Фрагмент для ознакомления
2
В условиях развития современного общества стремительно обостряются различные социальные проблемы. Среди этих проблем одной из них является проблема агрессивного поведения. С точки зрения современной психологии агрессивное поведение определяется как оказание воздействия одним объектом на другой с целью разрушения его психологического и физиологического состояния. Необходимо различать понятие «агрессивное поведение» и понятие «агрессия» в широком психологическом смысле [5].
Латинское слово «агрессия» означает «нападение». Это явление связано с отрицательными эмоциями, негативной мотивацией и деструктивным поведением. Агрессивное поведение определяется по-разному и может быть разделено на две основные категории:
1. Агрессия - это модель поведения человека. В данном контексте понятие «агрессия» в основном связано с проявлениями негативных эмоций, таких как гнев, раздражительность и ненависть, а также с желанием оскорбить и унизить (что является мотивацией) С.Ю. Чижова определяет агрессию как действие, нарушающее нормы человеческого существования и причиняющее физический вред и психологический стресс (тревога, страх, депрессия) Она определяет ее как целенаправленное и деструктивное поведение, которое потенциально может привести к следующим последствиям
2. Агрессия, основано на умышленном действии. С этой точки зрения понятие агрессия подразумевает совершение действия, результатом которого является умышленное причинение нападающим ущерба другому лицу.
С учетом этих последствий «агрессию» следует определять, как целенаправленное коммуникативное поведение, направленное на создание негативного эмоционального или психологического состояния у объекта языкового воздействия.
На сегодняшний день определение понятия «агрессия» дополняется новыми данными из соответствующих научных дисциплин. Так, психолог Э. Фромм в своих работах использовал термин «агрессия» для обозначения поведения, связанного с самозащитой и реакцией на угрозы. По его мнению, агрессивное поведение может причинить вред не только живым организмам, но и различным неодушевленным предметам. Так, Ф. Аллан описывает агрессию как "внутреннюю силу, оказывающую сопротивление внешним силам".
Л. Берковиц определяет агрессию как интенсивную активность, стремление к самоутверждению, а Э. Уилсон рассматривает агрессию как физический акт или угрозу такого акта со стороны одного человека против свободы другого.
Аналогичное определение дает А. Бандура. Нападение не всегда является преднамеренной реакцией одного человека на причинение физического или психического вреда другому; Э. Аронсон определяет нападение как действие, направленное на причинение вреда или страдания другому человеку, основываясь на понятии намерения; Ю.Б. Можгинский понимает нападение как «действие или слово, направленное на причинение вреда, психического или физического страдания другому человеку»;
Современная психология определяет «агрессию» как поведение, которое является контролирующим, настойчивым, агрессивным и злобным. С другой стороны, это понятие включает в себя различные по форме и характеру формы поведения, такие как сплетни, шалости, злобные фантазии и широкий спектр деструктивных форм поведения - от убийства до самоубийства.
В психологическом словаре термин «агрессия» обозначает индивидуальное или коллективное поведение, направленное на нанесение психологического или физического ущерба или разрушения конкретному человеку или группе людей. Таким образом, агрессия, согласно психологии, - это тенденция, проявляющаяся в поведении или фантазиях, направленных на подчинение других людей. Эта направленность универсальна, и ее определение в основном нейтрально. Агрессия позитивна, если она является средством выживания.
Агрессия характеризуется направленностью, проявлением и выражением. Цель агрессии - причинение страданий. Когда агрессия используется как средство достижения цели, она представляет собой инструментальную агрессию. Агрессия может быть направлена вовне, например, на людей, объекты или на самого себя (самоагрессия) [10].
На сегодняшний день существует три подхода к объяснению агрессивного поведения. Основоположником первого - теории влечений - был Зигмунд Фрейд. Он считал, что агрессия по своей сути является инстинктом и неизбежна; возникновение и дальнейшее развитие агрессии З. Фрейд связывал со стадией развития ребенка. Новый подход был изложен в работе К. Лоренца. Он утверждает, что агрессивное поведение обусловлено прежде всего врожденным инстинктом борьбы за выживание.
Теория фрустрации, предложенная Д. Доллардом, утверждает, что агрессия является ситуативным, а не эволюционным процессом Доллард утверждает, что агрессия является ситуативным, а не эволюционным процессом. Основные положения теории таковы: фрустрация всегда приводит к той или иной форме агрессии, а агрессия всегда является результатом фрустрации. Теория социального обучения предполагает, что агрессия - это поведение, усвоенное в процессе наблюдения за соответствующим поведением и социального подкрепления в процессе социализации. Для изучения проблемы агрессии у детей младших классов необходимо сначала объяснить общее понятие агрессии, ее структуру и природу.
