Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы заключается в том, что изучение длины является одним из важнейших аспектов математического образования в начальной школе. Изучение длины позволяет учащимся развивать навыки измерения, анализа и сравнения объектов. Это важный шаг на пути к освоению понятий математики, таких как площадь, объем и периметр. Знание и понимание длины также помогут ученикам развивать абстрактное мышление, логическое рассуждение и умение применять математические навыки и методы для решения задач. Эти навыки и умения являются необходимыми для развития научного мышления.
Программа математики в начальных классах, подразумевает знакомство со следующими величинами и единицами их измерения: длина, масса, емкость, площадь, время, скорость, цена. Важно, что при том любая величина из названных учитывает методические отличительные особенности, отображающие только ее специфику. В настоящее время обучающиеся, заканчивающие начальные классы, не зависимо от программы по математике, в соответствии с ФГОС НОО [5] обязаны научиться: – читать и записывать величины, используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними; – сравнивать величины; – выполнять арифметические действия со всеми величинами; – выбирать единицу измерения для измерения конкретной величины.
Объект исследования: данной работы является процесс изучения особенностей изучения длины и её измерения на уроках математики в начальной школе.
Предмет исследования: выявление условий изучения длины и её измерения на уроках математики в начальной школе.
Цель исследования: исследование состоит в определении и теоретическом обосновании условий изучения длины и её измерения на уроках математики в начальной школе.
Задачи
На основе изучения психолого-педагогической литературе определить состояние проблемы изучения длины и её измерения на уроках математики в начальной школе.
Выявить педагогические условия особенностей изучения длины и её измерения на уроках математики в начальной школе
Рассмотреть пути и способности создания педагогических условий по изучению длины и её измерения на уроках математики в начальной школе
Разработать методические рекомендации для учителей начальных классов развитию длины и её измерения на уроках математики в начальной школе
Методы исследования:
Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования;
наблюдение и анализ уровня знаний длины и её измерения на уроках математики в начальной школе, беседа с учителей и детьми;
статистическая обработка фактического материала исследования
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Глава 1. Теоретические основы особенностей изучения длины и её измерения на уроках математики в начальной школе
1.1 Общая характеристика изучения величин в начальной школе
В начальной школе изучение величин осуществляется на основе естественнонаучного подхода и направлено на формирование основных представлений о величинах и простых операциях над ними. Дети знакомятся с понятиями "величина", "мера", "измерение", "единица измерения" и учатся применять их на практике.
Понятие величины в математике играет ключевую роль и имеет древние корни. На протяжении истории развития общества оно прошло через множество обобщений и конкретизаций. Величина может описывать протяженность, объем, скорость, массу, число, и так далее. Однако в данном случае мы узко определяем "величину" и используем ее только для характеристики размера предметов.[1]
Изучение темы "Величины" является частью учебного курса "Математика" в начальной школе и позволяет формировать представления у детей о свойствах предметов и явлений в связи с измерениями. Это помогает детям познавать окружающий мир и изучать все основные свойства величин, такие как сравнение, измерение, сложение и вычитание, умножение и деление единородных величин.[10]
За 4 года обучения младшие школьники знакомятся с различными величинами и их единицами измерения, такими как длина, масса, емкость, время, площадь, скорость и стоимость. Методика изучения величин в начальной школе является продолжением методики, использованной в дошкольном образовании.
Материал по изучению величин разделен по классам, с учетом умственных и возрастных возможностей учащихся. Новые единицы измерения вводятся постепенно, параллельно с введением соответствующих счетных единиц. Результат измерения величины представляется числовым значением, которое служит мерой и позволяет определить отношение одной величины к другой.[9]
Изучение величин является средством связи математического образования с реальной жизнью. Ученики осваивают навыки измерения и научаются правильно использовать измерительные инструменты, такие как линейка, весы и часы. Знание зависимости между величинами помогает им создавать целостные представления об окружающем мире. Изучение величин также способствует освоению других тем курса математики и подготавливает школьников к дальнейшему изучению математики в старших классах.
Величины тесно связаны с изучением натуральных чисел и дробей, обучение измерению связано с обучением счету, арифметические операции выполняются как с натуральными числами, так и с величинами, и измерительные и графические действия с величинами являются наглядными методами решения задач.
Поскольку соотношение между единицами измерения величин, кроме времени, основано на десятичной системе счисления, изучение темы "Величины" способствует лучшему пониманию закономерностей этой системы счисления.
