Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Воспитательное значение коллективов и группового взаимодействия было признано задолго до советской эпохи: в XVIII веке идея коммунального проживания возникла в детских домах, у И.Г. Песталоцци. Немецкий педагог В.А. Рай обращал внимание на проблемы школьного коллектива, общественная деятельность учащихся способствовала их социализации. Отечественные педагоги П.Ф. Каптелев, А.Ф. Лазурский, Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский стремились поддерживать в общении с детьми атмосферу товарищества и взаимопомощи, создавать новый тип отношений в группах, стихийно образуемых детьми. Они видели в новых отношениях потенциал, способствующий развитию и обучению детей. Они использовали такие понятия, как «детские коллективы», «детские сообщества», «корпоративная культура в школе». Н.К. Крупская считала, что коллективная деятельность детей является богатым источником коллективного опыта и может повысить интерес к явлениям общественной жизни. Она обращала внимание на важность цели коллективной деятельности как перспективы ее развития; значительный вклад в разработку теории и методики воспитательного коллективизма внес A.C. Макаренко; в воспитательной работе в Павлишевской школе эту теорию развивал A.C. В.А. Сухомлинский; работы Н.К. Крупской внесли существенный вклад в Н.К. Крупской; значительный вклад в развитие теории коллективной деятельности внесли работы А.С. Макаренко.
Современный образовательный процесс в образовательных учреждениях разного типа и уровня (детские сады, школы, общеобразовательные учреждения) ориентирован на ценности гуманизма, сотрудничества, творческого взаимодействия, свободы и ответственности в развитии ребенка.
Одним из средств реализации этих ценностей на практике является детский коллектив - социальная группа, объединяющая детей общими целями, общей деятельностью и общим опытом.
Глубокие социально-экономические изменения, происходящие в современном обществе, заставляют нас задуматься о будущем России и ее молодежи. В настоящее время моральные нормы размыты, и молодое поколение можно обвинить в бессердечности и безнравственности. Современному российскому обществу нужны люди не только с теоретическими и практическими научными знаниями, но и с нравственной культурой, а это предполагает воспитание школьников. Во-первых, от детей, поступающих в школу, требуется переход от «светского» усвоения окружающей действительности, в том числе и существующих в обществе моральных норм, к научному, целенаправленному познанию. Во-вторых, в процессе обучения дети участвуют в настоящей коллективной деятельности, в которой они также усваивают моральные нормы, определяющие отношения между учениками, между учениками и учителями.
Коллектив во многом определяет отношение человека к труду, обществу, другим людям и самому себе, направляет процесс формирования его творческой личности. Группа является основной социальной средой для развития потребностей, проявления потенциала и формирования индивидуальных способностей. В группе нравственное чувство человека богаче, опыт острее, поведение планомернее и ответственнее. В то же время сила и красота группы зависит от спонтанности и нравственных качеств ее членов и от интеллекта отдельных людей. По словам Турина О.О., в группе «индивидуальность свободна, защищена, творчески реализуется, поддерживается и помогает, так что ее активность сопровождается успехом».
Большая часть времени учащегося, его учебная, трудовая, творческая деятельность, общение и межличностные отношения формируются и осуществляются в условиях классного коллектива. В коллективе средней школы, где складываются многогранные отношения, общая деятельность его членов обеспечивает всестороннее развитие личности, позволяет ребятам активно участвовать в жизни общества и готовиться к защите своей страны. Для большинства детей классный коллектив остается неизменным на протяжении всего обучения в школе. Кроме того, классные руководители обычно работают с одной группой учеников в течение нескольких лет. Поэтому среди множества организационно-педагогических проблем, которые приходится решать в современной школе, организация классного коллектива, естественно, является одной из самых важных.
Создание слаженного классного коллектива, его развитие и совершенствование - одна из важнейших задач классного руководителя при работе с таким коллективом учащихся. Однако создание и сплочение организованного и дружного классного коллектива - это только начальный этап работы классного руководителя. Следующий этап - это постоянное развитие и совершенствование всех сторон жизни классного коллектива, преодоление противоречий, возникающих в ходе его развития, и процесс непрерывного совершенствования. В процессе непрерывного развития должны быть видны индивидуальность и изменения каждого ученика, а классный коллектив должен направлять и управлять этим развитием. А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский, Г.И. Щукина и др. изучали школьный коллектив как объект и субъект воспитания и его роль в развитии личности. Они исследовали наиболее важным периодом формирования школьного коллектива является начальная школа.
