Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Радикальные изменения в эко-номической и социальной жизни в нашей стране привели к крайней реали-зации проблемы социальной защиты детей-инвалидов. Тотальная государ-ственность, рыночная трансформация, с одной стороны, ухудшение соци-альной экологии, а главное, многократное увеличение рождаемости детей–инвалидов способствовали формированию целой социальной группы - де-тей-инвалидов, для которых необходимо создать специальную систему со-циальной защиты в целом и конкретную государственную социальную по-литику. Согласно статистическим данным, только за последнее десятилетие заболеваемость детей-инвалидов в России удвоилась и к 2022 году соста-вила около 695 000 человек.
По некоторым другим данным, число детей-инвалидов в нашей стране за последние двадцать лет увеличилось в 12 раз, и прогнозируется, что в ближайшие десять лет их число достигнет 1,2-1,5 миллиона. Россий-ская Федерация в соответствии с Конституцией 1993 года объявлена демо-кратическим социальным государством, обеспечивающим равенство прав и свобод граждан, то есть борющимся с дискриминацией по состоянию здоровья. Поэтому социальная политика российского государства должна основываться на полной социальной защите детей-инвалидов, находящих-ся под его опекой в той или иной степени. Неслучайно социальная полити-ка в нашем государстве с конца 1990-х годов осуществляется по так назы-ваемой «социальной модели инвалидности», которая предполагает не только социальную реабилитацию ребенка-инвалида, но и его социальную интеграцию. В то же время социальная защита детей-инвалидов - это не только государственная задача, но и одна из главных задач формирующе-гося гражданского общества.
В этом смысле социальная защита детей-инвалидов является важ-нейшей социальной функцией общества в целом. В современных условиях социальная защита детей-инвалидов из разряда социально-медицинской проблемы превращается в социальную задачу, которая, во-первых, пред-полагает системное взаимодействие для оптимизации этого процесса всей социокультурной среды (семья, школа-интернат, школа и т.д.); во-вторых, активное использование всех сфер социально-нормативного воздействия (медицинского, финансового, экономического, психологического, педаго-гического и т.д.). Поэтому сегодня актуальной научно-практической зада-чей является как разработка системы социальной защиты детей-инвалидов, так и направления совершенствования этого явления применительно к раз-личным уровням общественной жизни.
Эти обстоятельства определяют актуальность выбранной темы ис-следования.
Изученность темы. В ходе своего исследования было установлено, что в настоящее время существует множество интересных и аналитических работ различных авторов, включая ученых, преподавателей, посвященных этой теме, что позволило мне подробно проанализировать их, выделить наиболее важные аспекты по этому вопросу и систематизировать получен-ные данные.
Проблема исследования - выявить условия социальной поддержки семей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоро-вья.
Объектом исследования является процесс осуществления социаль-ной поддержки семей, воспитывающих ребенка с ограниченными возмож-ностями здоровья.
Предметом исследования являются основы и принципы социальной поддержки семей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможно-стями здоровья.
Цель исследования. Целью данной исследовательской работы явля-ется выявление благоприятных условий для осуществления социальной поддержки семей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможно-стями здоровья.
Задачи работы. Для достижения цели курсовой работы необходимо решить несколько задач:
- рассмотреть категории детей с ограниченными возможностями;
- изучить основные проблемы детей с ограниченными возможностя-ми;
- детально проанализировать правовые основы социальной под-держки детей с ОВЗ и их семей;
- проанализировать сущность социальной поддержки семей, воспи-тывающих детей с ОВЗ;
- рассмотреть индивидуальный маршрут развития ребенка с ОВЗ как средство социальной поддержки;
- изучить социальные и психологические проблемы детей с ОВЗ и их семей.
Методология исследования. При написании этой курсовой работы были использованы следующие методы исследования: анализ литературы, изучение документов, наблюдение, описание, сравнение, обобщение, стати-стический анализ данных, моделирование.
