Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Одной из важнейших задач педагогики в современных социально-экономических условиях является включение воспитанников в общественно полезную деятельность, в рамках которой ученики могут раскрыть и развить свои наиболее значимые качества. Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности является одной из главных целей национального проекта «Образование», утвержденного по Указу Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [98].
В этой связи необходима поддержка молодого поколения, чьи личностные убеждения направлены на активное участие в общественной жизни. Важен поиск имеющих организаторские способности учащихся, которые не только осознают себя лидерами, но и готовы использовать свои способности на пользу окружающих. В действительности же, согласно данным социологического опроса, проведенного ВЦИОМ, 42 % родителей обучающихся считают, что в российских школах не уделяется должного внимание развитию индивидуальных способностей детей [97].
Согласно другому исследованию, проведённом ВЦИОМ в том же году, более половины учителей говорят, что существует проблема реализации одной из основных функций школы – воспитания, и связывают её с нехваткой специалистов в сфере дополнительно образования, низким уровнем заинтересованности как обучающихся, так и родителей [96].
Актуальность развития ученического самоуправления в образовательной организации определяется необходимостью поиска путей активизации деятельности органов ученического самоуправления.
Цель исследования – теоретически обосновать педагогические условия развития ученического самоуправления в образовательной организации
Объект исследования педагогические условия развития ученического самоуправления в образовательной организации
Предмет исследования процесс развития ученического самоуправления в образовательной организации
Гипотеза исследования: организация ученического самоуправления будет наиболее эффективной если:
разработанная модель будет реализована с учетом комплекса педагогических условий, включающих: а) организационные; б) дидактические; в) психологические.
Задачи исследования:
1.Проанализировать понятия «ученического самоуправления» учебно-методической литературе
2.Изучить нормы и методы развития ученического самоуправления в образовательной организации
3.Уровень развития ученического самоуправления в образовательной организации
4. Разработать программа по развитию ученического самоуправления в образовательной организации
Степень разработанности проблемы. Вопросы развития ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении отражены в педагогической науке. Обобщая пройденный нами путь, следует отметить, что данной проблеме в последнее время уделяется большое внимание. Прежде всего, это работы, посвящены теоретическим и практическим основам формирования и развития ученического самоуправления. Данная проблема описана в научных трудах (И. П. Иванов, В.А. Караковский, А.С. Крикунов, Н. К. Крупская, А. Н. Лутошкин, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, П. В. Степанов, Л. И. Уманский и др.).
Теоретическая значимость исследования: результаты исследования дополняют и уточняют имеющиеся в литературе данные относительно особенностей проявления эмоционального выгорания в связи с копингстратегями и самоактуализацией у педагогов с разным стажем профессиональной деятельности
Практическая значимость исследования представлена в виде программы по развитию ученического самоуправления в образовательной организации
Для решения поставленных задач использовались
- теоретические (изучение и анализ литературы по проблеме исследования, обобщение, конкретизация теоретического знания по условиям организации ученического самоуправления, педагогическое моделирование; наблюдение и обобщение школьной практики),
- эмпирические: анализ, синтез, наблюдение.
Структура работы: Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
ГЛАВА 1. Теоретические основы педагогические условия развития ученического самоуправления в образовательной организации
1.1 Анализ понятия «ученического самоуправления» педагогического исследования
Понятие "ученическое самоуправление" является важным объектом педагогического исследования. Это концепт, который описывает процесс участия учеников в организации и управлении образовательной средой внутри школы или другого образовательного учреждения.
Ученическое самоуправление – одно из основных принципов педагогики, которое имеет долгую историю в европейском образовательном дискурсе. Один из первых примеров управления школой известен в XIV веке среди латинских школ Валентина Тротцендорфа. В этой школе ученики формировали ученический «сенат», который обсуждал вопросы, связанные с жизнью школы, разрешал конфликты и определял участие студентов в коллективных делах.
Я. А. Коменский, выделяя демократический принцип единой школы, разработал модель управления школой, считая, что школа и каждый класс являются своего рода государством со своими органами и председателем.
