает поведение своеобразным, уникальным способом.
Акцентуация характера - чрезмерная интенсивность (или усиление) индивидуальных черт человеческой природы, которая подчеркивает уникальность человеческих ответов на факторы или конкретные ситуации. Например, беспокойство как черта в ее обычной степени проявления отражается в поведении большинства людей, попадающих в чрезвычайную ситуацию. Но если тревога становится акцентуацией характера человека, поведение и действия человека будут отличаться распространенностью неадекватной нервозности. Такие проявления характера находятся на грани нормы и патологии, но под воздействием негативных факторов некоторые акцентуации могут в психопатию или другие отклонения в умственной деятельности человека.
Таким образом, акцентуация характера человека (в переводе с латинского аccentus означает акцент, усиление) имеет природу нормального диапазона, но в некоторых ситуациях мешают человеку строить нормальные отношения с другими людьми [14]. Это связано с тем, что у каждого типа акцентуации есть своя «ахиллесова пята» (наиболее уязвимое место), и чаще всего воздействие негативных факторов (или травматической ситуации) приводит к психическим расстройствам и неуместному поведению.
Несмотря на то, что акцентуация определенных черт характера и особенностей довольно часто выходит за рамки нормального человеческого поведения, они сами по себе не могут быть связаны с патологическими проявлениями. Но следует помнить, что под влиянием сложных жизненных обстоятельств, травматических факторов и других разрушительных психических стимулов человека проявления акцентуации усиливаются и увеличивают частоту их повторений. И это может привести к различным невротическим и истерическим реакциям [10].
Понятие «акцентуированная личность» было введено немецким психиатром К. Леонардом [12]. Он также предпринял первые попытки их классификации.
Впоследствии этот термин был прояснен А.Е. Личко, который под акцентуациями понимает крайние варианты нормы характера, когда происходит чрезмерное усиление индивидуальных черт. По мнению ученого, существует избирательная уязвимость, связанная с определенными психогенными влияниями (даже в случае хорошего и высокого сопротивления). А.Е. Личко подчеркнул, что, несмотря на то, что любое акцентирование, хотя и является крайним вариантом, но все еще является нормой, и поэтому оно не может быть представлено как психиатрический диагноз [13].
А.Е. Личко выделил две степени проявления акцентирования, а именно, явные (явно выраженные черты определенного типа акцентуации) и скрытые (при стандартных условиях, черты определенного типа, очень слабы или вообще не видны) [13].
В психологии, к сожалению, на сегодняшний день, проблемы, связанные с развитием и динамикой акцентуации, недостаточно изучены. Самым значительным вкладом в развитие этого вопроса был А.Е. Личко, которым были подчеркнуты следующие явления в динамике типов акцентуаций характера (шаг за шагом):
- формирование акцентуации и обострение их особенностей у людей (это происходит в период полового созревания), а затем их можно сгладить и компенсировать (скрытое сглаживание акцентуации);
- скрытые акцентуации, связанные с раскрытием конкретных признаков, усиленных под воздействием травматических факторов;
- на фоне особой акцентуации существуют определенные нарушения и отклонения (девиантное поведение, невроз, острый аффективный ответ и т.п.);
- типы акцентуаций характера подвергаются трансформации под воздействием окружающей среды или из-за внутренних механизмов;
- формирование приобретенной психопатии (акцентуация была основой для этого, создавая уязвимость, которая избирательна для неблагоприятного воздействия внешних факторов) [13].
Как только ученые обратили внимание на особенности проявления человеческой природы и существование определенного сходства, сразу стали появляться, их типологии и классификация. В прошлом веке психологи научных исследований сосредоточились на особенностях проявления акцентуаций, впервые возникших в психологии, типологии акцентуации характера, которая была предложена К. Леонардом. Классификация акцентуаций характера К. Леонарда делилась на три группы, которые были выделены им в зависимости от того, что является источником акцентуации, точнее, где они локализуются (относятся к темпераменту, характеру или уровню личности). К. Леонгард выделил 12 типов, и они были распределены следующим образом:
- по темпераменту (естественному образованию): гипертимические, дистикционные, аффективные, лабильные, эмоционально-возвышенные, тревожные и эмоциональные типы.
- по характеру (образование, социально обусловленная) ученый выделил демонстративные, педантичные, застрявшие и возбудимые типы.
- по персональному уровню были выделены два типа: экстравертированный и интровертированный [12].
