Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Эпоха Хрущева была одним из самых важных и сложных периодов в истории нашей страны. Ведь именно при нем был задан политический курс страны, который до сих пор находит отклик в процессе демократизации.
Актуальность темы Долгое время говорить об этом периоде было недопустимо. До недавнего времени судьба самого Хрущева и многие важные события его эпохи оставались практически неизвестными. Почти два десятилетия имя Хрущева держалось в тайне. Тем не менее жизнь продолжалась. Наконец, общественность узнала о тех днях из доклада премьер-министра Горбачева, посвященного семидесятилетию Октябрьской революции. Появились многочисленные публикации в периодических изданиях с неизвестными ранее архивами, документирующими то, что сохранилось до конца 1990-х годов, а также то, что было размыто и утрачено за годы застоя.
Современники стали вспоминать период «хрущевской оттепели», искать в траектории жизни «того» десятилетия корни многих нынешних перемен: 1950-1960-е годы во всех сферах общественно-политической жизни, включая восстановление демократических основ партийных и государственных институтов. Процесс обновления не мог не сказаться. Стали проводиться совещания различных экспертов по наиболее важным вопросам развития конкретных отраслей народного хозяйства. Партийные организации постепенно освобождались от типичной для военного времени работы и задач управления экономикой. В то же время усиливалась работа СССР, профсоюзов и комсомола в направлении самостоятельного и стихийного развития. Важную роль в этих процессах играл Н.С. Хрущев, но отношение к нему было весьма неоднозначным.
Известный советский кинорежиссер М. Ром как-то сказал о Хрущеве: «Скоро и Мунгер, и Кукуруза будут забыты. Но люди еще долго будут жить в его доме. Люди, которых он освободил завтра и послезавтра, никто не будет на него обижаться. Только спустя долгие годы мы поймем, что он действительно значил для всех нас. ...... Наша история полна гениальных и сильных злодеев. Хрущев - редкая и парадоксальная фигура, воплотившая в себе не только доброту, но и отчаянное личное мужество, и у него нам всем стоит поучиться ......».
- Объект исследования - реформы Н.С. Хрущева.
- Объект исследования - сущность, предпосылки и противоречия.
- Цели и задачи исследования - Описать предпосылки хрущевских реформ.
- Раскрыть социально-экономическое развитие хрущевских реформ.
- Определить сущность хрущевских реформ.
- Определить предпосылки, противоречия и сущность хрущевских реформ.
1.Предпосылки реформ
Реформы советского общества конца 1950-х - начала 1960-х годов, вошедшие в историю как «оттепель», уходят своими корнями в последние послевоенные годы сталинского правления. После смерти Сталина многие политические повороты уже были заметны. Рассмотрение хрущевских реформ в послевоенной перспективе может прояснить и углубить наше понимание многих проблемных вопросов развития общества после смерти Сталина. Одной из центральных тем, имевших политическое значение в период «оттепели», был вопрос о пропорциях между производством, средствами производства и средствами потребления. Формирование этих пропорций напрямую зависело от экономического положения общества и его экономического характера. Важное значение придавалось тяжелой промышленности в ущерб легкой и сознательному ущемлению сельского хозяйства, которое выступало в качестве экономического подспорья, постоянно разворовываемого государством.
Такое положение дел стало одной из главных причин низкого уровня народного благосостояния и длительного отставания уровня жизни от западной модели. Не случайно после смерти Сталина Хрущев и Малинков начали реформы, изменив подходы к развитию легкой промышленности и сельского хозяйства. Чтобы увеличить пропускную способность товаров и стимулировать торговлю, необходимо было укрепить денежную систему и отменить карточки на покупку товаров. Отмена карточной системы и денежные реформы сопровождались активной кампанией по пропаганде успехов советской экономики и колхозного строя, их роли в быстром преодолении последствий войны. Однако в основе этой кампании лежал конфискационный характер реформ .
В постановлениях советского правительства и ЦК партии косвенно говорилось о негативных издержках валютной реформы. Было выражено общее мнение, что государство потеряло на реформе 57 млрд. рублей, но эти потери можно восполнить в короткие сроки за счет повышения производительности труда и увеличения товарооборота. Аграрная ситуация требует реализации серьезной программы реформ, направленных на изменение многообразия производственных отношений, сложившихся на селе.
Однако государство по-прежнему не желает проводить серьезные реформы, рассматривая аграрный сектор как источник средств, которые можно перекачать в промышленность. Механизмы, предложенные для укрепления сельского хозяйства, также оказались неэффективными. В результате Сталинская программа развития животноводства оказалась фактически провальной и была забыта в ходе масштабной кампании по укреплению колхозов в начале 1950-х годов. Парадоксально, но именно в этот период Хрущев занял самую жесткую позицию по отношению к селу. Во многом его политическое лицо не соответствовало образу будущего архитектора «оттепели». Свои опасения будущий реформатор изложил в письме к Сталину в 1948 году. К письму прилагался проект постановления (быстро принятый), в котором предлагалось предоставить коллективным крестьянским собраниям право высылать неугодных на срок не более восьми лет .
