Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В XX веке в России произошли кардинальные изменения в социально-экономической системе. Отказ от идеологии социализма привел к изменению положения личности в обществе. С одной стороны, человек стал более свободным, но с другой – социальная забота о нем значительно снизилась.
В соответствии с Конституцией РФ основной идеей социального государства считается политика в области создания условий для обеспечения достойной жизни и свободного развития человека, а также обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства. Статья 39 Конституции РФ гласит: Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Законодательная база реформирования социальной сферы, позволяющая децентрализовать государственную систему социального обеспечения и управления социальной сферой, внедрение системы обязательного социального страхования населения, внедрение новых форм социальной поддержки населения, реструктуризацию отрасли, развитие платных социальных услуг и появление новых форм комплексных социальных услуг.
Однако в функционировании системы социального обеспечения наблюдаются серьезные сбои. Помимо других причин, связанных, в частности, с общей социально-экономической ситуацией в России, серьезную роль в этом отношении продолжают играть ошибки и просчеты, допущенные на начальном этапе социальной реформы, отсутствие четкой и последовательной социальной государственной политики, должным образом подкрепленной в правовом, организационном и финансовом плане.
В этих условиях большое значение имеет совершенствование административно–правового регулирования организации и деятельности всей системы социального обеспечения в России, поскольку существующий механизм, организационные структуры, формы управления и действующее законодательство в значительной степени устарели и не соответствуют новым общественно–политическим и социальным реалиям. Правовое регулирование предоставления социальных услуг и правового статуса социальных субъектов является слабым. Нормативные правовые акты оставляют нерешенным ряд проблем, как существующих, так и постоянно возникающих в связи с появлением новых форм деятельности по социальному обеспечению. Несовершенство законодательства в некоторых случаях препятствует позитивным процессам.
Объектом исследования выступают деятельность организаций в области социальной защиты населения.
Предметом исследования выступаю нормы права, предусматривающие правовое регулирование деятельности органов социальной защиты.
Целью работы рассмотрение деятельности учреждений социальной защиты населения как субъектов правоотношений в праве социального обеспечения.
Для достижения указанной цели поставлены задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие социальной защиты населения.
2. Изучить понятие и виды учреждений социальной защиты населения .
3. Проанализировать порядок деятельности учреждений социальной защиты населения.
4. Раскрыть направления развития деятельности учреждений социальной защиты населения.
Методологию исследования составляет совокупности методов научного познания анализа и синтеза.
Работа состоит из введения, двух глав заключения и списка использованных источников.
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
1.1 Понятие социальной защиты населения
Любое общество стремится обеспечить своим членам защиту, достойный уровень жизни и общее благосостояние общества. Социальная защита является функцией общества и государства, а также неотъемлемой частью социальной политики. Социальная защита населения направлена на все население. Однако на практике он применяется в отношении отдельных категорий и носит дифференцированный характер. В широком смысле социальная защита представляет собой систему приоритетов и механизмов реализации закрепленных законом социальных, правовые и экономические гарантии граждан, реализуемые органами управления всех уровней, другие учреждения и системы социальных услуг, обеспечивающие определенный уровень социальной защиты, достижение социально приемлемого уровня жизни населения в соответствии с современными условиями развития общества. В узком смысле социальная защита представляет собой комплекс целенаправленных конкретных мер экономического, правового, организационного характера для поддержания населения и сохранения источника средств к существованию, необходимых для нормального развития личности .
В нормативно-правовой базе РФ отсутствует обобщенное понятие «социальная защита населения». В федеральных нормативных правовых актах «социальная защита» закреплена в отношении отдельных категорий граждан и реализуется конкретными целевыми мерами.
В Российской Федерации важнейшими видами деятельности в социальной и культурной сфере являются:
- Министерство здравоохранения Российской Федерации;
- Министерство культуры Российской Федерации;
- Министерство образования Российской Федерации;
- Министерство труда и социального развития Российской Федерации;
- Пенсионный фонд Российской Федерации.
Работа правительственных ведомств строится преимущественно на функциональной основе и охватывает 4 основных блока:
1. Экономический блок. Охватывает основные направления в развитии народного хозяйства, сгруппированные вокруг базовых отраслей: топливно-энергетического комплекса, строительной и жилищной промышленности, финансов и транспорта.
