Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Проблема развития самостоятельности у детей считается наиболее важной, поскольку самостоятельность является необходимым качеством для будущей деятельности ребенка.
Ответственная и серьезная работа каждого педагога – организация самостоятельной деятельности ребенка. Интерес к изучаемой проблеме по-прежнему формируется гуманистическими проблемами углубленного выявления самостоятельности и инициативы в подрастающем ребенке. Ребенок должен обладать способностью самостоятельно ставить и решать новые задачи, решая как большие, так и малые задачи. Проблему самостоятельного, творческого развития личности следует решать, начиная с общения с детьми дошкольного возраста. Исследования психологов подтверждают, что в этот период создаются благоприятные возможности для самостоятельности и творчества (А. Запорожец, А.Г. Ковалев, А.Н. Леонтьев, А.А. С.Л. Рубинштейн).
Раннее формирование самостоятельности и инициативы расширяет коммуникативные возможности, запасы знаний, подготавливает основу для успешного вхождения ребенка в школьную ситуацию.
Степень разработанности проблемы исследования. Изучение проблем самостоятельности, ведется в различных аспектах. Исследуются: сущность самостоятельности, ее природа (Г.А. Балл, П.И. Пидкасистый, А.Г. Хрипкова); уровни развития самостоятельности ( Б.Д.Эльконин) ; структура и соотношение компонентов самостоятельности (Ю.Н. Дмитриева, Г.Н. Година, Т.Г. Гуськова); значение и роль самостоятельности как фактора адаптации к дошкольному образовательному учреждению (Т.Н. Филютина); взаимосвязь самостоятельности с различными психическими процессами (Т.И. Горбатенко, Д.В. Ольшанский, Н.А. Цыркун).
Инициативность как проявление общей активности личности рассматривается в работах А.Ф. Лазурского, А.И. Крупнова, И.А. Джидарьян, Д.Н. Узнадзе, Д.Б. Богоявленской, Е.А. Погониной и др.
Среди разнообразных форм и методов развития самостоятельности и инициативности, исследователи особо отмечаются важность игры.
По нашему мнению, игровая деятельность благоприятно влияет на формирование и развитие таких качеств ребенка как самостоятельность и инициативность. Одним из видов игровой деятельности является сюжетно-ролевая игра.
Несмотря на широкое географическое поле научных исследований, использование сюжетно-ролевой игры в развитии самостоятельности и инициативы, её применение до сих является предметов многих исследований.
Таким образом, актуальность темы настоящего исследования прослеживается на:
- социальной стороне - необходимостью развития самостоятельности и инициативы у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ;
- педагогической стороне – необходимостью выбора методов, форм и средств развития самостоятельности и инициативы у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ;
- методической стороне – необходимостью разработки комплекса игр на основе сюжетно-ролевых игр для развития самостоятельности и инициативы у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ.
Проблема исследования направлена на решение вопроса: какие особенности применения сюжетно-ролевой игры в развитии самостоятельности и инициативы у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ?.
Объект исследования – самостоятельность и инициатива у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – сюжетно-ролевая игра как средство развития самостоятельности и инициативы у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ.
Цель исследования – теоретически обосновать и предложить комплекс сюжетно-ролевых игр по развитию самостоятельности и инициативы у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что процесс развития самостоятельности и инициативы у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ будет проходить эффективнее, если будет разработан комплекс сюжетно-ролевых игр.
Задачи исследования:
1. Описать особенности развития самостоятельности и инициативы в дошкольном возрасте;
2. Определить сущность понятия «сюжетно-ролевая игра»;
3. Выявить возможности сюжетно-ролевой игры в развитии самостоятельности и инициативности в дошкольном возрасте;
4. Предложить комплекс сюжетно-ролевых игр, направленных на развитие самостоятельности и инициативности.
Методы исследования: теоретические методы – анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по теме исследования.
Теоретическую основу исследования составили труды А.В. Запорожца, А.Г. Ковалева, А.Н. Леонтьева, А.А. С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, Н.М. Аксарина, Р.С. Буре, С.М. Кривиной, Е.Н. Герасимовой, М.И. Лисиной, С.А. Марутяна, Н.Я. Михайленко, Д.Б. Эльконина.
Практическая значимость исследования результатов данного исследования определяется тем, что разработанный комплекс сюжетно-ролевых игр для развития самостоятельности и инициативы у детей дошкольного возраста может быть полезна воспитателям в практике ДОУ.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.
Глава 1. Теоретические аспекты развития самостоятельности и инициативы у детей дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры
1.1 Сущность рассматриваемых понятий и особенности их развития в дошкольном возрасте
Федеральный государственный образовательный стандарт устанавливает цели дошкольного образования, которые отражают социально-психологические особенности личности ребенка на этапе завершения дошкольного образования:
- инициативность и самостоятельность;
- уверенность;
- креативность;
- сила воли;
- умение конструктивно общаться со сверстниками .
Самостоятельность как личное качество рассматривается во многих работах исследователей. Однако единого определения сущности данного понятия нет.
В общепринятом понимании самостоятельность – это самостоятельность человека, способность и желание выполнять задачу или деятельность без помощи других .
