Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность представленного исследования обусловлена серией событий, произошедших в прошлом на Чернобыльской атомной электростанции, а также их долгосрочными последствиями для населения Российской Федерации. В целях обеспечения социальной защиты граждан, пострадавших от радиационных воздействий, им было предоставлено ряд гарантий, закрепленных в Законе «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» . После распада Советского Союза, Российская Федерация получила статус его правопреемника в глазах мирового сообщества, несмотря на оспариваемость данного статуса, который был присвоен Соглашением.
Это означает, что Российская Федерация берет на себя ответственность не только за права, но и обязанности, освобожденные Советским Союзом. Одно из таких обязательств заключается в компенсации материального ущерба и предоставлении социальных гарантий гражданам, участвовавшим в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской атомной электростанции или пострадавшим от радиационного воздействия в результате данной аварии.
Целью курсовой работы является анализ особенностей обеспечения пособиями лиц, пострадавших от аварии на Чернобыльской атомной электростанции (ЧАЭС).
Для достижения данной цели предлагается рассмотреть следующие задачи:
1. Необходимо провести анализ законодательства Российской Федерации, которое регулирует вопросы, связанные с чернобыльской катастрофой. Здесь следует изучить нормативные акты, регулирующие меры социальной поддержки и права граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на ЧАЭС;
2. Также требуется проанализировать категории граждан, которые пострадали от радиации в результате чернобыльской катастрофы. Необходимо определить различные группы пострадавших граждан и выявить их потребности в социальной и медицинской поддержке;
3. Рассмотрение мер социальной поддержки, предоставляемых гражданам, пострадавшим от радиации в результате аварии, также является важной задачей данного исследования;
4. Исследование организации медицинского обслуживания и радиационной защиты для лиц, пострадавших от чернобыльской катастрофы, представляет собой важный аспект данного исследования;
5. Дополнительно, следует рассмотреть вопросы, связанные с пенсионным обеспечением для лиц, пострадавших от чернобыльской аварии;
6. Необходимо изучить основные проблемы и перспективы развития законодательства Российской Федерации в области обеспечения пособиями лиц, пострадавших от аварии на Чернобыльской атомной электростанции.
Предметом исследования являются особенности обеспечения пособиями пострадавших от аварии на ЧАЭС.
Объектом исследования являются меры социальной защиты, которые предоставляются этим лицам.
Полученные результаты и выводы данного исследования могут быть полезными для государственных органов и организаций, занимающихся обеспечением помощью пострадавшим от аварии на ЧАЭС. Рекомендации, сделанные на основе этого исследования, могут способствовать улучшению системы государственной помощи в подобных ситуациях.
Структура работы состоит из введения, трех глав, списка использованных источников и литературы.
ГЛАВА 1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРАВ ГРАЖДАН, ПОСТРАДАВШИХ ОТ АВАРИИ НА ЧАЭС
1.1 Законодательство Российской Федерации о чернобыльской катастрофе
В результате аварии на Чернобыльской АЭС произошел выброс огромного количества радионуклидов — примерно 50000000 Ки — в окружающую среду. Из-за сложной метеорологической обстановки, значительные территории Украины (41,75 тыс. кв. км), Белоруссии (46,6 тыс. кв. км) и Европейской части России (57,1 тыс. кв. км) были серьезно загрязнены. При этом загрязненные воздушные массы распространились и в другие страны, такие как Латвия, Эстония, Литва, Польша, скандинавские страны, Молдова, Румыния, Болгария, Греция и Турция. Также некоторые страны Западной Европы, включая Австрию, Германию, Италию и Великобританию, столкнулись с проблемой радиоактивного загрязнения. Официальные оценки трех стран — Беларуси, России и Украины — указывают на то, что около 9000000 человек пострадали от последствий чернобыльской катастрофы.
В России было затронуто активное радиоактивное загрязнение в 16 областях и одной республике, где обитает значительное количество людей, проживающих в различных населенных пунктах. Чернобыльская катастрофа является результатом систематического пренебрежения к здоровью и благополучию людей, а также явным примером порочности прошлой тоталитарной системы. Спустя множество лет после этой трагедии, последствия ее остаются неизгладимыми и продолжают оказывать негативное влияние на окружающую среду и население. Это свидетельствует о важности принятия ответственных мер для предотвращения подобных событий в будущем. Органы власти должны активно работать над обеспечением безопасности жителей и окружающей среды, а также в развитии и внедрении инновационных технологий, способных минимизировать риски радиоактивного загрязнения. Только взаимодействие и совместные усилия научных и государственных структур могут привести к достижению положительных результатов и гарантированной защите населения от подобных катастроф.
Проблема социальной защиты пострадавших от чернобыльской катастрофы граждан остро стоит. Существующие нормы и законы в области социальной защиты Чернобыльской катастрофы и других радиационных катастроф имеют недостатки и не соответствуют требованиям Конституции Российской Федерации. Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, пострадавших от радиации в результате аварии на Чернобыльской АЭС» был принят в 1991 году и многократно изменялся и дополнялся, что сделало его одним из самых сложных актов, требующих тщательного изучения и знания около ста нормативных актов .
