Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Современная экономическая среда характеризуется динамизмом и появлением новых «прорывных инноваций». Не только представители науки, изучающие новые тенденции, но и хозяйствующие субъекты вынуждены адаптироваться к новым условиям функционирования экономики: они первыми ощущают изменения на рынках труда, капитала и ресурсов. Прежде всего, может измениться внутренняя структура, поддерживающая функционирование хозяйствующих субъектов. Одной из наиболее важных таких структур является система внутреннего контроля (далее - СВК), которая направлена на обеспечение результативности и результативности деятельности организации. Несмотря на значительное количество исследований по теме внутреннего контроля (далее - ВК), данный вопрос не является актуальным в связи с необходимостью постоянного развития и совершенствования контрольных функций.
Одним из организационных аспектов внутреннего контроля является его формулирование и внедрение в крупной корпоративной структуре, что связано с такими трудностями, как многоуровневый контроль за деятельностью организации, входящей в корпоративную группу, расположением территории и деталями. Важной тенденцией начала XXI века является внедрение положений концепции устойчивого развития в стратегии и цели организации, обеспечивающих удовлетворение текущих потребностей человека без ущерба для окружающей среды и возможностей для будущих поколений. Проблема совершенствования элементов внутреннего контроля для обеспечения успешного управления устойчивым развитием внутри организации характеризуется недостаточной теоретической проработанностью в эпоху стремительного развития информационных технологий, существует также проблема контроля в условиях оцифровки деятельности и оценки эффективности существующих автоматических систем, контроль, вкл ючая общий контроль, действующий на уровне предприятия, а не какой-то конкретный процесс. Следующим аспектом, который необходимо детально рассмотреть, является оценка системы внутреннего контроля. Традиционно считается, что ответственность за контроль возлагается на высшее руководство компании. Именно руководство обладает полномочиями по управлению рисками и обеспечению эффективности деятельности. Однако система внутреннего контроля не ограничивается руководством и включает в себя всех сотрудников Компании. Этот процесс затрагивает все уровни организации деятельности, поэтому возникает вопрос, как можно проверить эффективность системы внутреннего контроля.
На данный момент, как в российской, так и в международной практике, организация системы внутреннего контроля осуществляется в контексте компонентов, определенных в модели COSO, а оценка IC разделена на 2 основных направления. Оценка эффективности системы внутреннего контроля и операционной эффективности. В то же время действующая нормативная база не имеет единой методологии оценки SEC. Существующие рекомендации Министерства финансов не содержат критериев эффективности или неэффективности компонентов вышеуказанного внутреннего контроля. В то же время некоторые функции, традиционно возлагаемые на систему внутреннего контроля во многих организациях, стали выполняться Службой внутреннего аудита (СВА). Первоначально он был разработан как деятельность по предоставлению независимых и объективных гарантий и консультаций, направленных на улучшение работы организации.
Из-за недостаточной степени развития существующей законодательной базы широко распространено дублирование сфер ответственности за внутренний контроль и внутренний аудит. Согласно опросу, проведенному PwC в сотрудничестве с органами внутреннего аудита, около 31% внутренних аудиторов участвуют в консалтинговых проектах, а 41% внутренних аудиторов оценивают качество стратегического управления рисками, что указывает на фрагментацию функций внутреннего аудита.
Таким образом, актуальность данной темы также обусловлена такими факторами, как отсутствие четкого разделения прав и обязанностей между отделом внутреннего контроля и департаментом внутреннего аудита, относительная неразвитость функции внутреннего аудита в большинстве хозяйствующих субъектов и отсутствие методологии оценки системы внутреннего контроля.
Объект исследования – ПАО «Газпром» филиал в г. Красноярске. Предмет исследования – инструменты системы внутреннего контроля в организации.
Цель работы: анализ системы внутреннего контроля в бизнесе.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- провести исследование системы внутреннего контроля на современном этапе экономики
- провести комплексный анализ текущего состояния развития отрасли
- оценить текущую деятельность предприятия;
- исследовать и проанализировать современные подходы механизма внутреннего контроля предприятия;
- разработать направления внедрения современных технологий внутреннего контроля на предприятии
- провести комплексную оценку эффективности использования методов внутреннего контроля организацией.
