Фрагмент для ознакомления
2
1.Инновации в стратегии организации :теоретические аспекты
1.1 Понятие и значение стратегии развития организации
Стратегия представляет собой детальный комплексный план управленческих действий, предназначенный для того, чтобы обеспечить достижение долговременного успеха предприятия [1]. Разработка и выбор стратегии должны обосновываться обширными исследованиями и достоверными данными. Современная организация способна существовать и успешно конкурировать на рынке лишь при условии постоянного развития и адаптации под изменяющиеся условия ведения бизнеса. Ускорение ритма современной жизни, изменчивость окружающей среды усиливает нестабильность функционирования компаний, заставляет их проводить частые и быстрые изменения, подстраиваться под смену внешних условий. Справляться с этой задачей позволяет стратегическое планирование. Прежде всего, стратегия большей частью формулируется и разрабатывается высшим руководством, но ее реализация предусматривает участие всех уровней управления. Стратегический план должен обосновываться обширными исследованиями и фактическими данными. Чтобы эффективно конкурировать в сегодняшнем мире бизнеса предприятие должно постоянно заниматься сбором и анализом огромного количества информации об отрасли, конкуренции и других факторах. В стратегическом управлении стратегия рассматривается как долгосрочное качественно определенное направление развития организации, касающееся сферы, средств и форм ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации в окружающей среде. Будучи функцией управления, стратегическое планирование является фундаментом, на котором строится вся система управленческих функций, или основой функциональной структуры системы управления. Стратегическое планирование является инструментом, с помощью которого формируется система целей функционирования предприятия и объединяются усилия всего коллектива предприятия по ее достижению Стратегическое планирование представляет собой набор процедур и решений, с помощью которых разрабатывается стратегия предприятия, обеспечивающая достижение целей функционирования предприятия. Логика этого определения такова: деятельность аппарата управления и принимаемые на ее основе решения формируют стратегию функционирования предприятия, которая позволяет фирме достичь своих целей. Будучи функцией управления, стратегическое планирование является фундаментом, на котором строится вся система управленческих функций, или основой функциональной структуры системы управления. Стратегическое планирование является инструментом, с помощью которого формируется система целей функционирования предприятия и объединяются усилия всего коллектива предприятия по ее достижению Стратегическое планирование представляет собой набор процедур и решений, с помощью которых разрабатывается стратегия предприятия, обеспечивающая достижение целей функционирования предприятия. Логика этого определения такова: деятельность аппарата управления и принимаемые на ее основе решения формируют стратегию функционирования предприятия, которая позволяет фирме достичь своих целей. Учитывая, что современные экономические условия характеризуются ускоренной динамикой рыночной конъюнктуры, активной конкурентной борьбой за покупателей, большинство управленческих решений должно опираться на результаты перспективного стратегического анализа, способные оказывать серьезное влияние на будущую эффективность деятельности организации. Стратегический анализ позволяет определить сущность, содержание, последовательность реализации стратегии управления. В большинстве случаев рост означает повышение размеров или числа объектов. К росту предприятия относится как увеличение его размеров, так и расширение деятельности по следующим показателям: объем производства, доля на рынке, численность персонала, объем продаж, чистая прибыль и т.д. Предприятия как организованные системы могут стимулировать свой рост, осуществляя целенаправленный выбор (расширение рынка сбыта, привлечение инвестиций). Ограничение роста не ограничивает развитие. Развитие в большей степени относится к тому, как много может сделать предприятие, нежели к тому, чем оно уже обладает, какого экономического состояния или уровня достигло к данному периоду своего существования.
Родоначальник концепции стратегического менеджмента И. Ансофф характеризует стратегию как «набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности», а также выделяет несколько отличительных особенностей стратегии:
во-первых, процесс разработки стратегии не завершается немедленным действием. Обычно он заканчивается установлением общих направлений продвижения, по которым обеспечивается рост и укрепление позиций фирмы;
во-вторых, разработанная стратегия должна быть использована для разработки стратегических проектов методом поиска. Роль стратегии в поиске состоит в том, чтобы сосредоточить внимание на определенных участках и возможностях;
в-третьих, в ходе формулирования стратегий нельзя предвидеть все возможности, которые откроются при составлении проекта конкретных мероприятий. Поэтому приходится пользоваться достаточно обобщенной, неполной и неточной информацией о различных альтернативах.
Результатом деятельности по разработки стратегии развития предприятия является документ, который называется «стратегический план», который, обычно, включает в себя следующие разделы:
• цели и задачи предприятия;
• текущая деятельность предприятия;
• текущее финансовое положение компании;
• функциональная стратегия;
• мероприятия по реализации стратегии;
• ресурсораспределение;
• планирование рисков.
Разработка стратегии развития должна затрагивать все уровни управления организации, так как от решения, принимаемых при планировании стратегии, затрагивают всех сотрудников компании.
