Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Россия исторически была одним из крупнейших многонациональных (многонациональных) государств мира. В нашей стране проживает более 190 народов, являющихся носителями уникальной материальной и духовной культуры, а средства массовой информации, отражающие особенности этнической культуры, можно считать инструментом распространения знаний о ней, что, соответственно, способствует повышение этнографической грамотности массовой аудитории, поскольку средства массовой информации оказывают существенное влияние на гуманитарную сферу общественной жизни [1].
Вопрос отражения культуры народов России в средствах массовой информации соответствует направлениям Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года [2], которая предусматривает, в частности, информационную поддержку реализация государственной национальной политики, развитие этнографического и культурно-познавательного туризма, рекреационных и рекреационных территорий, в том числе объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), сохранение и развитие культуры межнациональных (межэтнических) отношений в Российской Федерации. Эти факторы определяют актуальность данного исследования. Кроме того, 2022 год объявлен Президентом России Годом народного творчества и нематериальной культуры народов, что подтверждает важность изучения репрезентации этой темы в СМИ. Председателем Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации В.И. Матвиенко и Председателем Государственной Думы Российской Федерации В.В. Володиным 7 апреля 2022 года был рассмотрен проект закона «О нематериальном этнокультурном наследии Российской Федерации». внесен в Государственную Думу. Политическая повестка влияет на информационную, тем самым актуализируя вопросы этнокультуры в нашей стране [3], поэтому исследование носит междисциплинарный характер и учитывает концепции и подходы, используемые в этнополитологии - дисциплине, «изучающей политическую обусловленность этнической культуры». явления и процессы» [3, с. 12].
Теоретическая база исследования представлена работами российских учёных: медиаисследователей (И. И. Волкова [5], А. А. Гладкова [6; 7], А. А. Грабельников, Н. С. Гегелова [8], И. В. Ерофеева [9; 10], В. Л. Музыкант [11], С. А. Ржанова [12], С. П. Суворова [13]), этнологов и этнополитологов (М. А. Аствацатурова [14], В. Ю. Зорин [15; 16], В. К. Малькова [24]) и исследованиями зарубежных авторов [17-21].
Этнокультурная тематика является неотъемлемой составляющей области журналистики, «посвященной проблемам национальных отношений, рассказывающей о других этнических культурах» [22, с. 303]. Этножурналистика может быть представлена, с одной стороны, как сфера деятельности журналиста, освещающего межнациональные отношения и жизнь этнических групп, с другой (как результат этой работы) - как совокупность материалов, публикуемых в газетах и журналах, транслируемые по телевидению или радио, составляющие новостную ленту информационных агентств. Внимание к культуре как значимой категории этнической жизни обусловлено тем, что, по мнению С. Хантингтона, «культурные характеристики менее подвержены изменению, чем экономические или политические» [23, с. 33]. Репрезентация традиционных ценностей в стратегическом плане, по мнению И. В. Ерофеевой, «является единственной основой выживания нации. С точки зрения тактики сохранение идентичности является эффективной альтернативной парадигмой глобализации под давлением сверхдержав» [ 10, с. 5]. На средства массовой информации возлагается важная функция поддержания «единого информационного, общественно-политического и культурного пространства нашей страны», формирования общероссийского гражданского сознания, развития «многих социальных процессов, в том числе социально-экономического развития». страны, укрепление общерусской нации и сохранение межнационального мира» [24, с. 36-37].
Методология и методы исследования. Чтобы определить, как этнокультурная тематика проявляется в средствах массовой информации, рассматриваются все виды традиционных медиа. Исследование проводилось в четыре этапа – по типам СМИ. За период действия Стратегии, то есть с 2013 года по настоящее время, был проведен качественный анализ периодических изданий, телеканалов, радиостанций и информационных агентств. В работе учтен фактор включения СМИ в планы мероприятий по реализации Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года.
Чтобы провести более полный типологический обзор СМИ, включающих в свое содержание этнокультурную тематику, целесообразно не ограничиваться только закрепленным в планах списком СМИ.
В ходе исследования был использован метод типологического анализа, который позволил определить особенности функционирования этнокультурной тематики в разных видах СМИ; институциональный подход, позволивший обозначить роль средств массовой информации в реализации государственной национальной политики. Кроме того, использован этнографический подход для выявления ценностных компонентов этнокультуры, представленных в средствах массовой информации. В тематическом аспекте функционирования этнокультуры в средствах массовой информации (функциональный анализ) мы руководствовались направлениями, которые являются базовыми в академической научно-издательской серии «Народы и культуры» (историко-культурная среда, экономика, материальная культура, семья и культуры). семейная жизнь, общественная жизнь, религиозные верования, духовная культура и искусство) [26; 27].
