Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Современные исследования в области культурологии, психологии и социологии содержат в себе тезисы о том, что читающий человек в интеллектуальном отношении отличается от не читающего . Активно читающие люди критичны в своих суждениях и по-ведении и способны мыслить, схватывать целое, выявлять противоречивые взаимосвязи явлений, а также более адекватно оценивать ситуацию и нахо-дить правильные решения. Также для активно читающих людей характер-ны такие черты устной и письменной речи, как больший объем памяти, творческое воображение, богатый словарный запас, более свободное пове-дение в общении.
История изучения чтения и читателей в России является полным от-ражением социально-культурных изменений, происходящих в стране на протяжении веков . От ограниченного доступа к образованию до широко-го распространения книг и электронной литературы, чтение остается од-ним из самых значимых элементов развития общества и саморазвития ин-дивида. В данном исследовании будут рассмотрены основные этапы изу-чения читателей в разные исторические периоды.
Степень изученности. Изучению чтения и читателей посвящено до-статочно большое количество исследований, общей характеристикой ко-торых является междисциплинарный подход. В данной курсовой работе используется научно-методическая литература по специальности «Библио-течное обслуживание» (Дворкина М.Я., Дергилева Т.В.) и «Социология и психология чтения» (Макеева О.В., Матвеева И.Г., Мелентьева Ю.П., Сте-фановская Н.А., Тараканов А.В.), а также научные статьи по специально-стям «Библиотечное обслуживание» и «Социология и психология чтения».
Объект курсовой работы – информационно-библиотечное обслужи-вание.
Предмет курсовой работы – читатель в системе информационно-библиотечного обслуживания.
Цель курсовой работы – изучить основные этапы изучения читателей в разные исторические периоды.
В соответствии с целью курсовой работы поставлены следующие за-дачи:
1. Изучить понятие чтения как вида человеческой деятельности;
2. Охарактеризовать основные методы исследования социологии и психологии чтения;
3. Обозначить этапы изучения чтения и читателей в XIX веке и в ХХ веке;
4. Определить современные направления изучения чтения и чита-телей.
Методология исследования включает в себя такие теоретические ме-тоды исследования, как анализ и синтез научной литературы, классифика-ция, обобщение отечественной научно-исследовательской практики.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав с подпунктами, за-ключения и списка использованных источников. Введение раскрывает ак-туальность, определяет степень научной разработки темы, объект, пред-мет, цель, задачи и методы исследования. В первой главе рассматриваются методологические основы психологии и социологии чтения. Вторая глава посвящена анализу истории изучения чтения и читателей в России в раз-ные исторические периоды. В заключении подводятся итоги проделанной работы и формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.
Глава 1. Методологические основы психологии и социологии чтения
1.1. Чтение как вид человеческой деятельности
Чтение – это сложный вид коммуникационной деятельности, в кото-ром задействованы такие психические процессы читателя как внимание, воображение, мышление, память и т.д . Также чтение – это уникальный феномен культуры, созидательный процесс формирования человеком но-вых качеств своего характера.
Под читательской деятельностью понимается форма активного от-ношения читателей к произведению печати, обусловленная их потребно-стями и целью чтения . Читатель осознает, с какой целью он берется за чтение, предполагая том или иной результат. Источником активности лич-ности к произведениям печати являются читательские потребности.
Психологи рассматривают чтение как индивидуальный процесс по-нимания внутреннего смысла текста и подтекста, который стоит за тек-стом . Во время понимания текста и подтекста происходит смена психиче-ских состояний читателя, эмоциональных переживаний, сопровождающих его.
На процесс понимания текста и подтекста влияет выявление как смысла произведения в целом, так и отдельных «смысловых» составляю-щих. Сообщение состоит из отдельных слов и фраз, изолированное осмысление каждого из них недостаточно для понимания всего текста, по-скольку каждые последующие фразы не изолированы друг от друга, а несут в себе смысл предыдущих. Степень активного и поискового характе-ра процесс понимания текста напрямую зависит от уровня читательского опыта личности – чем он богаче, тем быстрее и точнее читатель находит в тексте значимые мысли.
