Фрагмент для ознакомления
1
Введение………………………………………………………………………...…3
Глава 1. Историко-теоретические основы влияния народного танца на развитие и сохранение традиций народа
1.1. Народный танец как составляющая народной художественной культуры…………………………………………………………………………..5
1.2. Народный сценический танец как метод освоения традиционного фольклорного творчества народа…………………………………………..…...10
Глава 2. Роль народно-сценического танца в современном социо-культурном пространстве: педагогический и художественный аспект сохранения традиций
2.1. Сценическая обработка народного танца………………………………….16
2.2. Традиционная народно-сценическая танцевальная культура как средство гармоничного воспитания и социализации подрастающего поколения……..27
Заключение……………………………………………………………………….33
Список литературы………………………………………………………………35
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. Будучи одним из стабилизирующих фактов общественной жизни, устойчивые традиции национальной культуры способны, как показывают исследования, помочь человеку адаптироваться к стремительно меняющемуся миру, особенно детям и подросткам. Отражая жизненный опыт народа, творчески обобщая и осмысливая его, народно-сценический танец является ярким выражением художественно-исторической памяти нации, важным фактором социальной экологии и в этом качестве может способствовать культурному «выживанию» человека.
В контексте сохранения культурных традиций нации, важно уделять должное внимание народно-сценическому танцу как в репертуаре хореографического коллектива, так и в формате учебной деятельности.
Степень изученности проблемы. Народный танец является достаточно хорошо изученным феноменом как с точки зрения теории, так и с позиции практических аспектов его бытования. При этом на сегодня достаточно сложно говорить о единообразии в понимании его сущности, содержательных характеристик, функций и пр.
Объект исследования – народный сценический танец.
Предмет исследования – сохранение культурных традиций средствами народного сценического танца.
Цель работы – проанализировать роль народного сценического танца в сохранении традиций
Задачи исследования:
1. Рассмотреть народный танец как составляющую народной художественной культуры.
2. Проанализировать народно-сценический танец как метод освоения традиций и творчества народа.
3. Изучить теоретические основы сценической обработка народного танца
4. Проанализировать народно-сценическую танцевальную культуру как средство гармоничного воспитания и социализации подрастающего поколения
Методы исследования:
• историко-теоретический (заключается в выявлении историко-теоретических аспектов темы);
• метод анализа (заключается в сборе и анализе информации);
• дедуктивный метод (заключается в структурном распределении информации от общего к частному).
Глава 1. Историко-теоретические основы влияния народного танца на развитие и сохранение традиции народа
1.1. Народный танец как составляющая народной художественной культуры
Россия XXI века все больше ориентируется на межкультурное взаимодействие. Наша страна становится уверенным участником в процессах культурной глобализации. Все это, с одной стороны, облегчает установление и укрепление межкультурных связей, с другой, создает угрозы для культурной идентичности России [8, с. 24] Процессы глобализации, активно происходящие в мире, предполагают в скором будущем смешение культур, стирание границ национального культурного кода.
Танец является важной частью народной художественной культуры. Он отражает те догматы, которые известны каждому человеку с самого детства, несут в себе культурный код нации. Народный танец, по словам В. Н. Карпенко, представляет собой определенного рода кодовую систему нации [8, с. 24]. В народном танце скрыто множество закодированной информации, которая из поколения в поколение передается человеку с помощью определенных телодвижений, полировок, положением танцующих в пространстве и относительно друг друга.
Танец вообще, в том числе народный, с давних времен был всегда востребованным явлением. Танцевали везде, танцевали всегда, и не зависимо от того умели танцевать или нет. Танец способствовал снятию стресса и подъему адреналина в крови, то есть его терапевтические свойства и на сегодняшний день являются актуальными. Танец представляет собой сферу непосредственного контакта творческого опыта личности с художественно-творческим и эстетическим опытом, исторически накопленным в народном творчестве.
Танец был первым видом невербального общения с давних времен, в этой связи народный танец представляет собой один из самых любимых и востребованных видов искусства, рожденного народом [16, с. 90].
Танец представляет собой важнейшую форму общения людей. Посредством танца человек передает свои мечты, надежды, опасения, страхи другим людям и окружающему миру. Языком танца можно продемонстрировать собственную силу, решимость, сплоченность. История танца берет начало из самой глубины активности человека. Российские ученые, опираясь на исследования в области палеохореографии, выдвинули предположение, что основные балетные па были известны еще в древнейшем культурно-историческом периоде развития человечества - палеолите. Пещерный человек даже постарался запечатлеть их в своих наскальных рисунках, которые встречаются в разных уголках нашей планеты
Народные танцы, рожденные в народном творчестве, передаются из поколения в поколение, неся в себе талант, создающего их народа, в этой
Фрагмент для ознакомления
3
1. Афанасьева А.Б. Традиционный танцевальный фольклор современной русской деревни (на материале Северо-Западной зоны РСФСР) // автореф.дис. Код ВАК 17.00.02 – 1984
2. Биктагиров И.И. Танцы народов Поволжья и их потенциал в этнокультурном воспитании школьников: учебно-методическое пособие для студентов средних и высших учебных заведений музыкально-хореографических и педагогических специальностей (студенты, проходящие курсы «Общая хореография» русской , татарской и зарубежной филологии) . Казань: К(П)ФУ, 2015. - 69 с
3. Богданов Г. Ф. Самобытность русского танца. М.: Изд-во МГУК, 2013. - 520 с.
