Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
На фоне продолжающейся административной реформы в нашей стране значение саморегулирования как средства ограничения государственного вмешательства в конкретные профессиональные области и устранения ненужных бюрократических препятствий становится очевидным. Саморегулирование проявляется через управление саморегулируемыми организациями (СРО), которым поручено устанавливать и поддерживать стандарты и правила профессионального поведения. Штрафы за несоблюдение требований или некачественную работу еще больше укрепляют эту систему.
В Российской Федерации основным методом саморегулирования является объединение профессиональных организаций в саморегулируемые организации. Хотя участие в этих организациях обычно является добровольным, определенные федеральные законы в определенных отраслях могут требовать такого участия. В результате выделяются две различные модели саморегулирования: добровольная, непубличная и принудительная.
Всестороннее исследование основополагающих принципов, присущих теории государственного управления и административного права, в сочетании с их интеграцией в законодательную базу позволяет сформулировать комплекс принципов, определяющих обязательное саморегулирование.
Цель исследования – рассмотреть развитие саморегулирования предпринимательской и профессиональной деятельности в Российской Федерации.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие и правовые принципы саморегулирования
2. Определить цели и функции саморегулируемых организаций
3. Исследовать виды саморегулируемых организаций и их внутренняя организация
4. Проанализировать проблемы и перспективы правового регулирования СРО.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе саморегулирования, связанные с деятельностью саморегулируемых организаций, объединяющих субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности, осуществлением взаимодействия саморегулируемых организаций и их членов, потребителей произведенных ими товаров (работ, услуг), федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Предмет исследования – составляют нормы гражданского права, регулирующие соответствующие отношения.
Структура работы включает введение, две главы, заключение и библиографический список.
ГЛАВА 1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ
1.1 Понятие и правовые принципы саморегулирования
Саморегулирование экономической деятельности является краеугольным камнем в сфере экономического права. Поэтому осмысление нюансов его правовой базы требует понимания специфики экономического и правового регулирования, составляющего его механизм.
Отличительной особенностью системы саморегулирования является то, что ее участники самостоятельно выбирают правила поведения без внешнего вмешательства. Они, полагаясь на свою добросовестность и деловую репутацию, соблюдают эти правила, используя собственные ресурсы. Несмотря на то, что саморегулирование является автономной формой правового регулирования, оно сохраняет связь с внешним государственным регулированием, действуя в правовых границах.
Институт саморегулирования присущ рыночным отношениям, возникающим в том случае, когда субъекты хозяйствования, следуя принципу свободы предпринимательства, образуют профессиональные сообщества для решения вопросов, связанных с консолидацией профессиональных интересов и обеспечением справедливой конкурентной политики.
Саморегулирование служит важнейшей системой как для субъектов, так и для государства, ускоряя решение вопросов в конкретных областях. Это облегчает внесудебное разрешение споров, что приводит к экономии средств на принудительных мерах и быстрому разрешению проблем. Одновременно для субъектов саморегулирования это формирует положительный имидж и дает возможность коллективно влиять на развитие отрасли на взаимоприемлемых условиях .
Эти принципы представляют собой жизненно важный компонент механизма саморегулирования. Эти принципы определяются как фундаментальные идеи, основанные на доминирующей системе ценностей внутри государства. Они отражают закономерности и связи в развитии общественных отношений, определяют сущность, социальное назначение и действие права в рамках конкретного государства. При рассмотрении принципов саморегулирования становится очевидным, что они являются универсальными основами, влияющими на все формы экономической деятельности.
Саморегулирование экономической деятельности соответствует принципам, заложенным в Конституции Российской Федерации. Хотя Конституция прямо не определяет право на саморегулирование или создание саморегулируемых организаций, в различных статьях говорится об экономическом многообразии, свободе предпринимательства и защите частной собственности – взаимосвязанных явлениях. Верховенство права является основополагающим принципом, лежащим в основе всей правовой системы России.
В.С. Щербина, акцентируя внимание на экономических отношениях как предмете правового регулирования, выделяет ключевые принципы экономического права, в том числе оптимальное сочетание рыночного саморегулирования и государственного регулирования макроэкономических процессов, экономическое многообразие, равное отношение к субъектам права собственности, предотвращение незаконного владения собственностью. лишений, защиты собственности и экономических прав, права на предпринимательскую деятельность в законных пределах, государственной защиты конкуренции и социальной направленности экономики . Щербина признает проблему достижения оптимального баланса между рыночным саморегулированием и государственным регулированием в развивающейся рыночной экономике, подчеркивая важность правовых средств в решении этой сложности.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. О саморегулируемых организациях : федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 315 ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2007. – № 49, ст. 6076.
3. Об аудиторской деятельности : федеральный закон от 30 декабря 2008 г. № 307 ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2009. – № 1, ст. 15.
4. О несостоятельности (банкротстве) : федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127 ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2002. – № 43, ст. 4190.
Специальная литература
5. Алгазина, А.Ф. О некоторых проблемах классификации саморегулируемых организаций // Вестник Ом. ун-та. Серия: Право. – 2016. – № 1(46). – С. 79–84.
6. Басова А.В. Правила и стандарты саморегулируемых организаций как источники предпринимательского права / А.В. Басова // Юридический мир. - 2018. - № 4. - С. 59-63.
7. Булгакова, Л. И. Некоторые проблемы развития института саморегулирования в предпринимательской сфере / Л. И. Булгакова // Труды Института государства и права Российской академии наук. - 2019. - № 1. -С.54-74.
8. Грачев Д.О. Правовой статус саморегулируемых организаций: автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Д.О. Грачев. - М., 2018. - 22 с.
9. Ершова, И. В. Саморегулирование предпринимательской и профессиональной деятельности: вопросы теории и законодательства / И. В. Ершова // Актуальные проблемы российского права. - 2017. - № 10 (47).- С.2142-2150.
10. Лескова, Ю. Г. Роль и значение видового многообразия саморегулируемых организаций в модернизации экономических и правовых отношений / Ю. Г. Лескова // Гражданское право. – 2021. – № 2. – С. 13–17.
11. Лившиц, Р. З. Теория права: учебник / Р. З. Лившиц. - М.: Бек, 2018. - 224 с.
12. Петров, Д. А. Правовой статус саморегулируемой организации в сфере предпринимательства: проблемы теории и практики / Д. А. Петров. - СПб.: Нестор-История, 2016. -320 с.
13. Романова В.В. Государственное регулирование и саморегулирование строительства и модернизации энергетических объектов в Российской Федерации / В.В. Романова. - М.: Юрист, 2020. - 426 с.
14. Ростовцева Н.В. Правовое положение саморегулируемых организаций в Российской Федерации / Н.В. Ростовцева // Журнал российского права. - 2016. - № 11. - С. 39-51.
15. Салин, П. Б. Виды саморегулирования / П. Б. Салин // Юридическая мысль. – 2019. – № 6. – С. 118–122.
16. Синюгин, В. Ю. Административно-правовой статус субъектов, осуществляющих публично значимые функции / В. Ю. Синюгин // Административное право и процесс. – 2014. – № 11. – С. 25–28.
17. Субанова, Н. В. Роль саморегулируемых организаций и их объединений в обеспечении законности / Н. В. Субанова // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2017. - № 9.- С.88-94.
18. Щепотьев А.В., Белкин А.Н. Саморегулируемые организации -часть государственных контрольных функций // Право и экономика. - 2019. - № 7. - С. 14-21.