Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В настоящее время уровень преждевременных родов в мире достигает достаточно высоких значений, а именно: каждый год рождаются недоношенными около 15 миллионов детей. В России, по сведениям Росстата, недоношенность достигает 8% [1]. По данным ВОЗ на сроке до 28 недель гестации в мире рождается примерно от 1,5 до 5% недоношенных детей, от 0,4-0,5% детей рождаются с экстремально низкой массой тела.
Проблема помощи семьям, имеющим недоношенного ребенка, в последнее время приобрела особенно большую актуальность, поскольку с 27 декабря 2011 года в Российской Федерации приняты новые критерии Всемирной организации здравоохранения, согласно которым живорождением является момент отделения плода от организма матери посредством родов при сроке беременности 22 недели и более, при массе тела новорожденного 500 грамм и более. [1]
Потребность в квалифицированных кадрах, умеющих работать с недоношенными новорожденными, стоит довольно остро. Для осуществления выхаживания, лечения, решения этических проблем, а также для последующего амбулаторного наблюдения требуется участие врача-неонатолога, педиатра и медицинской сестры, работа которой необходима на всех этапах выхаживания недоношенного ребенка.
Объектом данного исследования в курсовой работе является явление недоношенности и влияние медицинской сестры на семьи, которые столкнулись с данным явлением в своей жизни.
Предметом исследования будет являться профессиональная деятельность среднего медицинского персонала.
Цель курсовой работы – изучить влияние медицинской сестры на родителей недоношенных детей.
Задачи – показать важность сестринской помощи для семей, имеющих недоношенных детей, создать благоприятную обстановку в семье, применив семейноориентированный подход в выхаживании недоношенных детей.
Глава 1 Медико-организационные вопросы оказания помощи новорожденным в РФ
1.1 Основные понятия: доношенность, недоношенность, переношенность
Доношенный ребенок – ребенок, который родился на сроке 38-42 недели беременности. Большое количество новорожденных, являющихся доношенными, рождаются с массой тела более 2500 г и длиной тела более 46 см, но 10% новорожденных имеют вариабельные массо-ростовые показатели: как более высокие, так и более низкие.
Недоношенный ребенок – ребенок, родившийся на сроке до окончания 37 недели беременности. До 80% недоношенных имеют массу тела меньше 2500 г, а длину тела меньше 45 см. Остальные 20% недоношенных имеют массу тела и рост, которые характерны для доношенных детей. Не смотря на нормальную массу тела у недоношенных новорожденных отмечается морфофункциональная незрелость.
Условно выделяют 4 степени недоношенности по гестационному возрасту:
• I — 35—37 недель беременности
• II – 32 – 34 недели беременности
• III – 29 – 31 неделя беременности
• IV – 26 – 28 недель беременности (глубоко недоношенные) [2]
Переношенный ребенок – ребенок, который родился на сроке 42 недели беременности и более. Массо-ростовые показатели у переношенных новорожденных обычно в значительной степени превышают среднестатистические показатели доношенных новорожденных. Если показатели массы тела и роста относительно низки, то данный феномен указывает на прогрессирующую плацентарную недостаточность. Стоит отметить морфологические показатели
переношенных новорожденных: сухая кожа, склонная к шелушению, мацерации, прокрашивание пуповины, оболочек последа первородным калом – меконием.
Категории детей, которые выделяются на основании результата первичного взвешивания, вне зависимости от гестационного возраста:
• дети с низкой массой тела – дети любого гестационного срока, имеющие при рождении массу тела менее 2500 г
• дети с очень низкой массой тела – дети любого гестационного срока, имеющие при рождении массу тела менее 1500 г
• дети с экстремально низкой массой тела – дети любого гестационного срока, имеющие при рождении массу тела менее 1000 г. [3]
1.2 Факторы риска недоношенности
• Социально-экономические и демографические – вредности на производстве, роды вне брака, ухудшение экологической обстановки, скрытое голодание женщин вследствие обнищания населения и т.д;
• социально-биологические – возраст первородящей до 18 лет и более 30 лет, влияние возраста и состояние здоровья отца не менее важно (моложе 18 и старше 50 лет).
• Клинические – со стороны матери - хронические заболевания почек, сердечно-сосудистой системы, эндокринной системы; острые инфекционные заболевания; гинекологическая патология; осложнения беременности (особенно поздний токсикоз); отягощение акушерского анамнеза предшествующими абортами и выкидышами (истмико-цервикальная недостаточность); травмами (в том числе психическими); интоксикацией (курение, алкоголь, наркотики); иммунологической несовместимостью в системе мать—плод (резус-конфликт и групповой конфликт). Со стороны плода причинами невынашивания могут быть: генетические
заболевания (в том числе хромосомная патология); внутриутробные инфекции. [2]
1.3 Анатомо-физиологические особенности недоношенного ребенка
Существуют анатомо-физиологические особенности, характерные для недоношенных и кардинально отличающие их от доношенных детей. Характерной особенностью недоношенных детей является незрелость всех органов и систем, в связи с рождением в ходе преждевременных родов. Вследствие этого в перинатальном периоде отмечают возникновение разного рода осложнений, а также срыв процессов адаптации.
