Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Загадки являются неотъемлемой частью языка и культуры, их актуальность сохраняется на протяжении многих веков. Они представляют собой небольшие головоломки, которые требуют отгадывания и размышления, что позволяет развивать наше мышление, фантазию и логическое мышление.
Язык и культура взаимосвязаны, и именно в языке отражаются менталитет и традиции народов. Загадки, будучи частью языка, отражают эту взаимосвязь и демонстрируют особенности мышления и восприятия мира различных народов.
Они позволяют нам взглянуть на культуру и историю с другой стороны, расширяя наши знания и понимание мира.
Загадки имеют различную тематику: от природы и животных до абстрактных понятий и философии. Они могут быть простыми и понятными, а могут требовать глубокого анализа и размышления.
Характерное свойство загадок - это их двусмысленность и скрытый смысл, который необходимо расшифровать. Ответ на загадку может быть скрыт в намеках, аллегориях или используемых языковых оборотах.
Загадки играли и продолжают играть важную роль в образовательном процессе. Они способствуют развитию мышления и логики у детей, помогают усваивать новые знания и развивать навыки критического мышления.
На основе загадок можно проводить уроки и тренировки, которые помогут развить творческое мышление и способность к анализу сложной информации.
Кроме того, загадки являются непременным элементом различных культурных мероприятий и праздников. Они привлекают внимание и вызывают интерес к культурным традициям и наследию народа. Загадки также могут использоваться в художественных произведениях, дополняя сюжет и создавая интригу.
Таким образом, актуальность загадок в языке и культуре состоит в их способности расширять наши знания, развивать интеллектуальные и творческие способности, а также в их значении для сохранения и передачи наследия и традиций различных народов.
Загадки – это не только увлекательное занятие, но и наглядное доказательство богатства и многообразия языка и культуры каждого народа.
Цель данного исследования - изучить загадки, их роль в русском языке.
Задачи:
1. Изучить понятие и история загадок;
2. Рассмотреть виды загадок в лингвистике;
3. Выявить загадки как разновидность текста;
4. Провести практический анализ загадок в русском языке.
Объект - загадки в русском языке и культуре.
Предмет – совокупность произведений, в которых они используются.
Список источников составил 25 позиций.
1 Понятие и виды загадок
1.1 Понятие и история загадок
Понятие загадок в русском языке является одной из наиболее захватывающих и интересных аспектов нашей культуры. Загадки, как форма словесного искусства, привлекает внимание и воображение как детей, так и взрослых. Они являются неотъемлемой частью русского фольклора и имеют уникальную историю, связанную с разными эпохами и общественными слоями.
Загадка — метафорическое выражение, в котором один предмет изображается посредством другого, имеющего с ним какое-нибудь, хотя бы отдалённое сходство; на основании этого выражения человек и должен отгадать задуманный предмет. Загадки встречаются у всех народов, на какой бы ступени развития они ни стояли
По своей форме народные загадки примыкают к пословицам: та же мерная, складная речь, то же частое употребление рифмы и созвучия слов.
Иногда только вопросительная форма делает из пословицы, присловья или поговорки загадку;
пример:
«Сидит на овчине, а бьёт соболей» (промышленник). Пословица и загадка отличаются тем, что загадку нужно отгадать, а пословица — это поучение.
Загадки — это составленные в форме вопросов или простых утверждений, требующие разгадки или ответа.
Они часто основаны на забавных играх слов, метафорах или каламбурах, что делает их занимательными и вызывающими улыбку. Загадки позволяют развивать логическое мышление, смекалку, а также мастерство общения и выразительности.
Учение и составление загадок является традиционным занятием в русской культуре и народном творчестве. Загадки играют важную роль в народных праздниках и свадьбах, где участники соревнуются в разгадывании загадок, повышающих атмосферу веселья и радости. Большинство загадок передаются устно из поколения в поколение, сохраняясь и преображаясь со временем.
Одной из самых известных загадок в русской литературе является загадка про бабушку с дедушкой:
"Без ножек ходит, ногу вперед выпячивает,
Озорник вечный, свой угол занимает.
Как лицо узрит, сразу пропадает,
Два века проведет и снова воспитывается.
Кто он?"
Ответом на эту загадку является календарь. Это пример того, как загадки использовались для передачи знаний и развлечения среди населения. В то же время, загадки также являются способом передачи народных мудростей и культурных ценностей.
Между тем, загадки в русском языке имеют не только развлекательное значение, но и практическое. Они помогают укрепить языковые и лингвистические навыки, улучшают словарный запас и способствуют развитию творческого мышления .
Кроме того, загадки дают возможность культурному обмену между разными народами и расширяют кругозор читателей.
В заключение, понятие загадок в русском языке играет важную роль в формировании национальной культуры и развитии языковых навыков. Они объединяют народ, сохраняют народные традиции и передают мудрость предков.
Загадки — это уникальная форма искусства, которая привлекает и вдохновляет людей всех возрастов. Они позволяют нам насладиться игрой слов и развить наше воображение, делая нашу жизнь более увлекательной и яркой .
Загадки всегда влекут нас своей тайной и непостижимостью. Они представляют собой сложные головоломки, требующие сообразительности и умения читать между строк. Однако, загадки не только встречаются в игровой форме или в детских книгах. Иногда сама речь, слова и их логика становятся загадкой для лингвистов .
История загадок в лингвистике насчитывает не одну сотню тайн, раскрывая нам многое о природе языка и его возможностях.
