Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Период дошкольного возраста в жизни человека является коротким,
но, несомненно, одним из важных этапов для становления личности человека. На данном этапе жизни происходит усвоение первоначальных представлений об устройстве окружающего мира. С дошкольного периода начинают закладываться основы межличностных отношений, отношений
к трудовой деятельности.
Значимость изучения специфики сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста обусловлена следующими причинами:
- особое место сюжетно-ролевой игры в деятельности ребенка дошкольного возраста в формировании главных новообразований дошкольного возраста;
- сюжетно-ролевая игра детей отражает в себе изменения в жизни общества ( тяготение к виртуальному пространству, применение гаджетов в различных сферах деятельности и др);
- аспекты сюжетно-ролевой игры изучали преимущественно в середине XX века, однако и в первом десятилетии XXI века вопросы организации сюжетно-ролевой игру также были востребованы.
- отмечаются изменения в организации дошкольного образования, в том числе относительно времени, отводимом для сюжетно-ролевой игры дошкольников.
Проблема исследования заключается в противоречии между практикой и теорией в вопросе организации сюжетно-ролевой игры для детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: изучить особенности сюжетно-ролевой игры старших дошкольников.
Объект исследования: сюжетно-ролевая игра.
Предмет исследования: особенности сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста
Гипотеза исследования: дети старшего дошкольного возраста обнаруживают достаточную сформированность умения взаимодействовать в игре, принимать роли и следовать сюжетной линии игры.
Задачи исследования:
1. Изучить проблему сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе.
2. Охарактеризовать значение сюжетно-ролевой игры для детей старшего дошкольного возраста.
3. Провести экспериментальное изучение сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста.
4. Разработать рекомендации для воспитателей по организации сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста.
Методологическую основу исследования составили работы Андреевой Н.А., Артеменко А.В., Байковой Е.С., Гурьевой Н.Н., Исаевой Н.И., Кравцова Г.Г., Синеевой Н.Н., Соколовой С.В. и др.
Методы исследования:
1) теоретические: теоретический анализ литературы, синтез, обобщение научной психолого-педагогической литературы;
2) эмпирические: наблюдение, описание;
3) метолы математической статистики: подсчет процентных величин.
Экспериментальное изучение особенностей сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста проводилось на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 4 «Солнышко» рабочий поселок Тонкино Нижегородская область.
В экспериментальном исследовании приняли участие 20 детей, из них
13 девочек и 7 мальчиков в возрасте 5 лет.
Курсовая работа состоит из введения, теоретической и экспериментальной глав, заключения, библиографического списка.
ГЛАВА 1 Теоретические основы изучения особенностей сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста
1.1 Понятие и структура сюжетно-ролевой игры
Игра представляет собой вид деятельности, который предназначается для осуществления отдыха и забав. Игре присущи свои правила, предполагается строгий порядок, но с учетом этого отсутствует цель, хотя может применяться для реализации какой-либо цели. Сущность любой игры состоит в подражании природе, а также взрослой жизни человека. Ребенок стремится в ходе игровой деятельности к действительности, однако в то же время он от нее не зависит, что и обеспечивает ему способность свободно творить.
У ребенка в игре зарождается первый опыт независимости Каждая игра предполагает противоречие: играющий все время пребывает в двух формах - действительной и условной. Данная противоречивость игры обусловила ее полифункциональность. В педагогике игра стала применяться и как форма развития у ребенка оригинального и стандартного поведения, и как метод воспитания творческого потенциала..
С позиции Г. П. Щедровицкого, игре присуще особое отношение к личности ребенка к окружающей реальности, она отражает его индивидуально воспринимаемую действительность, в процессе которой осуществляется развитие психики ребенка [2].
В дефиниции понятия «игра», предложенного В. А. Сухомлинским, определяется, что игра представляет собой огромное светлое окно, при помощи которого духовный мир ребенка насыщается живительным потоком представлений об окружающей реальности. Ввиду чего, выявляется, что игра – это искра, которая позволяет зажечь искру любознательности.