4. Бочкарева Н. И. Традиционная танцевальная культура и сценические формы русской народной хореографии в современных условиях // В МИРЕ НАУКИ И ИСКУССТВА: ВОПРОСЫ ФИЛОЛОГИИ, ИСКУССТВОВЕДЕНИЯ И КУЛЬТУРОЛОГИИ, 2013 №29 – с. 118-127
5. Буксикова О. Б., Амелина М. Н. Методологические основы исследования традиционной танцевальной культуры // Танец в диалоге культур и традиций: материалы VI Межвузовской науч.-практ. конф., 26 февраля 2016 г. СПб.: СПбГУП, 2016. С. 40-43.
6. Голейзовский К.Я. Образы русской народной хореографии. - М.: Искусство, 1964.
7. Захаров В.М. Фольклор — это симфония движений //«Балет», литературнокритический историко-теоретический иллюстрированный журнал. М.: Ред. журн. «Балет». — 2010. — № 1. — с. 32—34.
8. Карпенко В.Н. Народно-сценический танец: монография / В.Н. Карпенко, И.А. Карпенко, Ж. Багана. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 306 с.
9. Карпенко В.Н.Карпенко И.А. Горковец С.И. Фольклорный танец и его влияние на развитие личности участников хореографических коллективов // Международный научно-исследовательский журнал, 2018 №1 (67) - . 24-27
10. Коптелова, Е. Д. Игорь Моисеев - академик и философ танца / Е. Д. Коптелова. - СПб. : Лань : ПЛАНЕТА МУЗЫКИ, 2012. - С. 107-175.
11. Кособуцкая Н.В. Народный танец: социокультурные характеристики и функции // Вестник культуры и искусств, 2018 – с. 76-81
12. Кузнецов Е.А. Влияние творческого наследия мастеров народного танца на формирование эстетического вкуса у студентов хореографических специализаций // Театр. Живопись. Кино. Музыка, 2016
13. Майорова В.М. Значение русского танца в процессе обучения студентов хореографических специализаций // Культура и образование: научно-информационный журнал вузов культуры и искусств, 2017 – с. 100 - 106
14. Мироненко А.В. Сущность и специфика этнокультурной социализации подростков в процессе освоения регионального фольклорного танца // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки, 2014 –
15. Мочалов Д.В. Язык танца как средство выражения поэзии хореографического искусства / Д.В. Мочалов, Н.В. Мочалова // Тюркославянский диалог культур и цивилизаций: история и современность: сб. материалов междунар. науч. конгресса. – Казань: РМБИЦ, 2009. – С. 195–199.
16. Мочалова Н.В. Социальный танец в современной хореографии как форма развития народного фольклора // Народный танец и хореографическое искусство: традиции и современность: материалы международной научно-практической конференции, посвященной 110-летию Гая Тагирова, Казань, 2017 – с. 89-93
17. Мурашко М. П. Русская пляска : учеб. пособие / М. П. Мурашко ; Моск. гос. ун-т культуры и искусств. - Москва : МГУКИ, 2010. - С. 8.
18. Никитин В.Ю. Мастерство хореографа в современном танце: Учебное пособие. – Москва: РАТИ ГИТИС, 2011 – 472 с.
19. Палилей А. В. Традиции русского народного танца как основа современного репертуара любительских хореографических коллективов // Хореографическое искусство и образование в Сибири: проблемы изучения, сохранения и развития: сб. науч. ст. - Кемерово: КемГИК, 2016. - Вып. 1. - С. 59-71.
20. Пасютинская В.М. Волшебный мир танца / В.М.Пасютинская – Москва: Просвещение, 1985 – 223 с.
21. Пермякова А. Б. Опираясь на наследие, искать новое // Балет. 2010. № 3. С. 21-27
22. Плотникова Е.И. Народно-сценический танец как фактор сохранения нароных традиций. Методическая разработка / МОУ ДОД «Волоконовская детская школа искусств им. М.И.Дейнеко», Волоконовка, 2013 – 16 с.
23. Полякова А.С., Курюмова Н.В. Народно-сценический танец как метод освоения фольклора и художественно-идеологическая конструкция // Ярославский педагогический вестник, 2017.
24. Рябова Е. Л. Универсальный язык человечества: коммуникативные коды народного танца // Журнал «Казачество», 2016 – с. 77-89
25. Сапунова А.Д., Усачев Ю.Ю. Ход и результаты опытно-экспериментальной работы по использованию национального материала в создании экзерсиса у станка по народно-сценическому танцу // Санкт-Петербургский образовательный вестник, 2017
26. Смирнов И.В. Искусство балетмейстера / И.В.Смирнов - Москва: Просвещение, 1986 г. - 192 с.
27. Телегин А.А. Народно-сценический танец и методика его преподавания: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений культуры и искусств/ А.А. Телегин. – Самара, 2005. – 229 с.
28. Телегина Л.А. Народно-сценический танец: учеб.-метод. пособие / Л.А. Телегина. - Самара: Изд-во СамГПУ, 2000. – 96 с.
29. Тимошенко Л.Г. Проблемы возрождения и сохранения педагогического потенциала русской танцевальной культуры // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review, 2017 – с.71-77
30. Чистякова А.А. Традиционная народная танцевальная культура как средство гармоничного воспитания и социализации подрастающего поколения // Мир науки, культуры, образования, 2010 – с. 73-80
31. Шевелева Л.В. Роль народного сценического танца в сохранении традиций народной культуры среди учащихся детских школ искусств: методическая разработка – г. Курск, 2017. – 32 с.