Фрагмент для ознакомления
2
1 Основные подходы к изучению адаптивных ресурсов у первокурсников вуза и возможностей их развития
1.1 Теоретические основания понятия адаптивный ресурс
Как и в биологии, в психологии термин «адаптация» (или синоним «адаптация») используется давно и в самых разных контекстах. В узком смысле это понятие рассматривается как приспособление органов чувств к постоянно действующим раздражителям, перцептивное приспособление к непривычным условиям действия раздражителей, приспособление интеллекта к проблемной ситуации (по Ж. Пиаже, интеллект — это совершенная форма психического адаптация), психофизиологическая адаптация к экстремальным условиям или факторам и видам деятельности (например, адаптация к высокогорью, к нагрузкам в спорте, к условиям невесомости и т. д.) и, наконец, социально-психологическая адаптация людей к изменениям в любой общественной организации. (группы, семьи, страны) и к изменению их индивидуального положения в какой-либо общественной организации (изменение статуса, положения или положения), а также к совершенно новой для них организации и социокультурной среде. Ряд авторов склонны понимать адаптацию (приспособление, приспособление) и как процесс, и как результат, однако иногда для последнего вполне возможно использовать такие термины, как «адаптируемость» или «приспособленность» [18].
Конечно, не всегда возможно и целесообразно выразить все психологические смыслы в обобщенном понятии адаптации. Понятие социально-психологической адаптации охватывает самые разнообразные жизненные ситуации, но в процессе различных схоластических дискуссий возникают слишком общие, абстрактные и логически не совсем ясные формулировки. В ходе подобных дискуссий основные черты этой психологической концепции интуитивно ясны и не должны теряться.
Во-первых, это ситуации, при которых изменения в системе «человек – социальная среда» могут стать разрушением ранее созданных (привычных и привычных, устоявшихся) отношений между человеком и социальной средой: тонкие изменения существующей системы, резкие глобальные изменения. (по Л.С. Выготскому – изменение социальной ситуации развития) [15].
Во-вторых, ответные изменения адаптации производятся дестабилизирующими изменениями, поскольку нас интересует психологическое понятие адаптации, то ограничимся психологическими составляющими процесса реагирования на изменения человека в процессе взаимной адаптации (коадаптации) человека. человека и самой социальной среды. Как следствие, столь сложные процессы подлежат изучению не только психологами [12].
Социально-психологическую адаптивность разные школы в психологии рассматривают в разных аспектах.
Необихевиористское определение понятия адаптации. Адаптация, по Г. Айзенку, определяется в двух контекстах:
– как состояние, когда потребности человека и требования окружающей среды полностью удовлетворены. Достижение гармонизации между личностью и природной или социальной средой;
– процесс, посредством которого достигается это гармоничное состояние.
В рамках гуманистического направления психологии вопросы адаптации анализируются также с точки зрения оптимального взаимодействия личности и окружающей среды. В работах Г. Олпорта, А. Маслоу, К. Роджерса, В. Франкла целью адаптации считается достижение положительного духовного здоровья и соответствия ценностям личности и общества. В гуманистической психологии, в отличие от идеи гомеостаза, выдвигаются положения об оптимальном взаимодействии личности и среды в динамике. При таком подходе процесс адаптации можно определить в виде формулы: конфликт – фрустрация – акты адаптации. При этом формирование конфликта возможно лишь при фрустрации фундаментальных, базальных потребностей личности, которые А. Маслоу называет физиологическими потребностями, потребностью в безопасности, принадлежности к группе, потребностью в уважении, признании, любви. и самореализация. Впервые выделяют конструктивные и неконструктивные поведенческие реакции.
Интеракционистское определение адаптации.
Развивая интеракционистскую концепцию адаптации, Л. Филипс считает, что все виды адаптации могут быть вызваны как внутрипсихическими факторами, так и факторами среды. Интеракционисты определяют понятие «эффективная адаптация личности» как разновидность адаптации, достигая которой человек удовлетворяет самые минимальные требования и социальные ожидания.