Именно в начальной школе происходит первое знакомство младшего школьника с будущими сверстниками и первым учителем в процессе учебной деятельности, именно в начальной школе определяется его новый социальный статус на основе результатов учебной деятельности и его личностных качеств. Дети младшего школьного возраста легко внушаемы, зависимы от взрослых, более восприимчивы к воспитательным воздействиям и склонны к развитию таких качеств, как доброта, отзывчивость, коллективизм. Во-первых, у школьников воспитывается сознательная культура дисциплины и поведения, без которой немыслимо успешное обучение и воспитательная деятельность. Во-вторых, организация разнообразной педагогически и общественно полезной творческой деятельности младших школьников, направленной на всестороннее развитие становления их личности; эти задачи имеют первостепенное значение и лежат в основе работы учителя начальных классов по отношению к группам детей и отдельным личностям детей.
Трудности при рассмотрении данного вопроса возникают из-за принципиальных различий во взглядах педагогов на понятие и структуру ученического коллектива. В современном обществе важны коллективистские качества, и именно в начальной школе они формируются. Исходя из этого, мы определили: объект исследования: процесс формирования коллектива у учащихся средней школы; предмет исследования: формы и методы формирования коллектива; цель исследования: выявить эффективные формы и методы формирования коллектива у учащихся средней школы.
Цель исследования - изучить теоретические аспекты процесса формирования коллектива у школьников.
Задачи:
- провести оценку теории коллектива в работе учителей
- определить роль детских коллективов в развитии личности
- выявить этапы формирования детского коллектива
- определить значение формирования коллектива
- выявить основные средства и методические основы организации и развития коллектива в школе
- определить структуру школьного образовательного сообщества.
Объект исследования – учебно-воспитательный процесс в коллективе класса.
Предмет исследования – ученический коллектив.
1. Теория коллектива в работе российских учителей
Одной из центральных задач советской школы с момента ее возникновения было создание сплоченного коллектива учащихся-любителей. В «Основных положениях единой трудовой школы» подчеркивалось, что «самым прекрасным делом воспитания является создание школьного коллектива, объединенного радостью и напряженным братством» [1]. А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий и другие известные педагоги и общественные деятели широко пропагандировали это.
По мнению А.В. Луначарского, главная цель воспитания - всестороннее развитие личности: умение ладить с другими, сотрудничать, сочувствовать, социально мыслить. Он писал: «Мы хотим воспитать современного коллективиста, человека, для которого общественная жизнь важнее индивидуальных интересов» [2]. При этом он отмечал, что только на основе коллектива можно наиболее полно развить личностные качества человека. По мнению А.В. Луначарского, воспитание личности на основе коллективизма требует обеспечения единства индивидуальной и общественной направленности.
Преимущества коллективного воспитания детей и подростков всесторонне аргументированы Н.К. Крупской. Н.К. Крупская рассматривает коллектив как среду развития ребенка и придает большое значение организационной сплоченности детей в условиях коллективной деятельности. В своих работах она дает глубокую теоретическую проработку многих вопросов, имеющих большое практическое значение. Это, прежде всего, активная позиция ребенка в становлении коллективистских отношений, связь детских коллективов с широкой социальной средой, самоуправление в детских коллективах и методологические основы их организации.
Теория коллективного воспитания воплощалась в опыте первых коммунальных школ. С.Т. Шацкий руководил такой школой на Первой опытной станции народного образования. Он на практике доказал возможность организации школьных групп, подтвердил правомерность использования групп начальной школы как эффективной формы организации учащихся, открыл более широкие перспективы для всестороннего развития личности каждого ребенка. Опыт первых коммунальных школ оказал существенное влияние на формирование отечественной системы коллективистского воспитания. В современной педагогической литературе он рассматривается как эксперимент, намного опередивший педагогическую практику того времени.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Борытко Н. М., Соловцева А. М., Байбаков А. М. Педагогика. – М.: Академия, 2007.
2. Луначарский А.В. О народном образовании. - М.: Просвещение, 1958.
