Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Важнейшей задачей специального (коррекционного) образования на современном этапе является социальная адаптация и интеграция в общество детей с различными нарушениями развития. Социальная адаптация предполагает формирование у детей с ограниченными интеллектуальными возможностями поведения, адекватного принятым в обществе морально-этическим и правовым нормам. Анализ статистических данных показывает, что формирование нормативного поведения детей и подростков с ограниченными интеллектуальными возможностями является одной из наиболее актуальных проблем.
В современном мире проблема детской агрессивности стоит остро. Это одна из наиболее распространенных форм поведенческих расстройств. Этим обеспокоены родители детей, а также педагоги и психологи. На первый взгляд, проблема детей имеет серьезные последствия: нарушение межличностных отношений со сверстниками и взрослыми, социальная адаптация, образование и работа.
Цель исследования: изучение возможностей коррекции агрессии подростков при легкой степени умственной отсталости.
Объект исследования: агрессия
Предмет исследования: возможности коррекции подростков при легкой степени умственной отсталости
Задачи исследования:
− проанализировать понятие агрессии в психологии;
− выявить особенности агрессии подростков при легкой степени умственной отсталости;
− разработать и апробировать программу тренинга по снижению уровня агрессии подростков при легкой степени умственной отсталости.
Гипотеза исследования: специально организованная тренинговая программа способствует снижению уровня агрессии подростков при легкой степени умственной отсталости.
Методы исследования: анализ литературы, тестирование, эксперимент, методы математической статистики.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ И КОРРЕКЦИИ АГРЕССИИ ПОДРОСТКОВ ПРИ ЛЕГКОЙ СТЕПЕНИ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ
1.1.Понятие агрессии в психологии
Агрессия-это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, причиняющее вред объектам нападения (одушевленным или неодушевленным), причиняющее физический вред людям или доставляющее им психологический дискомфорт (негативные переживания, состояние напряжения, страх, депрессия).
Другими словами, агрессия - это поведение, направленное на причинение вреда, причиненного по какой-либо причине.
Агрессивное поведение - это одна из форм реагирования на различные неблагоприятные жизненные ситуации на физическом и психологическом уровне, вызывающие стресс, разочарование и другие подобные состояния. Здесь можно различить агрессивное поведение животных.
Является поведением, направленным против представителей того же или другой вид животных. Различать реальную и воображаемую борьбу животных. Настоящая борьба происходит между хищником и жертвой. Преобладающей формой проявления внутривидового агрессивного поведения животных, особенно самцов-соперников, является воображаемая (или ритуализированная) борьба. Наряду с этими понятиями выделяется и понятие агрессивности. Агрессивность - это качество личности. Вот как Аверин объясняет агрессивность « " любое поведение-это всегда конкретное поведение люди.[42]
И это определяется не только ситуацией, в которой он находится, людьми, с которыми он взаимодействует, но и его индивидуальными особенностями. Именно они характеризуют его со стороны психологических качеств, зная, что можно предсказать возможное поведение. И мы часто ошибаемся в этом предсказании, потому что сами качества – это всего лишь возможности, предпосылки для действия или поступка. Они могут проявляться в поведении, а могут и не проявляться. В конце концов, решение о том, что делать, всегда зависит от человека, а не от качества.
С этой точки зрения рассмотрение агрессивности как стабильного качества личности- это просто понимание того факта, что агрессивность является предпосылкой, возможностью агрессивного поведения. Не каждое агрессивное поведение является агрессивным человеком, и не все агрессивные люди обязательно должны проявлять агрессивное поведение"»
Агрессия может проявляться по разным причинам. Ими могут быть и разочарование, и стресс, общее физическое и психологическое состояние.
А поскольку существуют разные причины возникновения агрессивного состояния, существуют разные виды агрессии.
