Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1 Теоретические основы формирования читательской грамотности у младших школьников
1.1 Понятие «читательская грамотность», сущность и значение
Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской грамотности младших школьников, самосознания себя как грамотного читателя, способного использовать читательскую деятельность как средство самообразования.
В международных исследованиях качества чтения и понимания текстов грамотность определяется как "способность понимать и использовать письменный язык во всем разнообразии его форм для целей, требуемых обществом и ценных для человека".
В последние десятилетия общество осознало важность непрерывного образования, связанного с необходимостью для человека менять различные виды деятельности в течение жизни. Умение читать больше не может рассматриваться как навык, приобретенный в начальном школьном возрасте, а сводится к овладению техникой чтения. Теперь это постоянно развивающийся набор знаний, навыков и умений, то есть качество человека, которое совершенствуется на протяжении всей жизни в различных ситуациях активности и общения. Успешное образование в начальной и основной школе невозможно без обучения учащихся читательской грамотности.
Рассмотрим несколько определений понятия «читательская грамотность».
В своем педагогическом словаре А. М. Новиков отмечает, что "читательская грамотность – это постоянно развивающийся набор знаний, умений и навыков, то есть качество человека, которое совершенствуется на протяжении всей его жизни в различных ситуациях деятельности и общения " [16, с. 257].
По словам Г. С. Ковалевой, "Читательская грамотность - это способность учащихся понимать тексты различного содержания и форматов, размышлять над ними, способность использовать прочитанное в различных жизненных ситуациях". Это определение дано в трудах "Новый взгляд на грамотность" [17, с. 10].
Концепции оценки читательской грамотности учитывают социальные, образовательные и личностные аспекты, которые отражаются в различных ситуациях общения человека с текстом [3]. Далее перечислим их:
* чтение в личных целях (для себя): включает личные письма (включая блоги, чаты, SMS), художественную литературу, биографии и т. д.);
* чтение в общественных целях: включает официальные документы, различного рода информацию о событиях, имеющих общественное значение, и т. д.;
* чтение в практических целях: тексты инструкций, информация о товарах, услугах; реклама; путеводители; расписание движения транспорта; плакаты и т. д.;
* чтение в образовательных целях: включает преподавание, справочная литература, научно-популярные тексты [3].
Чтение - это многогранная способность человека, и результаты его овладения должны быть представлены различными характеристиками, основанными на содержании (типах текстов), проверенных действиях и ситуациях, когда тексты, написанные вне школы, читаются [9].
Выделяют 4 группы навыков чтения. Описание первых трех групп основано на подходах, представленных в работе Г. А. Цукермана.
Различают следующие группы навыков чтения:
1. Поиск и извлечение информации;
2. Интегрирование и интерпретация информации;
3. Понимание и оценивание содержание и формы текста;
4. Текстовая информация [5]. Каждая группа включает в себя определенные навыки.
К первой группе относится способность "Находить и извлекать информацию": искать в тексте информацию, представленную в различных формах; определять место нахождения искомой информации; находить и извлекать одну или несколько единиц информации; определять наличие / отсутствие информации; понимать фактическую информацию (сюжет, последовательность событий и т. д.).
Ко второй группе относится способность "Интегрировать и интерпретировать текст": понимать семантическую структуру текста (определять тему, основную мысль/идею, цель текста); понимать значение незнакомого слова или выражения на основе контекста; устанавливать скрытые связи между событиями или утверждениями (причинно-следственные связи, отношения аргумент-контраргумент, тезис-пример, сходство-различие и т. д.); соотносить визуальный образ со словесным текстом; формулировать выводы на основе обобщения отдельных частей текста; понимать чувства, мотивы, характеры героев.
Третья группа "Понимание и оценка содержания и формы текста " включает в себя способность: оценивать содержание текста или его элементы (примеры, аргументы, иллюстрации и т. д.) с точки зрения целей автора; оценивать форму текста (структуру, стиль и т. д.), целесообразность и т. д. В соответствии с целями автора. методов, используемых автором; понять назначение структурной единицы текста; оценить полноту, достоверность информации; выявить противоречия, содержащиеся в одном или нескольких текстах; выразить и обосновать собственную точку зрения на обсуждаемую в тексте тему.
Четвертая группа включает в себя способность "Использовать текстовую информацию": использовать текстовую информацию для решения практической задачи (планирование поездки, выбор телефона и т. д.); формулировать собственную гипотезу на основе информации, полученной из текста; прогнозировать события, ход процесса, на основе которых они могут быть получены. информационная основа текста; предложить интерпретацию нового явления, принадлежащего к тому же классу явлений, которые обсуждаются в тексте; определить взаимосвязь прочитанного с реальностью.
Высокий уровень грамотности указывает на то, что учащийся готов продолжить обучение на следующем уровне образования. Этим учащимся почти больше не нужна помощь в понимании и оценке художественных и информационных текстовых сообщений, которые не выходят далеко за рамки их речевого и жизненного опыта и знаний. Читатели высокого уровня готовы (при соответствующем педагогическом руководстве) овладеть компонентами чтения, которые позволят им расширить и преобразовать свой собственный опыт и знания с помощью новой информации, мыслей, опыта, переданных в письменной форме.