Самостоятельность – это независимость, свобода от постороннего влияния, принуждения, посторонней помощи, поддержки. Самостоятельность – это независимые действия, суждения, инициатива и решительность. Такие пояснения дает педагогический словарь.
Самостоятельность в педагогике — одно из направлений личного стремления. Это способность не поддаваться влиянию различных факторов, действовать согласно своим взглядам и мотивам. Самостоятельность – это обобщенное качество человека, выражающееся в инициативе, критичности, самоуважении и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение.
В работах С. Теплюка самостоятельность формируется с раннего возраста: «Начало пути формирования самостоятельных действий и навыков у ребенка приходится на конец первого года жизни, начало второго, так как процесс игры и общения с другими людьми усложняется» .
По утверждениям В.Д. Иванова самостоятельность человека не может быть абсолютной, потому что человек связан отношениями в обществе и подчинен его законам, невозможно быть независимым от общества, потому что все связано друг с другом, отношениями и процессами. Таким образом, мы получаем достаточную степень самостоятельности для успешной социализации личности.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. – М. : Мысль, 1991. – 299 с.
2. Борисова О.Ф. Самостоятельность как база формирования социальных компетенций дошкольника // Детский сад от А до Я. - 2018. - № 1. - С. 124-132.
3. Деркунская В. А. Поддержка детских инициатив как условие воспитания дошкольника как субъекта деятельности и поведения / В. А. Деркунская // Педагогическая наука и современное образование : сб. ст. III Всерос. науч.-практ. конф., посвящённой Дню рос. науки. – СПб: Изд-во РГПУ, 2018. − С. 365-370. − URL: https://elibrary.ru/- item.asp?id=27226437 (дата обращения: 14.10.2023).
4. Дирксен О. В., Скворцов Л.И. Ларионова П.П. Значение сюжетно-ролевых игр в развитии дошкольников // Наука и образование сегодня. - 2018. - №6 (29). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/znachenie-syuzhetno-rolevyh-igr-v-razvitii-doshkolnikov (дата обращения: 13.10.2023).
5. Донцов Д.А., Донцова М.В. Возрастная психология и психология развития личности в макропериоде детства, в отрочестве и юности: учебное пособие. - 2-е изд., стер. Москва: ФЛИНТА, 2019. - 308 с.
6. Жарикова А. С. Соотношение инициативности и креативности личности : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.01. – М., 2011. – 22 с.
7. Зайнуллина Г.Р. Использование сюжетно-ролевых игр как средства развития речи детей дошкольного возраста // Обучение и воспитание: методики и практика. - 2019. - №7. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-syuzhetno-rolevyh-igr-kak-sredstva-razvitiya-rechi-detey-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 13.10.2023).
8. Иванов В.Д. Самодеятельность, самостоятельность, самоуправление, или несколько историй из жизни школьников с вопросами письмами, монологами и документами. – М.: Просвещение, 2007. –78с.
9. Исаичкина С. Ю. Использование сюжетно-ролевых игр как средства развития речи детей дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2019. — № 52 (290). — С. 261-264. — URL: https://moluch.ru/archive/290/65678/ (дата обращения: 03.02.2023).
10. Коротаева Е.В., Святцева А.В. Развитие инициативности детей дошкольного возраста // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». - 2017. №5. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-initsiativnosti-detey-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 14.10.2023).
11. Левитов Н. Д. Вопросы психологии характера. – М.: Изд-во СГУ, 2016. – 291 с.
12. Макарова Е.Д. Подготовка педагогов к организации игровой деятельности дошкольников // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2012. - №1. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/podgotovka-pedagogov-k-organizatsii-igrovoy- deyatelnosti-doshkolnikov (дата обращения: 13.10.2023).
13. Микляева Н. В. Несколько слов о развитии и поддержке детской активности и самостоятельности //Детский сад от А до Я. – 2018. - №1 – С.17-23.
14. Пичугина Г.А. Самостоятельная деятельность как средство развития самообразования // БГЖ. - 2018. - №4 (25). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/samostoyatelnaya-deyatelnost-kak-sredstvo-razvitiya-samoobrazovaniya (дата обращения: 14.10.2023).
15. Смирнова Е. О., Соколова М.В. Структура и динамика отношения в онтогенезе ребенка // Вопросы психологии .– 2017.-№ 2. – С.28.
16. Теплюк С.Н. Истоки самостоятельности дошкольника // Дошкольное воспитание. - 1991. - № 7. - С. 67-71.
17. Удова О.В., Чапчикова О.И. Особенности поддержки инициативы дошкольников в специфических видах детской деятельности // Детский сад: теория и практика. – 2016. - №6. – С. 44-53.
18. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержденный М-ва образования и науки Рос. Федерации от 17 окт.2013 г. -.№ 1155.- Москва: Центр пед. образования, 2017.-24с.
19. Щетинина В.В. Формирование познавательной самостоятельности как психолого-педагогическая проблема // Научное отражение. – Тольятти, 2017. – 47 – 52 с.
20. Эльконин Д.Б. Психологические вопросы дошкольной игры // Психологическая наука и образование. - 1996. - Т.1. - № 3. - С. 5-18.