Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ СИТУЦИИ УСПЕХА НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Исторический аспект технологии создания ситуации успеха
Одной из особенностей современной образовательной политики в России является гуманизация образования. Это требует пересмотра содержания образования, использования новых технологий и средств обучения, чтобы школьники могли успешно осваивать необходимые знания, соответствующие изменяющимся потребностям личности и общества. В этом контексте, создание ситуации успеха в обучении играет важную роль.
Отечественная педагогическая наука и практика обладают научным потенциалом, необходимым для решения проблемы создания ситуации успеха в обучении. Внимание к ситуации успеха было обращено отечественными педагогами во второй половине XIX века. Однако наибольшее развитие тематика ситуации успеха получила во второй половине XX века, связанное с реформами в системе образования. Активное исследование этой проблемы проводилось как в научно-исследовательской сфере, так и в практике педагогов [9, с.65].
Одним из главных вкладов отечественной педагогики в разработку этой проблематики является поиск путей создания ситуации успеха в обучении, с учетом индивидуальных особенностей учеников. Было разработано множество методических рекомендаций, принципов организации учебного процесса, направленных на создание благоприятного образовательного окружения, стимулирующего успех и продуктивность обучающихся.
Основную задачу успешного обучения в школе классики отечественной педагогики К.Д. Ушинский, JI.H. Толстой и В.А. Сухомлинский видели в сообщении учащимся широкого круга знаний, развитии творческих сил, инициативы и самостоятельности учащихся, в гармоническом развитии их сил и способностей. Успех, полагали они, позволяет учителю моделировать такие педагогические ситуации, в которых школьник получает удовлетворение от своей деятельности [11, с.37].
Различные аспекты, которые отечественные педагоги и мыслители XIX - XX веков рассматривали при создании ситуации успеха в обучении. Они видели в этом не только фактор развития интеллекта, но и способ формирования мировоззрения, стимулирования интереса к учению, источник внутренних сил и положительного эмоционального состояния. При этом ситуация успеха рассматривалась как предвосхищаемый результат или цель, которую учащиеся стремятся достичь и которая мотивирует их к активной обучения. Она также предоставляла возможность для создания цепочки ситуаций, в которых учащийся постоянно добивается хороших результатов и развивает свои способности. В целом, ситуация успеха рассматривалась как основной фактор, способствующий развитию и саморазвитию личности учащегося [13, с.89].
Феномен ситуации успеха действительно рассматривается как значимый фактор обучения в истории отечественной педагогики. С ходу его развития, отечественные педагоги XIX-XX веков подходили к исследованию этого феномена с разных сторон и с различных позиций.
Ученые и педагоги-новаторы XIX-XX веков внесли значительный вклад в решение проблемы создания ситуации успеха в обучении. Они разработали и предложили авторские модели ситуации успеха, которые были включены в их дидактические системы.
Например, А.С.Макаренко, известный педагог и писатель, разработал собственную модель ситуации успеха в своей концепции "завтрашней радости". В его педагогической практике и литературных работах Макаренко акцентировал внимание на создании условий, при которых дети могли бы достичь значительных результатов, испытывать удовлетворение от своих достижений и радоваться успехам. Он придавал важность формированию положительного эмоционального опыта и индивидуального самосознания, что способствовало созданию ситуации успеха и мотивации учащихся.
Другим примером является педагогическая практика В.А.Сухомлинского. Он разработал свою собственную модель ситуации успеха в рамках "Школы радости". Сухомлинский придавал важность созданию благоприятного эмоционального климата в классе, где каждый ученик мог испытывать успех и получать признание за свои достижения. Он внедрял методы, направленные на стимуляцию успеха и создание условий, способствующих учебной мотивации и развитию самооценки учащихся.
Согласно разработкам А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского, ситуация успеха играет важную роль в педагогической деятельности и воздействует на развитие ребенка.
А.С. Макаренко разработал концепцию "завтрашней радости", которая основана на идее создания условий для успеха ребенка. Он признавал важность достижения успеха и радости от него для мотивации и вдохновения детей. Макаренко разрабатывал методы, которые стимулировали самостоятельное развитие детей через чувство успеха и удовлетворения.
В.А. Сухомлинский также придавал огромное значение вызывающим интерес и радость ситуациям в педагогической деятельности. Он описал концепцию "Школы радости", в которой подчеркивал важность позитивного эмоционального опыта и успеха для развития личности ребенка. Сухомлинский признавал, что ситуация успеха помогает создать благоприятное эмоциональное и психологическое состояние, стимулируя детей к дальнейшему развитию и саморазвитию [15, с.18].
Оба педагога подчеркивали, что ситуация успеха следует создавать индивидуально для каждого ребенка, учитывая его уровень знаний, возможностей и сильные стороны. Они признавали значимость самооценки и удовлетворения от достижения успеха, которые могут повысить мотивацию и позитивное отношение к учебе и саморазвитию.
Итак, в педагогической деятельности А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского ситуация успеха играет важную роль, поскольку стимулирует развитие и саморазвитие ребенка, а также формирование позитивного эмоционального опыта и мотивации [7, с.65].