В российской педагогике концепция ученического самоуправления развивалась в конце XIX - начале XX веков, с учетом демократического настроя в обществе. Цель заключалась в создании атмосферы взаимного доверия, равенства и взаимопомощи между учениками.
В советской педагогике идеи самоуправления были отражены в работах выдающихся отечественных педагогов, таких как Н. К. Крупская, С. Т. Шацкий, А. С. Макаренко, В. А. Караковский и других. В эксперименте А. С. Макаренко по созданию коллективов, действующих на принципах коммунарства, было показано, что правильно организованный коллектив способствует личностному развитию учеников и позволяет им осуществлять социальную активность. Важным аспектом коммунарского самоуправления было объединение коллективов педагогов и детей в единое воспитательное сообщество.
Во второй половине XX века идея самоуправления разработана Ф. Ф. Брюховецким, Т. Е. Конниковой, Э. Г. Костяшкиным, В. А. Сухомлинским и другими. Особенно важен эксперимент И. П. Иванова, который предложил «коммунарскую методику».
В отечественной педагогической практике значительный вклад внесли Н. П. Капустин с его системой самоуправления в школе №71 г. Москвы, а также Е. А. Ямбург, который продемонстрировал эффективность своего проекта моделирования системы самоуправления общеобразовательной школы. Школа Е. А. Ямбурга в настоящее время является многопрофильным образовательным центром, где ученическое самоуправление используется во всех сферах школьной деятельности.[10]
С учетом вышеизложенного можно заключить, что ученическое самоуправление представляет собой форму осуществления учащимися своего права на активное участие как в управлении образовательным учреждением в целом, так и в делах своего класса в частности. Данное право законодательно закреплено в 34-й статье Федерального закона Российской Федерации «Об образовании Российской Федерации» от 29 декабря 2019 года, которая предоставляет учащимся право на участие в управлении образовательным учреждением согласно его уставу. Кроме того, такие возможности также могут быть определены в локальных актах и уставах самого учреждения.[20]
Более того, в четвертой главе вышеупомянутого Закона РФ "Об образовании" явно указывается право учащихся на участие в управлении образовательным учреждением. В соответствии с пунктами 33-40 данной статьи, обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право на участие в управлении образовательным учреждением, уважение своего человеческого достоинства, свободу совести, информации, свободное выражение собственных мнений и убеждений. Следовательно, самоуправление и участие учащихся в управлении образовательным учреждением является обязательным и неотъемлемым условием его нормального функционирования.
Основной целью и задачей ученического самоуправления является удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся, прежде всего в защите их гражданских прав и интересов. Участие в процессе самоуправления способствует решению актуальных вопросов, стоящих перед школой, а также позволяет учащимся развивать ясную и осознанную гражданскую позицию, уважительное отношение к себе и окружающим, а также развивать социальные навыки, такие как коммуникация, устойчивость к стрессу и адаптация к внешним изменениям. Важным аспектом является также развитие учеников способности принимать самостоятельные решения в проблемных ситуациях.
В целом, ученическое самоуправление является одной из наиболее продуктивных идей педагогики, имеющих богатую историю и успешную практическую реализацию. За свою историю оно приобрело две основные интерпретации - организационную и содержательную, которые подчеркивают его значение как формы организации школьной жизни и процесса, способствующего социализации и индивидуализации личности.[17]
Педагогические исследования на эту тему направлены на выявление эффективных методов и подходов к развитию ученического самоуправления, а также на изучение его роли в формировании активного гражданства, лидерских навыков и социальной компетентности учащихся.
Одно из важных направлений исследования – исследование влияния ученического самоуправления на общие показатели успеваемости и мотивации учащихся. В ходе таких исследований анализируется взаимосвязь между степенью участия учащихся в процессе управления и их академическими достижениями.
Другое направление исследования – исследование различных моделей и методов ученического самоуправления. Здесь проводится сравнительный анализ различных подходов к формированию школьных организаций и активных групп учеников, определение их особенностей и эффективности.
