Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1 Теоретические аспекты изучения межличностных отношений в младшем школьном возрасте
1.1 Сущность понятия «межличностные отношения»
В данном параграфе начнем разговор с того, что впервые в отечественной литературе межличностные отношения были проанализированы в 1975 г. в книге «Социальная психология».
Природа отношения между людьми существенно отличается от общественных отношений. Их основная особенность - эмоциональное начало. Это означает, что у людей возникают отношения, формируются, основаны на определенных ощущениях, рождающихся у людей по отношению друг к другу.
Существуют 2 крупные группы подобных чувств:
1. Конъюнктивные чувства, сближающие и объединяющие человека с другими людьми. Во всяком случае, подобное отношение представляет другую сторону желаемого объекта, который проявляет готовность к сотрудничеству, совместным действиям.
2. Дизъюнктивные чувства, которые разъединяют людей, когда одна из сторон оказывается неприемлемой, иногда фрустрированной личностью, в отношении которой «не появляется желание сотрудничества и других позитивных отношений» [1].
Современные ученые утверждают, что понятие «отношения» является междисциплинарной темой, а в различных науках оно имеет различное значение. В отечественных социальной психологии это понятие является системой взаимосвязей социальных общностей или индивидов, возникающих в процессе взаимодействия.
Таким образом, отношения между людьми, по словам Е.В. Андриенко, являются необыкновенной социальной системой, центром ее являются сам человек, потребность и мотивация, преобладание индивидуальных специфик, социальных качеств, целей и типичных шаблонов поведения [3].
Отношение другого человека, людей является основной частью жизни человека, его центром. По мнению советского психоаналитика С.Л. Рубинштейна, всё сердце человека соткано из его человеческих отношений к человеку, с ним связано основное содержание психики, внутреннего состояния человека. Именно в этих отношениях рождаются самые сильные ощущения и основные поступки человека [6].
«Эмоциональная основа, - пишет Г.М. Андреева, - межличностных отношений означает, что они возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу» [2].
Предельно широко дается определение в работе Л.П. Буевой, где межличностные отношения определяются «как отношения, сущность которых заключается в «обработке людей людьми» [9].
Одна из сторон общения между людьми - ее содержательная насыщенность, интенсификация, длительность общения. Идея «межличностных отношений» призван внести новые смысловые и дополнительные аспекты описания и объяснения процесса прямой коммуникации людей, которые таким образам претендуют на особое положение в словаре терминов теории межчеловеческих отношений.
А.Г. Смирнов пишет, что межличностное отношение определяет состояние человека в коллективе, группе. В зависимости от их состава зависит их эмоциональное благосостояние, удовлетворенность или недовольство человеком, пребывающим в этой группе. От них «зависит сплочённость группы, коллектива, способность решать поставленные задачи» [17].
Само слово «отношение» в русском языке представляет собой отглагольное существительное, значение которого заключается в том, что человек кому-то что-то относит. Но специфика данного действия - это не вещь, а что-то идеальное, которое может существовать только в субъектовом сознании, представлении, оценке, чувстве, мышлении и так далее.
Поэтому говорить об «отношении» означает, что субъективная связь, устанавливаемая между индивидом с каким-либо внешним предметом, субъектом, явлением, проявляется в своих эмоциях, категоризирует этот объект, определенный шаблон действия.
Данный смысл закреплен в классическом определении отношений личности, которое принадлежит В.Н. Мясищеву: «Отношения - целостная система индивидуальных, избирательных, сознательных связей личностей с разными сторонами объективной действительности, включающая три взаимосвязанных компонента: отношение человека к людям, к себе, к предметам внешнего мира» [23].
Н.Н. Обозов утверждает, что отношения между людьми являются взаимной готовностью субъектов к тому или иному типу отношений. В зависимости от критериев, таких как глубина взаимоотношений, определение выбора партнера, функции взаимоотношений, этот автор предлагает следующие классификации межличностных отношений: отношения знакомства, приятельства, товарищества, дружеских отношений, любви, супружества, родственные связи, деструктивные отношения.
Понятие «межличностные отношения» акцентирует внимание на эмоционально-чувственном аспекте взаимодействия между людьми и вводит фактор времени в анализ общения, поскольку только при условии постоянной межличностной связи путем непрерывного обмена личностно значимой информацией возникают интимная зависимость вступивших в контакт людей друг от друга и взаимная ответственность за сохранение сложившихся отношений» [11].
Долгосрочные характеры личных отношений предполагают рассматривать фактор времени как их основную характеристику. Динамика взаимоотношений, переход от одного этапа к другому, сопровождая драматические изменения ощущений и эмоций, неопределенность, переговоры и так далее, являются принципиальными вопросами теории взаимоотношений.
Межличностное отношение является субъективно-переживаемым, личностно-значимым, эмоционально-когнитивным выражением людей в процессе взаимодействия между собой. Другими словами, отношения между людьми являются совокупностью тех отношений, которые появляются между ними в виде эмоций, ощущений, мыслей.
Межличностные отношения включают: восприятие человека, понимание человека другим человеком, межличностные притяжения, симпатии и взаимодействия, особенно ролевые поведения.
Компоненты взаимоотношений:
1. Когнитивный компонент основывается на результатах изучения индивидуальных и психологических особенностей партнёров в совместной работе, характера отношений между человеками.
