Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В условиях формирования социально-экономической ответственности государства перед гражданами, закончившими трудовую деятельность по возрасту, вопрос пенсионного обеспечения является одним из наиболее актуальных. Таким образом, формирование оптимальной модели пенсионного обеспечения, учитывающей социальные и экономические аспекты общества, является важной задачей для многих государств.
Следует отметить, что негосударственные пенсионные фонды являются незаменимым средством обеспечения накопительного уровня пенсионного обеспечения, и они, для дальнейшего увеличения вклада застрахованных в экономику страны посредством доверительного управления, сегодня, по сравнению с другими западными странами, ставят вопрос о необходимости совершенствование пенсионной системы в России актуально.
Негосударственный пенсионный фонд - это некоммерческая организация социального обеспечения. Работа негосударственных пенсионных фондов очень похожа на работу Социального фонда Российской Федерации (далее – СФР). Как и СФР, негосударственный пенсионный фонд аккумулирует пенсионные накопления и организует инвестирование, учет, назначение и выплату накопительной части трудовой пенсии. Негосударственный пенсионный фонд был создан в рамках проводимой в России пенсионной реформы.
Цель создания негосударственного пенсионного фонда:
-повышение качества услуг застрахованных лиц и пенсионеров;
-повышение эффективности пенсионной системы.
Актуальность рассмотрения данной темы заключается в том, что проблема финансового кризиса пенсионной системы заключается в необходимости проведения очередной радикальной реформы, с целью максимально приблизить детали ее функционирования в условиях рыночной экономики.
С 1 января 2023 года начал работу Социальный фонд России, объединивший Пенсионный фонд и Фонд социального страхования Федеральный закон от 14.07.2022 № 236-ФЗ "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации" устанавливает правовой статус Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд, СФР). За последние 30 лет система социальной защиты и страхования в России претерпела ряд изменений и усовершенствований. Пенсионный фонд предоставлял множество мер поддержки различным категориям граждан, включая пенсионеров, семьи с детьми, получателей федеральных пособий и военнослужащих. Пенсионный фонд предоставлял пенсии, социальные пособия, пособия по беременности и родам и детские пособия. Фонд социального страхования, в свою очередь, обеспечивал граждан больничными листами и пособиями, пособиями по материнству и детству, техническими средствами реабилитации и путевками на санаторно-курортное лечение.
Актуальность темы исследования. На сегодняшний день в социальной науке накоплен огромный теоретический материал и эмпирический опыт социальной работы с пожилыми людьми. Для социально-экономической сферы регионов России характерна нестабильность, сопровождающаяся различными негативными последствиями и проявлениями социальной эксклюзии для большинства категорий населения, в большей степени затрагивающими лиц пожилого возраста. Она выражается в отсутствии у них возможности для полноценной реализации своих социальных потребностей, интересов и прав. Несмотря на происходящие изменения в отношении общества к пожилому возрасту, в настоящее время продолжает наблюдаться социальная эксклюзия пожилых людей, связанная с наличием информационного неравенства и обусловленная существующими трудностями доступа к источникам информации, в том числе по вопросам реализации их конституционных прав. Кроме того, в системе социальной защиты населения отмечается правовая неграмотность пожилых людей и отсутствие возможности получения ими индивидуальных консультаций при возникновении социальных проблем.
Объект исследования составляют общественные отношения, регулирующие систему негосударственного пенсионного страхования в России и за рубежом.
Предметом исследования настоящей работы являются нормы права социального обеспечения, регулирующие систему негосударственного пенсионного страхования в России и за рубежом.
Целью исследования является общая характеристика системы негосударственного пенсионного страхования в России и за рубежом.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1.рассмотреть особенности пенсионной системы в Российской Федерации и за рубежом;
2.исследовать правовые основы деятельности российских негосударственных пенсионных фондов;
3.выявить проблемы зарубежных пенсионных фондов;
4.проанализировать деятельность негосударственных пенсионных фондов в России и предложить пути их решения.
Методологическая основа исследования. Методологическую основу исследования составили общенаучный диалектический метод познания, а также следующие общие, специальные и частные методы исследования: формально-юридический, системный, комплексный, нормативный.
Нормативную и эмпирическую базу исследования составили: международное право; федеральное и региональное законодательство; и иные материалы юридической практики.
