Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Формирование навыков грамотного письма занимает важное место в процессе обучения русскому языку младших школьников. Основная цель этого процесса - овладение орфографическими правилами и запоминание словарных слов с непроверяемым написанием. Такой подход способствует развитию орфографической и речевой грамотности детей, а также их успешному обучению в школе. Отмечается, что при работе над написанием словарных слов необходимо изменить характер их запоминания, сделав его осмысленным, а не механическим. Такие вопросы изучались такими исследователями, как Ф.И. Буслаев, И.И. Срезневский, А.В. Текучев, Д.И. Тихомиров, К.Д. Ушинский.
Актуальность исследования заключается в том, что правильное использование орфографии и правописания является неотъемлемой частью письменной и устной коммуникации. Умение правильно писать словарные слова помогает детям передавать свои мысли и идеи, а также эффективно воспринимать информацию от других людей, особенно в эпоху цифровых коммуникаций.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) устанавливает задачу развить уровень культуры письма у школьников, включающий правильное применение орфографических правил и правил пунктуации, а также возможность проверки написанного.
Цель исследования: выявить особенности формирования у младших школьников у младших школьников навыка правописания словарных слов
Объект: исследования: процесс обучения младших школьников русскому языку.
Предмет исследования: формирование у младших школьников навыка правописания словарных слов
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и научно-методическую литературу с целью определения сущности понятия «словарные слова», «навык правописания».
2. Выявить уровни сформированности у младших школьников навыка правописания словарных слов
3. Разработать проект формирующего эксперимента по формированию у младших школьников навыка правописания словарных слов.
4. Обобщить и проанализировать результаты исследования.
Гипотеза исследования: Формирование у младших школьников навыка правописания словарных слов при использовании занимательного материала.
Для достижения поставленных задач были использованы различные методы исследования.
В теоретическом блоке работы был проведен анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы, чтобы определить сущность понятий «словарные слова» и «навык правописания».
В эмпирическом блоке применялись методы наблюдения, диагностики и анализа результатов исследования, а также статистической обработки данных.
Исследование было проведено в МБОУ "Центр образования №29"в городе Череповеце среди учащихся 3 класса, исследовательская группа состояла из 30 человек.
Структура работы курсовая работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, списка литературы и приложения.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НАВЫКА ПРАВОПИСАНИЯ СЛОВАРНЫХ СЛОВ
1.1 Характеристика основных понятий исследования в психолого-педагогической и научно-методической литературе
В соответствии с ФГОС НОО учащимися в результате обучения будут приобретены начальные навыки общения, освоены правила речевого поведения, а также будут освоены начальные лингвистические представления, которые необходимы для овладения устной и письменной речью на элементарном уровне. Одно из ведущих мест в обучении на ступени начального образования принадлежит курсу русского языка, что определено его направленностью на формирование функциональной грамотности младших школьников.
Успеваемость ученика начальной школы по русскому языку, успешность освоения курса – во многом определит и уровень подготовки ребенка к другим учебным предметам. При изучении русского языка у младших школьников вырабатывается положительное эмоциональное отношение к языку, стремление грамотно им пользоваться, осознавая, что правильная устная и письменная речь является показателем общечеловеческой культуры [43].
Словарные слова – это слова, которые наиболее часто используются в языке и имеют устоявшиеся значения. Они являются основными строительными блоками языка и несут основную смысловую нагрузку в коммуникации.
Анализ понятия "словарные слова" позволяет выявить несколько ключевых характеристик:
1. Частотность использования: словарные слова отличаются тем, что они встречаются в речи значительно чаще, чем другие слова. Это связано с тем, что они используются для выражения базовых понятий и идей.
2. Устоявшиеся значения: словарные слова имеют стабильные значения, которые общеприняты в языке и понимаются большинством носителей этого языка. Они являются надежными средствами коммуникации и обеспечивают понимание между собеседниками.
3. Вариативность употребления: хотя словарные слова имеют устоявшиеся значения, они все же могут использоваться в разных контекстах и сочетаться с другими словами. Это позволяет носителям языка выражать разнообразные мысли и идеи, используя одни и те же слова.