По мнению Л. Филипс, адаптивность имеет два типа реакций окружающей среды:
а) Принятие и эффективное реагирование на социальные ожидания, возникающие на каждом возрастном этапе и в соответствии с полом;
б) Гибкость и оперативность в новых и потенциально опасных условиях, а также способность направлять события в желаемом направлении. При таком понимании адаптации человек успешно использует созданные условия для реализации собственных целей, ценностей и стремлений. Такая адаптивность может проявляться в разных сферах деятельности. Важной особенностью интеракционистского понимания адаптации, по мнению Т. Шибутани, является представление о различии ситуационной и общей адаптации к типичным проблемным ситуациям в частности. Шибутани не разделяет общей адаптации и адаптивности, считая обе концепции результатом последовательной серии ситуативных адаптаций к повторяющимся ситуациям с общими определяющими чертами.
Интеракционисты также различают адаптацию и приспособление.
Психоаналитическое понимание адаптации, разработанное немецким психоаналитиком Г. Гартманом, основано на идеях З. Фрейда о структуре психической сферы личности. Работы Анны Фрейд посвящены механизмам и процессам защитной адаптации. По мнению Г. Гартмана, проблема адаптации не решается только посредством психоанализа, поскольку она является предметом биологии и социологии. И все же, по его мнению, без открытий психоанализа эту проблемную область решить невозможно. Психоаналитики, в частности Г. Гартман, различают адаптацию как процесс и адаптацию как результат этого процесса.
Советская специальная литература предлагает расширенное понимание социальной адаптации, где адаптация выступает как результат процесса социальных, социально-психологических, морально-психологических, экономических и демографических изменений в отношениях между людьми, приспособления к социальной среде.
В идеях Е.С. Маркаряна прослеживается мысль о том, что все общество представляет собой не только адаптивную (подобно биологической), но и адаптивно-приспособительную систему, поскольку деятельность человека по своей сути преобразовательна. К более полному определению социально-психологической адаптации можно прийти через идеи онтогенетической социализации, отражающей реальный и чрезвычайно сложный процесс, благодаря которому у индивида формируется личность, которой свойственны основные черты социально-психической зрелости [9].
Онтогенетическая социализация – процесс взаимодействия индивида и социальной среды, при котором индивид, оказываясь в различных проблемных ситуациях, которые могут возникнуть в межличностных отношения, приобретает механизмы и нормы поведения в социуме, установки, черты характера и их комплексы и другие особенности и подструктуры, которые в целом имеют адаптивное значение [21].
В отечественной литературе по изучению профессионального становления специалиста в ВУЗе, адаптации и дезадаптации работали такие специалисты, как А.Г. Амбумова, Ю.М. Антонян, Б.Г. Бовин, С.Н. Богомолова, И.Б. Бойко, Э. Вагенас, А.В. Васильев, М.В. Виноградов [16].
Т.В. Барлас, изучая особенности социально-психологической адаптации при психосоматических и невротических нарушениях, в качестве критерия уровня развития этого состояния, определяет отношения и установки испытуемых, отражающих интериоризированный опыт взаимоотношений с другими людьми в условиях социально значимого окружения: удовлетворенность жизнью и ее отдельными моментами (работой, заработком, отношениями с окружающими); самооценку успешности в аспекте межличностных отношений; ретроспективную оценку мотивов социально значимого поведения[12].
В.В. Грищенко, Н.Е. Шустова в качестве критерия оценки уровня социально-психологической адаптации мигрантов рассматривались удовлетворенность своим материальным положением, условиями жизни, отношениями с родителями, друзьями, местом проживания, досуговой деятельностью, образом жизни[5].
А. Г. Маклаков оценивает социально-психологическую адаптацию по таким критериям, как нервно-психическая устойчивость, принцип межличностных контактов (конфликтность), опыт общения (коммуникабельность), нравственная направленность, групповая идентификация (ориентация на соответствие требованиям коллектива) [7].
В.Г. Критериями адаптации студентов к вузу Чайка считает: 1) наличие объективности результатов учебной деятельности, 2) степень включенности личности в коллектив и социальный статус, общественную активность, 3) уровень реализации личностного потенциала, 4) эмоциональное благополучие, выраженность синдрома психоэмоционального напряжения, наличие/отсутствие невротических реакций [22].
В работах Ц.П. Короленко, психосоциальная адаптация определяется как процесс и результат вхождения личности в новую социокультурную среду, где он реализует цели и ценностные ориентации, проявляет возможности их достижения в соответствующей социальной среде, принимает социальные роли [17].