Модели ситуации успеха, разработанные отечественными педагогами-новаторами XIX-XX веков, имели большое значение для воздействия на мотивацию и психологическое состояние учащихся. Они предложили практические подходы и инструменты для создания условий, способствующих успешному обучению и развитию личности студентов.
Изначально, педагоги обращали внимание на ситуации успеха как положительный фактор, способствующий стимуляции и мотивации учащихся к обучению и достижению результатов. Они обнаружили, что создание условий, при которых учащиеся могут испытывать успех и удовлетворение от своих достижений, способствует более эффективному обучению и развитию. Это было признано величиной, которая служит качественному и количественному показателю успешности образовательного процесса [8, с.74].
С течением времени, понимание ситуации успеха стало более глубоким и системным. Он начал рассматриваться не просто как случайный или случайно возникший фактор, а как составная часть предметно-развивающего стимула, способствующего формированию учебно-познавательных действий, включая мотивацию, саморегуляцию и самостоятельность. Педагоги начали активно изучать условия, средства и методы создания ситуации успеха, а также ее структурные и функциональные компоненты.
Сегодня, ситуация успеха остается актуальным и важным аспектом образования. Она продолжает развиваться и адаптироваться к современным требованиям и потребностям образовательной системы. Феномен ситуации успеха продолжает оставаться предметом исследований и теоретического обобщения в области педагогической науки и практики, в связи с поиском наиболее эффективных способов стимуляции обучения и развития учащихся.
А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинский считали, что для создания ситуации успеха в педагогической деятельности можно использовать следующие подходы:
В педагогическом процессе необходимо создавать условия, которые способствуют успешным результатам учащихся. Педагог должен быть готов поддержать и поощрить ученика в случае достижения им определенных результатов. Положительная обратная связь и похвала могут стать мощным стимулом для ребенка и помочь ему почувствовать радость от своих достижений [15, с.18].
Важным аспектом создания ситуации успеха является сотрудничество и взаимодействие учащихся с другими людьми. Коллективное творчество и совместные проекты могут помочь каждому ребенку найти свое место и роль в группе, и получить поддержку от других участников [12, с.65].
Каждый ребенок уникален и имеет свои индивидуальные потребности и способности. Педагог должен учитывать эти особенности и создавать условия для каждого ребенка, которые помогут ему ощутить радость от достижения успеха [6, с.65].
Развитие личности ребенка и его самоуверенности является важной задачей педагога. Для этого необходимо помочь ребенку осознать свои сильные стороны и навыки, а также научить его преодолевать преграды и неудачи[12, с.74].
Признание и поддержка ребенка в его творческой деятельности являются неотъемлемой частью создания ситуации успеха. Педагог должен поощрять ребенка к экспериментированию, поиску новых решений и развитию его творческого потенциала.
В итоге, создание ситуации успеха в педагогической деятельности позволяет развивать личность ребенка, формировать уверенность в себе и радость от достижения результатов. Это способствует развитию мотивации к образованию и саморазвитию, что является важными аспектами воспитания и обучения.
Технология коллективного творческого воспитания является развитием идей педагогической деятельности А.С. Макаренко и получила свое развитие в работах И.П. Иванова в 50-60-х годах XX века. Возрождение и развитие этой технологии произошло в 1990-е годы.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1 Алтунина И.Р. Мотивы и мотивация социального поведения детей. М.: Наука, 2016. - 360 с.
2 Анантьева И. А., Ямпольская Г.Н. Психология развития школьника. Учебное пособие. Ростов-на- Дону: Феникс, 2014. - 201 с.
3 Асеев В.Г. Структурные характеристики значимого пространства личности / Акмеология. - 2014 - №1 - С.45-56.
4 Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать. Книга для учителя. М.: Просвещение, 2011. -65 с.
5 Богуславская Н.Е. Изучение мотивов обучения на уроке английского языка млад-ших школьников // Начальная школа. 2011. - №10.- С.35-39.
6 Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М.: Ака-демия, 2019. - 190 с.
7 Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 2020. - 340 с.
8 Бякова Н.В. Работа педагога-психолога с детьми младшего школьного возраста / Н.В. Бякова, С.В. Истомина. - Шадринск: Исеть, 2016. -114 с.
9 Вергелес Г.И., Матвеева Л.А., Раев А.И. Младший школьник: Помоги ему учиться: Книга для учителей и родителей. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена; Союз, 2020. - 159 с.
10 Давыдов Д. Б., Эльконин В. В. Развитие личности в учебной деятельно-сти М.,2018. - 340 с.
11 Ефимова Л.А. Мотивация обучения младших школьников средствами театрального искусства // Нач. шк .2018. - № 2. - С. 37–39.
12 Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии- М.: Смысл, 2011 - 511 с.
13 Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов выс. пед. учеб. заведений. Кн.2. Психология образования. 2-е изд. М.: Просвещение: 2019. - 460 с.
14 Обухова Л.Ф. Возрастная психология. 3-е изд. М.: Изд-во «Педагогиче-ское общество России» 2020. - 300 с.
15 Шпика И.В. Учебная мотивация как показатель качества обучения младших школьников // Начальная школа. – 2017. -№ 2. - С. 18-19.