Теоретическими и методологическими основами явились фундаментальные теории: институциональная теория, теория общественного выбора. Для решения поставленных задач в работе применялся институциональный подход для анализа, системный и статистический анализ для количественной оценки эффективности функционирования объекта исследования. В процессе написания работы применялись общенаучные и специальные методы: системный подход, сравнительный анализ и синтез, индукция и дедукция, приемы логического мышления, статистико-экономический метод.
Информационной базой исследования явилась учебная и периодическая литература, монографии российских ученых, материалы специальных периодических изданий, а также данные объекта исследования.
Эмпирическую базу исследования составляют как официальные документы, статистические данные, так и вторичный анализ результатов экономических исследований.
Структура работы обусловлена поставленной целью и задачами и состоит из трех глав, введения, заключения и библиографического списка.
1. Особенности организации и функционирования системы внутреннего контроля управления транснациональных энергетических компаний
1.1. Исследование системы внутреннего контроля на современном этапе экономики
Внутренний контроль – это система мероприятий, организованных руководством компании и проводимых в компании для достижения наиболее эффективного выполнения всеми сотрудниками своих должностных обязанностей при проведении бизнес-операций. Это означает не только функционирование контрольного подразделения организации, но и создание комплексной системы контроля, когда речь идет не только об аудиторе, но и обо всем аппарате управления компании.
Внутренний контроль - это процесс достижения целей компании, результат действий руководства, которое планирует, организует и контролирует деятельность всей компании и отдельных подразделений. Руководитель компании должен сначала поставить цели, определить задачи компании и отдельных отделов, а затем построить соответствующую организационную структуру. Включает функции эффективной системы документирования и отчетности, разделения полномочий, утверждения, обеспечения мониторинга для достижения поставленных целей и решения поставленных задач Внутренний контроль - это структура, политика, правила и процедуры, обеспечивающие сохранность активов компании и достоверность бухгалтерской отчетности, а также это обеспечивает достаточную надежность [7]:
- транзакция одобрена надлежащим образом,
- операции отражаются в финансовой отчетности своевременно и точно в соответствии со стандартами бухгалтерского учета,
- доступ к активам компании осуществляется на основании соответствующего разрешения,
- физическое наличие актива регулярно проверяется в бухгалтерских записях.
В то же время очевидно, что внутренний контроль как элемент бухгалтерской и финансовой системы не обеспечивает достаточных управленческих функций, особенно управления бизнес-рисками, управления самой организацией. Таким образом, можно сказать, что внутренний контроль является более широким понятием, чем внутренний бухгалтерский контроль. С другой стороны, внутренний контроль следует отличать от общего контроля. Внутренний контроль - это внутренний контроль, в отличие от внешнего контроля, такого как законы и нормативные акты, и контроля со стороны внешних регулирующих органов. В этом контексте понятие внутреннего контроля является синонимом понятия управления бизнесом, оперативного управления.
Для того чтобы выстроить внутренний контроль в конкретной организации, необходимо понимать его концептуальную основу. В частности, необходимо установить, каковы его цели, каковы его основные элементы и на каких принципах основан внутренний контроль. Говоря о внутреннем контроле, важно признать, что он полезен только в том случае, если направлен на достижение определенных целей, а завершение контроля внутренний контроль преследует 5 основных целей [13]:
- надежность и целостность информации;
- соблюдение политики, планов, процедур и законов;
- обеспечение сохранности активов;
- экономичное и эффективное использование ресурсов;
- достижение отделом компании поставленных целей и поручений.
Многие компании по всему миру страдают от неэффективного использования различных видов ресурсов, включая недостаток информации, необходимой для принятия правильных решений, непреднамеренное и преднамеренное искажение отчетов и прямое мошенничество с персоналом и менеджерами. Таких проблем можно избежать, создав эффективную систему внутреннего контроля на предприятии.
На данный момент руководство любой компании предполагает различные подходы, которые помогают более эффективно достигать поставленных перед ней целей. Но самое главное, что является комплексным, - это системный подход к лидерству.
Термины «система» и «системный подход» сегодня довольно широко используются в различных областях знаний. Система (от греч. systema-целое, состоящее из частей; соединения) философия трактует его как совокупность элементов, связанных между собой и образующих некую целостность, единство.
Систему часто определяют как комбинацию взаимосвязанных элементов, объединенных в единое целое, поскольку ее свойства не сводятся исключительно к свойствам составляющих ее элементов. Наиболее важными характеристиками системы являются: наличие различных элементов, среди которых обязательно присутствует системообразующий элемент, связи и взаимодействия элементов, целостность их сочетания (внешняя и внутренняя среда), соответствие свойств элементов и их совокупности в целом [9].
