Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования заключается в том, что сегодня благодаря научно-техническому прогрессу жизнь приобретает большее разнообразие, но при этом она окружена различными сложностями. Преодоление различных препятствий возможно благодаря тому, что у человека формируются качества, позволяющие ему ориентироваться и быстро адаптироваться к меняющимся условиям жизни. К таким качествам относятся подвижность и гибкость мышления, позволяющие найти творческий подход к решению возникающих трудностей. Поэтому значимость развития творческих способностей для современной личности представляет одну из важнейших задач. Начинать их развитие лучше всего с младшего школьного возраста.
Одним из средств творческого развития в образовательном процессе является фольклор, обладающего такими характеристиками как содержательность и отсутствие второстепенных и малозначительных элементов. Народное творчество представляет собой высокий уровень исторической достоверности, включает в себя высокие идеалы и развитый эстетический вкус, т.к. он создавался в веках.
Таким образом, исходя из актуальности проблемы, была сформулирована тема исследования: «Развитие творческих способностей младших школьников средствами фольклора».
Цель исследования: изучить развитие творческих способностей младших школьников средствами фольклора.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать особенности творческого развития младших школьников.
2. Изучить фольклор как средство развития творческих способностей у младших школьников.
3. Произвести планирование констатирующего эксперимента.
4. Проанализировать полученные результаты констатирующего эксперимента.
Теоретической основой данного исследования являются: педагогические труды Л.С. Выготского; А.Н. Леонтьева; А.В. Запорожеца; М.И. Лисиной; Д.Б. Эльконина.
В исследовании используются следующие методы:
- теоретические (анализ, синтез, обобщение);
- эмпирические (эксперимент, тестирование).
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, 2 глав, 4 параграфов, выводов по главам, заключения и списка используемых источников и литературы.
Глава 1. Теоретические предпосылки исследования развития творческих способностей младших школьников посредством фольклора
1.1 Особенности развития творческих способностей младших школьников
На современном этапе развития человеческого общества, в век бурного развития компьютерных технологий и высокочувствительной техники, выполняющей огромное число функций, для выполнения которых ранее необходимы были руки человека, отмечается тенденция высвобождения времени человека для интеллектуальной творческой деятельности [1, с. 21]. Вследствие чего, к творческому мышлению выдвигаются абсолютно иные требования, которые связанны с решением новых проблем, с совершением открытий, изначально не вытекающих из базовых знаний, уже имеющихся в запасе. Эта сторона мышления имеет свои специфические особенности, без знания которых нельзя повысить его эффективность.
В психологической, педагогической литературе можно встретить различные определения понятия творчества.
Ассаджиоли Р. рассматривал творчество как процесс восхождения личности к «идеальному Я», как способ её самораскрытия [цит. по 23, с. 8].
Творчество, с точки зрения Д.Б. Богоявленской, является ситуативно не стимулированной активностью, проявляющейся в стремлении выйти за пределы заданной проблемы [цит. по 22, с. 13].
Максимова С.В. рассматривает творчество как единство двух его составляющих – неадаптивной и адаптивной активностей [цит. по 9, с. 13].
В результате неадаптивной активности (её еще называют надситуативной активностью), для которой характерно преодоление человеком внешних и внутренних ограничений деятельности, существование мотивации на основе притягательности действий с непредрешенным исходом событий, спонтанно возникает новый образ, идея, осознание имеющихся, но еще не реализованных возможностей, а в результате адаптивной активности – включение адаптивных механизмов и как следствие – достижение цели, воплощение идеи, то есть создание творческого продукта.
Среди ученых-исследователей, занимавшихся поиском источников творческого процесса нет единой концепции. По мнению представителя психоаналитической теории творчества З. Фрейда, важнейший источник творчества – это подсознание, бессознательные психические процессы. Бессознательное – самая «творческая» часть психики [цит. по 4, с. 15]. Аналитическая психология рассматривает в человеке два начала – личностное и творческое, которые могут находиться в антагонистических
Творчество – это очень сложное явление. И определить его – все равно, что попытаться схватить колечко дыма кончиками пальцев. В настоящее время, на наш взгляд, имеются определенные предпосылки для того, чтобы трактовать творчество как высшую форму универсально понимаемой креативности, имманентно присущую всем уровням иерархии бытия; способствует самосохранению и воспроизведению сущего посредством качественных трансформаций их структур.
По мнению А. Адлера, Э.З. Фромма, Г.У. Олпорта, творчество есть образ жизни человека, человек – творец собственной жизни [цит. по 13, с. 16]. Теория развития творческой личности основывается на взаимосвязи интеллектуальной и духовной деятельности человека. Интеллект является катализатором идей, а духовная деятельность есть направленность мыслей и поступков.
Предпосылки развития творческого начала зарождаются проявляются у детей уже в раннем возрасте. Дети естественным образом любопытны и творчески. Они экспериментируют, исследуют, играют с самым разнообразным материалом. Для них не существует штампов и шаблонов, правильной или неправильной работы с красками и рисунком, в сочинении стихов, песен, танцев они просто работают и наслаждаются тем, что делают. Они учатся в этом процессе и чувствуют внутреннюю свободу в выражении себя. Ребенок не пустой сосуд, который педагог призван заполнить знаниями и поведенческими нормами. Ребенок – личность, которая не «сформируется» когда-то в будущем, а существует изначально, но еще не проявила, не осознала себя и нуждается в помощи педагога.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алферов А.Д. Психология развития школьников: учебное пособие для вузов [Текст] / А.Д. Алферов, Ростов-на-Дону: Феникс, 2020. – 384 с.