Важен для понимания текста и вероятностный подход. В ряде случа-ев в тексте имеются фразы, вероятность восприятия которых не составляет труда даже для людей с низким читательским опытом, например: «Насту-пила зима и выпал… (снег)». В других случаях имеется альтернатива, например, «Я пошел в магазин и купил… (книгу, хлеб, туфли и т.д.)» . Та-ким образом, чем меньше вероятность ассоциаций, тем труднее понимания текста.
Чтение многофункционально и различается по видам культурной де-ятельности человека – общекультурное, образовательное, воспитательное, профессиональное и досугово-развлекательное. Поскольку любое чтение выполняет функции познания окружающей действительности, оно активно влияет на развитие психической и эмоциональной сферы человека, разви-тие его личности, её профессионального статуса, карьерного роста.
Восприятие художественного произведения является сложным пси-хическим процессом, который позволяет читателю понять изображенное при условии эмоциональной окрашенности. Анализ художественного про-изведения включат в себя несколько стадий :
1. Поверхностное прочтение, при котором читатель выделяет только повествования о событии.
2. Выделение скрытого подтекста и внутреннего смысла событий.
3. Определение и анализ мотивов, побудивших автора к написа-нию данного произведения.
Необходимым условием вовлечения читателя в произведение являет-ся наличие в тексте «пустых мест», в которых автор сознательно опускает какую-либо важную деталь в описании героя, не формулирует вывод сце-ны и т.д. Наличие именно таких «пустых мест» позволяет тексту художе-ственного произведения активнее вовлекать читателя в процесс чтения.
В свою очередь в процессе чтения можно выделить следующие ста-дии восприятия художественного произведения :
1. Мотивационная стадия формирует критерии выбора произве-дения, на которые влияют как факторы самой личности читателя, так и нормы ценностей конкретной социальной группы. Результат этой стадии – готовность человека к контакту с произведением.
2. Предкоммуникативная стадия включат общение читателя с ре-кламой и формирование у него самонастройки на чтение определенного произведения.
3. Коммуникативная стадия – это общение читателя с книгой, её чтение. Если ожидание читателя не оправдываются в процессе чтения, да-же хорошее произведение может не произвести впечатление.
4. Оценка прочитанного произведения зависит от вида отношения к нему читателя – от полного равнодушия до удовлетворения и восторга, в том случае, когда читатель узнал много нового, поучительного или позна-вательного, т.е. расширил кругозор, получил эмоциональное удоволь-ствие и т.д.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Батырева, М. В. Проблемы формирования читательской культуры современных школьников / М. В. Батырева, А. И. Попова. - Текст : электронный // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. - 2018. - Т. 4, № 3. - С. 71-85. https://www.elibrary.ru/ (дата обращения: 22.11.2023). - Режим доступа: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.
2. Библиотечно-информационное обслуживание : учебник / под ред. М. Я. Дворкиной. - Санкт-Петербург : Профессия, 2016. - 240 с. - ISBN 978-5-904757-82-3. - Текст : непосредственный.
3. Гогиберидзе, Г. М. Исследование динамики читательской культуры современной российской молодежи / Г. М. Гогиберидзе. - Текст : электронный // Вестник МГПУ. Серия: Философские науки. - 2019. - № 3 (31). - С. 64-72. https://www.elibrary.ru/ (дата обращения: 22.11.2023). - Режим доступа: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.
4. Гусакова, О. Я. Социокультурный смысл чтения как предмет эмпирического изучения: реальность и возможности / О. Я. Гусакова. - Текст : электронный // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Филология. Журналистика. - 2020. - Т. 20, № 1. - С. 109-113. https://www.elibrary.ru/ (дата обращения: 22.11.2023). - Режим доступа: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.