Исследования также могут быть направлены на изучение социально-психологических и педагогических факторов, влияющих на успех ученического самоуправления. Например, анализируется роль школьных педагогов и руководителей в поддержке и стимулировании активности учащихся, их отношение к ученическому самоуправлению.
Стоит отметить, что органы самоуправления, вместе с административными функциями, выполняют следующие задачи:
1. Социально-ориентированные функции, которые отражают учебно-воспитательные задачи, стоящие перед ученическим коллективом. Они направлены на нравственное воспитание будущего поколения и процесс социализации учащихся.[9]
2. Личностно-ориентированные функции, которые направлены на удовлетворение потребностей и интересов учащихся.
М.И. Рожков выделяет особые функции, которые имеют некоторые отличия от обычных административных функций. Он считает, что их выполнение возможно только на основе саморазвития. К этим функциям он относит:
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Акимова, И.В. Педагогические условия развития ученического самоуправления в современной образовательной организации / И.В. Акимова // Инновационные технологии в науке и образовании. - 2019. - Т. 6, № 3. - С. 58-61.
2. Александрова, М. А. Классному руководителю о самоуправлении в классе : Методические рекомендации / М. А. Александрова, Е. И. Баранова, Е. В. Володина. – Москва : Сфера, 2006. – 96 с. – ISBN 5-89144-586-7 – Текст : непосредственный.
3. Андреев, В. И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития / В. И. Андреев – [2-е изд.]. – Казань: Центр инновационных технологий, 2000. – 608 с. – Текст : непосредственный.
4. Байбародова, Л. В. Организация воспитательного процесса в школе / Л. В. Байбародова. – Москва: Владос, 2000. – 246 с. – Текст : непосредственный.
5. Баринова, Е. Б. Библиотечно-педагогическая деятельность в образовательной организации в условиях реализации ФГОС : учебное пособие для вузов / Е. Б. Баринова. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 147 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12194-0. — URL : https://urait.ru/bcode/519911
6. Баринова, Е. Б. Библиотечно-педагогическая деятельность в образовательной организации в условиях реализации ФГОС : учебное пособие для среднего профессионального образования / Е. Б. Баринова. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 147 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-14976-0. — URL : https://urait.ru/bcode/519912
7. Болотова, А.В. Ученическое самоуправление как средство активизации образовательного процесса / А.В. Болотова // Современное образование: методика, технологии и инновации. - 2017. - № 2. - С. 54-60.
8. Бочкарев, В. И. Школьное самоуправление в вопросах и ответах. Выпуск 3 : Пособие для руководителей школ и членов школьных советов / В. И. Бочкарев. – Москва : МАСШС, 1995. – 48 с. – Текст : непосредственный.
9. Васильева, Е.А. Роль ученического самоуправления в формировании лидерских качеств младших школьников / Е.А. Васильева // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2015. - № 2 (149). - С. 210-214.
10. ВЦИОМ: качеством школьного образования в России довольны 52% родителей – URL: https://aif.ru/society/education/vciom_kachestvom_shkolnoy_obra zovaniya_v_rossii_dovolny_52_roditeley – Текст : электронный. (Дата входа: 28.10.2023).
11. Грузин, К.В. Педагогические условия формирования ученического самоуправления в начальной школе / К.В. Грузин // Вестник Башкирского университета. - 2014. - Т. 19, № 3. - С. 648-654.
12. Добрый, М.И. Психолого-педагогические условия развития ученического самоуправления в общеобразовательной организации / М.И. Добрый // Инновационные технологии в науке и образовании. - 2018. - Т. 5, № 4. - С. 44-47.
13. Ермоленко, Н.А. Воспитание модели активной личности через ученическое самоуправление / Н.А. Ермоленко // Современное образование России. - 2013. - № 10. - С. 46-57.
14. Земляной, А.В. Проблемы и перспективы формирования ученического самоуправления в современных условиях / А.В. Земляной // Педагогические измерения. - 2016. - Т. 7, № 2. - С. 11-20.