Детская игра представляет собой один из проблематичных теоретических аспектов в педагогике. Изучение игры как особого вида деятельности детей дает представление об коллективной организации жизни людей, об их системе законов и мировоззрении, о способах воспитания.
Игра – это обучающий инструмент, активизирующий умственную работу обучающихся, дает возможность сделать процесс обучения увлекательным, заставляет учеников испытывать эмоции. Игра, как правило, подразумевает принятие решений – что делать, что говорить, как побеждать. Желание решить эти проблемы активизирует умственную работу играющих. Применение различного рода игр позволяет овладеть новыми знаниями в увлекательной форме, способствует развитию памяти, внимания, сообразительности [2].
Игра является для детей дошкольного возраста любимой и всепоглощающей деятельностью. Их не нужно заставлять или учить играть, данный процесс происходит спонтанно, не преследуя каких-либо определенных целей. Для дошкольника игровая деятельность представляет собой способ исследования и ориентации в реальном мире.
Как правило, игра происходит в коллективе, что позволяет активизировать творческие усилия, объединить группу играющих в одно целое. Если игровая деятельность детей будет организована взрослыми, то это будет способствовать развитию интереса к профессиям взрослых, позволит накопить конкретные представления о различных видах трудовой деятельности взрослых.
Игра представляет собой динамическую систему отношений, которая возникает между ребенком и игровым материалом. Ее цель – построение безопасных отношений, для того чтобы ребенок мог наиболее полно выразить собственное выразить собственное «я» с помощью игры, поскольку игра представляет для ребенка единственное средство для построения коммуникации. Поскольку игра играет для дошкольника ту же роль, то что и речь для взрослого, т.е. позволяет выражать чувства, исследовать отношения и самореализовываться. Из этого можно предположить, что для детей игрушки являются словами, а игра – речью.
Педагогическая игра, отличается от игры в целом следующими признаками:
- в педагогической игре четко сформулирована цель обучения;
- педагогическая игра направлена на достижение результата в познавательной деятельности [6, с. 29].
К этому направлению работы с детьми относятся сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, подвижные игры, игровые ситуации и другие формы деятельности, которые могут реализовываться в течении режимных моментов для, в свободной и совместной деятельности педагога и ребенка.
Из вышесказанного следует, что любая специально организованная игра позволит ребенку осознать общественную значимость труда взрослого, а ее процесс смоделирует структуру трудового процесса: цель, и мотив труда, предмет труда, инструменты и оборудование, трудовые действия и результат труда [7, с. 40].
Таким образом, обобщение вышеизложенных дефиниций, дает основание выявить следующие особенности игры:
- является энергичным видом деятельности человека, который появился в качестве итога эволюционного процесса;
- является таким видом деятельности, который определяется совокупностью установленных правил и приемов, которые предназначены для досуговой и обучающей деятельности;
- особенность игры состоит в том, что в ней осуществляется распределение ролей, а суть состоит не в результате, а в самом процессе.
Для детей дошкольного возраста сюжетно-ролевая игра является деятельностью творческой, посредством которой они в обобщенной форме принимают на себя роли взрослого и воспроизводят их отношения.
Посредством сюжетно-ролевой игры, отмечает Э. Р. Зарединова, происходит формирование коммуникативных навыков, развивается умение конструктивно взаимодействовать с людьми в ситуациях, происходящих в повседневной жизни. Кроме того данный вид деятельности способствует становлению навыка слушать и слышать собеседника, а также позволяет научиться выражать, имеющиеся у ребенка мысли и чувства [7, с. 41].
В результате игровой деятельности у ребенка формируется комплекс впечатлений, т.к. в детском саду она занимает практически все время. В этой связи формирование базовых представлений об устройстве мира происходит именно в игре. В свою очередь сюжетно-ролевая игра представляет собой один из эффективных способов формирования у дошкольников полных и прочных знаний о профессиях, т.к. в ней заложены необходимые условия для развития представлений о сути трудовой деятельности и трудовых действий представителей различных профессий [7, с. 42].