. Некоторые вопросы теории и методики изучения величин в начальной школе представлены в работах психологов - В.В.Давыдова, Л. В. Занкова, Н. Л. Менчинской, И.И. Якиманской; методистов - О.И.Галкиной, П.С.Исакова, Н. Б. Истоминой, Г. Л. Корнеевой, Л. М. Пышкало, М. Салиховой, Л. П. Стойловой и др.
Величина и число - основные понятия в изучении математики в начальной школе. Основная задача курса - сформировать у детей представление о величине, как свойстве предметов и явлений, связанном с измерением. В начальных классах ученики знакомятся с такими величинами, как длина, масса, емкость, время и площадь, а также с единицами их измерения. В ходе решения задач они также сталкиваются с понятиями цены, количества, стоимости, скорости, расстояния и производительности. Важно, чтобы ученики научились различать понятия "величина" и "число", которые, хотя и тесно связаны, имеют разную суть.
Хотя формирование представлений о конкретных величинах и их способах измерения предполагает определенные особенности, есть общие этапы, которые применяются при изучении каждой величины:
1. Проверка и уточнение уже существующих представлений учеников о данной величине, через обращение к их собственному опыту.
2. Сравнение однородных величин с помощью различных визуальных, тактильных и измерительных методов.
3. Знакомство с единицами измерения данной величины и инструментами измерения.
4. Формирование навыков и умений в измерении величин.
5. Сложение и вычитание однородных величин, выраженных в одних и тех же единицах.
6. Знакомство с новыми единицами измерения, конвертация однородных величин из одних единиц в другие, а также конвертация величин из одних единиц величины в величины, выраженные в других единицах.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Актуальные проблемы методики обучения математике в начальных классах / Под ред. М.И. Моро, А.М. Пышкало. М., 2017.
2. Бабенко, Т.С. Математика в начальной школе: учебное пособие / Т.С. Бабенко. – М.: Просвещение, 2018.
3. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М.: Изд-во Ин-та профобразования Минобразования России, 2015.
4. Боякинова Г.Н «Освоение способа измерения длины» //Муниципальное образование: инновации и эксперимент - 2010, №3 6. Википедия: свободная энциклопедия [электронный ресурс] - режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Длина, свободный – Загл. С экрана.
5. Вдовиченко, А.В. Методика преподавания математики в начальной школе / А.В. Вдовиченко. – М.: Дрофа, 2016.
6. Григорьева, А.Н. Изучение геометрических фигур в начальной школе / А.Н. Григорьева. – М.: Издательство Московского университета, 2017.
7. Давыдов, В.В. Основы математического анализа для учащихся начальных классов / В.В. Давыдов. – М.: Просвещение, 2015. Зарембо, А.Г. Методика преподавания математики в начальной школе / А.Г. Зарембо. – М.: Просвещение, 2014.
8. Ключевский, В.В. Изучение длины на уроках математики / В.В. Ключевский. – М.: Педагогика, 2019.
9. Леонтьев, Д.А. Методика преподавания математики в начальной школе / Д.А. Леонтьев. – М.: Дрофа, 2018.
10. Математика: учебник для 1-4 классов / под ред. Н.Б. Истоминой, И.В. Быковой. – М.: Вентана-Граф, 2019.
11. Никольский, С.М. Измерение величин: узнай и измерь / С.М. Никольский. – М.: Дрофа, 2017.
12. Петерсон, О.М. Методика преподавания математики в начальной школе / О.М. Петерсон. – М.: Просвещение, 2015.
13. Расницына, А.С. Развитие математического мышления на уроках начальной школы / А.С. Расницына. – М.: Педагогика, 2016.
14. Санфир, О.И. Методика преподавания геометрии в начальной школе / О.И. Санфир. – М.: Просвещение, 2015.
15. Титков, И.А. В помощь учителю начальных классов / И.А. Титков. – М.: Педагогика, 2017.
16. Умнова, М.В. Теория и методика преподавания математики в начальной школе: учебное пособие / М.В.Умнова. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2017.
17. Чеснокова, А.В. Математика: учебник для начальной школы / А.В. Чеснокова. – М.: Просвещение, 2016.
18. Фридман Л.М. Величины и числа. - М.: Просвещение, 2010. – 270 с.
19. Царева С. Е. Как рождается величина// Начальная школа 2010, №6