Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Язык – одна из самых подвижных и постоянно меняющихся систем. В связи с постоянно меняющимися историческими, экономическими и культурными условиями изменяются как состав, так и структура языка. Язык является отражением социальной, бытовой, социальной и культурной жизни общества на каждом конкретном этапе его развития. В процессе адаптации языка к новым особенностям жизни он обновляется за счет появления новых слов, соответствующих данному этапу функционирования общества. Это обновление происходит по-разному, как лингвистически, связанное с грамматическими и лексико-семантическими характеристиками языка, так и экстра лингвистически, связанное с особенностями культурного, экономического и политического состояния общества в данный момент.
Актуальность данной работы обусловлена тем, что язык постоянно развивается и меняется под влиянием новых технологий, культурных изменений и общественных процессов. Словообразование является одной из ключевых областей языка и отражает эти изменения.
Новизна работы состоит в том, что в ней на определенной выборке примеров из сети интернет осуществляется анализ новых тенденций в словообразовании в современном английском языке.
Объектом исследования являются тенденции словообразования.
Предметом исследования являются основные способы словообразования, используемые в современных социальных сетях.
Целью данной работы является анализ новых тенденций и продуктивных моделей словообразования новых слов на примере социальной сети.
Для осуществления целей необходимо выполнить следующие задачи:
1) изучить понятие и виды словообразования как одного из способов обогащения языка;
2) изучить определения и подходы к определению понятий новых слов;
3) изучить социальную сеть как сферу формирования и использования новых слов;
4) проанализировать и выявить наиболее продуктивные способы образования новых слов.
Материалом для нашего исследования послужили 30 примеров лексических единиц, образованные вследствие изменений в социальной сфере, отобранные методом сплошной выборки из сети Интернет.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что она вносит вклад в теорию изучения словообразования, в частности, уточняются, а также описываются подходы к выявлению продуктивных способов словообразования.
Практическая значимость работы заключается в том, что ее результаты могут быть использованы в курсах по теоретической грамматике английского языка при подходе к теме словообразования, а также в курсах по стилистике английского языка при изучении экспрессивного потенциала новых образований.
Структура работы. Работа состоит из оглавления, введения, двух глав, включающих в себя теоретическую и практическую часть работы, заключения и списка литературы.
1 Теоретические основы процесса словообразования
1.1 Определение словообразования
Термин «словообразование» имеет два основных значения, которые необходимо четко различать. В своем первоначальном смысле он используется для описания продолжающегося процесса создания новых слов в языке. Язык находится в состоянии постоянного развития, которое включает в себя определенные языковые процессы, в том числе и процесс формирования новых лексических единиц. Этот процесс получил название «словообразования». По словам М. Д. Степановой «структура каждого некорневого, а также многих в настоящее время корневых слов представляет собой итог процесса образования этих слов» [20, c. 3].
По мнению Е. С. Кубряковой, «сущность процесса словообразования состоит в создании новых названий, новых второстепенных единиц обозначения, а поскольку такие имена являются словами, то термин «словообразование» раскрывается в буквальном смысле, т.е. прежде всего как название процесса при образовании слов» [15, c. 150].
Во втором значении термин «словообразование» обозначает отрасль науки, изучающую процесс образования лексических единиц. Словообразование как самостоятельная дисциплина стало осознанной целью исследований лишь в последние десятилетия. По мнению многих лингвистов, словообразование выделяется как самостоятельная дисциплина на том основании, что область его исследования соответствует особой области систематизации фактических данных, т. е. частной подсистеме языка, отличающейся от других частей этой системы в ее материальных средствах, собственных единицах и, главное, конкретных типах отношений между ними – их структуре и наличии словообразовательного моделирования как определенного системно организованного комплекса приемов и средств [23, c. 68].
Хотя словообразование является самостоятельной отраслью науки о языке, оно неразрывно связано с другими ее разделами: морфологией, синтаксисом и лексикологией. Вопрос о связях словообразования с этими лингвистическими дисциплинами подробно рассматривается в работах академика В. В. Виноградова, Е. С. Кубряковой и других [5, c. 120].
Одной из важнейших задач словообразования является изучение структуры слова, его составных элементов и всевозможных связей между ними. Словообразование должно определить, чем производные слова отличаются от непроизводных, каковы характеристики производного слова. Следующая задача – определить способ словообразования, так как сам способ является одной из основных особенностей морфемной системы языка в целом [12, c. 45].
Рассмотрев понятие словообразования, стоит обратиться к словообразовательной модели.
Словообразовательная модель – Это «схема словообразования, из определенных морфем, которым они следуют и имеют определенные принципы связи, с определенными акцентными признаками, служащими для обозначения понятий определенного лексико-грамматического класса». [ 2, c. 200].