В порядке внутреннего контроля должно быть предусмотрено следующее:
- цель контроля;
- задачи контроля;
- кто будет осуществлять контроль качества деятельности;
- лица, имеющие лицензию на контроль качества (комиссия или служба внутреннего контроля, уполномоченный по качеству);
- функции, права и обязанности лиц, уполномоченных осуществлять надзор;
- взаимодействие лиц, уполномоченных на проведение контроля, с врачебной комиссией, руководителями структурных подразделений;
- сроки проведения контроля;
- каковы причины для проверки;
- меры контроля;
- оформление результатов контроля, их учет.
Контрольный список - это приблизительный список контрольных вопросов, на которые необходимо ответить во время обзора. Использование контрольных списков при проведении плановых проверок в рамках внутреннего контроля необязательно, но допустимо. Контрольные списки со списком контрольных вопросов разрабатываются клиникой. В качестве ориентиров вы можете использовать контрольные списки, утвержденные Росздравнадзором или Национальным институтом качества Росздравнадзора, но не полностью дозированные [5].
Помимо отчета, необходимо разработать и утвердить формы сбора статистических данных, формы мониторинга, формы оценки состояния здоровья и план корректирующих действий для обеспечения качества результатов внутреннего контроля.
Концептуальные принципы внутреннего контроля?:
каждый сотрудник организации должен понимать, что комплексная политика управления - это внутренняя среда компании: этические ценности, стиль управления, процесс принятия решений, делегирование полномочий и принятие ответственности, кадровая политика, возможности сотрудников и, самое главное, отношение руководства компании к системе внутреннего контроля;
- система внутреннего контроля должна обеспечивать постоянное выявление, анализ рисков, с которыми сталкивается компания, и управление ими для достижения поставленных целей;
- необходимо обеспечить учет и отчетность, разделение полномочий, доступ к активам и мониторинг;
- требуется система авторизованного доступа к информации: соответствующая информация доступна тем, кто в ней нуждается, благодаря возложенным на них функциям/обязанностям.
- мониторинг самой системы внутреннего контроля должен работать и необходим для определения ее эффективности.
В 2003-2005 годах Европейская комиссия предложила «10 приоритетов для улучшения и гармонизации качества обязательных аудитов в Европейском Союзе» и «План действий по модернизации корпоративного права и совершенствованию корпоративного управления в Европейском Союзе». Эти рекомендательные документы, по сути, стали обязательными для европейских компаний. Что касается России, то до 2012 года система обязательного внутреннего контроля действовала только в банковском и инвестиционном секторах. Для многих компаний создание комитета по аудиту, который управляет работой аппарата управления и отчитывается перед владельцами на ежегодном собрании, также регулируется законом. Это:
- общества с ограниченной ответственностью;
- акционерные общества;
- потребительские кооперативы;
- гражданские некоммерческие организации (общества собственников жилья, дачно-строительные кооперативы и т.д.);
- негосударственный пенсионный фонд.
Всесторонняя заинтересованность в эффективной организации системы внутреннего контроля была установлена Федеральным законом «О бухгалтерском учете» (№402-ФЗ). Однако универсального «способа» построения эффективной системы внутреннего контроля для каждой конкретной организации не существует ни во внутреннем регулировании, ни в международном праве. Серьезную методологическую поддержку по установлению внутреннего контроля в организации оказывает институт внутренних аудиторов. Членами этой ассоциации экспертов являются крупнейшие аудиторские и консалтинговые компании и представители корпораций с многолетним активным опытом эксплуатации этих систем [11].
В соответствии с действующим законодательством основными задачами, возложенными на службу внутреннего контроля, являются:
- обеспечение соблюдения сотрудниками требований закона;
- соблюдение процедур и полномочий при определении документов и принятии решений;
- обеспечение сохранности активов;
- обеспечение эффективного управления рисками хозяйственной деятельности;
- взаимодействие с внешними аудиторами и органами государственного управления.
Однако внутренний контроль не обязательно является еще одной службой внутри организации. Функции управления и индивидуальные процедуры проверки могут выполняться отдельными администраторами или персоналом. В большинстве организаций малого и среднего бизнеса должно работать внутреннее бухгалтерское управление - контроль, осуществляемый бухгалтерскими службами в процессе обработки и учета экономической информации. Основными средствами внутреннего бухгалтерского контроля являются [18]:
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 16.12.2019) // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 3.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) // Собрание законодательства РФ, N 31, 03.08.1998, ст. 3824.
4. Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» // «Собрание законодательства РФ», 05.01.2009, N 1, ст. 15.
5. Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» // Собрание законодательства РФ, 12.12.2011, N 50, ст. 7344.
6. Алборов, Р.А. Аудит в организациях промышленности, торговли и АПК. 3-е издание / Р.А. Алборов. - М.: Дело и сервис, 2017. - 464 c.
7. Арабян, К. К. Организация и проведение аудиторской проверки: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Финансы и кредит» / К. К. Арабян. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИДАНА, 2016 - 551 с.
8. Аудит / ред. В.И. Подольский. - М.: Экономистъ, 2017. - 494 c.
9. Бабаев, Ю.А. Бухгалтерский учет, анализ и аудит внешнеэконом. деятельности: Учебник / Ю.А. Бабаев, А.М. Петров, Ж.А. Кеворкова и др. - М.: Вузовский учебник, 2018. - 352 c.
10. Бариленко В. И. Комплексный анализ хозяйственной деятельности: учебник и практикум для академического бакалавриата / В. И.Бариленко. М.: Издательство Юрайт. 2016. - 455 с.
11. Бреславцева, Н.А. Основы бухгалтерского учета и аудита в сферах сервиса и туризма (для бакалавров) / Н.А. Бреславцева. - Рн/Д: Феникс, 2017. - 320 c.
12. Брыкова, Н.В. Основы бухгалтерского учета, налогов и аудита: Учебник / Н.В. Брыкова. - М.: Academia, 2017. - 77 c.
13. Буеави А.Ф. Модель долгосрочных финансовых отношений между государством и нефтедобывающими корпорациями с целью увеличения инвестирования в разработку нефтегазовых месторождений /А.Ф. Буеави // Экономика, предпринимательство и право. – 2019. – Том 9. – № 3. – с. 143-150.
14. Володина, О. А. Стратегический и инновационный менеджмент: Учебное пособие / О.А. Володина. – М.: Academia, 2019. – 446 c.
15. Городнова Н.В. Индустриальный интернет вещей в России: сущность и перспективы / Н.В. Городнова // Вопросы инновационной экономики. – 2022. – № 3. – с. 52-63.
16. Денисова Е.Д., Кривцова Д.В., Комнатная Ю.А., Андросова А.В. Координация как инструмент обеспечения рационального функционирования системы управления в контексте процесса контроллинга / Е.Д. Денисова, Д.В Кривцова, Ю.А. Комнатная, А.В. Андросова // Российское предпринимательство. – 2019. – Том 20. – № 2. – с. 575-592.
17. Жизненный путь и цикл развития организации: Практическое пособие/М.М.Панов – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. – 98 с.
18. Зорина Н.А., Черепнин И.А. Трансформация мотивационной системы организации под влиянием факторов внешней и внутренней среды / Н.А. Зорина, И.А. Черепнин // Экономика труда. – 2019. – Том 6. – № 1. – с. 385-398.
19. Каравайцева А.А. Стратегическое управление. Основные понятия и определения // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития : материалы III Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 11 дек. 2016 г.). В 2 т. Т. 2 / редкол.: О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. – С. 176-177.
20. Ким Л.В., Егорова А.Д. Мифы и реальность внутреннего аудита на примере компаний нефтегазового сектора // Экономика и бизнес: теория и практика. 2020. № 2-1(60). С. 123-128.
21. Кирина И.Л. Стратегическое планирование как основа повышения эффективности деятельности предприятия / И.Л. Кирина, А.А. Павлова // Экономическая наука сегодня: теория и практика : материалы VIII Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 29 дек. 2017 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. – С. 29-31.
22. Комплексный анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник/Савицкая Г.В., 7-е изд., перераб. и доп. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016 – 608 с.
23. Кузык, Б. Прогнозирование, стратегическое планирование и национальное программирование: Учебник / Б. Кузык, В. Кушлин, Ю. Яковец. - М.: Экономика, 2017. - 604 c.
24. Лавренко С.В. Финансовый контроль в системе обеспечения национальной безопасности: институциональный аспект/ С.В.Лавренко, А.В. Романова // Финансы и кредит. — 2020. — №26(410). — С.58-62.
25. Лапыгин, Ю.Н. Стратегический менеджмент: Учебное пособие / Ю.Н. Лапыгин. – М.: Инфра-М, 2018. – 400 c.