Для руководства страны одним из уроков этой победы стало принятие мер по дальнейшему укреплению национальной обороны за счет других отраслей народного хозяйства. Прежде всего, это отразилось на благосостоянии народа и повышении его уровня жизни. Понятно, что все это было программой определенных тенденций социально-экономического развития Советского Союза в 1950-1960-е годы. Усиление идеологического контроля затронуло не только интеллигенцию, но и советское общество в целом. Одной из причин этого стало участие большого числа рядовых граждан в антифашистских освободительных движениях во многих европейских странах. Впервые советские люди в другом мире получили возможность сравнить условия жизни двух режимов.
Сравнения, как правило, были неблагоприятны для Советского Союза. Власти сочли это основой для развития тенденции к протесту. Партия при Хрущеве практически полностью сохранила стратегию коммунистического строительства, сложившуюся после войны: на XXI съезде КПСС (1959 г.) Хрущев повторил выводы, сделанные им на XIX съезде, о полной и окончательной победе социализма и начале периода строительства коммунистического общества. Он повторил эти выводы второй раз (уже после XIX конгресса). В программе Коминтерна, принятой 22-м конгрессом, был даже воспроизведен этот период строительства, который был определен 20 годами ранее, в сталинские времена. На XVIII съезде ВКП(б) А. Поскребышев предложил конкретные сроки. После войны многие из этих идей были официально предложены и затем энергично реализованы самим Н.С. Хрущевым .
Об этом свидетельствует большевистский проект ЦК ВКП(б), составленный в 1947 году. В этом проекте социальная составляющая была подчеркнута и представлена в привлекательном и амбициозном виде. Задачи представлены таким образом. Сталинский подход к управлению и планированию, когда абсолютный приоритет отдавался одним целям, а другие отодвигались на второй план, уже не годился для многоцелевой экономики. В 1957-1958 гг. Хрущев провел три реформы. Они касались промышленности, сельского хозяйства и системы образования.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бурлацкий Ф.М. Вожди и советники: О Хрущеве, Андропове и не только о них. – М.,1990 . 5-6с
2. Боффо Д. История Советского Союза – М., 1990г. 396-398с
3. Бурлацкий С.М. Вожди и советники: о Хрущеве и Андропове и не только о них. М., 1990. . 65
4. Верт Н. История советского государства.1900- 1991.- М.: Изд. Дом «ИНФРА-М», 1998.-542 с.
5. Волкогонов Д.А. «Секретный доклад о Сталине»/ Д.А. Волкогонов // Новое время. - 1989. - №16. – С. 26-29.
6. Дмитренко В.П., Есаков В.Д. История отечества XX век учебное пособие / - М. 1996. 463-488 с
7. Зуев М.Н. « История России» пособие для поступающих в вузы – М., 1998. 528-540с
8. История России 1938-2002: учебное пособие для вузов / А. Барсенков, А. Вдовин.-М: Аспект Пресс 2003. 540с.
9. История России: Учебник для технических вузов / Под ред. М.Н. Зуева, А.А. Чернобаева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Высшая школа, 2006. - 615 с.
10. Матлин А. Экономическая реформа и деньги. - Московские новости, 1987, №46
11. Мунчаев Ш. М. История России: учебник для вузов / Ш. М. Мунчаев, В. М. Устинов. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2005.
12. Отечественная история ХХ век. Учебное пособие для учащихся средних общеобразовательных, специальных и высших учебных заведений.//Под ред. проф. А.В.Ушакова. - М.: 1997
13. Поцелуев В.А. История России ХХ столетия – М.:1997
14. Прохоров А.М. Большая Советская энциклопедия Т.28 М.: 1977
15. Пятецкий Л.М. История России XX век.- М.,1995. 275с
16. Россия, которой не было: Загадки, версии, гипотезы / А. Бушков; А.Бушков. - М.: Олма-Пресс, 2005. 575 с.
17. Русинов И.В. Аграрная политика КПСС в 50-е - 60 годы / И.В. Русинов. – Вопросы истории КПСС. - 1988. - № 9.
18. Русинов И.В. Аграрная политика КПСС в 50-е - 60 годы / И.В. Русинов. – Вопросы истории КПСС. - 1988. - № 9.
19. Скворцова Е. М. История Отечества: учебник для вузов / Е. М. Скворцова, А. Н. Маркова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008..57.
20. Филиппов А.В. «Новейшая история России 1945-2006г., -М, 2007..28