Фрагмент для ознакомления
2
Как известно, очерк занимает промежуточное положение между художественной и публицистической литературой. Развитие очерка тесно связано с общественно-политической жизнью нашей страны. Самый яркий период написания обычно приходится на начало рассказа. В начале ХХ века Россия пережила довольно трудный период: перестраивались все классы, появлялись новые социальные массы. Авторы исследования посчитали своим долгом записать на бумаге результаты своих мыслей и впечатлений, а затем опубликовать их. Выполнение очерка в этот период объясняется также исследованием новых литературных форм, отражающих быстро меняющиеся реалии пореформационной эпохи. Жанровые характеристики очеркауказывают на документальный характер определения действительности, что не мешает ссылаться на нее многим известным авторам.
Писатель ХХ века в полной мере осознал эстетический потенциал произведения. Именно очерк стало выражением интереса авторов к модернизму. Самый блестящий период творчества И. С. Тургенева, М. Е. Салтыкова-Шедрина представили авторы 1840-х годов - «физиологи», писатели-фантасты семидесятых годов: Г. И. Успенский, А. И. Левитов. Актуальность темы исследования обусловлена тем, что внимание, уделяемое человеку, социальным проблемам, привело к развитию художественной публицистики, в том числе жанра очерка.
Очерк-исследование о творчестве В. В. Овечкина обогатит представление о художественной особенности жанра очерка, раскроет оригинальные повествовательные формы автора и дополнит новыми фактами наше восприятие русского реализма конца XIX века.
«Поскольку личность в большинстве случаев интересуется не самим миром, а его представлениями, образами и когнитивными моделями, мир возникает через призму культуры и языка людей, которые видят этот мир» [6].
Язык является частью культуры, «в мировоззренческую систему прошлых веков можно войти, изучая язык определенного периода» [12], а авторский язык отражает нормы языкового поведения того периода. В грамматическом творчестве автора возникает образ мировоззрения. Создавая тексты, он создает уникальную смысловую систему, объединяющую его знания и представления о мире. Эта система отвечает требованиям определенного исторического периода и связанных с ним политических, социально-экономических и духовных явлений. «Поскольку текст (книга) является ничтожным элементом мира, текст (Книга) поглощает мир, становится всем миром, занимает место всего мира для читателя» [15].
Поскольку мастер художественного слова использует признанные литературные критерии, а также субъективный грамматический материал, в его словаре появляется своеобразный языковой характер. Валентин Владимирович Овечкин своими произведениями внес большой вклад в развитие русской литературы и стал одним из основоположников «деревенской прозы».
Несомненно, литературное наследие В. Овечкина сегодня важно, потому что его произведения читают и обсуждают. Автор стал известен благодаря военному роману «С подвигами» и циклу очерков «Соседская повседневность», который по праву считается главным произведением его творческой деятельности. В своих работах автор пытался решить различные проблемы, большинство из которых касаются жизни простых людей в сельской местности и анализа пробелов в управлении кондоминиумами.
В его активе произведения разных жанров, среди которых не только романы и очерки, но и пьесы, рассказы и многочисленные критические статьи, характеризующие творчество других авторов.
Писательское мастерство Валентина Владимировича было интересно не только своей тематической новизной, но и художественным словом. Стилистические принципы, выработанные автором в процессе творческой деятельности, находившиеся под непосредственным влиянием его профессиональной жизни, легли в основу нового направления в советской литературе. Современники очень ценили творческий потенциал В. Овечкина. Поэтому за интенсивность характера и умение владеть словом М. Колосов, называет В.В. Овечкина «писателем-борцом», а Ю. Чериженко — «учителем» [14]).
Также интересна и обширна книга, вошедшая во введение в один из вариантов собрания сочинений В.В. Овечкина. Таковы наблюдения Дедкова: «ему хотелось жить, считать не только слова, но и дела» [5]. Сам Валентин Владимирович говорил в своем дневнике: "Если бы вы мне сказали: вы напишете что-нибудь гениальное, что действительно потрясет человеческое сердце и изменит что-то заметное в жизни. Душу. Но помните - в этом случае последней точкой будет ваша последний вздох. Согласен не раздумывая." "Что-то в жизни изменится коренным образом" - вот и всё, В. Овечкин. Вне этого состояния литература потеряла для него почву... словом и делом»[6].