15. Иванова, Е.А. Педагогические условия развития ученического самоуправления в общеобразовательной организации / Е.А. Иванова // Известия Юго-Западного государственного университета. - 2017. - Т. 9, № 4. - С. 32-38.
16. Караулов, С.Н. Развитие деятельностного ученического самоуправления в образовательном процессе / С.Н. Караулов // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2019. - № 1 (73). - С. 71-75
17. Караковский, В. А. Воспитательная система школы : Педагогические идеи и опыт формирования / В. А. Караковский. – Москва: Творческая педагогика, 1992. – 125 с. – Текст : непосредственный.
18. Кориман, И. Принципы организации школьного коллектива / И. Кориман. – Москва : Просвещение, 1965. – 270 с. – Текст : непосредственный.
19. Коротов, В. М. Общая методика учебно-воспитательного процесса / В. М. Коротов. – Москва : Просвещение, 1983. – 95 с. – Текст : непосредственный.
20. Коротов, В. М. Самоуправление школьников / В. М. Коротов. – Москва : Просвещение, 1981. – 208 с. – Текст : непосредственный.
21. Лебедева, Е.А. Педагогические условия формирования ученического самоуправления в основной школе / Е.А. Лебедева // Вестник Российской академии образования. - 2013. - № 2. - С. 187-195.
22. Официальный Интернет-портал правовой информации / Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» – URL:http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201805070038– Текст : электронный. (Дата входа: 28.10.2023).
23. Макарова, Н.И. Психологические аспекты формирования ученического самоуправления в образовательном процессе / Н.И. Макарова // Педагогическое образование: опыт, проблемы, перспективы. - 2020. - № 4 (32). - С. 20-24.
24. Манухин, В. П. Самоуправление в образовательном учреждении : Учебно-методическое пособие / В. П. Манухин. – Москва : АРКТИ, 2005. – 184 с. – Текст : непосредственный
25. Морис, С. В роли лидера успешной команды / С. Морис, Г. Уилкос, Э. Нейзел ; [перевод с английского]. – Днепропетровск : Баланс-Клуб, 2002. – 180 с. – ISBN: 966-95810-9-5, 0-273-64512-9. – Текст : непосредственный.
26. Никитина, О.В. Педагогические условия успешной реализации ученического самоуправления в образовательной организации / О.В. Никитина // Педагогика и психология профессиональной подготовки. - 2016. - № 4. - С. 73-80.
27. Петрова, И.С. Ученическое самоуправление и его значение в развитии личности учащихся / И.С. Петрова // Образование, наука и инновации: актуальные вопросы. - 2018. - Т. 2, № 2. - С. 190-193.
28. Сироткин, А.А. Развитие ученического самоуправления в педагогическом процессе: проблемы и перспективы / А.А. Сироткин // Вестник Московского государственного гуманитарного университета имени М.А. Шолохова. - 2015. - № 1 (53). - С. 147-153.
29. Федорова, Г.В. Педагогические условия развития ученического самоуправления как фактор успешного образования / Г.В. Федорова // Педагогический вестник. - 2019. - Т. 15, № 3. - С. 152-158.
30. Фопель, К. Команда : Консультирование и тренинг организаций. / К. Фопель ; [перевод с немецкого]. – Москва : Генезис, 2005. – 326 с. – Перевод изд.: Themenzentrietes Teamtraining cop / Klaus Vopel. lskopress, Salzhausen, 1994. – ISBN 5-98563-040-4. – Текст : непосредственный.
31. Шаповалова, Н. А. Педагогические условия подготовки актива ученического самоуправления к участию в управлении общеобразовательным учреждением : Специальность 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования» : диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Шаповалова Наталья Алексеевна ; Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. – Москва, 2009. – 159 с. – Текст : непосредственный.
32. Школа должна развивать индивидуальность: результаты нового опроса ВЦИОМ – URL: https://5uglov.ru/post/15407_shkola_dolzhna_razvivat_individualnost_rezultati_novogo_oprosa_vciom – Текст : электронный. (Дата входа: 28.10.2023).