Фрагмент для ознакомления
2
Важной задачей государственного управления является обеспечение реализации государственной политики, направленной на улучшение качества жизни граждан. Степень удовлетворения потребностей в различных услугах, таких как здравоохранение, образование, общественный порядок и др., определяет уровень и качество жизни населения.
Предоставление государственных и муниципальных услуг также влияет на качество жизни граждан. Результаты этой деятельности государственных и муниципальных органов население ощущает на себе каждый день, ведь каждому необходимо получать официальные справки, разрешения, другие документы и различную информацию от соответствующих органов. Если эти услуги доступны и качественны, население не испытывает никаких неудобств, в противном случае это вызывает недовольство в обществе и снижает доверие к власти.
Государственные и муниципальные услуги стали привлекать внимание в ходе административной реформы. Были определены ее важнейшие цели: реформирование системы предоставления государственных и муниципальных услуг, формирование и реализация комплекса административных регламентов, разработка и внедрение стандартов государственных и муниципальных услуг [14, с. 74].
Понятие «государственная услуга» в России стало использоваться лишь в процессе административной реформы, в то время как во многих зарубежных странах государственные услуги являются одной из основных форм отношений между гражданами, юридическими лицами и государством, где государство рассматривается как «поставщик услуг». Однако в нашей стране такой подход к определению понятия государственной услуги начал развиваться сравнительно недавно. Термин «государственные услуги» содержится в Указе Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 31 «О системе и структуре исполнительной власти» [4] в рамках определения компетенции федерального агентства как федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по предоставлению государственных услуг.
Концепция нового государственного управления гласит, что по аналогии с частными организациями государственные услуги должны быть ориентированы на пользователя. Граждане рассматриваются как потребители государственных или муниципальных услуг, то есть как равноправные субъекты отношений. Поэтому реформирование системы государственного управления связано с построением модели «эффективного и действенного государства» и внедрением в практику государственного управления формализованных процедур, обеспеченных достаточным количеством нормативных актов, регламентов и стандартов.
Под близкими терминами, принятыми в зарубежной практике, может скрываться самое разное содержание. Например, в практике государственных органов США используется термин «административное регулирование» (аdmіnіstrаtіvе rеgulаtіоns). Он подразумевает описание правил взаимодействия внутри ведомства и ведомства с его клиентами. В европейских странах по отношению к государственным институтам применяются процедуры административного упрощения (аdmіnіstrаtіvе sіmрlіfісаtіоn), которые во многом похожи на то, что в России называют регламентацией [17, с. 19].
Обращаясь к словарным источникам, можно установить, что под регламентацией в широком смысле понимается подчинение чего-либо (кого-либо) известным правилам, распоряжениям [21]. В теории государства и права даются более узкие определения: «установление подробных правил, определяющих порядок деятельности государственного органа, учреждения, организации» [24].
По мнению И. А. Андроняк, в общем смысле регламентация это, прежде всего, комплекс организационных мер, направленных на улучшение управляемости и прозрачности мероприятий по предоставлению услуг, повышение уровня контроля за качеством их осуществления и персонализации ответственности за административные действия, совершаемые в рамках этого процесса, а также обоснованная оптимизация существующих порядков и алгоритмов [71].
Перейдем к понятию «административный регламент». Это официальный документ, который регулирует оказание услуг гражданам и организациям органами государственной власти. Административные регламенты осуществления государственных функций являются обязательной процедурой действий (решений) исполнительной власти, ее структурных подразделений и должностных лиц в целях реализации своих полномочий при осуществлении функций государства. Административные регламенты должны четко определять круг обязанностей и прав органа, объем его компетенции и раскрывать возможные формы внутреннего взаимодействия между различными органами на всех этапах принятия документов в процессе принятия решений. Введение административных регламентов дает предприятиям и отдельным гражданам возможность осуществлять контроль за процедурами рассмотрени
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1.Федеральный закон № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27.07.2010.
2.Федеральный закон № 509-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 30.12.2020.
3.Федеральный закон № 46-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 08.03.2022.
4.Указ Президента РФ № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 09.03.2004.
5.Постановление Правительства РФ № 30 «О Типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти» от 19.01.2005.
6.Постановление Правительства РФ № 679 «О Порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг)» от 11.11.2005.
7.Постановление Правительства РФ № 373 «О разработке и утверждении административных регламентов осуществления государственного контроля (надзора) и административных регламентов предоставления государственных услуг» (вместе с «Правилами разработки и утверждения административных регламентов осуществления государственного контроля (надзора)», «Правилами разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг», «Правилами проведения экспертизы проектов административных регламентов осуществления государственного контроля (надзора) и административных регламентов предоставления государственных услуг») от 16.05.2011.
