Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность работы. В современной образовательной среде гражданское и патриотическое воспитание школьников является частью общегражданской культуры и основой общегражданского воспитания. Это, несомненно, имеет особую актуальность и значимость, поскольку патриотизм и гражданственность можно рассматривать как основу всех общепринятых человеческих ценностей, таких как образ жизни человека, его духовно-нравственные принципы, права и свободы личности и др.
Период школьного возраста благоприятен для воспитания патриотизма и гражданственности, поскольку школьник часто стремится подражать взрослым и отвечает им доверием. Именно школьный возраст открывает большие возможности для воспитания детей в самом широком спектре, в том числе и в патриотическом воспитании. Методологические основы развития и воспитания личности были обоснованы в работах авторов М.В. Демина, О.Г. Дробницкого, М.С. Кагана, Е.Н. Шиянова и др.
Значительное место в сохранении и преумножении историко-культурного и патриотического наследия народа принадлежит музеям. Музеи помогают формированию у школьников духовно-нравственной, эстетической и художественной культуры. Вопрос изучения музейного дела в образовательной организации можно вывести на новый уровень, поскольку современные музеи оказывают большую помощь всей образовательной системе. Современный культурный потенциал музеев заключается в использовании современных инновационных технологий, интерактивных способов воздействия на детскую и подростковую аудиторию.
Согласно требованиям ФГОС на каждой образовательной ступени, развитие и воспитание субъекта является приоритетной областью образования. Это предполагает создание условий для развития у школьников предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания мира, природы, народного промысла, творчества и др. Главным направлением музейной педагогики является создание многоступенчатой системы музейного образования. Современная музейная педагогика развивается в русле проблем музейной коммуникации и направлена в первую очередь на расширение задач активизации способностей школьника. Она осуществляет поиск новых ценностных ориентиров, методических основ образовательного процесса на основе отечественных педагогических традиций, которые призывают активно использовать краеведческий и иной материал, способствующий формированию гражданственности и патриотизма.
Цель работы: изучить и обосновать пути повышения уровня гражданского и патриотического воспитания средствами музейной педагогики.
Объект исследования: процесс гражданского и патриотического воспитания.
Предмет исследования: метод музейной педагогики в процессе гражданского и патриотического воспитания.
Задачи:
1. Провести анализ понятий гражданское и патриотическое воспитание.
2. Рассмотреть музейную педагогику и её роль в формировании гражданского и патриотического воспитания обучающихся.
3. Описать организационно – педагогические условия повышения уровня гражданского и патриотического воспитания обучающихся средствами музейной педагогики.
4. Предложить методические рекомендации по формированию гражданского и патриотического воспитания обучающихся средствами музейной педагогики.
Методы исследования: теоретические и практические, сравнительный анализ, наблюдение, беседа, анкетирование.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список использованной литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГРАЖДАНСКОГО И ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ, ФОРМИРУЕМОГО СРЕДСТВАМИ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ
1.1. Анализ понятий гражданское и патриотическое воспитание и роль музейной педагогики в их формировании
Патриотизм граждан во все времена играл особую роль в духовной жизни народа. Прежде всего, патриотизм и гражданственность выступают фундаментом государственности и залогом эффективного функционирования всей системы социальных и государственных институтов.
Под гражданским воспитанием понимают систему воспитания и обучения личности, предусматривающую создание условий для становления нравственной гражданской позиции и гражданской компетентности субъекта. Речь идёт об обретении опыта общественно-полезной гражданской деятельности в контексте непрерывного образования. Основной целью гражданского воспитания является воспитание в человеке нравственных идеалов общества, чувства любви к Родине, потребности в деятельности на благо общества и др. Гражданское воспитание тесно связано с нравственным воспитанием, патриотическим воспитанием и правовым воспитанием [11]. Гражданское воспитание представляет собой целенаправленное педагогическое влияние на сознание субъекта путем их приобщения к лучшим образцам отечественной культуры и искусства, развития чувства уважения к истории своего народа, к законам страны, к гражданским правам и обязанностям, формирования чувства ответственности за судьбу своей страны, готовности к гражданскому действию.
Под патриотическим воспитанием понимают систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у подрастающего поколения любви и уважения к Родине, ответственного отношения к своей стране, чувства верности своему Отечеству, готовности защищать его интересы и вносить своей деятельный вклад в его процветание. Воспитание гражданственности и патриотизма - это целенаправленная и систематическая деятельность школ, училищ, техникумов, вузов, различных молодежных организаций и мест отдыха детей и подростков по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Понятие «патриотизм» имеет достаточно широкую трактовку [7].
К.Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством. Именно патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности субъекта, осознающего свою неотделимость и неразрывность с Отечеством. Любовь к Отечеству дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными и родовыми наклонностями.
Необходимость формирования патриотизма сегодня провозглашается многими нормативно-правовыми актами и стратегическими программами, поскольку одной из наиболее актуальных проблем страны в настоящее время является обеспечение целостности и единства ее народов. Так же важно сохранение традиционных и духовных ценностей нашего российского общества. Основные направления для организации гражданского и патриотического воспитания молодежи отражены в перечне документов, где патриотизм рассматривается как основа духовно-нравственного единства страны. Нормативные правовые акты и государственные программы затрагивают множество сфер, таких как:
-сфера физической культуры и спорта;
-молодежная, национальная и семейная политика;
-сфера образования и др.
