Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность.
Значимость и важность проблемы воспитания ценности дружбы у детей дошкольного возраста находит свое отражение в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, где в одной из задач прописывается, что обучение и воспитание, как целостный образовательный процесс должен основываться на духовно-нравственных и социокультурных ценностях и общественно принятых правилах и нормах поведения на благо человека, семьи и общества.
В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России прописана система базовых национальных ценностей, где одной из ценностей является дружба.
Проблемой дружбы между дошкольниками занимались такие исследователи, как В. А. Сухомлинский, А. И. Аржанова, И. С. Кон, С. А. Клейменова. В. П. Залогина, А. В. Булатова, В. В. Абраменкова и др.
Актуальность исследования состоит в возрастании необходимости гуманизации влияния воспитателей на развитие личности дошкольников, на формирование социально приемлемых навыков, приобретаемых детьми в среде сверстников под руководством педагога в дошкольных образовательных учреждениях. Одним из главных направлений в дошкольном образовании, в последние годы стало изучение человеческого общения, отношений и взаимоотношений. Процесс воспитание дружеских чувств дошкольников важен, так как от него зависит становление личности ребенка, воспитывается характер, вырабатывается определённые отношения к другим людям. Взрослея, ребёнок переносит в жизнь детские навыки общения, свой шаблон взаимоотношений .
Целью данной работы является рассмотрение темы товарищества и дружбы в дошкольном возрасте.
Задачи:
- рассмотреть дружбу как ценность ;
- изучить дружбу и ее особенности в различном возрасте;
- описать ценность дружбы и товарищества в социальном воспитании дошкольников;
- рассмотреть средства воспитания ценности дружбы у детей дошкольного возраста.
Объект исследования – дружба и товарищество в дошкольном возрасте. Предмет исследования - средства воспитания ценности дружбы у детей дошкольного возраста.
Проблема исследования. Сегодня, в век информатизации общества, когда уже в детском саду дети привыкли к постоянному использованию гаджетов, остро стоит проблема умения дружить, помогать другу, вопрос воспитания эмпатии в дошкольника.
Глава 1 Теоретические основы воспитания дружбы и товарищеского отношения
1.1 Дружба как ценность
Для начала следует понять, что же такое дружба. У этого понятия нет конкретного определения и разные люди отвечают по-разному на вопрос «Что такое дружба?». В толковом словаре Ожегова дружба определяется как «близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов» . Ушаков переделял дружбу как «близкие приятельские отношения, тесное знакомство вследствие привязанности и расположения»
Очень показательна этимология слова друг у разных народов. Немецкое слово «frend» восходит к глаголам «freien» (свататься) и «freuen» (радоваться). Английское «freond», норвежское «friend» и старосаксонское «friend» восходят к староанглийскому глаголам «freogan», «freon» (любить); готское «frijonds» - причастие от глагола «fryon» (любить); тот же смысл имеет староисландское «fria». В основе всех этих слов лежит германский корень fri – «оберегать, заботиться». Дружбу невозможно точно определить, но можно охарактеризовать. С древних времен вопрос о дружбе волновал мыслителей, философов. Так, например, Аристотель выделял три вида дружбы: 1) дружбу ради наслаждения; 2) дружбу ради пользы; 3) дружбу ради себя самое. Несмотря на то, что все эти виды он называет дружбой, однако именно дружбу ради себя самой он считал единственной настоящей .
И.С. Кон в своем этико-психологическом очерке «Дружба» выделяет две типологические модели дружбы: ценностно-мотивационную и структурно-функциональную . Ценностно-мотивационный подход (модель) классифицирует дружеские отношения по их мотивам и по той ценности, которую они представляют для участников. Структурно-функциональный подход (модель) старается быть безоценочным и безличным, классифицируя формы дружбы по ее объективным функциям в рамках определенной социальной системы и по ее месту в ряде других социальных институтов. На первый план выступают при этом социальные функции дружбы, ее соотношение с другими общественными институтами, а также собственная ролевая структура дружеских отношений (являются они добровольными или обязательными, равными или неравными и т. д.).
