Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы определяет то, что формирование у младших школьников навыков орфографии является одной из важнейших задач в изучении русского языка, поскольку навыки письма являются важной частью общей языковой культуры и свидетельствуют об уровне образования. Орфографические упражнения играют важную роль в этом процессе.
В методологии есть исследования, в которых рассматривается, насколько хорошо обучающиеся начальных классов самостоятельно выполняют орфографические упражнения.
В то же время, если посмотреть на изучение родного языка, рассмотреть задачи и цели, поставленные перед учебным предметом «Русский язык» сегодня, то становится ясно, что необходимо использовать возможности единой потребности формирования орфографии учащихся.
Один из верных способов усилить связь между формированием навыков правописания и развитием речи – использовать более обширную и систематическую творческую деятельность.
Однако наиболее универсальными упражнениями для решения орфографических задач по-прежнему остаются списывание и диктант. Работа над орфографией у младших школьников приводит к решению коммуникативных задач, и именно с помощью диктанта осуществляется развитие навыков правописания, что становится неотъемлемой частью общения.
Диктант – это форма письменной работы, которая подтверждает и проверяет знания, а также обучает навыкам орфографии.
Установлено, что роль диктантов в обучении русскому языку очень важна. Учащийся достигает успеха, тихо произнося звуки, научившись сочетать звуки и буквы и распознавая эти звуки как фонемы. Диктант требует пристального внимания, от которого зависит скорость и точность формирования навыков. Это дает основание рекомендовать диктант как важное упражнение в обучении правописанию.
Существует множество диктантов в методах и практиках преподавания, число которых постепенно увеличивается.
В начальной школе, однако, диктант применяется редко: используются диктанты, но, как правило, они служат только для правописания, содержание таких диктантов обучающимися самостоятельно не изменяется и не дополняется.
Объект исследования – диктант в начальной школе.
Предмет исследования – диктант как орфографическое упражнение в начальной школе.
Цель исследования – рассмотреть эффективность использования диктанта как орфографического упражнения на уроках русского языка в начальной школе.
В соответствии с поставленной цели, нами были выделены следующие задачи:
1) рассмотреть виды диктантов;
2) описать методику проведения различных видов диктантов на уроках русского языка в начальной школе;
3) провести анализ школьной программы и учебников по русскому языку УМК «Школа России» в аспекте исследуемой темы;
4) Разработать технологическую карту урока по теме «Глагол» в 3 классе.
Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
Глава 1 Методика проведения диктантов в начальной школе
1.1 Виды диктантов
Диктант – это тип письменного задания, предназначенный для закрепления и проверки знаний, а также для обучения навыкам обучения. Наиболее широко он используется при обучении орфографии и пунктуации. Существует множество определений диктанта. Некоторые из них перечислены ниже.
А.В. Текучев понимал диктант как методический прием, и одним из упражнений по изучению русского языка является такое письменное задание, во время которого учитель диктует текст, а учащиеся ведут его записи, причем происходит это самостоятельно, без посторонней помощи, не опираясь на какие-либо вспомогательные средства, руководствуясь только своими теоретическими знаниями по грамматике, выученными правилами правописания и предыдущими навыками письма [16].
М. Р. Львов определяет диктант следующим образом: диктант – это «одно из наиболее распространенных грамматических и орфографических, аналитических и синтетических упражнений в письменной форме, услышанный, т. е. воспринимаемый на слух текст или его элементы (слуховые диктанты), а также воспринимаемый зрительно и, в отличие от списывания, записанного по памяти (зрительные диктовки). Написание диктантов может добавлять иные грамматические и орфографические задачи» [7].
Диктант – очень практичная форма обучения, основой которой для учащихся является запись предложений, слов или текстов, услышанных на слух. Это один из наиболее эффективных способов работы, который помогает сформировать сильные навыки правописания, пунктуации, а также закрепить знания по фонетике, словарному запасу и грамматике. Ценность диктанта в том, что процесс письма позволяет учащимся практиковать активную и организованную работу в коллективе, поскольку одни и те же задания необходимо выполнять одновременно. Диктант учит учащихся писать с максимальной концентрацией, улучшает память, зрение, слух, расширяет возможности понимания правил правописания [11].
В 40-е годы ХХ века профессор М.В. Ушаков предложил наиболее популярную классификацию видов диктанта, которая впоследствии была расширена другими методами: диктанты можно разделить на обучающие и контрольные. Это деление несколько условно, поскольку все обучающие диктанты помогают выявить знания учащихся, а контрольные диктанты подтверждают знания и навыки.
Виды диктантов:
- Предупредительные.
- Прокомментированные.
- Объяснительные.
- Избирательные.
- Визуальные.
- Словарные.
- «Проверь себя».
- Распределительные.
- Творческие, в свою очередь они делятся на:
- есть готовое начало;
- по изображению;
- свободный диктант.