Характеристика взаимопониманий:
— адекватность — точность психической интерпретации воспринимаемого индивидуума;
- идентификация - сочетание личности человека с личностью других людей;
2. Эмоциональная компонента основана на позитивных или негативных эмоциях, которые появляются у человека в межличностном отношении с другим человеком, симпатии или антипатии; удовлетворенности собой, с партнером, с работой или т.д., эмпатия как эмоциональная реакция на переживания других людей, сопереживания, сочувствия ему;
3.Поведенческая компонента включает в себя речь, действия и поступки, мимика, жестикуляция, пантомимика, выражающие отношения этого человека к окружающим людям, в целом к группе. В регулировании отношений он играет главную роль.
Эффективность взаимоотношений оценивается в зависимости от состояния удовлетворенности и неудовлетворенности членов группы.
Определим, в чем разница между межличностными отношениями и общением. Общение является внешним наблюдаемым поведением человека, когда межличностное поведение актуализируется и проявляется.
Межличностное отношение выполняет следующие функций:
- Функция формирования и изменения психических качеств человека в процессе отношений;
- Функция самоопределения - человек в процессе взаимоотношений обретает возможность познания, утверждения и подтверждения себя в коммуникации;
- Функция организующая - организация и поддержка контактов между людьми в процессе взаимодействия;
- Функция прагматического значения - в межличностном процессе происходит оценка эффективности «вложений» в отношения и прогноз эффективности сохранения в будущем отношений;
Внутриличностная функция – в процессе межличностных отношений человек получает «возможность организовать диалог с самим собой, что способствует развитию рефлексии» [22].
Следовательно, понятие «межличностные отношения» включает в себя совокупность тех связей, которые возникают между людьми в форме эмоций, чувств, суждений, восприятия и понимания людьми друг друга, притяжения и симпатии, ролевое взаимодействие.
Рассмотрев понятие и функции межличностных отношений, перейдем к раскрытию особенностей формирования межличностных отношений в младшем школьном возрасте.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Александровская Э.М., Куренкова Н.В. Психологическое сопровождение детей младшего школьного возраста: Учебно-методическое пособие: Ч. 2 // Журнал прикладной психологии. 2001. № 1.
2. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2015. – 363 с.
3. Андриенко Е.В. Социальная психология: учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования / Е. В. Андриенко ; под ред. В. А. Сластенина ; Междунар. акад. пед. образования. - 8-е изд., стер. - Москва : Академия, 2013. - 262 с.
4. Бандура А., Уолтере Р. Подростковая агрессия. — М., 2000.
5. Басалаева Н.В. Психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков группы риска: учебное пособие / Н.В. Басалаева, Т.В. Казакова, Ж.А. Левшунова; под ред. Ж.А. Левшуновой. – Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2021. – 101 с.
6. Безрукова В.С. Основы духовной культуры: энциклопедический словарь педагога. Екатеринбург, 2000. 937 с.
7. Битянова, М. Р. Организация психологической работы в школе / М. Р. Битянова – М.: Совершенство, 1997. – 298 с.
8. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – СПб.: Питер, 2014. – 400 с.
9. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. - Москва: Мысль, 1978. - 216 с.
10. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога. – М.: Академия, 2002. – 160 с.
11. Введение в социальную работу: Учеб. пособие для вузов/ С.В. Тетерский/ - М: Академический Проект, 2004- 496 с. Ст. 419-435.
12. Данилова Е. Е. Ценность младшего школьного возраста // Возрастная и педагогическая психология : хрестоматия / сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. Москва : Академия, 1999. 455 с.
13. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений / Е. П. Ильин. - Москва [и др.] : Питер, 2012. - 573 с.
14. Колесова С.В. Повседневные приёмы позитивного воспитания личности // Альманах современной науки и образования. – 2014. – №12 (90). – С. 55-58.
15. Кумарина Г.Ф. Школьная дезадаптация: признаки и способы предупреждения // Народное образование. – 2002. – № 1. – С.111-121.
16. Леонтьев А.А. Психология общения. - М., Смысл: Academia, 2005. - 365с.
17. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребёнка / под ред. А.Г. Рузской. - М.: НПО МОДЭК, 2009. - 383с.
18. Мардахаев Л. В. Социальная педагогика: Учебник. — М.: Гардарики, 2005. — 269с.
19. Нагорнова А.Ю. Особенности межличностных отношений в коллективе младших школьников // Воспитание школьников. – 2015. – №8. – С. 38-42.
20. Надеждин Д.С. ОСОБЕННОСТИ СОЦИОМЕТРИЧЕСКОГО СТАТУСА ШКОЛЬНИКОВ НА РАЗНЫХ СТАДИЯХ ОБУЧЕНИЯ // Новые исследования. 2020. №1 (61). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-sotsiometricheskogo-statusa-shkolnikov-na-raznyh-stadiyah-obucheniya (дата обращения: 16.10.2023)
21. Олиференко Л.Я., Шульга Т.И., Дементьева И.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. М.: Академия, 2004. 256 с.
22. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. — М.: ТЦ «Сфера», 2000.
23. Титова С.В. Дети группы риска в школе // Научно-популярный психологический портал. Режим доступа – свободный. URL: https://5psy.ru/obrazovanie/deti-gruppy-riska-v-shkole.html. Дата обращения: 20.03.2022.
24. Шкуричева Н.А. Учите ребёнка общаться // Директор школы. – 2012. – №2. – С. 85-92.
25. Шульга Т.И., Слот В., Спаниярд Х. Методика работы с детьми «группы риска». – М.: Изд-во УРАО, 2001. – 166 с.
26. Щуркова Н.Е. Искусство общения как проблема нового воспитания // Воспитание школьников. – 2013. – №9. – С. 3-12.
27. Яничева, Т. Г. Психологическое сопровождение деятельности школы. Подход. Опыт. Находки. / Т. Г. Яничева // Журнал практического психолога. – 1999. – № 3. – С. 101 – 120.