Понятие стратегии организации весьма широко и авторы научных трудов характеризуют стратегии по разному, некоторые авторы говорят, что стратегия - это долгосрочные намерения руководителей, в отношении производственного, маркетингового и коммерческого потенциала компании, а также доходов, расходов и капиталовложений. Общим является то, что понятие «стратегия» и её понимание изменяется с ходом времени на ряду с усложнением условий ведения бизнеса и рынка в целом. На основе известных определений стратегии можно проследить, как по мере изменений условий и требований внешней среды изменялись принципы формирования стратегического поведения предприятий. [15]. В последнее время в опыте западных компаний становится популярным не разработка долгосрочной стратегии развития предприятия, а создание систем кризисных ситуаций, которые отличаются скоростью принимаемых решений и быстрой реакцией на происходящие изменения в среде. Такие системы появляются из-за многообразия неблагоприятных воздействий окружающей среды, в результате которых компания не может предусмотреть все возможные ситуации в своей стратегии
1.2. Инновационная деятельность как фактор повышения конкурентоспособности организации
Конкурентоспособность организаций, их продукции и услуг сегодня тесно связана с скоростью внедрения передовых научно-технических разработок, а также с развитием научных и инновационных процессов. В условиях конкуренции выделяются два основных типа инноваций.
1.Инновации, направленные на усовершенствование существующей продукции или оптимизацию имеющихся в организации технологических процессов. Эти инновации способствуют постепенному развитию организации и оказывают влияние на повышение ее конкурентоспособности. Основная цель таких инноваций - улучшение существующих продуктов или процессов, чтобы организация могла более успешно конкурировать на рынке.
2.Инновации, которые приводят к появлению совершенно новых технологических процессов или продуктов. Эти инновации создают предпосылки для развития совершенно новых отраслей производства или направлений деятельности. Они приносят предприятию абсолютное преимущество и создают новые условия для конкуренции на рынке. Такие инновации могут изменить структуру отрасли и переопределить конкурентные позиции организации [6].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон об инвестиционной деятельности от 17.07.1998 № 39-ФЗ. Справочно-правовая система «Консультант». URL://http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_22142/. (дата обращения: 03.12.2021).
2. Агапова, Д.П. Бизнес-план как инструмент разработки инвестиционного проекта / Д.П. Агапова // Теоретические и прикладные аспекты современной науки. – 2020. – № 7. – С. 7-11.
3. Ананьев, А.В., Каратеев О.В. К вопросу актуальности бизнес-планирования / А.В. Ананьев, О.В. Каратаев// Символ науки. – 2020. – № 10. – С. 14-16.
4. Антонов, Г.Д. Управление проектами организации: учебник /
Г.Д. Антонов, О.П. Иванова, В.М. Тумин. – М.: Инфра-М, 2018. – 64 c.
5. Аронов, М.Н. Источники финансирования инновационного проекта / М.Н. Аронов // Аллея науки. – 2019. – № 7. – С. 234.
6. Берзон, Н.И. Финансовый менеджмент: учебник / Н.И. Берзон. – М.: Academia, 2019. – 419 с.
7. Беть, Я.Е. Бизнес-планирование: содержание и основные требования к процессу его организации / Я.Е. Беть // Студенческая наука и XXI век. – 2020. – № 1-1 (19). – С. 250-252.
8. Боронина, Л.Н. Основы управления проектами: учеб.пособие /
Л.Н. Боронина, З.В. Сенчук. – Екатеринбург: УРФУ, 2015. – 486 с.
9. Брейли, Р. Принципы корпоративных финансов / Р. Брейли, С. Майерс; Пер. с англ. Н. Барышниковой. – М.: «Олимп-Бизнес», 2016. – 436 с.
10. Гапов, М.Р. Бизнес-планирование на предприятиях /М.Р. Гапов и Д.К. Кубиева // Экономические науки. – 2020. – № 4. – С. 145.
11. Демитриев Н.Г. Управление инвестиционным проектом /
Н.Г. Демитриев // Экономика и бизнес, 2019. – № 5(45). – С. 14-21.
12. Ковалекская Ю.Н., Хомкалов Г.В. Методические аспекты оценки социальной эффективности инвестиций / Ю.Н. Ковалекская, Г.В. Хомкалов // Электронный научный журнал Байкальского государственного университета. – 2020. – № 4. – С. 12-19.
13. Демитриев Н.Г. Управление инвестиционным проектом / Н.Г. Демитриев // Экономика и бизнес, 2019. – № 5(45). – С. 14-21.
14. Колтынюк, Б.А. Инвестиционные проекты: Учебник / Б.А. Колтынюк. – СПб.: Инфра-М/Форум, 2017. – 503 с.
