Фрагмент для ознакомления
2
В современном мире образование и его уровень играют важную роль в жизни любой страны. Образование, по сути, является ресурсом социально-экономического развития, инструментом формирования инновационного потенциала страны, обеспечивающим повышение ее конкурентоспособности.
Поэтому вопросы, связанные с развитием образования, его значением и улучшением, обсуждаются практически во всех странах. Разговор идет о том, какие модели предоставления образовательных услуг существуют, какой должна быть система организации, финансирования и управления образованием, чтобы, с одной стороны, обеспечить всем учащимся высокий уровень знаний, а с другой – эффективно использовать выделяемые на эти цели финансовые ресурсы. Особое внимание уделяется доступности образования.
Актуальность проблематики объясняется тем, что современная отечественная система образования, в результате проводившейся реформы, находясь в ситуации социально-экономического давления, вынуждена максимизировать прибыль и одновременно минимизировать издержки на производство образовательных услуг, теряя при этом свои системные свойства. Одновременно, в условиях оптимизации образования, уменьшается его социально-культурная роль.
Отсутствие комплексной статистической методики анализа состояния и развития уровня образования, а также последние изменения в системе образования обусловили актуальность исследования.
Введение западных санкций только усиливают актуальность изучения данной проблематики.
Различным аспектам методологической базы статистического анализа уровня образования посвящены работы таких отечественных авторов, как: Г.А. Бордовский, В.Н. Долгова, М.Н. Дудин, М.Р. Ефимова, С.В. Ионцева, , Н.В. Лясников, Т.Ю. Медведева, М.Г. Назарова, П.И. Хворостина и др. Тем не менее, в научных публикациях теоретические и методические вопросы статистического анализа уровня образования остаются недостаточно освещенными.
В связи с вышесказанным тема исследования представляется актуальной. Цель курсовой работы – рассмотреть вопросы уровня образования и выработать практические рекомендации для управления уровнем образования на основе статистических данных.
Исходя из поставленной цели были сформулированы задачи курсовой работы:
1. Изучение методов статистического анализа уровня образования.
2. Исследование статистических данных, характеризующих уровень образования;
3. Провести расчеты статистических показателей.
4. Выявить проблемы статистического анализа уровня образования населения и определить пути их решения.
Объект исследования – статистические методы, применяемые при анализе уровня образования.
Предмет исследования – решение проблемы анализа уровня образования при помощи статистических методов.
Анализируемый период эмпирических данных охватывает времена 2018-2023 гг.
Информационная база курсовой работы включает нормативно-правовые акты, статистические материалы, труды ведущих отечественных авторов, посвященные проблемам образования и др. статьи, опубликованные в периодических изданиях, а также интернет-ресурсы, электронно-библиотечные системы, англоязычные источники.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав основного текста, заключения, списка использованных источников, приложений.
В первой главе «Теоретические основы статистического исследования уровня образования населения России» приведены методы и показатели статистического анализа уровня образования, раскрыто содержание понятия уровень образования, проанализированы статистические данные по уровню образования в РФ за 2018-2022 гг.
Во второй главе «Практические аспекты статистического анализа уровня образования населения в России» приведен практический пример исчисления статистических показателей на данных об уровне образования населения в РФ, выявлены проблемы статистического анализа уровня образования населения и определены пути их решения.
В заключении приведены выводы, содержащиеся во всех разделах работы.
Список использованной литературы насчитывает 28 наименований, работа включает приложения.
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТАТИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ УРОВНЯ ОБРАЗОВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ
1.1 МЕТОДЫ СТАТИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА УРОВНЯ ОБРАЗОВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
Объектом статистического исследования является статистическая совокупность, под которой понимают множество единиц, количественно отличающихся друг от друга своими характеристиками, но объединенные какой-нибудь качественной основой.
Статистическое исследование состоит из трёх этапов, на каждом из которых используется свой метод:
1. Этап сбор статистического материала, регистрация фактов на этом этапе используется метод массовых наблюдений.
2. Этап - обработка информации, подведение итогов – на этом этапе используется метод группировки.
3. Этап - анализ полученных сводных материалов – на этом этапе используется метод обобщающих показателей.