2. Административно - политический блок. Обеспечивает оптимальные внутренние и внешние условия для развития государства, удовлетворения потребностей и интересов граждан в сфере безопасности и защиты собственных прав.
3. Социальный блок. Развитие социальной политики государства, направленной на удовлетворение социальных потребностей людей (образование, медицина, труд, социальная защита, культура), осуществляемой в целях повышения качества и уровня жизни населения.
4. Блок управления. Перечень контрольных органов, существующих в рамках аппарата правительства, отвечающих за проведение государственной политики в регионах. Функция контроля в сфере исполнительной власти осуществляется специальными ведомствами, управлениями федеральных министерств, надзором и комиссиями. Механизм реализации социальной защиты населения реализуется в основном двумя видами органов власти - исполнительной и законодательной (в контексте этой работы судебные органы не рассматриваются). В соответствии с Конституцией Российской Федерации законодательную власть в нашей стране осуществляют следующие органы государственной власти: Федеральным Собранием Российской Федерации (выполняет функцию издания правовых актов высшей юридической силы) и органами законодательной власти субъектов Российской Федерации (постоянно действующими вышестоящими и единственными законодательными органами субъектов Российской Федерации). Органы исполнительной власти действуют на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Федеральным органом исполнительной власти является Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации. Осуществляет функции по разработке и реализации государственной политики, и нормативно-правовое регулирование в социальной сфере, а также координация и мониторинг деятельности, находящейся в его ведении Федеральной службы по труду и занятости.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Федеральный закон от 19.05.1995 N 81-ФЗ (ред. от 21.11.2022) "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" // "Собрание законодательства РФ", 22.05.1995, N 21, ст. 1929.
3. Абдукадиров Х.А., Шарипова М.М. Система пенсионного обеспечения как фактор мотивации производительности труда и дохода индивида / Х.А., Абдукадиров М.М. Шарипова // Финансово-экономический вестник. – 2021. – № 3 (27). – С. 30-32
4. Агашев Д.В. О понятии и структуре организационно-правовой формы в контексте системы отрасли права социального обеспечения / Д.В. Агашев // «Вестник Томского государственного университета. – 2019. - № 3. - С. 89-101
5. Багаев А.Т., Фидарова Л.М. Система пенсионного обеспечения РФ / А.Т. Багаев Л.М. Фидарова // Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2021. – № 3 (118). – С. 62-65.
6. Батурин, О.А. Становление и развитие института социальной защиты детства в России / О.А. Батурин // Ученые записки РГСУ. - 2019. - № 4. - С. 100-115.
7. Борисова Н.А. Шестерина В.В. Система социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Российской Федерации/ Н.А. Борисова В.В. Шестерина // Символ науки. – 2019. - № 3 С. 211-213
8. Вдовина В. В. К вопросу о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / В. В. Вдовина // Colloquium-journal. – 2019. - № 9. - С. 178-180
9. Замарева З.П. К вопросу об определении понятий «социальная защита» и «социальное обеспечение» (правовой аспект) / З.П. Замараева, // Вестник Пермского университета. Юридические науки. – 2017. - № 2. – С. 15
10. Климова О.В., Змиевская М.Н. Понятие, функции и элементы системы пенсионного обеспечения // Актуальные вопросы юридической науки и практики: материалы II Всероссийской научно-практической конференции со студенческим участием / Редколлегия: В.Е. Степенко (председатель) [и др.]. – Хабаровск, 2021. – С. 60.
11. Маматказин И.Р. Проблемы формирования права на страховую пенсию / И.Р. маматказин// Вопросы трудового права. – 2021. – № 10. – С. 799-800.
12. Руднева Ю.А., Дорждеев А.В. Анализ теоретических подходов к раскрытию дефиниции «пенсионная система» / Ю.А. Руднева А.В. Дорждеев// Экономические исследования и разработки. – 2019. – № 11. – С. 175-181
13. Сидельников М.Г. Организационно-правовые формы социального обеспечения: к вопросу о содержательной трансформации / М.Г. Сидельников // Вестник омского университета. – 2018. - № 1. - С. 135-138
14. Федько В.С. Поддержка государства в случае потери кормильца: проблемы пенсионного обеспечения и пути их решения / В.С. Федько // SCIENCE AND EDUCATION: PROBLEMS AND INNOVATIONS: сборник статей IX Международной научно-практической конференции. – Пенза, 2021. – С. 134-136.