Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы курсовой работы обосновывается тем, что на современном этапе развития необходимо совершенствовать деятельность таможенных органов, развивая направления их деятельности, поскольку с помощью фискальных и защитных функций таможенных органов государство может обеспечивать защиту интересов отечественных производителей, а также защищать собственные экономические интересы.
Отметим, что направления развития таможенных органов в условия интеграции в мировую экономику, является важным вопросом, который регулярно рассматривается Правительством Российской Федерации совместно с представителями крупнейших российских общественных объединений. Составляются долгосрочные и среднесрочные платны развития таможенной службы. Таможенные органы Российской Федерации – органы государственной власти, осуществляющие деятельность в области таможенного дела. Переход России на инновационный принцип развития экономики и последующее формирование эффективной интеграции в мировую экономику, а также изменение масштабов и форм внешнеэкономической деятельности формирует предпосылки для модернизации таможенной деятельности и разработки концепций развития таможенных органов на долгосрочную перспективу.
Стратегия развития таможенных органов называет основные цели, задачи и направления развития таможенных органов, а также является основой для создания планов развития на долгосрочную перспективу. Становление и развитие таможенной службы России неразрывно связано с историей российской государственности. Во все века лучшие люди страны стояли на переднем рубеже защиты экономических интересов государства.
Объектом исследования данной работы является таможенное дело в России.
Предметом исследования является развитие таможенного дела в России.
Цель исследования – рассмотреть современные тенденции развития экономики таможенного дела.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
исследовать понятие, задачи и уровни экономики таможенного дела как практики и как науки;
охарактеризовать исторический анализ становления экономики таможенного дела;
дать анализ факторов, влияющих на развитие экономики таможенного дела;
определить исследование тенденций развития экономики таможенного дела;
рассмотреть основные проблемы развития экономики таможенного дела на современном этапе;
изучить перспективы дальнейшего развития экономики таможенного дела в соответствии со стратегическими направлениями деятельности таможенных органов.
Теоретическую основу работы составляют труды российских и зарубежных ученых, таких как А. С. Кульбекова, Ю.В. Киосе, А.А. Мигел, М. В. Непарко, Ш. Ш. Аширова, О.М. Петрушина, Т.В. Черникова, Г.Л. Харитонов, И.А. Дзирун а и др., данные федеральной службы государственной статистики и информация с интернет ресурсов.
Методами исследования в работе являются: обработка данных, анализ научных источников, научной литературы, учебников и пособий по исследуемой проблеме. Информационную базу для написания работы составили труды ученых, учебные пособия по исследуемой проблеме и ресурсы глобальной сети Интернет.
Структура работы включает в себя: введение, три главы, заключение, список использованных источников и приложения.
Глава 1. Теоретические основы становления экономики таможенного дела как науки и как практики
1.1. Понятие, задачи и уровни экономики таможенного дела как практики и как науки
Таможенное дело в Российской Федерации представляет собой совокупность средств и методов обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, а также запретов и ограничений при ввозе товаров в Российскую Федерацию и вывозе товаров из Российской Федерации (ст. 2 Закона о таможенном регулировании в Российской Федерации). 3 июля 2019 г. в ходе совместного заседания Экспертно-консультативного совета по реализации таможенной политики (ЭКС) и Общественного совета при ФТС России деловым кругам был представлен проект Стратегии развития российской таможни до 2030 года. По словам В. Булавина, главной целью стратегии предлагается определить формирование качественно новой, насыщенной «искусственным интеллектом», быстро перенастраиваемой, информационно связанной с внутренними и внешними партнерами, умной таможенной службы, незаметной для законопослушного бизнеса и результативной для государства .
На сайте ФТС России сообщается, что «в документе определены ключевые направления развития таможенной службы: цифровизация и автоматизация, содействие в развитии экспортно-ориентированных секторов национальной экономики, обеспечение прозрачности совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля, улучшение условий ведения предпринимательской деятельности и инвестиционного климата в России, создание благоприятной среды для деятельности участников ВЭД и ряд других.
В Стратегии впервые сформулирована миссия таможенной службы: «Содействие развитию международной торговли, росту товарооборота и несырьевого экспорта, обеспечение национальной безопасности Российской Федерации, полноты взимания таможенных платежей, достижение высокого качества таможенного администрирования, создание конкурентных преимуществ для законопослушных участников ВЭД». Важность ведения конструктивного диалога таможни и бизнеса, а также высокий уровень проработанности проекта Стратегии отметил председатель Общественного совета при ФТС России Леонид Лозбенко. Леонид Лозбенко: «Представленная сегодня Стратегия – единственная в мире в своем роде. Ни одна из зарубежных таможенных служб не приняла стратегического документа своего развития на столь долгий срок. Отдельного хотелось бы отметить, что в Стратегии учтены предложения бизнес-сообщества».
В формировании мер таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности участвуют органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Реализация комплекса таможенно-тарифных мер регулирования ВЭД возлагается на таможенные органы. В каждой стране таможенные органы образуют единую централизованную систему, включающую орган государственной исполнительной власти, обладающий полномочиями в области таможенного дела, таможни и таможенные посты. В странах с федеративным устройством могут создаваться региональные таможенные управления (РТУ).
Таможенное дело – это особая область практической деятельности, часть национальной экономики, ее общественного (государственного) сектора, в которой таможенные органы без вмешательства региональных и местных органов власти, общественных объединений осуществляют на основе единой технологии таможенные работы и услуги, обеспечивающие реализацию их регулятивных, контрольных, экономических и информационно-аналитических функций.