Для детей дошкольного возраста, как правило, организуются игры, в которых представлена работа различных учреждений, таких как парикмахерская, почта, больница и пр. Дети в данных играх примеряют роли представителей определенных профессий (врач, продавец, водитель, повар и пр.), в которых отражена ее суть [8, с. 126].
Например, в играх по теме «Транспорт» происходит знакомство и расширение знаний о правилах дорожного движения. В процессе игровой деятельности воспитанники осуществляют планирование своих действий, а также выполняют их с учетом выполняемой роли. В ходе игры детьми изображается трудовая деятельность взрослых людей.
При этом, для того, чтобы дошкольник мог перенести в игру знания о какой-либо профессии необходимо педагогу реализовать несколько этапов.
1. Предварительный этап. Предварительная работа предполагает работу воспитателя, направленную на ознакомление с профессией, проводятся беседы, где уточняется ее специфика, особенности трудовых действий. Целью данного этапа является в формировании у дошкольников интереса к определенной профессии и стремлении узнать о ней побольше. Если есть возможность, то можно сводить воспитанников на экскурсию.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андреева, Н. А. Воспитание полоролевого поведения у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности / Н. А. Андреева // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. – 2019. – № 1(41). – С. 11-15.
2. Артеменко, А. В. Специфика развития игры у детей разного возраста / А. В. Артеменко // Проблемы педагогики. – 2021. – № 3(54). – С. 32-33.
3. Асадуллина, Р. Р. Игровая деятельность детей старшего дошкольного возраста / Р. Р. Асадуллина // Альманах мировой науки. – 2017. – № 2-1(17). – С. 125-127.
4. Байкова, Е. С. Игра как способ познания окружающего мира младшими дошкольниками / Е. С. Байкова, М. И. Васильева // Научные исследования и современное образование : Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, Чебоксары, 05 мая 2022 года / Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью "Центр научного сотрудничества "Интерактив плюс", 2022. – С. 26-29.
5. Воронова, В.Я. Творческие игры старших дошкольников /В.Я.Воронова. – М.: Просвещение, 2001.- С.356.
6. Гиевая, Д. В. Развитие игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры / Д. В. Гиевая // Научно-практические исследования. – 2020. – № 2-1(25). – С. 20-22.
7. Гринявичене Н.Т. Игра и новый подход к организации предметноигровой среды. / Творчество и педагогика (материалы Всесоюзной научнопрактической конференции) Н.Т. Гринявичене. – М.: Педагогика, 2006. – 311 с.
8. Гурьева, Н. Н. Игровая деятельность как средство формирования коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста / Н. Н. Гурьева // Родная словесность в современном культурном и образовательном пространстве : сборник научных трудов. – Тверь : Тверской государственный университет, 2017. – С. 126-130.
9. Долуденко, С. В. Сюжетно-ролевая игра, как средство общения детей младшего дошкольного возраста / С. В. Долуденко, М. О. Шкуропат, И. П. Щербинина // Наука и образование: отечественный и зарубежный опыт : международная 44 научно-практическая конференция : сборник статей, Белгород, 27 декабря 2021 года. – Белгород: ООО ГиК, 2021. – С. 180-184.
10. Ермакова, В. А. Особенности развития игровой деятельности в старшем дошкольном возрасте / В. А. Ермакова, О. Ю. Зайцева // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития. – 2015. – № 4(7). – С. 20-23.
11. Ефимова, Н. И. Игра, как вид деятельности на разных этапах отногенеза / Н. И. Ефимова // Моя профессиональная карьера. – 2021. – Т. 1. – № 21. – С. 151-154.