4. Образование: словарные слова могут иметь различные способы образования, например, через добавление приставок, суффиксов или изменение основы слова. Это делает язык гибким и позволяет создавать новые слова для выражения новых понятий и идей.
Анализ понятия "словарные слова" позволяет лучше понять, как функционирует язык и какие слова являются основными элементами коммуникации. Это важно для изучения языка, а также для разработки методов обучения и перевода, основанных на понимании и использовании словарных слов.
В процессе изучения слов с непроверяемыми написаниями, они получают название "словарные слова". Такие слова считаются непроверяемыми, поскольку их правильность написания невозможно проверить с помощью общепринятых правил, и поэтому их необходимо запоминать.
В русской языковой методике такие слова также называют "беспроверочными". В данную категорию можно отнести следующие написания: слова с гласными (помидор, пенал, самолёт), слова с согласными (солнце, будка, программа), а также словосочетания со строчными и заглавными буквами (Тихий океан, созвездие Большой Медведицы).
Кроме того, существуют 11 непроверяемых комбинаций букв, которые могут быть написаны как слитно (направо, вмиг, снизу), либо раздельно (с испугу, на лету). Из описания становится ясно, что проверить правильность их написания можно только с помощью словаря. При работе со словами такого типа используются различные методы и приемы, которые показывают, что в списке слов, которые дети должны изучить в начальной школе, присутствуют не только слова с непроверяемыми написаниями, но и слова написания которых знакомятся учащимся только в средней школе.
Усвоение словарных слов - сложный процесс для младших школьников. При проверке таких слов возникают затруднения из-за ряда субъективных факторов: значения этих слов не понятны ученикам, они не умеют подбирать сходные проверочные слова. Кроме того, возникают трудности при проверке слов, где связь между формой и содержанием неочевидна, так называемых "темных слов". Возможны сложности при этимологическом анализе таких слов (перчатки, поглощать и т.д.).
Поэтому наиболее эффективным будет особый методический подход в общей системе работы по орфографии, который включает изучение слов с непроверяемыми орфограммами.
Трудности изучения непроверяемых написаний, в основном, связаны с изолированным подходом к работе с безударными гласными. Поиск правильного написания гласной в слабой позиции основывается на обобщенной способности учеников ставить орфографические задачи, что позволяет планировать работу таким образом, чтобы учесть различные орфограммы.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Гущина О.В. Основы русского языка: Пособие для начальной школы. - М.: Дрофа, 2019.
2. Еремина И.И., Морозова М.А. Игры с правилами для развития речи у младших школьников. - М.: Владос, 2012.
3. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М.: ТЦ Сфера, 2016.
4. Иванова И.К., Полат Е.С. Развитие речи дошкольников. - М.: АСТ, 2019.
5. Каган М.С. Развитие речи младших школьников. - М.: Просвещение, 2010.
6. Канакина В.П., Желтовская А.Д. Русский язык. 1 класс. - М.: Дрофа, 2013.
7. Клочков Н.А., Гарина Е.В. Работы с текстом учебника в 1-4 классах. - М.: Баласс, 2011.
8. Крутицкая И.Г., Полякова Н.П. Развитие письменной речи на уроках русского языка. - М.: Дрофа, 2015.
9. Кузнецова О.В. Русский язык и обучение грамоте. - М.: Дрофа, 2018.
10. Майорова Т.В. Формирование у младших школьников навыка правописания. - М.: Просвещение, 2018.
11. Никифорова Н.М., Тигрис Е.В. Уроки русского языка в 1-4 классах. - М.: ТЦ Сфера, 2019.
12. Полат Е.С., Горячева Т.А. Обучение чтению и письму в начальной школе. - М.: Дрофа, 2014.
13. Сластьева В.А., Сунцова Т.Л. Чтение и письмо. Методическое пособие для педагогов. - М.: Вентана-Граф, 2018.
14. Ушакова И.Н. Работа по формированию у младших школьников навыка правописания словарных слов. - М.: Просвещение, 2012.
15. Черемисина И.Н., Кешкина Н.В. Русский язык в таблицах и схемах: В 2-х томах. - М.: Просвещение, 2016.