Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Семья это основанная на браке и/или кровном родстве малая группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимными обязанностями по отношению друг к другу. Социальная работа с семьей является традиционным направлением в подготовке специалистов с высшим образованием в области социальной работы. В то же время следует отметить, что содержание подготовки высокообразованных специалистов в области социальной работы должно учитывать различные типы семей, их особенности, основные проблемы, ситуации и характеристики, на которые ориентированы действия специалиста и выбор определенных методы и приемы работы с семьей зависят от обстоятельств. Многие исследователи утверждают, что социальная работа - это прежде всего прикладная наука, основанная на данных практического опыта. Поскольку направление исследований и теоретизирования напрямую зависит от социальных изменений, например, многие семейные проблемы в современном мире имеют общесоциальный уровень, а вопросы социального обеспечения - это процессы, направленные на изменение семьи, изменение ценностей, изменение отношений внутри семьи, перераспределение ролей. Существуют тенденции, направленные на увеличение числа экономически уязвимых семей, снижение уровня семьи и качества жизни, снижение рождаемости и рост безнадзорности. Таким образом, появление новых социальных явлений диктует необходимость новых теоретических разработок.
Актуальность темы исследования. Нестабильная экономическая ситуация в стране требует более тщательного подхода в реализации мер по поддержке и защите многодетной семьи. Семьи с детьми наиболее чувствительны к негативным изменениям. Именно на уровне, наиболее приближенном к населению, можно создать и реализовать наиболее продуктивную, целостную и современную семейную политику.
Объект исследования составляют общественные отношения, регулирующие вопросы эффективности системы социальной работа с семьями, находящиеся в трудной жизненной ситуации.
Предметом исследования настоящей работы являются нормы права социального обеспечения, регулирующие вопросы эффективности системы социальной работа с семьями, находящиеся в трудной жизненной ситуации.
Целью исследования является анализ эффективности системы социальной работа с семьями, находящиеся в трудной жизненной ситуации.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1.рассмотреть семью как объект социальной работы;
2.исследовать особенности применения эффективных методов и приемов при работе с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации;
3.проанализировать социальные проблемы защиты семей;
4.исследовать виды социальных гарантий для защиты семей;
Методологическая основа исследования. Методологическую основу исследования составили общенаучный диалектический метод познания, а также следующие общие, специальные и частные методы исследования: формально-юридический, системный, комплексный, нормативный.
Нормативную и эмпирическую базу исследования составили: Конституция Российской Федерации; федеральное и региональное законодательство в сфере социальной защиты семей; постановления судебных инстанций Российской Федерации и иные материалы юридической практики.
Теоретической основой исследования являются труды российских ученых по праву, такие как: Зыков С.В., Касаткина А.Ю., Крашенинников П.В., Тарусина Н.Н., Щелкин А.Г., Журавлева О.О., Нарутто С.В. и другие авторы.
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав основного текста, заключения, списка источников и литературы, приложений.
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ, НАХОДЯЩИЕСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ
1.1.Семья как объект социальной работы
Семья - это социальный институт, сформировавшийся в древности, который претерпел серьезные изменения на протяжении всей истории общества, вместе с которыми изменились ценности и типология семьи. Следует также отметить, что ситуация в семье в настоящее время характеризуется как институциональный упадок, вызванный перехватом семейных функций другими социальными институтами, но при этом происходит зарождение родственного разделения, сведение к семейным партнерствам, индивидуализация и отказ от совместного проживания. Кризис в семье проявляется в укреплении малого детства и сложной модели множественного сожительства. В обществе снижается ценность некоторых детей, ценность детей в целом, отцовства и материнства, что приводит к депопуляции. На сегодняшний день проблемами типологии семей занимаются такие науки, как: социология, демография, медицина, педагогика, психология и др. Несмотря на то, что решением проблем типологий семьи занимались и продолжают заниматься многие специалисты, такие как: Е.И.Холостова, А.И.Антонов, В.И.Медков, И.Ф.Дементьева и другие [6; C.7].
Давайте рассмотрим некоторые типологии более подробно. Учитывая принципы, на которые направлено предоставление социальной помощи, семью следует классифицировать следующим образом: семьи, способные самостоятельно и благополучно преодолевать возникающие трудности; семьи, способные самостоятельно решать свои проблемы лишь частично, с серьезными затруднениями, в ущерб реализации других важнейших функций; семьи, не способные самостоятельно справляться со своими проблемами.
В зависимости от социальных характеристик семья делится на следующие группы:
Группа 1 "Оптимальная": высшее образование родителей, высокий культурный уровень семьи, высокая материальная обеспеченность, хорошие жилищные условия, психологически здоровая атмосфера, отсутствие вредных привычек, проблем со здоровьем;
Группа 2 "Хорошая": оптимальные по состоянию здоровья, за исключением высшего образования родителей, высокого удовлетворяющего культурного уровня, хороших материальных условий, хороших семейных отношений, вредных привычек, злоупотребления алкоголем;
Группа 3 "Удовлетворительная": один из показателей является неудовлетворительным (культурный уровень, жилищные условия, взаимоотношения в семье), по состоянию здоровья удовлетворительная);
Группа 4 "Неудовлетворительная": наличие в семье двух и более неудовлетворительных из перечисленных показателей, низкий уровень культуры, неблагоприятный психологический климат в семье, вредные привычки злоупотребление алкоголем, по состоянию здоровья неудовлетворительная).
Николаев Н.Н. в его исследованиях прослеживаются следующие типы семей социального риска: социально неблагополучные, проблемные семьи, кризисные семьи, семьи социального риска, конфликтные семьи и т.д.
К типам семей, подверженных социальному риску, относятся семьи, нуждающиеся в жилье, семьи беженцев и вынужденных переселенцев, малообеспеченные семьи, семьи с чрезмерным бременем иждивенчества, т.е. многодетные семьи с детьми-инвалидами, семьи с одним родителем, приемные семьи, приемные семьи-интернаты, безработные семьи, военнослужащие, семьи, проживающие в неблагополучных районах, а также семьи, связанные с компаниями, где не выплачивается заработная плата [8; C.21].
Согласно законодательству Российской Федерации, трудная жизненная ситуация определяется как ситуация, при которой происходит объективное нарушение жизнедеятельности гражданина по признакам инвалидности, старости или болезни, безработицы, сиротства, одиночества, безнадзорности, низкого дохода, семейных споров и жестокого обращения, нарушения правовых права и интересы, отсутствие определенного места жительства и т.д.
Показать больше