Оба подхода с одной стороны являются противоположными, но с другой - взамодополняют друг друга. Поэтому в крупнейших этносоциологических классификациях дружбы эти принципы обычно пересекаются. А. И. Аржанова , рассматривая тему дружбы, определяет ее как совокупность следующих критериев:
- отношения между людьми, строящиеся на доверии;
- наличие схожих интересов, приводящих в дальнейшем к приобретению морального опыта и нравственных привычек;
- чувство взаимной привязанности между людьми.
Также, автор отмечает, что в дружбе формируются устойчивые формы поведения.
Волков Б.С. понимал дружбу, как один из видов взаимоотношений людей, которые возникают в результате личных потребностей человека к взаимопониманию, сопереживанию и содействию друг к другу . Стариков И. М. считал, что дружба – это своеобразная форма межличностных, устойчивых отношений двух или нескольких человек, которые характеризуются взаимным доверием друг к другу, взаимной помощью и обладают глубокой привязанностью и имеют общие интересы.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1) Аристотель. Сочинение в 4-х т. – М.: Мысль, 1984. – Т. 4. – 830 с
2) Аржанова, А. И. Чувство дружбы у детей дошкольного возраста [Текст] /А. А. Аржанова. – М: гор. пед. ин-т, 2010.
3) Бакина Н. А. Формирование дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность// ВЕЛИКИЕ РЕКИ' 2019. Труды научного конгресса 21-го Международного научно-промышленного форума: в 3-х томах. Том 2. 2019. С. 355-359
4) Важнова С. А., Лисина Т. М. Представления старших дошкольников о дружбе//РЕБЕНОК-ДОШКОЛЬНИК В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ. Материалы межвузовской студенческой научно-практической конференции. Липецк, 2021. С. 182-185
5) Волков, Б.С. Психология юности и молодости: учебное пособие [Текст] /Б. С. Волков. – М.: Академический проект: Трикста, 2006. – 236 с.
6) Галкина И.А., Москалева В.В. Теоретико-методологические основы воспитания ценности дружбы у детей старшего дошкольного возраста// АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОПЫТ И ИННОВАЦИИ. Материалы всероссийской научно-практической конференции с дистанционным и международным участием. Том Часть 1. Отв. редактор А.Ю. Нагорнова. Ульяновск, 2022. С. 23-27
7) Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений [Текст] / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. – 3-е изд., исправ. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 416 с
8) Кон, И. С. Дружба: Этико-психологический очерк. [Текст] / И. С. Кон. – М.: Изд. Политиздат, 1989. – 350 с.
9) Крулехт М.В. Дошкольник и рукотворный мир. СПб.: Детство-Пресс, 2003.
10) Маркова Т.А. Воспитание дошкольников / Т.А. Маркова. - М.: Норма, 2020. – 97 с
11) Мартынова Ю. В., Лисина В. Р. Особенности воспитания взаимопомощи у детей дошкольного возраста//АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ В НАУКЕ И ПРАКТИКЕ. Сборник статей по материалам V международной научно-практической конференции : В 4 частях. Том Часть 3. Ответственный редактор: Халиков А.Р.. 2018. С. 195-198
12) Михед К. А. К вопросу о дружбе и дружеских отношениях//СОВРЕМЕННЫЕ ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. Сборник статей Международного научно-исследовательского конкурса. Петрозаводск, 2020. С. 54-60
13) Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: Азбуковник, 1999. – 944 с.
14) Рамазанова Э. А., Мамутова Ф. Р. Воспитание дружеских чувств у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ//НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ. Сборник трудов 28-ой международной научно-практической конференции. Белгород, 2020. С. 18-22
15) Стариков, И.М. Психология взаимопонимания в конкретных ситуациях: Учебное пособие. – К.: Центр учебной литературы, 2010. – 288 с.
16) Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. - М.: Молодая гвардия, 1971. – 336 с.
17) Толковый словарь русского языка: В 4 т./ Под ред. Д.Н. Ушакова. Т.1.: А-К. – М.: Русские словари, 1995. – 844 с.
18) Ушинский К.Д. Труд в его психическом и воспитательном значении. Педагогические сочинения: В 6 т. Т. 2. / Сост. С.Ф. Егоров. М.: Педагогика, 1988.
19) Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии. Педагогические сочинения: В 6 т. Т. 6. / Сост. С.Ф. Егоров. М.: Педагогика, 1990.