8.Постановление Правительства РФ № 861 «О федеральных государственных информационных системах, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг (осуществление функций)» (вместе с «Положением о федеральной государственной информационной системе «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)», «Правилами ведения федеральной государственной информационной системы «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)», «Положением о федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», «Требованиями к региональным порталам государственных и муниципальных услуг (функций)», «Положением о федеральной государственной информационной системе «Единая система предоставления государственных и муниципальных услуг (сервисов)») от 24.10.2011.
9.Постановление Правительства РФ № 1228 «Об утверждении Правил разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг, о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации» от 20.07.2021.
10.Постановление Правительства РФ № 1822 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 24.10.2011 № 861 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» от 25.10.2021.
11.Распоряжение Правительства РФ № 1021-р «Об утверждении Концепции снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на 2011-2013 годы и Плана мероприятий по реализации указанной Концепции» от 10.06.2011.
12.Андроняк И.А. Теоретико-правовая основа регламентации муниципальных услуг / И.А. Андроняк // Инновационные научные исследования. – 2021. – № 4-2(6). – С. 69-75.
13.Беляева Г.С. Сущность административных регламентов как актов управления / Г.С. Беляева, Т.М. Нинциева, И. Н. Якимова // Право и государство: теория и практика. – 2020. – № 5 (185). – С. 166-168.
14.Ванькаева О.Б. Административные регламенты предоставления государственных и муниципальных услуг: информированность населения (на примере Республики Калмыкия) / О.Б. Ванькаева // Вестник Института комплексных исследований аридных территорий. – 2022. – № 1(44). – С. 73-78.
15.Воронина Л.И. Совершенствование регламентации оказания муниципальных услуг / Л.И. Воронина, С.Н. Костина, М.В. Кукарцева // Российский юридический журнал. – 2017. – № 2(113). – С. 55-63.
16.Зенин С.С. Теоретические вопросы использования административных регламентов в механизме нормативного правового регулирования государственных и муниципальных услуг / С.С. Зенин. // Актуальные проблемы российского права. – 2015. – № 3. – С. 66-74.
17.Костина С.Н. Организация предоставления государственных и муниципальных услуг : учеб. пособие / С.Н. Костина, Г.А. Банных, Л.И. Воронина; [под общ. ред. С.Н. Костиной]; М-во науки и высш. образования Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2019. – 123 с.
18.Магерчук В.А. Унификация предоставления государственных и муниципальных услуг как элемент национального проекта / В.А. Магерчук, Н.В. Павлов // Научный электронный журнал Меридиан. – 2020. – № 2(36). – С. 318-320.
19.Пахоменкова В.Д. Государственно-правовые проблемы унификации предоставления публичных услуг / В. Д. Пахоменкова // Российская наука в современном мире: сборник статей LVI международной научно-практической конференции, Москва, 31 августа 2023 года. – М.: ООО «Актуальность.РФ», 2023. – С. 194-195.
20.Симакова Е.К. Административные регламенты исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг / Е.К. Симакова // Вестник Санкт-Петербургской юридической академии. – 2016. – № 3(32). – С. 87-92.
21.Чудинов А.Н. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка (более 5000 новых слов). – СПБ.: В.И. Губинский, 1910. – 676 с.
22.Шевцов Ю.В. Административные регламенты: понятие, сущность и тенденции развития / Ю.В. Шевцов // Тамбовские правовые чтения имени Ф. Н. Плевако: материалы VI Международной научно-практической конференции, Тамбов, 19–21 мая 2022 года. – Тамбов: Издательский дом «Державинский», 2022. – С. 142-145.
23.Ярцева Д.А. Административные регламенты предоставления государственных услуг / Д.А. Ярцева // Тамбовские правовые чтения имени Ф. Н. Плевако: Материалы VI Международной научно-практической конференции, Тамбов, 19–21 мая 2022 года. – Тамбов: Издательский дом «Державинский», 2022. – С. 155-158.
24.Большая советская энциклопедия. – М.: Советская энциклопедия, 1969-1978 [Электронный ресурс]. – URL: https://www.booksite.ru/fulltext/1/001/008/130/index.htm?ysclid=lnxin0k4b598074629 (дата обращения: 19.10.2023).
25.Мировые показатели управления / Официальный сайт Всемирного Банка [Электронный ресурс]. – URL: www.govindicators.org (дата обращения: 19.10.2023).