Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Туризм – это одна из самых динамичных и устойчивых отраслей экономики. На сегодняшний день туристская индустрия активно развивается: создаются новые туры, появляются новые прямые рейсы между странами, строятся курорты, разрабатываются стратегии развития, появляются новые виды туризма. Люди все больше стали путешествовать, в другие страны, регионы, города, на 2 недели, месяц, туры выходного дня. Туризм прочно вошел в жизнь людей.
На данный момент туризм привлекает не только культурно-познавательными объектами или архитектурой, но и различными праздниками, форумами, деловыми встречами и другими мероприятиями. Туристом интересно посмотреть не только Эйфелеву башню, но и побывать на неделе моды, попробовать не только итальянскую пиццу, но и сходить на Венецианский маскарад.
Так территории стали проводить масштабные мероприятия, отмечать праздники, которые относятся к этим местам, планировать встречи, форумы, фестивали, тем самым развивать достаточно молодое направление в туристской индустрии – событийный туризм.
Событийный туризм – это направление туризма, в котором туристские поездки приурочены к каким-либо определенным мероприятиям. Они могут представлять собой культурную, историческую или спортивную ценность. Это могут быть модные показы, музыкальные концерты, выставки и фестивали. В данном виде туризма цель путешествия не просто осмотр достопримечательностей, а принятие участия в конкретном событии с местными жителями.
На сегодняшний день данный вид туризма может охватывать все направления путешествия: национальные праздники, всемирные соревнования, локальные бизнес встречи. Так только в Москве в 2022 году провели более 15 тысяч массовых мероприятий, в которых приняли участие более 13 миллионов человек.
Особенность данного вида туризма является то, что он положительно влияет на развитие территории того района, где проходит мероприятие. В период проведения таких мероприятий создаются новые средства размещения, строятся развлекательные комплексы, развивается транспортная инфраструктура, особое внимание уделяется местным культурам и традициям. Ярким примером в России такого события стала зимняя Олимпиада в Сочи в 2014 году или Чемпионат мира по футболу в России.
Эти факты наталкивают на мысль, что данный вид туризма является достаточно актуальной и привлекательной темой для его развития в России, в регионах, в малых городах.
Цель данной работы – изучить теоретические аспекты событийного туризма и разработать программу событийного туризма в Пензенской области.
Для достижения поставленной цели можно выделить следующие задачи:
1. Проанализировать общую характеристику событийного туризма
2. Изучить состояние и тенденции развития событийного туризма в мире и в России;
3. Исследовать спрос российских туристов на событийный туризм;
4. Рассмотреть ресурсы и перспективы развития событийного туризма в Пензенской области;
5. Разработать программу событийного тура в Пензенской области.
Объектом данного исследования является событийный туризм, предмет – разработка программы событийного тура в Пензенской области.
АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ СОБЫТИЙНОГО ТУРИЗМА
1.1. Общая характеристика событийного туризма
На данный момент туризм является одним из ведущих направлений социально-экономической и культурной жизни многих стран и регионов мира. Туризм сегодня – это та отрасль, которая все больше влияет на все сферы жизни страны и человека: политическая, экономическая, социальная, культурная и так далее. Эта та индустрия, которая не стоит на месте, она постоянно развивается, дорабатывается, ищет новые подходы к реализации проектов, применяются все возможные тенденции.
В мире каждый третий человек путешествует, уезжает заграницу, тур по своей стране или в тур выходного дня по своей малой родине. Это говорит о том, что туризм становится неотъемлемой частью каждого человека, что интерес к туризму постоянно растет.
В федеральном законе "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" говорится, что туризм – это временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания[13]. И если лечебно-оздоровительный, рекреационный и познавательный туризм давно и прочно вошли в жизнь человека, то физкультурно-спортивный, профессионально-деловой, событийный только начинает набирать обороты. В настоящее время одним из перспективных направлений туризма является событийный туризм.
Место и роль событийного туризма в современной классификации туризма.
В толковом словаре Ожегова термин «событие» описывается как, то, что произошло, случилось: явление, факт личной или общественной жизни; то, что является важным, значительным фактом [12].