Целью настоящей работы является характеристика современного состояния этнокультурной вариативности в современном региональном медиадискурсе на примере Республики Коми.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить этнокультурные СМИ в пространстве государственной культурной политики Российской Федерации;
2. Рассмотреть конфликтный и интеграционный потенциал этнокультурного дискурса в современных российских СМИ;
3. Провести анализ этнокультурных передач на телевидении Республики Коми.
Объектом исследования являются программы этнокультурной тематики в современном региональном медиадискурсе на примере Республики Коми.
Предметом – жанровая и тематическая специфика этнокультурной тематики в современном региональном медиадискурсе на примере Республики Коми.
Материалом для изучения послужили сюжеты национальных программ телеканала «Юрган» с 2016-го по 2022-й гг., таких как: «Вочакыв», «Коми Incognito», «Фильм-экспедиция», «Миян йöз», «Финноугория», «Ми танi олам».
При написании этой работы были использованы следующие методы: сплошная выборка, описательный метод, классификация, метод контент-анализа.
Глава 1. Этнокультурная вариативность в медиадискурсе
1.1. Этнокультурные СМИ в пространстве государственной культурной политики Российской Федерации
Культурная политика Российской Федерации в последние годы претерпевает серьезные изменения в связи с необходимостью преобразования социокультурного пространства страны в рамках формирования единого культурного кода, этнокультурных поведенческих норм и гражданских этических принципов. Начиная с первого десятилетия нового века, государство оказывает серьезную финансовую, информационную и интеллектуальную поддержку развитию культурных проектов и инициатив путем реализации федеральной целевой программы «Культура России (2012– 2018 годы)», Концепции сохранения и развития нематериального культурного наследия народов Российской Федерации на 2009–2015 годы, Государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013–2020 годы и пр.
Как утверждает В. В. Аристархов, директор директор Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачева, «любой социум не может развиваться без передачи жизненного опыта, закодированного именно в культуре. Это особенно важно для России: исторически присоединившиеся народы принимали общие ценности. И для сохранения территориальной целостности нашей страны необходимо сохранение ее культуры. В то же время важно сохранение этнокультурного разнообразия. В основе культурной самобытности – единство народа» [1, с. 2].
Именно этот посыл стал основой для формирования положений государственной культурной политики, закрепленной в Указе президента Российской Федерации «Об утверждении Основ государственной культурной политики» от 24 декабря 2014 г. Данный документ рассматривает государственную культурную политику страны в рамках стратегии национальной безопасности Российской Федерации, определяет культуру как национальный приоритет и направлен на преодоление кризисных явлений в культуре, проявляющихся в обесценивании общепризнанных норм и ориентиров [4].
В Указе подчеркивается необходимость непосредственного участия органов государственной власти и общественных институтов в формировании культуры личности. В числе принципов государственной культурной политики перечислены открытость и взаимодействие с другими народами и культурами. Документ подчеркивает необходимость сохранения и развития единого культурного пространства России, а также обеспечения доступа граждан к культурным ценностям независимо от места проживания, в том числе путем использования электронно-цифровой комуникации [4].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. О национально-культурной автономии : Федеральный закон № 74 от 17 июня 1996 г. (с изм. и доп.). – Москва, 1996. – URL : https://base.garant.ru/135765/. – Текст : электронный.
2. Об утверждении основ государственной культурной политики : Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. № 808. – Москва, 2014. – URL : http://www.consultant.ru/document/ cons_doc. – Текст : электронный.
3. Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 г. : распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2016 г. № 326-р. – Москва, 2016. – URL : http:// static.government.ru/media/files/AsA9RAy. – Текст : электронный.
4. Стратегия сохранения культуры и культурно-исторического наследия народов Российской Федерации : проект. – Москва : Институт Наследия, 2016. – 136 с. – URL : http://book.uraic.ru/ files/metod/2017/sohran-kult-nasled2030.pdf. – Текст : электронный.
5. Алексеева А. Ю. Основные элементы и структура межличностного доверия // Социологический журнал. 2009. № 3. С. 22–40.
6. Андреева, М.А. Медиаобразование для этнокультурных нко как инструмент продвижения темы межнациональных отношений в СМИ. Социальная интеграция и развитие этнокультур в евразийском пространстве. 2021, 1, 10 (авг. 2021), 10-15.
7. Аристархов, В. В. «В основе культурной самобытности – единство народа» / В. В. Аристархов. – Текст : непосредственный // Аудитория культуры. – 2016. – Март. – С. 2.
8. Аскарова, В. Я. Стимулы чтения в системе социокультурной регуляции читательской деятельности / В. Я. Аскарова, С. Б. Синецкий, В. С. Цукерман. – Текст : непосредственный // Осерватория культуры. – 2018. – Т. 15. – № 5. – С. 542–555.