5. Дергилева, Т. В. Библиотечное обслуживание : учебно-методическое пособие / Т. В. Дергилева ; Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наук ; Новосибирский государственный педагогический университет. - Новосибирск : ГПНТБ СО РАН, 2010. - 136 с. - Текст : непосредственный.
6. Доронина, И. Н. Изучение читательского интереса как вид библиотечно-информационного обслуживания / И. Н. Доронина, Ю. А. Маринченко. - Текст : электронный // Культура: теория и практика. - 2019. - № 6 (33). - С. 7. https://www.elibrary.ru/ (дата обращения: 22.11.2023). - Режим доступа: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.
7. Ищенко, Е. Н. Чтение как социокультурный феномен: методологические подходы к изучению / Е. Н. Ищенко. - Текст : электронный // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Философия. - 2021. - № 4 (42). - С. 11-17. https://www.elibrary.ru/ (дата обращения: 22.11.2023). - Режим доступа: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.
8. Киричек, А. С. Социально-психологические аспекты изучения читательской культуры / А. С. Киричек. - Текст : электронный // Ученые записки Таврического национального университета имени В.И. Вернадского. Серия «Проблемы педагогики средней и высшей школы». - 2014. - Том 27 (66). - № 4. - С. 46-56. https://www.elibrary.ru/ (дата обращения: 22.11.2023). - Режим доступа: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.
9. Кургаева, Ю. Ю. Пан или пропал? Круг чтения старших подростков: основные тенденции / Ю. Ю. Кургаева. - Текст : электронный // Библиотечное дело. - 2018. - № 9 (315). - С. 37-39. https://www.elibrary.ru/ (дата обращения: 22.11.2023). - Режим доступа: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.
10. Курганская, Л. М. Изучение читательских интересов в России / Л. М. Курганская, С. А. Кутоманова. - Текст : электронный // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. - 2014. - № 2. - С. 219-221. https://www.elibrary.ru/ (дата обращения: 22.11.2023). - Режим доступа: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.
11. Ломбина, Т. Н., Мансуров, В. А., Юрченко, О. В. Проблемы чтения в новой цифровой реальности / Т. Н. Ломбина, В. А. Мансуров, О. В. Юрченко. - Текст : электронный // Социологическая наука и социальная практика. - 2019. - № 4. - С. 97-110. https://www.elibrary.ru/ (дата обращения: 22.11.2023). - Режим доступа: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.
12. Макеева, О. В. Социологические методы изучения пользователей: история и современное состояние / О. В. Макеева. - Текст : электронный // Труды ГПНТБ СО РАН. - 2016. - № 10. - С. 272-281. https://www.elibrary.ru/ (дата обращения: 22.11.2023). - Режим доступа: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.
13. Мелентьева, Ю. П. Общая теория чтения = Theory of reading / Ю. П. Мелентьева. - Изд. 2-е, доп. - Москва : Наука, 2022. - 303 с. - ISBN 978-5-6048218-0-0. - Текст : непосредственный.
14. Мелентьева, Ю. П. Чтение: явление, процесс, деятельность [Текст] / Ю. П. Мелентьева. - Москва : Наука, 2010. – 180 с. - ISBN 978-5-02-037390-7. - Текст : непосредственный.
15. Психология и социология чтения : учебное пособие для студентов специальностей «Филологическое образование» и «Журналистика» / Сост. А. В. Себелева. - Нижневартовск: Издательство Нижневартовского гуманитарного университета, 2012. - 139 с. - Текст : непосредственный.
16. Равинский, Д. История чтения: раздвигая границы исследовательского пространства / Д. Равинский. - Текст : электронный // Сетевое издание «Горький» : [сайт]. - 2010. - URL: https://magazines.gorky.media/nlo/2010/2/istoriya-chteniya-razdvigaya-graniczy-issledovatelskogo-prostranstva.html (дата обращения: 22.11.2023).