2. Бабаев Д.Б. Развитие творческих способностей учащихся в условиях профильного обучения [Текст] / Д.Б.Бабаев // Центральное Азия: основные направление и перспективы развития в условиях глобализации. Материалы международной научной конференции. - Бишкек, - 2008. - 554-555.
3. Барсукова О.В. Психология личности: определения, схемы, таблицы [Текст] / О.В. Барсукова, Т.В. Павлова, Ю.А. Тушнова. - Рн/Д: Феникс, 2019. - 240 c.
4. Барышева Т. А. Психолого-педагогические основы развития креативности: Учеб.пособ. [Текст] / Т.А. Барышева, Ю.А. Жигалов - СПб.: СПГУТД, 2017 – 205с.
5. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: учебное пособие для студентов ВУЗов [Текст] / Д.Б. Богоявленская. - М.: Центр Академия, 2002 – 320с.
6. Бурлачук Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике [Текст] / Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов – М.: РОСМЕН, 1999. – 312 с.
7. Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся [Текст] / Н.К. Винокурова. - М.: Педагогический поиск, 2019 – 144с.
8. Дормидонтова Л. П. Теоретические аспекты творческого развития детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами музыкального фольклора [Текст] / Л. П. Дормидонтова, М. Г. Заббарова // Экономические и гуманитарные исследования регионов. – 2019. – № 2. – С. 65-71.
9. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности [Текст] / Е.П. Ильин – СПб.: Питер, 2015 – 448с.
10. Комарова Т.С. Детское художественное творчество [Текст] / Т.С. Комарова – М.: Мозайка-Синтез, 2015 – 160с.
11. Короткова И. П. Роль фольклора в развитии творческого потенциала детей на уроках иностранного языка в младших классах [Текст] / И. П. Короткова // Среднее профессиональное образование. – 2012. – № 3. – С. 41-43.
12. Лейтес Н.С. Психология одаренности детей и подростков [Текст] / Н.С. Лейтес. - М.: Academia, 2019. - 215 с.
13. Максимова С.В. Диагностика развития творческой активности младших школьников. Часть 2 [Текст] / С.В. Максимова. – М.: Русское слово – учебник, 2016 – 48с.
14. Минеева Л. А. Возрастные особенности развития творческого воображения у младших школьников в системе дополнительного образования [Текст] / Л. А. Минеева // Вестник науки. – 2019. – Т. 4, № 2(11). – С. 4-6.
15. Мясищев В.Н. Проблемы способностей [Текст] / В.Н. Мясищев - М.: Наука, 2012. - 387 с.
16. Петрунина М. А. развитие познавательного интереса младшего школьника средствами фольклора [Текст] / М. А. Петрунина // Вопросы педагогики. – 2020. – № 2-2. – С. 127-132.
17. Селюкова Т. А. Формирование творческих способностей у детей младшего школьного возраста посредством изучения фольклора [Текст] / Т. А. Селюкова, Э. А. Селюков // Социально-экономические и естественно-научные парадигмы современности : Материалы XIII Всероссийской научно-практической конференции : в 2х частях, Ростов-на-Дону, 30 марта 2018 года. Том Часть 1. – Ростов-на-Дону: Южный университет (ИУБиП), 2018. – С. 340-343.
18. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей: популярное пособие для родителей и педагогов [Текст] / А.Э. Симановский. - Ярославль: Академия развития, 2018. – 120 с.
19. Супруненко В. Н. Фольклор как средство формирования картины мира у детей младшего школьного возраста [Текст] / В. Н. Супруненко, Ю. П. Дробатухина, В. Ю. Прокопенко // ВСЕРОССИЙСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФОРУМ : Сборник статей VI Всероссийской научно-методической конференции, Петрозаводск, 25 ноября 2021 года. – Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука», 2021. – С. 122-132.
20. Трунова В. В. Развитие понятийно-терминологической сферы младших школьников в процессе выполнения проблемно-исследовательских заданий при ознакомлении с малыми жанрами фольклора [Текст] / В. В. Трунова // Научно-методический журнал Поиск. – 2020. – № 2(70). – С. 21-26.
21. Чавро Т. В. Активизация творческих способностей младших школьников средствами фольклора на уроках музыки [Текст] / Т. В. Чавро // Веснік Магілёўскага дзяржаўнага ўніверсітэта імя А. А. Куляшова. Серыя C. Псіхолага-педагагічныя навукі: педагогіка, псіхалогія, методыка. – 2019. – № 2(54). – С. 52-59.
22. Чернецкая Н.И. Творческое мышление школьников как интегральный психологический феномен: дис. ... д. пс. наук: 19.00.07 [Текст] / Н.И. Чернецкая. - СПб, РГПУ, 2019. – 453 с.
23. Шадриков В.Д. Развитие способностей [Текст] / В.Д. Шадриков // Начальная школа. - 2019 - № 5 - С. 6-12.