Средний уровень понимания текстов характерен для читателей, которые еще не полностью овладели основами чтения. Чтобы вычесть текстовые сообщения и построить на их основе свои собственные ценности, каждому нужна помощь. Это помогает понять текстовые сообщения, которые не противоречат их собственному опыту, и помогает освоить письменное общение и сотрудничество с собеседниками, чей жизненный опыт и взгляды на мир расходятся с их опытом.
Низкий уровень понимания текстов не позволяет учащимся принять помощь учителя в использовании письменных форм передачи человеческих чувств, мыслей и знаний для самообразования.
В результате изучения всех без исключения предметов в начальной школе учащиеся должны приобрести первичные навыки работы с информацией, содержащейся в текстах, в процессе чтения соответствующих их возрасту литературных, образовательных, научных и информационных текстов [1]. Учащиеся должны сознательно читать тексты, чтобы удовлетворить познавательный интерес, овладеть информацией и использовать ее. Учащиеся должны овладеть элементарными навыками чтения информации, представленной в символической и визуальной форме, получить опыт работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы [16].
Обучающиеся должны развивать такие навыки чтения, как поиск информации, выделение информации, необходимой для решения практической или образовательной задачи, систематизация, сравнение, анализ и обобщение идей и информации, имеющихся в тексте, их интерпретация и преобразование. Учащиеся могут использовать информацию, полученную из различных типов текстов, для установления простых причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений и принятия решений в простых учебных и практических ситуациях.
Человек с сформированной читательской грамотностью может самостоятельно организовать поиск информации, используя учебную литературу, энциклопедии, справочники, в том числе Интернет. Показателем читательской грамотности является критическое отношение к полученной информации, ее сопоставление с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.
Таким образом, читательская грамотность подразумевает практические навыки работы с текстом: умение понимать, анализировать прочитанное, использовать информацию для решения определенных задач. Другими словами, информация, которую человек получает из текста, должна расширять его кругозор и возможности в жизни. Развитый читатель обладает двумя основными группами навыков: способностью извлекать информацию из текста и строить на ее основе собственные суждения; способностью делать логические выводы и оценки на основе личных знаний. Эти навыки предполагают большую автономию мышления и воображения.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамовская, Л. Н. Системность читательской деятельности учащихся в современном образовательном пространстве / Л. Н. Абрамовская // Человеческий капитал, 2013. №11 – 185 с.
2. Асмолов, А. Г. Формирование универсальных учебных действий в начальной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др. / под ред. А. Г. Асмолова. 2-е изд. - Москва: Просвещение, 2011. – 159 с.
3. Белькова, А. Е. Методические способы формирование читательского интереса: сборник научных статей / А. Е. Белькова, П. А. Чубак // Молодой ученый, 2016. – 1842 с.
4. Бухаркина, М. Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для студентов педвузов / М. Ю. Бухаркина, Е. С. Полат. – Москва: Академия, 2010. – 368 с.
5. Введение в литературоведение: учебное пособие для студентов педвузов / Л. В Чернец., В. Е. Хализев, А. Я. Эсалнек и др.; под ред. Л. В. Чернец. – Москва: Высшая школа, 2006. – 680 с.
6. Гудков, Л. Д. Литература как социальный институт: статьи по социологии литературы / Л. Д. Гудков, Б. В. Дубин. – Москва: Новое литературное обозрение, 2004. – 352 с.
7. Дети и подростки в мире книжной культуры: сборник научных трудов / под ред. Н. Е. Добрынина; сост. А. И. Лебедева. – Москва: РГБ, 1993. – 127 с
8. Добрынина, Н. Е. Изучение читателей – детей и подростков в России XIX– XX вв.: учебное пособие для вузов. – Москва: Школьная библиотека, 2006. – 144 с.
9. Доблаев, Л. П. Смысловая структура учебного текста и проблемы его понимания / Л. П. Доблаев – Москва: Педагогика, 2002. – 356 с.
10. Дудова, Л. В. Формирование круга чтения современного школьника: методические рекомендации и материалы / Л. В. Дудова, Н. Е. Кутейникова. – Москва: Школьная книга, 2008. – 88 с.
11. Ковалева, Г. С. Новый взгляд на грамотность. По результатам международного исследования PISA–2000. / Г. С. Ковалева, Э. А. Красновский // Русский язык – Москва: Логос, 2004. – 28 с.
12. Колганова, Н. Е. Сущностные характеристики формирования основ читательской компетентности школьников / Н. Е. Колганова // Теория и практика образования в современном мире: материалы II Международная научная конференция (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). – Санкт- Петербург: Реноме, 2012. – 228 с.
13. Колеченко, А. К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей. – Санкт-Петербург: Каро, 2009. – 367 с.
14. Крутецкий, В. А. Психология: учебник для учащихся пед. училищ. – Москва: Просвещение, 1980. – 352 с.
15. Литературное чтение 3 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова [и др.]. – Москва: Просвещение, 2015.
16. Литературное чтение. Диагностика читательской грамотности. 3 класс. ФГОС: учебно-методическое пособие/ авт.-сост.: О. Б. Панкова. – Москва: Экзамен, 2017. – 47 с.
17. Мельникова, М. Н. Урок - основная форма организации обучения в современной школе. Требования к современному уроку / М. Н. Мельникова // Вестник науки и образования. – 2020. – №19. – С. 73–75.