3. Миронова, Т. И. Сплочение коллектива класса через игровые формы работы / Т. И. Миронова. – Текст : непосредственный // Завуч начальной школы. – 2018. – № 4. – С. 77-79.
4. Недосейкина, Л. А. Как воспитать гражданина и патриота / Л. А. Недосейкина, Т. В. Попова. – Текст : непосредственный // Начальная школа. – 2020. – № 11. – С. 68-69. –
5. Новикова, Л. А. Процесс проектирования и построения персонифицированной системы воспитания / Л. А. Новикова. – Текст : непосредственный // Завуч начальной школы. – 2018. – № 1. – С. 65-68.
6. Овцынов, А. В. Студийное творчество как средство воспитательной работы / А. В. Овцынов, Н. В. Саратовцева. – Текст : непосредственный // Воспитание школьников. – 2020. – № 1. – С. 73-75.
7. Паршина, О. А. Планирование воспитательной работы в классе / О. А. Паршина, Т. А. Перелыгина. – Текст : непосредственный // Завуч начальной школы. – 2018. – № 4. – С. 40-53 :
8. Панасюк, В. П. Качество воспитательной работы, важной составляющей профессиональной деятельности учителя / В. П. Панасюк. – Текст : непосредственный // Воспитание школьников. – 2018. – № 6. – С. 3-11. –
9. Ромашкова, Е. И. Технология конструирования форм воспитательной работы / Е. И. Ромашкова, Н. Г. Пономаренко. – Текст : непосредственный // Начальная школа. – 2017. – № 7. – С. 7-11.
10. Самсонов, В. А. Коллектив и школа / В. А. Самсонов. – М. : ЭКСМОПресс, 2000. – 512 с.
11. Соколова, И. А. Патриотизм доказываем делом / И. А. Соколова. – Текст : непосредственный // Начальная школа. – 2021. – № 5. – С. 10-13
12. Сергеева, Е. А. Обновление содержания и форм воспитательной работы классного руководителя в условиях реализации ФГОС / Е. А. Сергеева. – Текст : непосредственный // Классный руководитель. – 2018. – № 6. – С. 12-21
13. Сорин, В. Г. Взаимодействие с коллективом: учеб. пособие / В. Г. Сорин. – СПб. : Ювента, 1999. – 284 с. 26
14. Сотников, В. Д. Как строить отношения в коллективе: учеб. пособие / В. Д. Сотников. – М.: Педагогикапресс, 1992. – 190 с.
15. Спицын, Н. П. Что получают дети от коллектива : кн. / Н. П. Спицын. – М. : Просвещение, 2003. – 345 с.
16. Сухарь, Е. Ошибки воспитания : кн. / Е. Сухарь. – СПб. : Питер, 2005. – 348 с.
17. Тимошина, Е. Н. Программно-методическое обеспечение духовнонравственного воспитания младшего школьника во внеурочной деятельности / Е. Н. Тимошина, Н. Ю. Яшина. – Текст : непосредственный // Школьные технологии. – 2018. – № 3. – С. 104-109. –
18. Тростанецкая, Г. Н. Жить в коллективе : кн. / Г. Н. Тростанецкая. – М. : Просвещение, 2003.– 298 с
19. Чукарина, Д. О. Формирование гражданской идентичности в начальной школе средствами воспитательной работы / Д. О. Чукарина, М. Е. Генадис. – Текст : непосредственный // Вопросы педагогики. – 2020. – № 11-2. – С. 380-383
20. Шабля, А. А. Организация воспитательной работы с учащимися начальной школы в свете требований концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. А. Шабля. – Текст : непосредственный // Национальные приоритеты современного российского образования: проблемы и перспективы : сборник научных статей и докладов XI Всероссийской научно-практической конференции. – Владивосток : Дальневосточный федеральный университет, 2017. – С. 255-258
21. Юрченко, И. В. Каким я родился...: Воспитательные возможности предметного «погружения» в начальной школе / И. В. Юрченко. – Текст: непосредственный // Воспитательная работа в школе. – 2019. – № 5. – С. 65-71
22. Якимова, Н. В. Организация воспитательного процесса в классе / Н. В. Якимова. – Текст: непосредственный // Завуч начальной школы. – 2019. – № 1. – С. 59-76