15. Крюкова, Ю.И. Бизнес-план инвестиционного проекта / Ю.И. Крюкова // Новая наука: стратегия и векторы развития. – 2020. – №118-1. – С. 150-153.
16. Кудина, М.В. Финансовый менеджмент: Учебное пособие /М.В. Кудина. – М.: Инфра-М/Форум, 2018. – 402 с.
17. Маслич, Е.А. Индикаторы эффективности и методы в системе бизнес-планирования / Е.А. Маслич // Теория и практика экономики и предпринимательства. XVII Всероссийская с международным участием научно-практическая конференция. – 2020. – С. 142-144.
18. Мирзоян, А.Б. Проектирование бизнеса на примере сети салонов красоты / А.Б. Мирзоян // Human Progress. – 2016. – № 3. – С. 4-12.
19. Михайлова, В.А., Бизнес-планирование: курс лекций / В.А. Михайлова. – СПБ.: Нева, 2018. – 622 с.
20. Назин К.Н. Инновационная политика: учебное пособие для вузов / К.Н. Назин, Д.И. Кокурина, С.И. Агабекова. – М.: Юрайт, 2020. – 232 с.
21. Ратковская И.А. Особенности организационных структур в рамках проектного управления / И.А. Ратковская // Вестник государственного и муниципального управления. – 2016. – № 3. С. –79-83.
22. Рубенштейн, Е.Д. Исследование особенностей разработки и реализации бизнес-планов инвестиционных проектов в производственной сфере и сфере услуг / Е.Д. Рубенштейн и В.Ф. Лазаренко // Теория и практика общественного развития. – 2018. – № 9. – С. 54-66.
23. Сафонов, А.А. Разработка бизнес-плана инвестиционного проекта / А.А. Сафонов // Вестник современных исследований. – 2019. – № 10 (28). – С. 259-262.
24. Степанов, А.А. Бизнес-планирование. –URL://https://mx3.urait.ru/uploads/pdf_review/94D1519E-D8BA-416F-8F8C-186ACB04B164.pdf. (дата обращения: 27.03.2023).
25. Татарова, Ю.А. Бизнес-план семейной студии красоты «Магия» / Ю.А. Татарова // Вестник Томского государственного университета. – 2019. – № 6. – С. 14-27.
26. Тиховская, М.Е. Характеристика бизнес-планирования в сфере услуг / М.Е. Тиховская // Социально-экономические процессы. – 2018. – № 6. – С. 107-112.
27. Тихомиров, Е.Ф. Финансовый менеджмент: Управление финансами предприятия / Е.Ф. Тихомиров. – М.: Academia, 2018. – 141 c.
28. Туянина, К.А., Исследование источников финансирования проектов // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. – 2020. – № 8. – С. 92-99 .
29. Чавкина М.А. Анализ и исследование особенностей управления проектами в ИТ-сфере / М.А. Чавкина // Вестник магистратуры. – 2019. – № 2-2(89). – С. 37-40.
30. Бизнес-консультирование «Айпим». – URL: https://aipim.ru/rinok-parikmaherskix-yslyg_barbershop/ (дата обращения 24.03.2023).
31. Оцениваем эффективность инвестиций: как рассчитать IRR и NPV. – URL: https://www.business.ru/article/2636-irr-npv. (дата обращения: 27.03.2023).
32. Расчет срока окупаемости проекта. – URL:https://www.business.ru/article/2763-kak-rasschitat-srok-okupaemosti-proekta-formula-primery. (дата обращения: 27.03.2023).
33. Онлайн калькулятор для расчета NPV / IRR. – URL: https://glazavezde.ru/kalkulyator-dlya-rascheta-npv-irr.html. (дата обращения: 27.03.2023).
34. Финансовая отчетность ООО «СП-СИСТЕМС». – URL: URL: https://www.audit-it.ru/contragent/1135040007717_ooo-sp-sistems(дата обращения: 28.03.2023).
35. О компании ООО «СП-СИСТЕМС». – URL: https://www.audit-it.ru/contragent/1135040007717_ooo-sp-sistems(дата обращения: 28.03.2023)
36. Положение об оплате труда ООО «СП-СИСТЕМС». URL: https://www.audit-it.ru/contragent/1135040007717_ooo-sp-sistems(дата обращения: 15.04.2023)
37. Проектная структура управления: преимущества и недостатки. – URL: https://www.hr-director.ru/article/67232-proektnaya-struktura-upravleniya-18-m7. /(дата обращения: 14.04.2023).
38. «Skillbox». Все программы обучения. – URL: https://skillbox.ru/courses/(дата обращения: 14.04.2023).
39. WACC: формула, пример расчета по балансу – URL: https://fb.ru/article/357094/wacc-formula-primer-rascheta-po-balansu (дата обращения: 15.04.2023).
40. Кредитный калькулятор. – URL: https://creditcalculator.ru (дата обращения: 16.04.2023)