В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации, ответственность за вопросы здравоохранения, социальной защиты и социального обеспечения лежит на плечах как Российской Федерации, так и ее субъектов. Субъекты Российской Федерации имеют право на принятие нормативных актов, включающихся в категорию «чернобыльского законодательства».
Следует отметить также, что существует Межправительственное соглашение между государствами-участниками Содружества Независимых Государств о социальной защите и охране здоровья граждан, пострадавших от радиации в результате Чернобыльской и других радиационных катастроф, а также ядерных испытаний. Стороны данного соглашения определяют принципы и критерии для определения статуса пострадавших от радиации лиц и их семей, а также обеспечивают социальную защиту, реабилитацию и охрану здоровья. Они также сотрудничают в определении причинности между заболеваниями и инвалидностью и последствиями чернобыльской и других радиационных катастроф
Дополнительно проводятся меры по созданию льготного механизма деятельности организаций, занимающихся охраной здоровья пострадавших от радиации лиц, координация медицинских и оздоровительных мероприятий, а также унификация законодательства, регулирующего права и льготы для пострадавших от радиации лиц. Происходит обмен информацией между государствами-участниками соглашения относительно последствий чернобыльской и других радиационных катастроф и аварий, а также ядерных испытаний.
Прямые последствия аварии на Чернобыльской АЭС обусловили заключение ряда международных документов в Российской Федерации. В июне 1992 года было подписано Соглашение о международном сотрудничестве с участием Европейского сообщества по атомной энергии, которое предусматривает сотрудничество стран для решения проблем и минимизации последствий аварии.
Также имеет свое значение Соглашение о проведении международных исследований последствий аварии на Чернобыльской АЭС в научном центре «Припять», принятое в сентябре 1990 года. Оно направлено на проведение научных исследований и анализ причин и последствий аварии с целью разработки мер по предотвращению подобных происшествий в будущем.
В силу экстраординарного характера и масштабов катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции (ЧАЭС), решение вопросов, связанных с ее ликвидацией, было оставлено в сфере компетенции органов государственной власти Советского Союза. Это было обусловлено не только сложившейся системой взаимодействия властных структур разных уровней, основанной на вертикальном подчинении, но и из-за недостатка достоверной информации о природе катастрофы и ее последствиях.
Основные направления нормотворчества в данном периоде определялись задачами, имеющими приоритетное значение. Принятые до 1990 года акты имели ограниченную длительность действия и распространялись только на определенный круг лиц. Однако, из-за недостатка информации и других факторов, таких как отсутствие научно обоснованных концепций радиационной защиты населения и слабая координация работ, государство показало свою неготовность к решению социальных проблем, вызванных катастрофой.
В Постановлении Верховного Совета СССР от 25 апреля 1990 года «О единой программе по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и ситуации, связанной с этой аварией» и Постановлении Верховного Совета РСФСР от 19 сентября 1990 года «О государственной программе по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы на территории РСФСР на 1990-1995 гг.» был отражен факт неготовности государства к решению социальных проблем, вызванных катастрофой. Однако, следует отметить, что были оперативно и последовательно разрешены первоочередные задачи, такие как локализация аварии, стабилизация радиационной обстановки, эвакуация населения и реабилитация загрязненных территорий.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
2. Федеральный закон от 04.10.2014 N 291-ФЗ (ред. от 29.12.2014) "О внесении изменений в статью 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" // Российская газета N 229, 08.10.2014.
3. Федеральный закон от 09.01.1996 N 3-ФЗ (ред. от 18.03.2023) "О радиационной безопасности населения" // Российская газета, N 9, 17.01.1996.
4. Федеральный закон от 21.11.1995 N 170-ФЗ (ред. от 28.06.2022) "Об использовании атомной энергии" // Российская газета. N 230, 28.11.1995.
5. Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ (ред. от 21.11.2022) "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // "Российская газета", № 188, 31.08.2004.
6. Закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1 (ред. от 28.12.2022) "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" // Ведомости СНД и ВС РСФСР, 1991, N 21, ст. 699.
7. Постановление ВС РФ от 04.11.1992 N 3802-1 "О ходе выполнения Постановления Верховного Совета РСФСР от 19 сентября 1990 г. N 173-1 "О государственной программе по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы на территории РСФСР на 1990 - 1995 годы" и Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"
8. Постановление ВС СССР от 25.04.1990 N 1452-1 "О единой программе по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и ситуации, связанной с этой аварией" // Ведомости СНД СССР и ВС СССР , 1990, N 18, ст. 313.