По мнению профессора М. Т. Баранова и профессора М. М. Разумовской, существует несколько причин для разделения существующего диктанта [11]:
1) цель: обучение или контроль за знаниями учащихся;
2) восприятие учащимися текста: слуховое или зрительное;
3) структура текста: связные слова, предложения или тексты;
4) время, позволяющее избежать ошибок в предписанном тексте: до, вовремя или после написания;
5) тип записи: словесная или графическая;
6) по характеру дидактического материала: «упорядочение» без текста.
Диктанты бывают:
1. Контрольные:
- Контрольные диктанты;
- контрольные диктанты + дополнительное задание
- небольшие по объему диктанты.
2. Обучающие:
1) Не меняя текста:
- Прописывание словарного диктанта;
- комментируемые;
- подготовительные;
- визуальные;
- выучить таинство (по памяти),
- слуховые;
- игра;
- соревнование.
2) С изменениями текста:
- избирательный;
- распределение,
- избирательно-распределительный.
3. Творческие заказы:
- Конструктивные порядки, используемые на уроках правописания, при изучении морфологии, синтаксиса и пунктуации на развивающих уроках.
- Свободный.
- Аналогичный.
- По изображению.
- Восстанавливающий.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Баринова Е. А. Методика русского языка / Е. А. Баринова и др. – М.: Просвещение, 1974.
2. Вакулина Н. Е. Диктант как приём обучения орфографии, пунктуации, развития речи учащихся: учеб.-метод. Пособие – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: ФЛИНТА, 2012.
3. Габидуллина А. Р. Педагогическая лингвистика: учеб. пособ. Для студентов высш. учеб. завед. / А. Р. Габидуллина. – Горловка: ГПИИЯ, 2011.
4. Канакина В. П., Щёголева Г. С. Русский язык. Сборник диктантов и самостоятельных работ. 1 – 4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций. / В. П. Канакина. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2013.
5. Ладыженская Т. А. Речь. / Т. А. Ладыженская. – М.: Педагогика, 1990.
6. Ладыженская Т. А. Такие разные диктанты: 5 – 9-й классы: пособие для учителей. / Т. А. Ладыженская. – Изд.: Ювента, 2007.
7. Львов М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб. пособие для студ. Учреждений высш. проф. образования / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. – 7-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012.
8. Львов М. Р. Правописание в начальных классах. / М. Р. Львов. – М.: Просвещение, 1990.
9. Львов М. Р. Словарь-справочник по методике русского языка / М. Р. Львов. – М.: Просвещение, 1988.
10. Матекина Э. И. Новый сборник диктантов по русскому языку для 1 – 4 классов. / Э. И. Матекина. – Ростов н/Д : Феникс, 2013.
11. Баранов М. Т., Ипполитова Н. А., Ладыженская Т. А, Львов М. Р. Методика преподавания русского языка в школе. / М. Т. Баранов. — М. : Академия, 2000.
12. Соловейчик М. С., Кубасова О. В., Канакина В. П. и др. Методика преподавания русского языка: Руководство к самостоятельной работе над курсом: Для студентов-заочников 2 – 5 курсов фак. подгот. учителей нач. классов пед. ин-тов. / М. С. Соловейчик. – М.: Просвещение, 1988.
13. Практическая психология образования; Учебное пособие 4-е изд. / Под редакцией И. В. Дубровиной – СПб.: Питер, 2004.
14. Рамзаева Т. Г. Львов М. Р. Методика обучения русскому языку в нач. классах: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. №2121 «Педагогика и методика нач. обучения». / Т. Г. Рамзаева – М.: Просвещение, 1979.
15. Соловейчик М. С., Жедек П. С., Светловская Н. Н. и др. Русский язык в начальных классах: Теория и методика обучения: Учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений по спец. «Педагогика и методика нач. обучения». / М. С. Соловейчик. – М.: Просвещение, 1993.
16. Текучев А. В, Методика русского языка в средней школе / А. В. Текучев. – М.: Просвещение, 1980.
17. Узорова О. В. Диктанты и изложения по русскому языку: 1 – 4-й кл. / О. В. Узорова. – М.: Астрель, 2006.
18. Ульченко, З. Ф. Диктанты с изменением текста / З. Ф. Ульченко. — М.: Просвещение, 1982.
19. Короленко А. Ю. Учебная практика. Контрольный диктант в методике орфографии. Хрестоматия / А. Ю. Короленко. – КГАОУ СПО «Канский педагогический колледж». Канск, 2011.
20. Шевердина Н. А. Диктанты по русскому языку для начальной школы. / Н. А. Шевердина. – Изд. 6-е. – Ростов н/Д : Феникс, 2012.
21. Шклярова Т. В. Сборник диктантов по русскому языку для начальных классов. / Т. В. Шклярова. – М.: ООО «Грамотей», 2011.