Событийный туризм – это деятельность, связанная с какими-либо событиями: общественного и национального значения, природными и политическими явлениями, те события, которые привлекают своей уникальностью, неповторимостью, необычностью потоки соотечественников и туристов из других стран.
Событийный туризм – направление достаточно молодое. Уникальные, индивидуальные туры, которые сочетают в себе традиционный отдых и позволяют человеку поучаствовать в самых зрелищных мероприятиях мира. Такой вид туризма дарит ощущения праздника, незабываемые впечатления, причастность к чему-то масштабному. Главная особенность этого туризма – это множество неповторимых моментов [2].
Событийный туризм является составной частью таких направлений туризма, как приключенческий, экологический, гастрономический, религиозного и некоторых других.
*Рис.1 Событийный туризм*
Главная цель событийного туризма, главный объект показа – это определенное событие, которое произойдет на определенной территории. Это могут быть мероприятия культурного, спортивного, этнографического, фольклорного, выставочного назначения.
Существуют несколько классификации событий:
1. По масштабу события:
• Международный – Евровидение;
• Национальный – Поезд Деда Мороза;
• Региональный – 800-летие Нижнего Новгорода.
2. По тематике события:
• Национальный праздник, фестиваль – праздник Белого месяца «Сагаалган»;
• Театрализованные шоу – конкурс Золотая маска;
• Фестивали кино и театра – Каннский фестиваль;
• Гастрономические фестивали – День пельменя (Удмуртия);
• Модные показы – Парижская неделя моды;
• Аукционы – лондонские Christie’s;
• Фестивали музыки – Евровидение;
• Спортивные события – Зимняя олимпиада;
• Карнавалы – Венецианский карнавал [6].
Данные мероприятия являются важным мотиваторами в развитии туризма. Событийный туризм помогает привлечь большое количество туристов в регионы, страны, какие-то значимые объекты. Событие – это еще один привлекательный фактор посетить новое место.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Александрова А.Ю. Международный туризм: учебник / А.Ю. Александрован. – 2-е изд., перераб. и до. – М.: КНОРУС, 2013. – 460 с.
2. Бабкин А.В. Специальные виды туризма. Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.-363 с.
3. Бадальянц, С. В. Событийный туризм: сущностные характеристики и особенности развития в России // Молодежный научный вестник. - 2017. - №. 9. - С. 89-95
4. Барад, Ю. А., Эйдельман Б. М. Современные проблемы событийного туризма и пути их решения // Современные проблемы социально-гуманитарных наук. - 2017. - №. 2. - С. 78-81.
5. Веткина В.А. Технология создания турпродукта: Пакетные туры: учебно-метод. пособие/ В.А.Ветикана, Е.В.Винтайкина. – М.: Финансы и статистика; ИНФРА-М. – 2010. – 24- с.
6. Долженко, Г. П. О двух типах событийного туризма [Текст] : учебник индустрия туризма и гостеприимства в контексте межкультурной коммуникации. – 2018. – С. 132-137
7. Ильина, Е. Л., Валединская Е. Н., Латкин А. Н. Роль событийного туризма в укреплении имиджа и развитии дестинаций[Текст] : учеб. Пособие / Прорывные экономические реформы в условиях риска и неопределенности – 2018. – С. 71.
8. Косарева, Н. В. К вопросу анализа проблем и перспектив развития событийного туризма на уровне региональных экономик[Текст] :научные монографии. - 2019. - С. 414-426.
9. Малахова Н.Н Инновации в туризме и сервисе / Н.Н. Малахова, Д.С. Ушаков. – Изд. 2-е, доп. И перераб. – Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ»; Феникс, 2010. – 244 с.
10. Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года
11. Стратегии социально-экономического развития Пензенской области на период до 2035 года
12. Толковый словарь Ожегова (URL: https://slovarozhegova.ru/)
13. Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ (ред. от 13.06.2023) "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"
14. Чижова, Е. А. Событийный туризм как перспективное направление развития внутреннего туризма в России: пособие для студентов //Материалы публикуются в авторской редакции. - 2018. - С. 308.
15. Юдина, Е. В. Событийный туризм: международный и отечественный опыт: учеб. Пособие / Концепции фундаментальных и прикладных научных исследований. - 2018. - Т. 5. - С. 143.