Основу нормативных правовых документов составляет Конституция РФ. Здесь подчёркивается, что подрастающее поколение является важнейшим приоритетом государственной политики
Фрагмент для ознакомления
3
1. Антонова, А. Д. Патриотизм в современной России: вопросы и проблемы / А. Д. Антонова, Е. С. Сафронова, М. Д. Лучникова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 48 (182). — С. 296-299. — URL: https://moluch.ru/archive/182/46892/ (дата обращения: 10.10.2023).
2. Ахунов, В. М. Музейная педагогика как научная дисциплина: к истории становления [Текст]/В. М. Ахунов// Вестник Московского университета. - 2016. - Сер.20: Педагогическое образование. No 4. С.45-57.
3. Агапова, И.А. Мы – патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия: 1 –11 классы [Текст] / И. А. Агапова, М. А. Давыдова. – Москва: ВАКО, 2018. –366 с.
4. Адаева, Н.В. К пониманию сущности патриотизма и патриотического воспитания учащейся молодежи [Текст] / Н.В. Адаева //Человек и образование. -2012. -No1. –с.130-133.
5. Азаров, Ю.П. Искусство воспитывать [Текст] / Ю.П. Азаров. -М.: Образование, 2017. –231 с.
6. Артюхова, И.С. Ценности и воспитание [Текст] / И. С. Артюхова // Педагогика, 2015. - No4. –с.78-80.
7. Алиева, С.А. Психолого-педагогические предпосылки воспитания патриотизма у детей младшего школьного возраста [Текст]/ С. А. Алиева // Начальная школа. - 2017. -No 9. - С. 17 - 20.
8. Бородина, Е.Н. Наследие: методические рекомендации по нравственно-патриотическому воспитанию детей в художественно-игровой деятельности [Текст] / Е.Н.Бородина. – Екатеринбург: Урал.гос. пед. ун-т, 2016. –115 с.
9. Большаков, В.П. Ценности культуры и время (некоторые проблемы современной теории культуры) [Текст] / В.П. Большаков. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2012. - 112 с.
10. Вырщиков, А.Н. Патриотическое воспитание молодёжи в современном российском обществе [Текст] /А.Н. Вырщиков // Монография. –Волгоград: НП ИПД «Авторское перо». - 2016. -172 с.
11. Гуляева, И.Л. Гражданином быть обязан: формирование гражданской позиции личности [Текст] / И. Л. Гуляева // Русская культура нового столетия: Проблемы изучения, сохранения и использования историко-культурного наследия / Сост. Тихомиров, С. А. -Вологда: Книжное наследие, 2017. -686 с.
12. Данилюк, А.Я. Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования [Текст] / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещение, 2016. ― 29 с.
13. Дмитров, А.Г. Воспитание патриотизма: сущность, задачи, методы [Текст] / А. Г. Дмитров. – М: Триумф, 2015. –299 с.
14. Запорожец, И. Д. Музей и дети. Взаимосвязь эстетического и этического воспитания [Текст]/ И. Д. Запорожец //Искусство в школе. - 2016. - No 4. С.11-18.
15. Кривых, С.В. Педагогические основы патриотического воспитания школьников [Текст] / С.В. Кривых, Г.А. Коновалова. – Новокузнецк: ИПК, 2015. –150 с.
16. Кузнецова, Л.В. Развитие содержания понятий «гражданственность» и «гражданское воспитание» в педагогике XX в. [Текст] / Л. В. Кузнецова // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2016. -No 9. -С. 28 - 35.
17. Кондратьева, Н.В. Сущность понятия «творческие способности» [Текст] / Н.В. Кондратьева // Концепт. – 2015. - No 9. - С. 18.
18. Мусина, В.Е. Патриотическое воспитание школьников [Текст]: учебно-методическое пособие / В.Е. Мусина. — Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2013. —156 с.
19. Пионтковский, В.В. Патриотическое воспитание учащейся молодежи в условиях регионального образования [Текст]/ В.В. Пионтковский // дис. ... д-ра пед. наук. – Якутск, 2016. –346 с.
20. Понятие «Патриотическое воспитание». [Электронный ресурс]. Студенческая библиотека онлайн Studbooks.netURL: http://studbooks.net/1869689/pedagogika/ponyatie_patrioticheskoe_vospitanie (дата обращения: 10.10.2023).
21. Следзевский, И.В. Основные направления гражданско - патриотического воспитания детей и молодежи в российском образовательном пространстве [Текст] / И. В. Следзевский // Внешкольник. - 2017. -No 1. -С. 25 - 28.
22. Стекляр, Г.В. Гражданское и патриотическое воспитание в современных условиях / Г.В. Стекляр // Дополнительное образование и воспитание. –2012. - No1.
23. Табарданова, Т.Б. Методики диагностики качества гражданского образования и патриотического воспитания учащихся основной школы. [Текст] / Табарданова, Т.Б., Федотова Е.В., Скворцова И.В. – Димитровград: УИПКПРО, 2013. –63с.
24. Ушкалова, А.И. Историческая реконструкция – основа военно - патриотического воспитания / А.И. Ушкалова // Дополнительное образование и воспитание. –2014. -No10 –С. 17-20.
25. Циулина, М.В. Патриотическое воспитание школьников: возможности
социообразовательной среды / М.В. Циулина // Воспитание в школе. – 2014. - No 3. – С. 24-32.