Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. Все те преобразования, которые происходят в течение нескольких последних десятилетий в России, предъявляют качественно новые требования к обучению и воспитанию детей. В современной образовательной среде, которую называют предметно – развивающей, чрезвычайно важно индивидуальное развитие и образование каждого школьника. В связи с этим, одной из главных целей современного образования является проектирование развивающей образовательной среды, которая способствует интеллектуальному, физическому и нравственному развитию младших школьников, в том числе.
Изменения социально-экономических условий в обществе, оказывают значительное влияние на процессы, происходящие в образовательной среде. Внедрение в образовательный процесс новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) на каждой из образовательных ступеней вносит изменения в структуру и ресурсное обеспечение образовательной деятельности любой образовательной организации, от дошкольной, до, вузовской.
Нормативное исполнение ФГОС в каждой организации обеспечивается наличием основной образовательной программы, разрабатываемой самим учреждением. Одной из главных целей начального образования является проектирование предметно - развивающей образовательной среды, которая способствует совместной продуктивной деятельности всех субъектов образовательного процесса.
Начальная школа формирует у детей здоровый образ жизни и нейтрализует негативное действие внешних и внутренних факторов образовательной среды. Современная школа формирует устойчивую учебную мотивацию ребёнка, которая останется с ним до конца школьного обучения. Период обучения в начальной школе чрезвычайно важен для каждого младшего школьника. Проектирование соответствующей образовательной среды для развития каждого ребёнка младшего школьного возраста в образовательной организации является важной задачей для образовательной организации. Именно все эти требования и регламентирует ФГОС НОО.
Цель работы: рассмотреть и описать использование предметно – развивающей среды школы для привлечения младших школьников к совместной деятельности.
Объект исследования: учебно – воспитательный процесс в начальной школе.
Предмет исследования: способы проектирования предметно - развивающей среды для развития ребёнка младшего школьного возраста в условиях реализации ФГОС НОО при совместной деятельности субъектов.
Задачи:
1. Провести анализ понятия предметно – развивающая среда начальной школы.
2. Дать психолого – педагогическую характеристику младшего школьника.
3. Описать организационно – педагогические условия использования предметно – развивающей среды школы для привлечения младших школьников к совместной деятельности.
4. Предложить методические рекомендации по использованию предметно – развивающей среды школы для привлечения младших школьников к совместной деятельности.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого – педагогической литературы, сравнение, классификация, беседа, наблюдение.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список используемой литературы.
Глава 1. Теоретические основы использования предметно – развивающей среды школы при совместной деятельности с младшими школьниками
1.1. Анализ понятия предметно – развивающая среда начальной школы
Под развивающей образовательной средой сегодня понимают психолого-педагогическую реальность и сочетание сложившихся исторических влияний. Прежде всего – это намеренно созданные педагогические условия и обстоятельства, которые направлены на формирование и развитие личности младшего школьника. Также – это специфичное системно образованное пространство, в котором реализуется взаимодействие субъектов образовательного процесса. Прежде всего, речь идёт об учителе начальных классов и младших школьниках [11].
Под предметно – развивающей средой понимают систему материальных средств и условий, обеспечивающих возможность деятельности каждого ребенка. Это необходимо для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального становления каждой личности младшего школьника. Понятие развивающая среда было введено для обозначения окружения детей, которое максимально стимулирует развитие, и затрагивает все стороны личности – эмоции, чувства, мыслительную деятельность и др. Это становится для каждого ребенка средой его индивидуального развития. Предметно – развивающая среда определенным образом упорядочивает образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение и обеспечивает совместную продуктивную деятельность всех субъектов образования. Понятие предметно-развивающая среда можно определить, как систему материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующую содержание его духовного и физического развития. При создании предметно - развивающего пространства в начальной школе, важно учитывать ведущую роль учебной и игровой деятельности. Предметно развивающая среда школы должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых. Такого рода образовательная среда должна быть:
1. Содержательно-насыщенной.
2. Трансформируемой.
3. Полифункциональной.
4. Вариативной.
5. Доступной.
6. Безопасной.
Проектирование предметно – развивающей среды в начальной школе обеспечивается в строгом соответствии с требованиями ФГОС НОО. Содержание ФГОС НОО представляет собой информацию, касающуюся организации педагогической и информационно-образовательной среды.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андреев, В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития [Текст] / В.И. Андреев. – Казань: Инфо-М, 2014. – 122 с.
2. Афанасьев, В. В. Управление как объект педагогического исследования [Текст] / В. В.Афанасьев // Педагогика. - 2011. - N 5. - С. 12-17.
3. Бусыгин, А.Г. Педагогика глобальной экологии [Текст] / А.Г. Бусыгин. – Казань, Инфра. – М, 2004. – 257 с.
4. Волкова, Л.В. Современные подходы к пониманию образовательной среды Л.В. Волкова. - электрон. сб. ст. по матер. IХ Всерос. науч.-практ. конф. (Педагогические чтения памяти профессора А.А. Огородникова) (7 февраля 2018 г., г. Пермь, Россия) / под общ. ред Л.В. Селькиной; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. – Пермь, 2018. – С. 16-20. file:///C:/Users/User/Desktop/Organizacija_razvivajushhej_obrazovatelnoj_sredy_v_nachalnoj_shkole.PDF (дата обращения: 12.10.2023).
5. Гиппенрейтер, Ю.Б. Психология мотивации и эмоций [Текст] / Ю.Б. Гиппенрейтер - ЧеРо, 2012. – 451 с.
6. Дидковская, Н. Е. Проектирование развивающей образовательной среды в общеобразовательной школе в условиях реализации ФГОС / Н. Е. Дидковская. — Текст: непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 29-36. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7845/ (дата обращения: 12.10.2023).