На основе концепции К. Леонгарда была разработана характеристическая анкета, автором которой является Г. Шмишек. Эта анкета позволяет определить доминирующий человеческий тип акцентуации [12].
Виды акцентуаций характера следующие: гипертимический, тревожно-страшный, дистигентный, педантичный, раздражительный, эмоциональный, застрявший, демонстративный, циклометимный и аффективно-возвышенный. В анкете характеристики этих типов представлены в соответствии с классификацией К. Леонгарда.
Демостративный тип – люди общительны, с жаждой лидерства и стремления к похвале. Характерна самоуверенность, высокий уровень притязаний, хвастовство, эгоизм, склонность к интригам и провокации конфликтов. Весьма артистичны, могут быть обходительными, способными увлечь других, поступки и мышление неординарны.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алябьев, А.Е. О взаимосвязи социально-психологической адаптации и акцентуации характера у подростков [Текст] / А.Е. Алябьев // Акмеология. – 2015. – №3 (55). – С. 186-189.
2. Антонова-Tурченко, А.Г. От конфликта к взаимопониманию [Текст] / А.Г. Антонова-Турченко. – М.: АСTдрук, 2012. – 37 с.
3. Вакарина, С.Ф. Психологические особенности профессионально обусловленных акцентуаций черт характера педагога [Текст]: дис. канд. психол. наук / С.Ф. Вакарина. – Казань, 2002. – 154 с.
4. Громова, О.Н. Конфликтология: курс лекций [Текст] / О.Н. Громова. – М.: Экмос, 2000. – 319 с.
5. Зеленков, М.Ю. Конфликтология [Текст] / М.Ю. Зеленков. – М.: Дашков и Ко, 2012. – 324 c.
6. Ишмуратов, В.А. Конфликт и согласие [Текст] / В.А. Ишмуратов. – М.: Hаука, 2012. – 99 с.
7. Калинина, О.В. Активность личности как смысловое назначение [Текст] / О.В. Кузьмина // Мир науки, культуры, образования. – 2015. – № 2 (51). – С. 290-293.
8. Коваленко, Б.В. Конфликты: психологический анализ, диагностика и разрешение [Текст]: монография / Б.В. Коваленко. – М.: МОСУ. – 2001. – 228с.
9. Кузьмина, Т.В. Конфликтология [Текст]: учебное пособие / Т.В. Кузьмина. – Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2019. – 65с.
10. Куклина, А.В. Акцентуации характеров и проблемы их психологической коррекции [Текст] / А.В. Куклина, О.Н. Козырева // В сборнике: Наука XXI века: теория, практика и перспективы Международная научно-практическая конференция. – 2015. – С. 282-283.
11. Кулагина, И.Ю. Мотивационные тенденции при разных типах характера в подростковом возрасте [Текст] / И.Ю. Кулагина, Е.А. Полякова // Системная психология и социология. – 2011. – №3. – С. 78-84.
12. Леонгард, К. Акцентуированные личности [Текст] / К. Леонгард. – Ростов н/Д: Феникс, 2000. – 544с.
13. Личко, А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков [Текст] / Е.А. Личко. – СПб.: Речь, 2013. – 255с.
14. Лоллини, С.В. Акцентуации характера и выбор будущей профессии старшими школьниками [Текст] / С.В. Лоллини / В сборнике: Наука - образованию, производству, экономике материалы XX (67) Региональной научно-практической конференции преподавателей, научных сотрудников и аспирантов: в 2 томах. Вит. гос. ун-т ; редкол.: И.М. Прищепа (гл. ред.) [и др.]. – 2015. – С. 41-42.
15. Марков, Г.Н. Справочник по конфликтологии, общению и менеджменту [Текст] / Г.Н. Марков. – СПб: Альфа, 2000. – 174 с.
16. Мустафина, А.А. Профилактика конфликтного поведения у подростков [Текст] / А.А. Мустафина// Молодой ученый. – 2018. – № 21 (207). – С. 455-460.
17. Практикум по возрастной психологии [Текст] // под редакцией Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2008. – 688с.
18. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2015. – 713 с.
19. Салимгереев, З. Управление конфликтом как способ его предупреждения и урегулирования [Текст] / З. Салимгереев // Закон и право. – 2010. – № 12. – С. 36 – 37.
20. Шарков, Ф.И. Общая конфликтология [Текст]: учебник для бакалавров / Ф.И. Шарков, В.И. Сперанский. – М.: Дашков и К, 2020. – 236 с.