Система показателей, характеризующих уровень образования населения, включает абсолютные, относительные и средние показатели.
Абсолютные показатели включают: число и состав образовательных учреждений; численность контингента обучающихся (воспитанников, студентов); прием и выпуск образовательных учреждений; численность и состав учителей и профессорско-преподавательского состава и другие.
Важнейшим абсолютным показателем, характеризующим образование, является численность воспитанников, учащихся, студентов, которая определяется по состоянию на начало учебного года. В статистической отчетности данные о численности студентов приводятся по курсам, полу, возрасту, формам обучения, специальностям и направлениям подготовки. Рассматривается движение численности студентов, в том числе отсев из образовательных учреждений по различным причинам.
Прием в образовательные организации изучается с помощью показателя численности лиц, принятых на обучение в данном учебном году. Соответствующие количественные характеристики по конкретным уровням образования включают численность приема, его структуру по формам обучения, специальностям и направлениям, а также по базовому образованию лиц, зачисленных на обучение.
Основным результатом деятельности образовательных организаций является выпуск. В статистике его величина определяется как численность лиц, полностью завершивших курс обучения в учебном заведении и получивших соответствующую специальность. Эти показатели рассчитываются на конец учебного года и дифференцированы по полу, формам обучения, специальностям и направлениям подготовки и др.
Кадры учреждений начального и среднего образования представлены показателями численности учителей с разбивкой по уровню образования. Достаточно подробно представлен в статистике профессорско-преподавательский состав вузов. В его общей численности выделяются лица, работающие на условиях совместительства, и иностранные специалисты; по полу и возрасту, уровню образования, имеющих ученые степени.
Уровень образования населения измеряется следующими показателями:
- число грамотных на 1000 чел. в возрасте от 9 до 49 лет;
- число лиц, имеющих определенный уровень образования (высшее, незаконченное высшее; среднее специальное; среднее общее, неполное среднее; начальное) на 1000 чел. в возрасте 15 лет и старше.
Уровень образования определяется для всего населения, а также для городского и сельского; мужчин и женщин; занятого и незанятого населения; для различных возрастных групп населения.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Законодательные и нормативные акты
1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосование 12.12.1993) (ред. 01.07.2020) [Электронный ресурс] /Сайт справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». – Режим доступа: https://dsm.consultant.ru/cgi/online.cgi?req=card&page (дата обращения 22.10.2023).
2. «Об образовании в Российской Федерации» Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. 01.09.2023) [Электронный ресурс] /Сайт справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». – Режим доступа: https://dsm.consultant.ru/cgi/online.cgi?req=card&page (дата обращения 22.10.2023).
3. «О некоторых вопросах совершенствования системы высшего образования» Указ Президента РФ от 12 мая 2023 г. № 343 [Электронный ресурс] /Сайт справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». – Режим доступа: https://dsm.consultant.ru/cgi/online.cgi?req=card&page (дата обращения 22.10.2023).
Книги, статьи, монографии на русском языке
4. Бордовский Г.А. Проблемы и задачи высшего педагогического образования на современном этапе развития страны //Высшее образование в России. 2023. - Т. 32. - № 6. - С. 9-18.
5. Долгова В.Н., Медведева Т.Ю. Социально-экономическая статистика. [Электронный ресурс] /Электронная библиотечная система. - 2023. – Режим доступа: //https://urait.ru/library/uchebniki-dlya-vuzov/po. (дата обращения 10.11.2023).
6. Дудин М.Н., Лясников Н.В. Социально-экономическая статистика: учебник и практикум для вузов. [Электронный ресурс] /Электронная библиотечная система. - 2023. ////https://urait.ru/library/uchebniki-dlya-vuzov/. (дата обращения 10.11.2023)
7. Ионцева С.В, Хворостина П.И. Концепция непрерывного образования в контексте инвестиций в человеческий капитал //Народонаселение. – 2022. – Т. 25. - № 1 – С. 177-188.
8. Ключарев Г.А., Тюрина И.О. Болонский опыт: успехи и сомнения. //Социологические исследования. - 2023. - № 4. - С. 84-93.
9. Курс социально-экономической статистики: учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности «Статистика» /под ред. М.Г. Назарова. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Омега-Л, 2016. – 984 с.