Источниковая база. В качестве источников были использованы научные статьи, учебники по преподаванию, статистика и интернет-ресурсы.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
1. ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ КАК СОЦИАЛЬНО УЯЗВИМАЯ ГРУППА
1.1 Категории детей с ограниченными возможностями здоровья
Чаще всего под «людьми с ограниченными возможностями» в науч-ной литературе понимаются люди, которые имеют определенные ограни-чения в повседневной жизни, связанные с физическими, психическими или сенсорными дефектами.
Словарь социальной работы определяет инвалида как человека, ко-торый не может выполнять определенные задачи или функции из-за особо-го физического или психического состояния или слабости. Это состояние может быть временным или хроническим, общим или частичным [12].
В 1980 году Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) приня-ла британскую версию трехуровневой шкалы ограниченных возможно-стей: а) заболевание - это потеря или нарушение психологической, физио-логической или анатомической структуры или функции; б) ограниченные возможности - это ограничения или потеря способности выполнять какую-либо деятельность одним способом или в пределах того, что необходимо для человека; в) инвалидность - любое последствие недостатка или ограни-ченной способности конкретного человека, препятствующее или ограничи-вающее выполнение нормативной роли (в зависимости от возраста, пола и социокультурных факторов).
В соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инва-лидов в Российской Федерации» (1995 г.), инвалидом признается лицо, имеющее расстройство здоровья с постоянным нарушением функций ор-ганов, вызванное заболеванием, травмой или дефектом, которые приводят к ограничению жизни, и обеспечивающее его социальную защиту.
В настоящее время, как уже упоминалось, каждый десятый житель мира, то есть более 500 миллионов человек, имеет определенные ограни-чения в повседневной жизни, связанные с физическими, умственными или сенсорными дефектами. Среди них не менее 150 миллионов детей. Каждая четвертая семья так или иначе сталкивается с проблемой инвалидности. С населением более 250 миллионов человек в США проживает около 20 миллионов человек. Развитые цивилизованные страны стремятся решать социальные проблемы, связанные с ростом числа инвалидов, на основе научного подхода к постановке и решению этих проблем, использования логистических средств, детализированных правовых механизмов, нацио-нальных и государственных программ, высокого уровня подготовки спе-циалистов и так далее [15].
И все же, несмотря на усилия и значительный прогресс в медицине, число людей с ограниченными возможностями медленно, но неуклонно растет. Например, каждый год на 3-5% больше детей будут нуждаться в специальном обучении. В основном это дети с врожденной патологией: детский церебральный паралич, слепота, глухота, умственная отсталость и т. д. Рост инвалидности в большинстве стран мира связан с осложнением производственных процессов, увеличением транспортных потоков, воен-ными конфликтами, ухудшением состояния окружающей среды, значи-тельным распространением вредных привычек (курение, алкоголь, нарко-тики, токсичные вещества) и другими причинами. В настоящее время толь-ко в России в органах социальной защиты зарегистрировано 6,2 миллиона инвалидов.
Ежегодно более 1 миллиона человек впервые признаются инвалида-ми, более половины из них находятся в трудоспособном возрасте. В нашей стране неуклонно растет число людей с ограниченными возможностями. Так, количество инвалидов, состоящих на учете в органах социальной за-щиты, за последние 5 лет увеличилось на 56,8%. Учитывая переход России на международные критерии и расширение медицинских показаний для определения инвалидности, эксперты считают, что в ближайшие 10 лет следует ожидать увеличения числа инвалидов в 2-3 раза.
В целом, от 15% до 25% дошкольников страдают хроническими за-болеваниями; 53% учащихся имеют слабое здоровье и более 1/3 детей в возрасте от 13 до 17 лет имеют хронические заболевания (по данным Ми-нистерства здравоохранения и медицины, из 6 миллионов подростков в возрасте от 15 до 17 лет, прошедших скрининговые обследования, 94,5% имели различные заболевания, треть из которых ограничивает выбор бу-дущей профессии). По окончании школы только 10% выпускников могут считаться здоровыми (особенно быстро ухудшается здоровье учениц: за последние 10 лет количество здоровых девочек, окончивших школу, со-кратилось с 28,3% до 6,3%, то есть более чем в 3 раза.