12. Исаева, З. Р. Развитие социальных мотивов у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности / З. Р. Исаева // Студенческий вестник. – 2022. – № 5-1(197). – С. 45-48.
13. Кириллов, И. Л. Игра с правилами как средство психолого-педагогического сопровождения социально-коммуникативного развития старших дошкольников / И. Л. Кириллов, И. В. Склезнева // Вестник практической психологии образования. – 2020. – Т. 17, № 1. – С. 16-20. 1
14. Кравцов, Г. Г. Психология игры (культурно-исторический подход) / Г.Г. Кравцов, Е. Е. Кравцова ; Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования». – Москва : Левъ, 2017. 338 с
15. Кузнецова, Е. В. Роль сюжетно-ролевой игры в речевом развитии ребенка в условиях разновозрастной группы дошкольников дошкольной образовательной организации / Е. В. Кузнецова // Вопросы педагогики. – 2021. – № 4-2. – С. 147-153.
16. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики А.Н.Леонтьев. – М., 1981.- С.447.
17. Мойстус, И. А. Развитие мышления у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности / И. А. Мойстус // XX Всероссийская студенческая научно-практическая конференция Нижневартовского государственного университета : Сборник статей, Нижневартовск, 03–04 апреля 2018 года. – Нижневартовск: Нижневартовский государственный университет, 2018. – С. 196-199.
18. Платонова, И. А. Особенности организации игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста / И. А. Платонова // Теоретические и практические вопросы психологии и педагогики : сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции, Волгоград, 08 декабря 2018 года. – Волгоград: Общество с ограниченной ответственностью "Агентство международных исследований", 2018. – С. 84-86.
19. Попова, В. В. Профилактика конфликтов средствами игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста / В. В. Попова, М. Н. Макарова // Научный альманах. – 2021. – № 5-1(79). – С. 110-112.
20. Синеева, Н. Н. Использование игры в работе с детьми младшего дошкольного возраста / Н. Н. Синеева // Педагогика и психология: перспективы развития : Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Чебоксары, 16 февраля 2022 года / Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью "Центр научного сотрудничества "Интерактив плюс", 2022. – С. 98-100.
21. Соколова, С. В. Влияние игровой деятельности на развитие когнитивных способностей детей старшего дошкольного возраста / С. В. Соколова // Актуальные проблемы психологии образования : сборник научных статей, Ярославль, 12 ноября – 12 2014 года / ФГБОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д Ушинского». – Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, 2014. – С. 82-92.
22. Фаустова, Н. П. Развитие речевого творчества детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности / Н. П. Фаустова // Ребенок-дошкольник в современном образовательном пространстве : Материалы межвузовской студенческой научно-практической конференции, Елец, 17 мая 2018 года. – Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2018. – С. 57-63.
23. Федотова, И. С. Театрально-игровая деятельность как фактор развития социальных навыков детей старшего дошкольного возраста / И. С. Федотова // Вопросы педагогики. – 2020. – № 11-1. – С. 281-284.
24. Ханипова, Л. А. Игровая деятельность как средство формирование сотрудничества детей старшего дошкольного возраста / Л. А. Ханипова // NovaUm.Ru. – 2019. – № 18. – С. 326-329.
25. Шавшаева, Л. Ю. Особенности игровой деятельности в старшем дошкольном возрасте / Л. Ю. Шавшаева, Э. Р. Ахмадулина // Современные научные исследования и разработки. – 2018. – № 3(20). – С. 620-623.
26. Эльконин, Д.Б. Детская психология /Д.Б.Эльконин. М.:Просвещение,1960.- С.165.
27. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 2008. - 328 с
28. Юрченко, Е. И. Развитие социальных навыков у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности / Е. И. Юрченко // Модернизация образования: проблемы и перспективы : Материалы XXII Рязанских педагогических чтений, посвящается 100-летию РГУ имени С.А. Есенина, Рязань, 20 марта 2015 года. – Рязань: Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина, 2015. – С. 331-336.