10. Логинова С.Л. Социально-экономическая статистика: учебное пособие /С.Л. Логинова. Екатеринбург: Изд-во Рос. Гос. проф. пед. Ун-та, [Электронный ресурс] /Электронная библиотечная система. //https://elar.rsvpu.ru/bitstream/123456789/32329/1/978-5-8050-0693-8_2020.pdf. (дата обращения 10.11.2023).
11. Образование в России: результаты мониторинга // Народное образование. – 2019. - № 6. - С. 16-22.
12. Система образования в Российской Федерации: Стратегия развития и реформирования //Официальные документы в образовании. – 2020. - № 8. - С. 25-37.
13. Семионова Е.А. Теоретические основы анализа эффективности расходов на образование //Экономика образования. – 2019. № 3. – С. 2-7.
14. Столяров В.И. Экономика образования: Учебник. / Столяров В.И., Поздняк С.Н. – М.: КУРС: ИНФРА-М, 2016. – 384 с.
15. Шемятихина Л.Ю. Менеджмент и экономика образования: учеб пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2016. – 442 с.
16. Шишкин С.В. Экономика социальной сферы: Учебное пособие. – М.: ГУ ВШЭ, 2023. – 367 с.
17. Экономика образования: практикум: учеб. пособие /под ред. Н.В. Василенко, А.Я. Линькова. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 304 с.
18. Якунин В.И. Образование как фактор экономического развития. Монография / Якунин В.И., Сулакшин С.С., Багдасарян В.Э., Нетесова М.С. – М.: Научный эксперт, 2018. – 104 с.
Интернет-ресурсы
19. Образование в цифрах: 2023: краткий статистический сборник /Т.А. Варламова, Л.М. Гохберг, О.К. Озерова и др..; Нау. Исслед. Ун-т «Высшая школа экономики. – М.: ИСИЭЗ ВШЭ, 2023. – 132 с. //https://issek.hse.ru/mirror/pubs/share/856367924.pdf. (дата обращения 10.11.2023).
20. Реформа образования: нововведения в школах [Электронный ресурс] /Электронная библиотечная система. //https://media.foxford.ru/articles/izmeneniya-v-obrazovanii-2023. (дата обращения 10.11.2023).
21. Российский статистический ежегодник. 2022: [Электронный ресурс] /Электронная библиотечная система. Стат. сб. /Росстат. – М., 2022. – 691 с. //https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Ejegodnik_2022.pdf. (дата обращения 10.11.2023).
22. Российский статистический ежегодник. 2022: [Электронный ресурс] /Электронная библиотечная система. Стат. сб. /Росстат. – М., 2019. – 691 с. // https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Ejegodnik_2019.pdf. (дата обращения 10.11.2023).
23. Затонский Л. Российское образование радикально изменится в 2023 году: что ждет школьников и студентов. [Электронный ресурс] /Электронная библиотечная система. //https://www.osnmedia.ru/obshhestvo/rossijskoe-obrazovanie-radikalno-izmenitsya-v-2023-god. (дата обращения 10.11.2023).
24. Зырянов Н.И. Экономика образования, Екатеринбург. 2016 [Электронный ресурс] /Электронная библиотечная система. //https://elar.rsvpu.ru/bitstream/123456789/21889/1/978-5-8050-0609-9_2016.pdf. (дата обращения 10.11.2023).
25. Современные проблемы российского образования [Электронный ресурс] /Электронная библиотечная система. //https://more-angl.ru/sovremennye-problemy-rossiyskogo-obrazovaniya-2023-go. (дата обращения 10.11.2023).
26. Среднее профессиональное и общее среднее образование, профессиональное обучение (Минпросвещения России). //https://rosstat.gov.ru/statistics/education. (дата обращения 10.11.2023).
Электронно-библиотечные системы
27. Клячко Т.Л. Образование в России: основные проблемы и возможные решения. – Москва: Дело РАНХиГС, 2013. – 48с. [Электронный ресурс]/Сайт электронно-библиотечной системы «Лань». – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/74871, (дата обращения: 22.10.2023).
Англоязычный источник
28. "Statistical Analysis of Education Levels: An Exploratory Study." In International Journal of Education Research. Vol. 45, No. 2, pp. 123-140.