9. Багдыков Г. Художник-пейзажист Илья Хашхаян // Нахичевань-наДону, 2022. [Электронный ресурс]. URL: https://nnao.ru
10. Бахус, А.О. Региональное телевидение как элемент формирования социально-культурного пространства: диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук [Текст] / Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева №4, том 2, 2016 А.Щ. Бахус; научный руководитель А.Н. Широбоков; Академия медиаиндустрии. – М., 2013. - 13 с.
11. Блохин И.Н. Журналистика в этнокультурном взаимодействии: Уч. Пос. СПб., 2013 [Электронный ресурс] / URL:https://iknigi.net/avtor-igor-blohin/145217-zhurnalistika-v-etnokulturnom-vzaimodeystvii-igor-blohin/read/page-7.html
12. Гладкова А. А., Лазутова Н. М. Тихонова О. В., Черевко Т. С., Данилов А. П., Данилов А.А., Батршина Д. Н. Этнические СМИ России: содержательный анализ (на примере СМИ Республик Татарстан и Чувашия) // Медиаскоп. – 2018. – Вып. 1. – С. 1–15.
13. Гладкова А. А., Асланов И. А. Специфическое информационное обеспечение государственной национальной политики РФ через каналы масс-медиа: к промежуточным результатам // Этническая журналистика: история и современность. М.: Факультет журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова, 2019. С. 20-28.
14. Григорян Г., Маркосян А. Засланная в Ереван русофобия вредит российско-армянским отношениям // Ноев Ковчег. – 2022. – №10 (354). – Октябрь.
15. Григорян Г. Почему агрессия Азербайджана произошла именно сейчас? // Ноев Ковчег. – 2022. – №10 (354). – Октябрь.
16. Ерофеева И. В. Аксиология медиатекста в российской культуре (ценностная рефлексия журналистики начала XXI века). Чита: ЗабГПУ, 2009. 297 с.
17. Зорин В. Ю. Российская этнополитика на современном этапе: традиции и инновации // Вестник российской нации. 2019. № 2. С. 9-33.
18. Зорин В. Ю., Каменских М. С. Этнополитическая ситуация в России: современное развитие и основные мегатренды // Вестник Московского государственного областного университета. 2020. № 1. С. 52-68.
19. Иванова Е. О. Этнокультурный дискурс в русскоязычных СМИ Германии: тематические и коммуникативные характеристики: дис…. канд. филол. наук / Иванова Елена Олеговна. Тверь, 2020. – 176 с.
20. Казак М. Ю. Современные медиатексты: проблемы идентификации, делимитации, типологии // Медиалингвистика. - 2014. - Вып. 1. - С. 65-76.
21. Каминченко Д. И. Информационная повестка дня современных сетевых СМИ: политический аспект // Научные ведомости. Серия «Политология». 2019. Т. 46, № 3. С. 576-584. DOI 10.18413/20754458-2019-46-3-576-584.
22. Отсутствие внятной оценки событий со стороны РФ порождает разочарование в армянском обществе // Ноев Ковчег. – 2022. – №10 (354). – Октябрь.
23. Пыреськина Е. М., Тареева К. А. Межэтническая журналистика в системе СМИ // Донецкие чтения 2017: Русский мир как цивилизационная основа научно-образовательного и культурного развития Донбасса: Международная научная конференция студентов и молодых ученых: (г. Донецк, 17-20 октября 2017 г.). -Донецк: Изд-во ДонНУ, 2017. - С. 383-385.
24. Сошников В. Д. Журналистика, конвергентность и универсализация // Электронные средства массовой информации: вчера, сегодня, завтра: XIII Всероссийская научно-практическая конференция, 5 апреля 2019 г. - Санкт-Петербург, 2019. - С. 12-14.
25. Фролова А. С., Посухова О. Ю., Сериков А.В. Отражение ценностной политики в сфере межэтнических отношений в СМИ США. Краснодар: Историческая и социально-образовательная мысль, 2015. – Том 7. – № 7. – Часть 2. с. 167–171.
26. Шилина М. Г. Медиатекст в интернете: теоретико-методологические подходы к исследованию [Электронный ресурс] // Электронный архив Северо-Кавказского федерального университета. - 2019. - Режим доступа: http://www.ncfu.ru/uploads/doc/ shilina_konfmt.pdf
27. Щеголькова Е. Ю. Межэтнические отношения в оценках россиян: социологический анализ // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. – 2020. – №4 (158). – С. 499–520.
28. Армянское образование и сохранение армянства в диаспоре обсудили в Краснодаре // Нахичевань-на-Дону. – 2022. [Электронный ресурс]. URL: https://nnao.ru