17. Решетникова, О. В. Развитие научных подходов к дифференциации читателей в рекомендательной библиографии / О. В. Решетникова. - Текст : электронный // Румянцевские чтения - 2021 : материалы Международной научно-практической конференции. В 2-х частях, Москва, 21-23 апреля 2021 года. Том Часть 2. – Москва : Издательство «Пашков дом», 2021. - С. 242-248. https://www.elibrary.ru/ (дата обращения: 22.11.2023). - Режим доступа: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.
18. Социология и психология чтения : методические указания и материалы / сост. И. Г. Матвеева. - СПб. : СПбГУПТД, 2017. - 28 с. - Текст : непосредственный.
19. Социология и психология чтения [Электронный ресурс] : электронное учебно-методическое пособие / Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новосибирский государственный педагогический университет», Институт открытого дистанционного образования ; сост. О. В. Макеева. - Новосибирск : Институт открытого дистанционного образования НГПУ, 2017. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) : цв.; 12 см.; ISBN 978-5-00104-065-1.
20. Степанова, А. С. Современное состояние исследовательской деятельности российских библиотек: тенденции и проблемы / А. С. Степанова. - Текст : электронный // Изучаем чтение: форматы и практики : материалы I Научно-практической лаборатории (19-20 марта 2020) / Российская государственная детская библиотека ; сост. Е. А. Колосова. - Москва, 2020. - С. 9-18. https://www.elibrary.ru/ (дата обращения: 22.11.2023). - Режим доступа: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.
21. Стефановская, Н. А. Социологические исследования чтения: теория, методика, практика : научно-практическое пособие / Н. А. Стефановская. - Москва : Литера, 2013. - 143 с. - ISBN 978-5-91670-126-5. - Текст : непосредственный
22. Стефановская, Н. А. Эволюция методов изучения чтения как социокультурной практики / Н. А. Стефановская. - Текст : электронный // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2021. - Т. 26, № 195. - С. 244-250. https://www.elibrary.ru/ (дата обращения: 22.11.2023). - Режим доступа: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.
23. Тараканов, А. В. Психология и социология чтения : учебное пособие / А. В. Тараканов ; А. В. Тараканов ; Министерство образования и науки, ГОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет», Институт филологии, массовой информации и психологии. - Новосибирск : СИЦ НГПУ «Гаудеамус», 2011. - ISBN 978-5-85921-787-8. - Текст : непосредственный.
24. Урбанаева, Е. Г. Методы социологических исследований аудитории и их возможности / Е. Г. Урбанаева. - Текст : электронный // Наука и социум : материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Новосибирск, 14-15 мая 2017 года / Ответственный редактор Е.Л. Сорокина; Частное учреждение дополнительного профессионального образования Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы. – Новосибирск: Частное учреждение дополнительного профессионального образования Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы, 2017. - С. 198-202. https://www.elibrary.ru/ (дата обращения: 22.11.2023). - Режим доступа: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.
25. Филаткина, Т. М. Процесс чтения в цифровую эпоху: психологический и нейрофизиологический аспект / Т. М. Филаткина. - Текст : электронный // Материалы XXIII научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов Национального исследовательского Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва : в 3 частях, Саранск, 21-28 мая 2019 года. Том Часть 3. - Саранск: Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва, 2019. - С. 104-108. https://www.elibrary.ru/ (дата обращения: 22.11.2023). - Режим доступа: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.
26. Чтение детей и взрослых: качество чтения : сборник статей и учебно-методических материалов / Комитет по образованию Правительства Санкт-Петербурга, Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования ; [ред.-сост.: Т. Г. Браже, Т. И. Полякова]. - Санкт-Петербург : СПбАППО, 2009. - 175 с. - ISBN 978-5-7434-0536-7. - Текст : непосредственный.