9. Постановление Минтруда РФ от 19.04.2000 № 33 "Об утверждении разъяснения "О порядке применения перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения, при установлении льготной пенсии гражданам, проживающим (проживавшим), работающим (работавшим) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (вместе с разъяснением Минтруда РФ от 19.04.2000 N 4) (Зарегистрировано в Минюсте РФ 19.05.2000 N 2236) // "Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", N 23, 05.06.2000
10. Постановление Правительства РФ от 12.03.1997 N 289 (ред. от 21.04.2000) "Об определении территорий, прилегающих к особо радиационно опасным и ядерно опасным производствам и объектам, и о формировании и использовании централизованных средств на финансирование мероприятий по социальной защите населения, проживающего на указанных территориях, а также на финансирование развития социальной инфраструктуры этих территорий в соответствии с Федеральным законом "О финансировании особо радиационно опасных и ядерно опасных производств и объектов" // Российская газета , N 59-60, 26.03.1997.
11. Постановление Правительства РФ от 22.09.1993 N 948 (ред. от 21.03.1996) "О государственной регистрации лиц, пострадавших от радиационного воздействия и подвергшихся радиационному облучению в результате чернобыльской и других радиационных катастроф и инцидентов" // "Собрание актов Президента и Правительства РФ", 27.09.1993, N 39, ст. 3624.
12. Постановление Правительства РФ от 25.12.1992 N 1008 (ред. от 21.03.1996) "О режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" // Собрание актов Президента и Правительства РФ, 01.02.1993, N 5, ст. 387.
13. Постановление Правления ПФ РФ от 21.12.2004 № 198п "О приеме и обработке заявлений от отдельных категорий граждан, имеющих право на государственную социальную помощь"// СПС «КонсультантПлюс»
14. Приказ Роструда от 11.11.2022 N 253 "Об утверждении Руководства по соблюдению обязательных требований трудового законодательства"
15. Письмо ФФОМС от 17.07.2006 N 5149/40-1 О направлении Методических рекомендаций "Организация работы по дополнительному лекарственному обеспечению отдельных категорий граждан, имеющих право на предоставление набора социальных услуг" // СПС «КонсультантПлюс»
16. Jesse, Russell Авария на Чернобыльской АЭС / Jesse Russell. - М.: VSD, 2019. - 487 c.
17. Аварии и катастрофы. Предупреждение и ликвидация последствий. Учебное пособие. Книга 6. - М.: Издательство Ассоциации строительных вузов, 2022. - 408 c.
18. Егоров, Александр Федорович Анализ риска, оценка последствий аварий и управление безопасностью химических, нефтеперерабатывающих и нефтехимических производств. Гриф УМО вузов России / Егоров Александр Федорович. - М.: КолосС, 2022. - 753 c.
19. Ильина А.Г. Права граждан, пострадавших от радиации // "Адвокат", N 11, 2000. С. 26.
20. Итоги и проблемы преодоления последствий чернобыльской катастрофы в России (официальный доклад МЧС РФ) // Российский Чернобыль. -2020г. - № 34.
21. Кирпота Т.Д. Государственное регулирование экономики и региональная экономическая политика: Учебное пособие СПб.: Питер, 2018. – 390 с.
22. Козбаненко В.А. Правовые основы государственного управления: учебное и научно-практическое пособие. М.: Экмос, 2019. – 320 с.
23. Конституционные правовые гарантии права граждан на возмещение ущерба, причиненного вследствие радиационных аварий и катастроф (Емельянов В.Ю. // "Экологическое право", 2018, N 2
24. Мачульская Е.Е., Горбачева Ж.А. Право социального обеспечения: Учебное пособие. 3-е изд. - М.: Юрайт, 2019. - с. 218.
25. Михалева Н.А. Конституции и уставы субъектов Российской Федерации (сравнительно-правовое исследование). М.: ЮРКОМПАНИ, 2010. 366 с.
26. Омским «чернобыльцам» необходимо подать заявления на ежегодную компенсацию // [Электронный доступ] URL: https://sfr.gov.ru/branches/omsk/news/~2023/10/17/255822 (дата обращения: 17.10.2023)
27. Пенсии и другие выплаты пострадавшим в результате радиационных катастроф на Чернобыльской АЭС // [Электронный доступ] URL: https://admmegion.ru/news/info/338270/ (дата обращения: 17.10.2023)
28. Пешкова (Белогорцева) Х.В., Бондарева Э.С., Ведышева Н.О., Менкенов А.В., Гусев А.Ю., Чернусь Н.Ю., Слесарев С.А., Котухов С.А. Комментарий к Закону РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" // СПС КонсультантПлюс. 2019.
29. Рощупкина, Любовь Выплаты и льготы. Что вам должно государство. Ответы на все вопросы / Любовь Рощупкина. - М.: БХВ-Петербург, 2017. - 515 c.
30. Румянцева Г.Н. Чернобыльский закон: мнение специалиста// Российский Чернобыль. – 2019г. - № 16.
31. Чернобыль: 10 лет спустя. Итоги и перспективы. Материалы Всероссийский научно - практической конференции. - Брянск. – 2005г.