7. Еноторова, А.М. К вопросу необходимости внедрения индивидуального образовательного маршрута в начальной школе / А.М. Еноторова. - электрон. сб. ст. по матер. IХ Всерос. науч.-практ. конф. (Педагогические чтения памяти профессора А.А. Огородникова) (7 февраля 2018 г., г. Пермь, Россия) / под общ. ред Л.В. Селькиной; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. – Пермь, 2018. – С. 47-52. file:///C:/Users/User/Desktop/Organizacija_razvivajushhej_obrazovatelnoj_sredy_v_nachalnoj_shkole.PDF (дата обращения: 12.10.2023).
8. Зимняя, И.А. Ценностно-мотивационные ориентации в современной России (К проблеме мониторинга качества образования) [Текст] / И.А. Зимняя. - М., 2015. - 88 с.
9. Занина, Л.В. возможности проектной технологии на уроках математики в начальной общеобразовательной школе / Л.В. Занина. – электрон. сб. ст. по матер. IХ Всерос. науч.-практ.конф. (Педагогические чтения памяти профессора А.А. Огородникова) (7 февраля 2018 г., г. Пермь, Россия) / под общ. ред Л.В. Селькиной;Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. – Пермь, 2018. – С. 60-64. file:///C:/Users/User/Desktop/Organizacija_razvivajushhej_obrazovatelnoj_sredy_v_nachalnoj_shkole.PDF (дата обращения: 12.10.2023).
10. Кетько, С. М. Единство рефлексии, мотивации и адаптации в сознании личности [Текст] / С.М. Кетько // Психологическая наука и образование. - No 1. - 2010. – с. 56 – 60.
11. Козин, Э.М. Основы индивидуального здоровья человека [Текст] / Э.М. Козин, Н.Г. Блинова, Н.А. Литвинова. –. М.: Владос, 2010. – 346 с.
12. Климчук, В. А. Тренинг внутренней мотивации [Текст] / В.А. Климчук. – Санкт-Петербург. - Речь, 2015. — 76 с.
13. Кузьмина, Н.В. Понятие педагогическая система и критерии ее оценки [Текст] / Н.В. Кузьмина. – М., Инфра-М. - 2008. – 234 с.
14. Макклелланд, Д. Мотивация человека [Текст] / Д. Макклелланд. - Питер, 2017. – 672 с.
15. Митина, Л. М. Психология труда и профессионального развития учителя: Учеб. Пособие [Текст] / Л.М. Митина. - М., 2014. – 234 с.
16. Нарыкова, Г.В. организация развивающей образовательной среды начальной школы в условиях реализации ФГОС НОО / Г.В. Нарыкова. - электрон. сб. ст. по матер. IХ Всерос. науч.-практ. конф. (Педагогические чтения памяти профессора А.А. Огородникова) (7 февраля 2018 г., г. Пермь, Россия) / под общ. ред Л.В. Селькиной; Перм. гос. гуманит. - пед. ун-т. – Пермь, 2018. – С. 131-135. file:///C:/Users/User/Desktop/Organizacija_razvivajushhej_obrazovatelnoj_sredy_v_nachalnoj_shkole.PDF (дата обращения: 12.10.2023).
17. Олпорт, Г. Становление личности: Избранные труды [Текст] / Г. Олпорт. - М.: Смысл, 2002. - 462 с.
18. Организация развивающей образовательной среды в начальной школе: электрон. сб. ст. по матер. IХ Всерос. науч.-практ. конф. (Педагогические чтения памяти профессора А.А. Огородникова) (7 февраля 2018 г., г. Пермь, Россия) / под общ. ред Л.В. Селькиной; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. – Пермь, 2018. – 408 с. file:///C:/Users/User/Desktop/Organizacija_razvivajushhej_obrazovatelnoj_sredy_v_nachalnoj_shkole.PDF (дата обращения: 12.10.2023).
19. Программы четырехлетней начальной школы. Проект «Начальная школа XXI века» [Текст] / Руководитель проф. Н. Ф. Виноградова. – М.: Вентана - граф, 2009. – 125с.
20. Роджерс, К.Р. Свобода учиться [Текст] / К.Р. Роджерс, Дж. Фритберг. – М.: Смысл, 2002. – 452 с.
21. Сластенин, В.А. Педагогика. Инновационная деятельность [Текст] / В.А. Сластенин. - М.: Академия, 2007. - 567 с.
22. Суслова, Ю.Г. внедрение исследовательского образовательного модуля в практику начальной школы / Ю.Г. Суслова. - электрон. сб. ст. по матер. IХ Всерос. науч.-практ. конф. (Педагогические чтения памяти профессора А.А. Огородникова) (7 февраля 2018 г., г. Пермь, Россия) / под общ. ред Л.В. Селькиной; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. – Пермь, 2018. – С. 156-160. file:///C:/Users/User/Desktop/Organizacija_razvivajushhej_obrazovatelnoj_sredy_v_nachalnoj_shkole.PDF (дата обращения: 12.10.2023).
23. Холодная, М.А. Психология интеллекта: Парадоксы исследования [Текст] / М.А. Холодная. - 2-е изд. перераб. и доп. - СПб и др.: Питер, 2002. – 264 с.
24. Черникова, Н.А. Основные направления педагогических исследований оптимизации процесса обучения [Текст] / Н.А. Черникова // Модернизация профессионального образования в условиях интеграции: проблемы обеспечения качества. - Изд-во СибАДА, 2015. - С. 48-50.
25. Ясвин, В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию [Текст] / В.А. Ясвин. - М.: Смысл, 2001. — 365 с.