Теоретическая основа исследования. Теоретической основой исследования являются труды российских ученых по праву, такие как: Арутюнова А.Е., Горлова Е.А., Бирюков А.А., Супрун Н.Г., Якуничева Н.В., Тихонов А.В., Богданов В.С. и другие авторы.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что сформулированные в ней теоретические положения могут быть использованы в целях дальнейшего изучения и решения актуальных проблем работы негосударственного пенсионного страхования в России и за рубежом.
Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в ней положения, практические рекомендации могут быть в дальнейшем использованы при разработке целенаправленных и конкретных мер, направленных на совершенствовании законодательства в сфере работы негосударственного пенсионного страхования в России и за рубежом.
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав основного текста, заключения, библиографического списка.
ГЛАВА 1.СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
1.1.Особенности пенсионной системы в Российской Федерации и за рубежом
С 1 января 2023 года функции и полномочия, которыми ранее были наделены Пенсионный фонд Российской Федерации (далее - ПФР) и Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - ФСС), перешли к Социальному фонду России (далее - СФР), который объединяет эти фонды (Федеральный закон от 14.07.2022 № 236-ФЗ) [2].
Объединение фондов позволит гражданам быстрее и удобнее обращаться сразу за несколькими мерами поддержки. Существует множество ситуаций, когда для получения полного спектра социальной помощи необходимо было ранее обращаться и в Пенсионный фонд, и в Фонд социального страхования. Например, пенсии по инвалидности выплачивались из Пенсионного фонда, а пособия по реабилитации - из Фонда социального страхования. Работающие матери могли получать пособия по уходу за ребенком до 18 месяцев из Фонда социального страхования, а пособия по беременности и родам - из Пенсионного фонда. За социальными пакетами необходимо было обращаться как в Пенсионный фонд, так и в Фонд социального страхования. В Пенсионный фонд необходимо было обратиться за денежной компенсацией, а в Фонд социального страхования - на саму услугу, например, путевку в санаторий. Слияние привело к созданию "единого окна", где все услуги Пенсионного фонда и Фонда социального страхования доступны в одном месте, что значительно упрощает процесс получения выплат.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 14.03.2020 опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Федеральный закон от 14.07.2022 № 236-ФЗ "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. - 2022. - № 29 (часть I). - Ст. 5203.
Учебники, монографии, научные статьи
3. Арутюнова А.Е., Горлова Е.А. Организационно-правовые особенности функционирования учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов на муниципальном уровне // Экономика и предпринимательство. 2020. № 1 (114). - С.328.
4. Бирюков А.А. Технологии и виды оказания социально-правовой помощи населению // Вестник науки. 2020. Т. 2. № 6. - С.237.
5. Галаганов В.П. Организация работы органов социального обеспечения в Российской Федерации: учебник / В.П. Галаганов. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва : КНОРУС, 2020. - 154 c. - (Среднее профессиональное образование).
6. Обзор: "Объединение ПФР и ФСС в 2023 году" //КонсультантПлюс, 2022. - С.1.
7. Обзор: "Чего ждать от налогов в 2023 году: факты и прогнозы" // КонсультантПлюс, 2022. - С.4.
8. Пенсионное обеспечение: учебное пособие для среднего профессионального образования / М. О. Буянова, О. И. Карпенко, С. А. Чирков ; под общей редакцией Ю. П. Орловского. - Москва : Издательство Юрайт, 2018. - 193 с. - (Профессиональное образование).
9. Право социального обеспечения России / под ред. Тучковой Е.Г. М.: Проспект, 2019. с. 191. (Автор главы - Акатонова М.И.).
10. Право социального обеспечения: учебник / под ред. В.Ш. Шайхатдинова. М.: Юстиция, 2019. -С.526. (Автор главы - Токарева (Ширкина) Е.А.)
11. Социальное обеспечение : учеб. пособие / Е.Н. Мажара. - М. : ИНФРА-М, 2019. - 208 с.
12. Супрун Н.Г., Якуничева Н.В. Социальное обслуживание пожилых граждан: современный социальный опыт и перспективы развития: монография. Магнитогорск: ФГБОУ ВО "МГТУ им. Г.И. Носова"; М.: ФГУП НТЦ "Информрегистр", 2019. - С.141.
13. Тихонов А.В., Богданов В.С. От "умного регулирования" к "умному управлению": социальная проблема цифровизации обратных связей // Социологические исследования. 2020. Т. 46. № 1. - С.74.