Таможенное дело характеризуется следующими особенностями:
̶ является собой организационно оформленной системой, которая включает субъектов двух видов: управляющую подсистему – орган государственной исполнительной власти, обладающий полномочиями в области таможенного дела, и управляемые подсистемы – региональные и специализированные таможенные управления, таможни и таможенные посты, а также подведомственные таможенные лаборатории, научно-исследовательские учреждения и учебные заведения, предприятия и организации;
̶ представляет финансируемую из государственного бюджета часть общественного сектора экономики;
̶ обеспечивает выполнение таможенных работ и оказание таможенных услуг и выступает как «чистая» экономическая отрасль, поскольку все входящие в нее организации заняты выполнением только таможенных операций.
Таможенное дело относится к ведению органов государственной власти и представляет собой совокупность средств и методов обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, а также запретов и ограничений при ввозе товаров в страну и вывозе товаров из страны.
Понятие «экономика таможенного дела» имеет несколько толкований.
Во-первых, это хозяйство таможенной
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 21.07.2014 № 11–ФКЗ, с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Собрание законодательства РФ. – 1993. – 20 декабря.
2. Анохина, О. Г. Комментарий к Таможенному кодексу Таможенного союза / О.Г. Анохина. - М.: Проспект, КОДЕКС, 2022. - 448 c.
3. Анохина, О.Г. 110 вопросов и подробных ответов для подготовки к экзамену специалистов по таможенным операциям. Учебное пособие / О.Г. Анохина. - М.: Проспект, 2020. - 402 c.
4. Бекяшев, К. Таможенное право: учебник. - 3-е издание, переработанное и дополненное. / К. Бекяшев, Е. Моисеев. - М.: Проспект, 2018. - 336 с.
5. Боков, К. И. Становление и развитие таможенного дела и таможенного законодательства в России в XIX – начале XX века / К.И. Боков. - М.: Проспект, 2020. - 172 c.
6. Буваева, Н. Э. Международное таможенное право : учебник для бакалавриата и магистратуры / Н. Э. Буваева, А. В. Зубач ; под общ. ред. А. В. Зубача. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2019. – 298 с.
7. Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза (Проект) России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru
8. Жукова, Е.В. Деятельность таможенных органов Российской Федерации по контролю за поступлением таможенных платежей в бюджет / Е.В. Жукова, А.Ю. Федоренко, О.М. Петрушина // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2021. – № 5-2 (56). – С. 171-175.
9. «Изменения в ставки вывозных таможенных пошлин с 1 января 2022 года». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.alta.ru/laws_news/85288/?ysclid=lfdrnxch32570873651
10. Кульбекова, А. С. Анализ стратегий развития управления в таможенных органах РФ 2020 и 2030 гг. / А. С. Кульбекова. // Молодой ученый. – 2022. – № 42 (437). – С. 303-305.
11. Киосе, Ю.В. Взимание таможенных платежей при импорте товаров в РФ: практика реализации и направления совершенствования / Ю.В. Киосе, А.А. Мигел // Russian Economic Bulletin. – 2022. – Т. 5. № 2. – С. 271-275.
12. Макрусев, В.В. Таможенные услуги: маркетинг, регламентирование, управление : учебник / В.В. Макрусев. – М.: Проспект, 2021. – 400 с.
13. Министерство Финансов РФ: официальный сайт. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.minfin.ru.
14. Непарко, М. В. Эволлюция взимания таможенных платежей / М. В. Непарко, Ш. Ш. Аширова // Заметки ученого. – 2019. – № 3 (37). – С. 100-103.
15. Официальный сайт Российской Академии наук [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.ras.ru/
16. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.gks.ru
17. Петрушина, О.М. Анализ взимания таможенных платежей и контроля за их поступлением в федеральный бюджет / О.М. Петрушина, Т.В. Черникова, Г.Л. Харитонов, И.А. Дзирун // Евразийское пространство: экономика, право, общество. – 2022. – № 5. – С. 54-57
18. Петрушина, О.М. Проблемы взимания таможенных платежей при импорте товаров и основные направления по совершенствованию их уплаты / О.П. Петрушина, К.А. Петрухина // Дневник науки. – 2020. – № 4 (40). – С. 47.
19. Покровская, В. В. Таможенное дело в 2 ч. Часть 2 : учебник для академического бакалавриата / В. В. Покровская. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2019. – 344 с.
20. Стратегия научно – технического прогресса в Российской Федерации на долгосрочный период [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://sntr-rf.ru/materials/strategiya-nauchnotekhnologicheskogo-razvitiya-rossiyskoy-federatsii-na-dolgosrochnyy-period/
21. Распоряжение Правительства РФ от 23.05.2020 № 1388-р «О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года» [Электронный ресурс] // Справочно–правовая система «Консультант Плюс» – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140447/.
22. Тимошенко, И. В. Таможенное право. Конспект лекций / И.В. Тимошенко. - М.: Феникс, 2022. - 320 c.
23. Федеральная таможенная служба: официальный сайт. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.customs.ru.
24. ФТС России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.customs.ru/.
25. Шутова, В. Метрологическое обеспечение таможенной экспертизы / В. Шутова. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2021. - 100 c.
26. Ящишин, С. Т. Основы теории, экономики и практики таможенной деятельности / С.Т. Ящишин, Г.С. Осипов. - М.: Элмор, 2020. - 128 c.