Наряду с этим встает вопрос о продуктивности данных моделей и способов словообразования. В теории словообразования продуктивность имеет синоним — «словообразовательная деятельность». Умение образовывать слова означает умение создавать новые слова. Поэтому такие модели следует считать продуктивными, поскольку новые слова создаются на этапе развития языка [8, c. 36].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Арбекова, Т. И. Лексикология английского языка. Практический курс [Текст] : учеб. пособие / Т. И. Арбекова. – М. : Высшая школ. – 1977. – 240 с.
2. Арнольд, И. В. Лексикология современного английского языка: учебник для факультета иностранных языков [Текст] / И. В. Арнольд. – М. : Высшая школа. – 1986. – 295 с.
3. Баринова, С. О. Классификация сокращений в языке Интернета (на материале английского языка) [Текст] / C. О. Баринова // Известия РГПУ им.
А. И. Герцена. – 2007. – №33. – С. 24–27.
4. Варгина, О. С. Сленг русской молодежи [Текст] / О. С. Варгина,
С. В. Юртаев // Успехи современного естествознания. – 2011. – №8. – С. 160 –161.
5. Виноградов В.В. Словообразование в его отношении к грамматике и лексикологии / Вопросы теории и истории языка. М., 1952. – С.166 – 220.
6. Винокур, Г. О. Маяковский – новатор языка [Текст] / Г. О. Винокур. – М. : Советский писатель. – 1943. – 134 с.
7. Волошин, Ю. К. Сленг и перевод [Текст] / Ю. К. Волошин // Перевод и сопоставительная лингвистика. – 2015. – № 11. – С. 26 – 28.
8. Гальперин И.Р. О термине «сленг» // Вопросы языкознания.
И.Р. Гальперин. – Москва : Наука. – 2015. – 150 с.
9. Дьяков, А. И. Англицизмы: заимствование или словообразование [Текст] / А. И. Дьяков // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2012. – № 5. – С. 72 –76.
10. Земская, Е. А. Словообразование как деятельность [Текст] : моногр. / Е. А. Земская. – М. : Изд-во КомКнига. – 2005. – 224 с.
11. Зыкова, И. В. Практический курс английской лексикологии [Текст] : учеб. пособие для студентов лингв. вузов и фак. ин. языков / И. В. Зыкова. – 3-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия». – 2008. – 288 с.
12. Ильина А.Н. Словообразование в современном английском языке. Учебное пособие для студентов экономических специальностей/ А.Н.Ильина.
– СПб.: Изд-во СПбГУЭФ. – 2012. – 90с.
13. Исаханова, З. С. Продуктивность словообразовательных моделей в английском языке / З. С. Исаханова // Вестник современной науки. – 2016. – № 6-1(18). – С. 87– 90.
14. Каращук, П. М. Словообразование английского языка [Текст] : учеб. пособие / П. М. Каращук. – М. : Высшая школа. – 1977. – 303 с.
15. Кубрякова Е.С. Типы языковых значений : Семантика производ. слова / Е. С. Кубрякова. // Москва : Наука. – 1981. – 200 с.
16. Лейчик, В. М. Люди и слова: как рождаются и живут слова в русском языке [Текст] / В. М. Лейчик ; отв. ред. Г. В. Степанова. – 2-е изд, испр. и доп. – М. : Либроком. – 2009. – 216 с.
17. Лутовинова, О. В. Интернет как новая устно-письменная система коммуникации [Текст] / О. В. Лутовинова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2008. – № 71. – С. 174 –180 с.
18. Санджи-Гаряева, З. С. Усечение как способ словообразования в разговорной речи [Текст] / З. С. Санджи-Гаряева // Актуальные проблемы русского словообразования. – Самарканд. – 1972. – С. 48 – 52.
19. Свиридонова, В. П. Лексика прессы как отражение реалий общественно-политической жизни [Текст] / В. П. Свиридонова // Коммуникативные аспекты современной лингвистики и лингводидактики : материалы междунар. науч. конф., Волгоград, 09 января – 01 апреля 2017 г. / Волгоградский гос. ун-т. – Волгоград: Издательство ВолГУ. – 2017. – С. 27– 31.
20. Методы синхронного анализа лексики : на материале соврем. нем. языка / М. Д. Степанова. - Изд. 2-е, стер. - Москва : УРСС. – 2004. – 199 с.
21. Попова, Т. В. Словообразование и текст: контекстуальное словообразование по аналогии [Текст] / Т. В. Попова // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2012. – №11 (147). – С. 111–113.
22. Пунько, К. В. Общение в Интернете как новая форма речи [Текст] / К. В. Пунько // Вестник Тамбовского университета. – 2008. – №1. – С. 141– 142.
23. Шанский, Н. М. Лексикология современного языка [Текст] : учеб. пособие / Н. М. Шанский. – 4-е изд., доп. – М. : Либроком. – 2009. – 312 с.
24. Cambridge Dictionary [Электронный ресурс]. – URL: https://dictionary.cambridge.org (дата обращения: 18.10.2023).
25. Oxford English Dictionary [Электронный ресурс]. – URL: http://www.oxforddictionaries.com (дата обращения: 18.10.2023).