26. Лещенко Ю.Г. Совет по финансовой стабильности: перспективы развития механизма глобального регулирования / Ю.Г. Лещенко // Вопросы инновационной экономики. – 2018. – Том 8. – № 2. – с. 197-222.
27. Макаров И.Н., Гудович Г.К., Соколов В.П., Спесивцев В.А. Проект и концессия как финансовые модели государственно-частного партнерства: финансово-контрольные и учетные аспекты функционирования / И.Н. Макаров, Г.К, Гудович, В.П. Соловьев, В.А. Спесивцев // Российское предпринимательство. – 2018. – Том 19. – № 7. – с. 2043-2054.
28. Менеджмент: основные термины и понятия: Словарь / Г.В. Кисляков, Н.А. Кислякова. – 2-е изд. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. – 176 с.
29. Мирошниченко Е.Б., Никифорова Л.Е. Внедрение контроллинга в практику управления: оценка результативности / Е. Б. Мирошниченко, Л.Е. Никифорова // Креативная экономика. – 2018. – Том 12. – № 8. – с. 1165-1178.
30. Мирошниченко Е.Б., Никифорова Л.Е. Организационно-методический механизм внедрения контроллинга в российскую практику менеджмента / Е. Б. Мирошниченко, Л.Е. Никифорова // Креативная экономика. – 2018. – Том 12. – № 1. – с. 73-90.
31. Новые подходы и методы обеспечения устойчивого развития предпр. структур: Теория организации, самоорганизации и управления / Под ред. Подлесных В.И. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. – 304 с.
32. Носуля Д.Е., Тирова С.С. Правовое регулирование государственного финансового контроля в РФ // Аллея науки. 2018. Т. 3. № 1 (17). С. 628-631.
33. Овсянников Л.Н. Становление государственного финансового контроля// Финансы. — 2019. — № 6. — С. 59-64.
34. Основы управленческой экономики предприятия (фирмы) / Асадуллин Р.Г., 2-е изд., стереотипное – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. – 423 с.
35. Основы эффективного менеджмента: Учебное пособие А.Н. Хижняк, И.Е. Светлов. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. – 320 с.
36. Парадигмы корпоративного роста: монография / Кузьмин С.С. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. – 225 с.
37. Попова В.Е. Основы организации системы государственного финансового контроля / В.Е. Попова // Современные научные исследования и разработки. 2017. № 9 (17). С. 618-619.
38. Растегаева Ф.С., Нафикова Р.Р. Цифровизация системы внутреннего контроля / Ф.С. Растегаева, Р.Р. Нафикова // Креативная экономика. – 2022. – Том 16. – № 9. – С. 3529-3542.
39. Растегаева Ф.С., Халитова А.З. Технологии «спектра автоматизации» как фактор модификации внутреннего аудита (третьей линии защиты) / Ф.С. Растегаева, А.З. Халитова // Креативная экономика. – 2019. – Том 13. – № 3. – с. 559-572.
40. Рау Э.И. Становление службы внутреннего аудита как инструмента развития и безопасности бизнеса в практике российских компаний / Э.И. Рау // Российское предпринимательство. – 2018. – Том 19. – № 6. – с. 1879-1890.
41. Решеткина М.А. Основные проблемы государственного финансового контроля в РФ / М.А. Решеткина // Тенденции развития науки и образования. 2017. № 32-1. С. 22-24.
42. Сафиуллин М.Р., Савеличев М.В., Ельшин Л.А., Моисеев В.О. Блокчейн как составляющая макрогенерирующего кластера шестого технологического уклада / М.Р. Сафиулин, М.В. Савеличев, Л.А. Ельшин, В.О. Моисеев // Вопросы инновационной экономики. – 2020. – № 3. – c. 1509-1522.
43. Трухина Н.В. Риск-ориентированный внутренний аудит в современной структуре государственного управления /Н.В. Трухина // Петербургский экономический журнал, 2021. № 3. С. 85-91.
44. Хуаныш Л. Проблемы организации внутреннего контроля на промышленных производственных предприятиях Республики Казахстан / Л. Хуаныш // Российское предпринимательство. – 2018. – Том 19. – № 4. – с. 1065-1082
45. Информационно-аналитические материалы ПАО «Газпром» [Электронный ресурс]: – 2022 – Режим доступа: http://www.gazprom.ru/projects/inform/support Дата обращения: 11.10.2023