Соответственно, число девочек, страдающих хроническими заболе-ваниями, увеличилось с 40% до 75%, около 40% выпускников школ имеют ограничения в выборе профессии по состоянию здоровья, и почти треть молодых людей не годны к военной службе по медицинским показаниям. Дети-инвалиды - это дети с физическими и / или умственными недостатка-ми, которые имеют инвалидность, вызванную врожденными, наследствен-ными, приобретенными заболеваниями или травмами, подтвержденными в установленном порядке. Термин «дети с нарушениями развития» относит-ся к детям, чьи физические и психические отклонения приводят к наруше-нию общего развития [19].
Нарушение какой-либо функции приводит к проблемам развития ре-бенка только при определенных обстоятельствах, поскольку его наличие не всегда влечет за собой дальнейшие нарушения. Так, например, при по-тере слуха на одно ухо или при нарушении зрения на один глаз сохраня-ется способность воспринимать звуковые или визуальные сигналы. Рас-стройства такого рода не ограничивают детей в познании окружающего мира, в общении с другими людьми, не мешают им усваивать учебный ма-териал и учиться в общеобразовательной школе. Ребенок с проблемами развития, вызванными его расстройством, нуждается в особых условиях, особом лечении и образовании. Депутаты Государственной Думы Россий-ской Федерации приняли федеральный закон «О защите детей-инвалидов», который вводит эту формулировку вместо термина «с нарушениями раз-вития» в ряд действующих федеральных законов, в частности «Об образо-вании», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
По мнению авторов законопроекта, термин «с отклонениями в раз-витии» в России традиционно ассоциируется с таким нарушением состоя-ния здоровья, как «умственная отсталость», и не учитывает возрастные особенности. Таким образом, в раннем возрасте у детей формируется ком-плекс неполноценности, который в будущем чреват серьезными пробле-мами для их семейной, социальной, образовательной или профессиональ-ной интеграции и адаптации. В большинстве развитых стран и в докумен-тах Всемирной организации здравоохранения термин «инвалид» исполь-зуется для обозначения этой категории граждан. В Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 №181-ФЗ названы три требования для признания гражданина инвалидом:
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты:
1. Федеральный закон от 24 ноября 1995г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Федеральный закон // СПС Консультант плюс.
2. Федеральный закон от 10 декабря 1995 года № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации // СПС Консультант плюс.
3. Федеральный закон от 17.07.1999г. № 178 - ФЗ «О государственной социальной помощи» // СПС Консультант плюс.
Основная литература:
1. Айшервуд, М.М. Полноценная жизнь инвалида / М. М. Айшервуд.- М.: Инфра-М, 2001. - 218 с.
2. Акатов, Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья / Л. И. Акатов. - М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003. - 326 с.
3. Андреева, М. Н. Проблемы семьи, воспитывающей ребенка-инвалида на разных возрастных этапах развития / М. Н. Андреева // Социальное обеспечение. - 2006. - №5. С. 42 - 57.
4. Безлепкина, Л.Ф. Семья нуждается в поддержке. – М.: Просвещение, 1986. – 285 с.
5. Бондаренко, Г.И. Социально-эстетическая реабилитация аномальных детей/ Г. И. Бондаренко //Вопросы социальной работы. Дефектология.- 1998.- №3. С. 95 - 98.
6. Боровая, Л.П. Социально-психологическая помощь семьям, имеющих тяжело больных детей / Л. П. Боровая // Социально-педагогическая работа. - 1998. - №6. - С.57 - 64.
7. Власова, Т.А. О детях с отклонениями в развитии./ Т.А.Власова, М.С. Певзнер. М.: Просвещение, 1973. - 175с.
8. Законодательные основы в области оказания помощи детям с психофизическими особенностями в развитии / Под ред. М.С. Сергеева. - М.: ЮНИТИ, 2008. - 219 с.