Недоношенные и дети, имеющие низкую массу тела, представляют собой группу риска перинатальных потерь и инвалидности. [3]
Физикальный осмотр: телосложение недоношенного ребенка имеет характерные особенности: голова относительно большая, преобладает мозговая часть, черепные швы, малый и боковой роднички открыты, подкожно-жировая клетчатка развита слабо. На теле обращает на себя внимание большое количество пушковых волос. Поскольку кости недоношенного недостаточно минерализованы, отмечается податливость костей черепа, мягкость ушных раковин. У мальчиков не завершен процесс опущения яичек в мошонку, у девочек отмечается зияние половой щели, из-за недоразвития половых губ.
Нервная система: у недоношенного ребенка кора больших полушарий незрелая, вследствие чего ребенок рождается слабым, с пониженным мышечным тонусом. Если вес ребенка составляет менее 900 г, то мышечный тонус может и вовсе отсутствовать (атония). Крик у недоношенных слабый, ребенок адинамичен. Сухожильные рефлексы также отличаются слабостью или даже могут отсутствовать. Процесс терморегуляции нарушен вследствие незрелости головного мозга, ребенок не способен удерживать температуру тела в норме, что может привести к переохлаждению или перегреванию. Нарушение терморегуляции - один из главных факторов риска для формирования осложнений во время периода адаптации недоношенных детей к окружающей среде.
Незрелость центральной нервной системы, незавершенная миелинизация нервных волокон, склонность к мышечной гипотонии и угнетению ЦНС у недоношенных детей приводят к угнетению или слабой выраженности сосательного рефлекса, формирование которого начинается к 32 неделе гестации, слабой невыраженной перистальтической волне. [3]
Дыхательная система у недоношенного ребенка несовершенна. Отмечается узость верхних дыхательных путей, высокое стояние диафрагмы относительно доношенных детей, податливость грудной клетки, перпендикулярное расположение ребер относительно к грудине, у глубоко недоношенных детей – западение грудины. Дыхание ослабленное, поверхностное. Частота дыхания от 28 до 76 в минуту, объем дыхания сниженный. Характерен периодический дыхательный ритм с частыми апноэ. Дыхательные паузы могут составлять до 25% от времени вдоха. Периодическое дыхание у недоношенных может сохраняться до возраста 3х месяцев. У недоношенных новорожденных наблюдаются недостаточное развитие легочных альвеол, а также капиллярной сети легких, сниженное содержание сурфактанта, низкая растяжимость ткани легких, что приводит к их недостаточному расправлению, развитию расстройств гемодинамики.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Оналбаева, Б.Ж. Современное состояние проблемы недоношенных детей, родившихся с экстремально низкой массой тела. / Оналбаева Б.Ж., Байгазиева Г.Ж., Жубанышева К.Б., Ерназаркызы А., Бакир А.М., Сарбас А.А., Шим В.Р. // Вестник Казахского Национального медицинского университета – 2020. - №4. – С. 207 – 211.
2. Демидова, Т. В. Сестринский уход за недоношенным новорожденным. Учебное пособие. / Т. В. Демидова. Иркутск: ИГМУ, 2013 — 53 c.
3. Неонатология. Национальное руководство. / под ред. Я.Я. Володина. – ГЭОТАР-Медиа. 2020. – 750 с.
4. Байбарина Е.Н., Сорокина З.Х., Ермолаева Е.И., Киричок Е.В. Совершенствование системы оказания помощи новорожденным на территориальном уровне /Современные подходы к выявлению, лечению и профилактике перинатальной патологии. Материалы V съезда РАСПМ. – М., 2005, с. 31.
5. Волова М.В. Статья в сборнике трудов конференции. Этапы реабилитационной помощи недоношенным детям. 2016 г. С. 21-28
6. Неонатология: учеб. пособие в 2 т. / Н. П. Шабалов. - 6-е изд., испр. и доп. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2016. - с. 704.
7. Тульчинская, В.Д. Соколова, Н.Г. Шеховцова, Н.М. Сестринское дело в педиатрии / В.Д. Тульчинская, Н.Г. Соколова, Н.М. Шеховцова — 20-е изд. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2015 — 384 c.
8. Неонатология [Электронный ресурс] : в 2 т. Т.1 / под ред. Т.Л. Гомеллы, М.Д. Каннингама и Ф.Г.Эяля ; пер. с англ. Под ред. д-ра мед. Наук, проф. Д.Н. Дегтярева. – Эл. Изд. – Электрон. Текстовые дан. (1 файл pdf : 713 с.). – М. : БИНОМ. Лаюлратория знаний, 2015.
9. Сестринский уход за новорожденными в амбулаторно-поликлинических условиях: учебное пособие. Зелинская Д.И., Кешишян Е.С., Терлецкая Р.Н. и др. / Под ред. Д.И. Зелинской. 2010. - с. 176.
10. Избранные клинические рекомендации по неонатологии / под ред. Е.Н. Байбариной, Д.Н. Дегтярева. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2016. – с. 240.