Чувствительность анализаторов, определяемая величиной абсолютных порогов, неустойчива и изменяется под влиянием физиологических и психологических условий, среди которых особое место занимает явление
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Адаптивность [Электронный ресурс] – Режим доступа – http://vseopsycho.ru/adaptivnost/
2. Андреева, Д.А. О понятии адаптации: Исследование адаптации студентов к условиям обучения в вузе / Д.А. Андреева. – А.: Человек и общество, 2006.
3. Гапонова, С.А. Особенности адаптации студентов вузов в процессе обучения / С.А. Гапонова // Психологический журнал, 1994. – № 3. – С.131-135.
4. Гефеле, О.Ф. Социальная адаптация личности в ситуациях неопределенности / О.Ф. Гефеле // Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов. 2003.
5. Горобец, Н. Н. Адаптационный потенциал студентов педагогического колледжа в профилактике поведенческих девиаций / Н. Н. Горобец // Профилактика девиантного поведения детей и молодёжи: региональные модели и технологии : сборник материалов Второй международной научно-практической конференции, Ялта, 08–10 октября 2020 года / ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского», Гуманитарно-педагогическая академия. – Симферополь: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство Типография «Ариал», 2020. – С. 570-574. – EDN EDAAEC.
6. Гриценко, В.В. Социально-психологическая адаптация детей русских переселенцев в российском обществе / В. В. Гриценко, Н. Е. Шустова // Психологический журнал, 2004. Т. 25. – С.34-42.
7. Добряк С.Ю., Якунин В.А. Психологическая адаптация первокурсников к обучению в вузе. / С.Ю. Добряк, В.А. Якунин. // Ярославский психологический вестник. – Москва; Ярославль, 2004. Вып. 13. – С. 136-141.
8. Кон, И.С. Психология ранней юности. 2-е изд. / И.С. Кон. – М.: Просвещение, 2005.
9. Маклаков, А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях / А.Г. Маклаков // Психологический журнал, 2001. – № 1. – С.16-24.
10. Мельник, С.Н. Проблемы адаптации первокурсников к учебному процессу / С.Н. Мельник // Студенческий научный журнал, 2010. – № 6. – С.80-94.
11. Налчаджян, А.А. Социально-психическая адаптация личности: Формы, механизмы и стратегии / А.А. Налчаджан. – Ереван, 2008.
12. Наследов, А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация. Учебное пособие / А.Д. Наследов. – СПб.: Речь, 2004.
13. Оценка социальной адаптированности и вегетативной устойчивости [Электронный ресурс] – Режим доступа – http://www.rae.ru/monographs/77-2827.
14. Паршина, Т. О. Структурная модель социально-психологической адаптации человека / Т.О. Паршина // Социологические исследования, 2008. – № 8. – C.100-106.
15. Посохова, С.Т. Психология адаптирующейся личности: субъективный подход: Дис. на соискание д. психол. н. / С.Т. Посохова. – СПб. [Б.и.], 2001.
16. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие / под ред. Райгородский Д.Я. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2006. – С. 549-672.
17. Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна». – 2009, № 4 [Электронный ресурс] – Режим доступа – www.psyanima.ru
18. Росляков, А. Е. Социально-психологическая адаптация студентов в условиях ВУЗа: Автореф. дис. на соиск. уч. степени к. психол. Наук / А.Е. Росляков. – Ярославль.: [Б. и.], 2003.
19. Сандомирский, М.Е. Психическая адаптация в условиях пенитенциарного стресса и личностно-типологические особенности осужденных / М.Е. Сандомирский. – Уфа: «Здравоохранение Башкортостана», 2001.
20. Слободская, Е.Р. Развитие ребенка: индивидуальность и приспособление / Е.Р. Слободская. – Новосибирск, 2004.
21. Смакотина, Н.Л. Основы социологии нестабильности и риска: философский, социологический и социально-психологический аспекты: монография / Н.Л. Смакотина. – М.: КДУ, 2009.
22. Степаненко В.И. Параметры адаптационного потенциала одаренных учеников в контексте профилактики поведенческих девиаций / В.И. Степаненко. // Сб. науч. тр. Хмельницкого института социальных технологий. – 2019. – № 17. – С. 144-146.
23. Фетискин, Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. – C.193-197.
24. Философский энциклопедический словарь / Сост. Е.Ф. Губский, Г.В. Кораблева, В.А. Лутченко. – М.: Инфра-М, 2005.
25. Чайка, В.Г. Особенности социально-психологической адаптации студентов к обучению в вузе / В.Г. Чайка // Инновации в образовании. –2002. – №2. – С.35-41.