9. Ковалев, С.В. Психология современной семьи. - М.: Просвещение, 1988.– 208 с.
10. Комплексная реабилитация инвалидов / Под ред. Т.В.Зозули. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 317 с.
11. Малер, А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями. Книга для родителей / А. Р. Малер. - М.: Дело, 1996. - 328 с.
12. Малофеев, Н.Н. Дети с ограниченными возможностями здоровья / Н. Н. Малофеев -М.: Инфра - М., 2008. - 395 с.
13. Мошняга, В. Т. Технологии социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями В. Т. Мошняга. - М.: Инфра-М., 2008. 395 с.
14. О мерах государственной социальной поддержки, предусмотренных действующим законодательством людям с ограниченными возможностями. Информационный справочник. - Петрозаводск, 2008.- 274 с.
15. Обучение и медико-социальная реабилитация детей с нарушениями развития / Под. ред. М. В. Бельгесовой. А.М.Царёва. Псков, 2008. - 295 с.
16. Основы социальной работы / Под ред. П. Д. Павленка. - М.: ИНФРА-М, 2003. - 314 с.
17. Психологическое и социальное сопровождение больных детей и детей - инвалидов: Учебное пособие / Под ред. С.М.Безуха и С.С. Лебедевой. - СПб: Речь, 2006. - 406 с.
18. Социальная работа / Под ред. проф. В.И. Курбатова. - Ростов н /Д: Феникс, 1999. - 526 с.
19. Социальная работа с инвалидами. Настольная книга специалиста / Под ред. Е. И. Холостовой. - М.: Институт социальной работы, 2006. - 495 с.
20. Трошина, О.В., Жулина Е.В., Кудрявцев В.А. Основы социальной реабилитации и профориентации инвалидов. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 328 с.
21. Холостова, Е.И. Социальная работа: теория и практика / Е. И. Холостова.- М.: ИНФРА-М, 2002.- 472 с.
22. Холостова, Е.И. Социальная реабилитация / Е. И. Холостова. - М.: Издательско - торговая корпорация «Дашков и К», 2003. -295 с.
23. Холостова, Е.И. Социальная реабилитация: учеб. пособие / Е.И.Холостова, Н.Ф.Дементьева. – 2-е изд., – М.: Издательско – торговая корпорация «Дашков и К», 2003. – 340с.
24. Худенко, Е.Д., Поташова И.И. Современные технологии оказания консультационной помощи родителям, воспитывающим ребенка-инвалида / Е. Д. Худенко, И. И. Поташова. - М.: Дашков и К., 2008. - 295 с.
25. Эйдемиллер, Э. Г., Юстикий В. В. Психология и психотерапия семьи / Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстикий. - СПб: Питер, 2002.
26. Ярская-Смирнова, Е.Р. Социальная работа с инвалидами / Е. Р. Ярская-Смирнова. - СПб.: Питер, 2004.
Дополнительная литература:
1. Смирнова, Е.Р. Толерантность как принцип отношения к детям с ограниченными возможностями / Е. Р. Смирнова // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 1997. - №2. - С. 51-56.
2. Социальная работа / Под ред. д.п. н., проф. Н. Ф. Басова. - М.: Дашков и К, 2009. - 463 с.
3. Социально-средовая реабилитация детей и подростков с ограниченными возможностями в ЦРДИ и других социально-педагогических центрах. Сборник информационных материалов. СПб, 2005.
4. Справочник по социальной работе / Под ред. Е. И. Холостовой. М.: Юристь, 1997. - 563 с.
5. Технология социальной работы / Под ред. И. Г. Зайнышева. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 492 с.
6. Худенко, Е.Д. Дедюхина Г.В. Комплексная программа развития и социализации особого ребенка в семье / Е. Д. Худенко, Г. В. Дедюхина. - М.: ЮНИТИ, 2009. - 248 с.
Интернет-ресурсы
1. https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=475897
2. https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=522099