Р. Бэрон и Д. Ричардсон [2] считают, что агрессия - это поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другим организмам, которые с полным основанием избегают такого обращения, в какой бы форме оно ни осуществлялось. Это общее определение включает в себя следующие частные понятия
Агрессия обязательно предполагает преднамеренное и умышленное причинение вреда жертве;
Только такое поведение может рассматриваться как акт агрессии, который наносит вред организму;
Согласно одному из определений, предложенных Бассом, акт агрессии - это действие, угрожающее или причиняющее вред другому человеку. Второе определение, предложенное многими известными исследователями, гласит, что для того, чтобы действие считалось нападением, оно должно содержать намерение напасть, а не просто вызвать такие последствия.
Наконец, третья точка зрения, выдвинутая Зильманом, ограничивает использование термина "незаконное проникновение" ситуациями, когда намерение состоит в причинении физического или личного вреда другому лицу. [7]. Хотя по поводу определения агрессии существует множество разногласий, многие социологи склоняются к определени
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1.Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. – М: Наука, 1995. – 189 с.
2.Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. – М: Наука, 1995. – 189 с.
3.Бисалиев, Р.В. Психологические аспекты агрессии и агрессивного поведения: современное состояние проблемы / Р.В. Бисалиев, А.С. Кубекова, Т.Т. Сарафрази // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – №2. – 591 с.
4.Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика. В 2-х частях. – М.: Генезис, 2001. – 425с.
5.Выготский Л.С. Лекции по психологии. – СПб: Союз, 1999. –129
6.Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика. В 2-х частях. – М.: Генезис, 2001. – 425с.
7.Выготский Л.С. Лекции по психологии. – СПб: Союз, 1999. –129
8.Забрамная С.Д. Отбор умственно отсталых детей в специальные учреждения. - М.: Просвещение, 1988. -158 с.
9.Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. - М.: Просвещение, 1986. - 128 с.
10.Илларионова, Н.А. Агрессивное поведение: причины возникновения и возрастные особенности / Н.А. Илларионова // Приоритетные научные направления: от теории к практике. – 2016. – №34-1. – С.135-139
11.Левченко И.Ю., Киселева Н.А. Психологическое изучение детей с отклонениями в развитии. – М.: Коррекционная педагогика, 2005. – 205 с.
12.Прихожан А.М. Психокоррекционная работа с тревожными детьми // Активные методы в работе школьного психолога. – М., 1990. – 154 с.
13.Рубинштейн С.Л. Психология умственно отсталого школьника. – М.: Просвещение,1996. – 345с.
14.Семенюк Л. М. Психология агрессивного поведения. – М.: Мир,1994. – 234с.
15.Рыжевич, Е. П. Особенности агрессивного поведения детей с интеллектуальной недостаточностью / Е. П. Рыжевич, Т. Е. Дубынина. – Текст: непосредственный // Образование и воспитание. – 2020. – № 3 (29). – С. 57-59.
16.Смирнова, Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей / Т.П. Смирнова. – Ростов н/Д: «Феникс», 2010. – 160 с.
17.Токарская, Л. В. Особенности коррекции и профилактики агрессивности у детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью: [учеб. -метод. пособие] / Л. В. Токарская; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал, федер. ун-т. - Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2013. - 158 с.
18.Демина В.В., Тимофеева Е.М. Проблемы детской и подростковой агрессии и пути ее снижения // Обучение и воспитание: методики и практика. 2014. №11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-detskoy-i-podrostkovoy-agressii-i-puti-ee-snizheniya (дата обращения: 17.10.2023).
19.Жигалина Екатерина Владимировна Агрессия в подростковом возрасте // Вестник науки и творчества. 2016. №2 (2). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/agressiya-v-podrostkovom-vozraste (дата обращения: 01.10.2023).
20.Жмуров Д. В. Сценарная агрессия подростков // Проблемы экономики и юридической практики. 2007. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stsenarnaya-agressiya-podrostkov (дата обращения: 10.10.2023).
21.Ким А.Л., Иванова М.С. Агрессия у подростков // БМИК. 2015. №12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/agressiya-u-podrostkov (дата обращения: 13.10.2023).
22.Макушкин Евгений Вадимович, Горинов Виктор Васильевич Мотивационная агрессия // Российский психиатрический журнал. 2016. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/motivatsionnaya-agressiya (дата обращения: 17.10.2023).
23.Реан Артур Александрович Семья: агрессия и виктимность несовершеннолетних // Вестник Московского университета МВД России. 2014. №12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/semya-agressiya-i-viktimnost-nesovershennoletnih (дата обращения: 07.10.2023).
24.Фархад Назипович Ильясов О соотношении агрессии и страха // Социальные исследования. 2017. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-sootnoshenii-agressii-i-straha (дата обращения: 17.09.2023).