Одной из самых известных загадок является проблема происхождения языка. Ученые долгое время дебатировали о том, каким образом возникли первые слова, каким было первоначальное произношение и как развивалась грамматика. Несмотря на многочисленные теории, эта загадка до сих пор остается нераскрытой.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Болотнова, Н.С. Филологический анализ текста: учеб. пособие / Н.С. Болотнова. — 4 е изд. — М.: Флинта : Наука, 2009. — 520 с.
2. Бондаренко, М. А. Русский язык. Поурочные разработки. 5 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / М. А. Бондаренко. — М.: Просвещение, 2016. — 239 с.
3. Бондаренко, М. А. Русский язык. Поурочные разработки. 6 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / М. А. Бондаренко. — М.: Просвещение, 2016. — 240 с.
4. Верёвка, В. Конспект: Имена прилагательные / В. Верёвка // Первое сентября № 11. — 2004. — С. 2-3.
5. Вознесенская, И.М. Художественный текст: Структура. Язык. Стиль. / И.М. Вознесенская, И.Г. Гулякова, М.Я. Дымарский; Под. ред. К.А. Роговой. — СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 1993
6. Волкова, М.В. Загадка и кроссворд как типы текста: семантический и прагматический аспекты / М. В. Волкова. — [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://cheloveknauka.com/zagadka-i-krossvord-kak-tipy-teksta- semanticheskiy-i-pragmaticheskiy-aspekty
7. Гершонович, М.М. Загадка загадки. Урок по русской народной загадке VI класс / М.М. Гершонович // Литература в школе № 7. — 2015 — с. 37-39 13.Григорьева, М. Н. Учимся сочинять загадки / М.Н. Григорьева //Начальная школа. — 2003. — № 4. — С. 33-35.
8. Громов, И. А. Игра с языком как средство формирования лингвистической компетенции учащихся / И. А. Громов // Русский язык в школе. — № 7. — 2013. — С. 32 — 38.
9. Журинский, А.Н. Семантическая структура загадки: Неметафорические преобразования смысла / Ин-т языкознания: Отв. Ред. Н.В. Охотина. — М.: Наука, 1989.
10. Знаковый характер текста. Из истории изучения знакового характера текста // Н. В. Панченко, И. Ю.Качесова, Л. М. Комиссарова, А. А. Чувакин, Ю. Н. Земская. — [Электронный ресурс]: — Режим доступа: http://www.xliby.ru/jazykoznanie/teorija_teksta_uchebnoe_posobie/p5.php.
11. Зуева, Т.В. Русский фольклор: Учебник для высших учебных заведений / Т.В. Зуева, Б.П. Кирдан. — 2-е изд. — М.: Флинта: Наука, 2000.
12. Касаткин, Л.Л. Русский язык: Учеб. для студ. Высш. Пед. Учеб. заведений/ Л.Л. Касаткин, Е.В. Клобуков, Л.П. Крысин. — М.: Издательский центр «Академия», 2005.
13. Ипполитова, Н. А. Текст в системе обучения русскому языку в школе: Учеб пособие для студентов пед. вузов. — М.: Флинта, Наука, 1998. — 176 с.
14. Квятковский, А. Поэтический словарь / А. Крятковский. — М.: Сов. энцикл., 1966.
15. Кирдан, Б.П. Специфика фольклорных жанров. Сборник статей / Б.П. Кирдан. — М.: «Наука», 1973.
16. Козлова, В.И. Пробуем сочинить загадки / В.И. Козлова // Начальная школа № 12. — 2012. — С. 18-23
17. Кондрашов, В.Н. Грамматические игры и загадки / В.Н. Кондрашов. — Костромское книжное издательство. — 1961. — 129 с. . 24. Копытов, О.Н. Модус на пространстве текста: монография / О.Н. Копытов. — Хабаровск: Изд-во ХГИИК, 2012. — 299 с. .
18. Коровина, В.Я. Рабочие программы. Литература. Предметная линия учебников под редакцией В. Я. Коровиной // В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин, Н. В. Беляева. — М.: Просвещение, 2014. — 351 с.
19. Кравцов, Н.И. Русское устное народное творчество: учеб. для фил. спец. ун-тов / Н.И. Кравцов. — 2-е изд. — М.: Высш. шк., 1983. .
20. Круглов, О.Ю. Русское устное народное творчество. Хрестоматия по фольклористике: Учеб.пособие / О.Ю. Круглов. — М.: Высш. шк., 2003.
21. Ладыженская, Т. А. Методика развития речи на уроках русского языка: Кн. Для учителя / Н. Е. Богуславская, В. И. Капинос, А. Ю. Купалова и др.; Под ред. Т. А. Ладыженской. -2-е изд., испр. и доп.-М.; Просвещение, 1991, -240 .
22. Ладыженская, Т.А. Русский язык. Методические рекомендации. 5 класс: пособие для учителей общеобразоват. организаций / [Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова, М. Т. Баранов и др.]. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2014. — 144 с.
23. Ладыженская, Т.А. Русский язык. Методические рекомендации. 6 класс: пособие для учителей общеобразоват. организаций / [Т.А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова, М. Т. Баранов и др.]. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2014. — 159 с.
24. Ладыженская, Т.А. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и других. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / [М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский и др.]. — 12-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2011. — 111 с.
25. Лазутин, С. Г. Поэтика русского фольклора: Учеб. пособие для филол. фак. ун-тов / С.Г. Лазутин. — М.: Высш. Школа, 1981.
26. Лазутин, С.Г. Язык и стиль произведений фольклора и литературы / С.Г. Лазутин. — Воронеж, 1986.