Цель работы – изучить проблематику и развитие жанра очерка в работе В.В. Овечкина «Районные будни».
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Безбородова Ю.В., Долгина Е.С. Жанры газетной журналистики: Учебное пособие для студентов, обучающихся по направлениям подготовки 031300.62 «Журналистика» (профиль «Деловая журналистика»); 031600.62 «Реклама и связи с общественностью» (профиль «Реклама и связи с общественностью в коммерческой сфере»). Нижневартовск, 2014.
2. Бекедин, П.В. Овечкин Валентин Владимирович / П.В. Бекедин // Русская литература XX века: прозаики, поэты, драматурги: биобиблиографический словарь. В 3 томах. / Науч. ред. и сост. В.Н. Запевалов и др. – Том 2. З–О. – М. : Олма-Пресс Инвест, 2005. – С. 679–683
3. Беневоленская, Т.А. Портрет современника: очерк в газете [Текст] – монография / Т.А.Беневоленская – М.: Мысль, 1983. – 132 с.
4. Богаткина, М. Г. Достижения советского литературоведения в изучении жанра очерка (Проблема традиций и наследие Глеба Успенского) [Текст] / М.Б. Богаткина // Советская литература зеркало социального прогресса. – Днепропетровск, 1967. – с.74 – 81.
5. Большакова, А.Ю. Феномен деревенской прозы: Вторая половина ХХ века : дис. … доктора филол. наук : 10.01.01 / Алла Юрьевна Большакова. – Москва, 2002. – 403 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.dissercat.com/content/fenomen-derevenskoi-prozy-vtoraya-polovinakhkh-v
6. Глушков Н.И. Очерк в русской литературе. Ростов-на-Дону. 1966.
7. Деревягина, Е. В. Очерк как жанр художественно-публицистической журналистики / Е. В. Деревягина // XIX Всероссийская студенческая научно-практическая конференция Нижневартовского государственного университета : Сборник статей, Нижневартовск, 04–05 апреля 2017 года. Том Часть 5. – Нижневартовск: Нижневартовский государственный университет, 2017. – С. 323-325. – EDN ZJJRBN.
8. Журбина, Е. И. Искусство очерка (Избранные главы) [Текст]: монография / Е. И. Журбина – М.: 1957 –221с.
9. Канторович, В.Я. Заметки писателя о современном очерке. [Текст]: монография / В. Я. Канторович – М.: Советский писатель. – 1973. – 371 с.
10. Овечкин В.В. Собр. соч.: В 3 т. М.: Худож.лит., 1989. Т. 2. С. 245.
11. Репонь А. Очерк как прозаический жанр // CCS&ES. 2021. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ocherk-kak-prozaichesky-zhanr (дата обращения: 15.10.2023).
12. Садовская Е. Ю. Генезис художественного очерка XVIII - XIX веков (проблематика, поэтика, типология) // Вестник В1 У. Серия: Филология. Журналистика. 2012.
13. Скибицкая Л. Современный очерк: проблема внутрпжанровой типологии // [http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/106207/1/Skibickaja.PDF].
14. Хомяков В.И. Нравственно-философская модель «Деревенской прозы» середины 1950-х годов // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2019. №2 (83). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nravstvenno-filosofskaya-model-derevenskoy-prozy-serediny-1950-h-godov (дата обращения: 15.10.2023).
15. Черниченко Ю. Учитель// Овечкин В.В. Собр. соч.: В 3 т.Т.1. М.: Худож.лит., 1989. С. 5–32. С. 19
16. Шальнова Е. П. Очерк и его жанровые признаки. Роль публицистики в структуре рассказа и очерка // Вестник ННГУ. 2014. №2-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ocherk-i-ego-zhanrovye-priznaki-rol-publitsistiki-v-strukture-rasskaza-i-ocherka (дата обращения: 15.10.2023).