Эти виды:
1) физическая агрессия - применение физической силы в отношении другого человека или объекта (как правило, физическая агрессия более характерна для мужчин или если речь идет о животных мужского пола);
2) вербальная агрессия-это выражение негативных чувств как по форме (ссора, крик, брань), так и по содержанию словесных реакций (угроза, проклятие, ругань). Эта форма агрессии более характерна для женщин;
3) прямая агрессия-непосредственно направленная против объекта или субъекта;
4) косвенная агрессия-действия, которые окольными путями направлены на другого человека (злые сплетни, шутки и т. д.), и действия, характеризующиеся отсутствием направления и беспорядочностью (взрывы ярость, проявляющаяся криками, пинками, ударами и т. д.);[44]
5) инструментальная агрессия, которая является средством достижения цели;
6) враждебная агрессия-выражающаяся в действиях, целью которых является причинение вреда объекту агрессии;
7) аутоагрессия – проявляющаяся в самообвинении, самоуничижении, нанесении телесных повреждений вплоть до самоубийства.
Российскими исследователями агрессия рассматривается как результат определенного поведения, имеющего негативные правовые, моральные и эмоциональные аспекты, агрессивность понимается как свойство человека, а состояние агрессии определяет эмоциональную сторону агрессии.
В зарубежной психологии агрессия, в какой бы форме она ни проявлялась, рассматривается как поведение, направленное на причинение вреда или вреда другому живому существу, у которого есть все основания избегать такого обращения.
С середины прошлого века ведутся активные исследования причин агрессивного поведения подростков. Этот вопрос приобретает особое значение в настоящее время. Рост агрессивных тенденций среди подростков отражает одну из наиболее серьезных социальных проблем нашего общества, где в последние годы резко возросла преступность среди несовершеннолетних, особенно среди несовершеннолетних. Что вызывает беспокойство, так это рост числа преступлений против личности, влекущих за собой тяжкие телесные повреждения. Участились ожесточенные групповые драки между подростками.
Слово "агрессия" происходит от латинского "aggredi“, что означает ”атаковать". Он давно существует в европейских языках, однако его значение не всегда было одинаковым. До начала десятого века любое активное поведение, как доброжелательное, так и враждебное, считалось агрессивным. Позже значение этого слова изменилось, стало более узким. Но, тем не менее, в современной психологии существует проблема определения агрессии и агрессивности, поскольку эти термины подразумевают широкий спектр действий.[31]
Например, Бендер Л. понимает под агрессией сильную активность, стремление к самоутверждению, Дельгадо Х. считает, что агрессия - это акты враждебности, нападения, разрушения, то есть действия, причиняющие вред другому человеку или объекту. Человеческая агрессия - это поведенческая реакция, характеризующаяся проявлением силы в попытке причинить вред или вред человеку или обществу, Уилсон интерпретирует агрессию как физическое действие или угрозу такого действия со стороны человека, которое ограничивает свободу или генетическая форма индивида. другой человек [13].
Э. Фромм определяет агрессию более широко-как причинение вреда не только человеку или животному, но и любому неодушевленному предмету [16].
Басс дает следующее определение агрессии: агрессия - это любое поведение, которое угрожает другим или причиняет им вред. Некоторые авторы отмечают, что для того, чтобы акт квалифицировался как нападение, он должен включать намерение оскорбить или оскорбить, а не просто иметь такие последствия.
Э. В. Змановская называет агрессией любую тенденцию (желание), проявляющуюся в реальном поведении или даже в фантазии, с целью подчинить других или доминировать над ними. Такое определение агрессии исключает ряд довольно частых агрессивных проявлений, в частности, таких, как аутоагрессия, агрессия, направленная на неодушевленные предметы и т. д.[32]
Несмотря на различия в определении понятия агрессии у разных авторов, идея причинения вреда (вреда) другому субъекту присутствует почти всегда. Как отмечает А. А. Реан, вред (повреждение) человеку также может быть причинен в результате причинения вреда любому неживому объекту, от состояния которого зависит физическое или психологическое благополучие человека [10]
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аджиева, Е.Д. 50 сценариев классных часов: [Текст] / Е.М.Аджиева, Л.А.Байкова - М.; Центр «Педагогический поиск», 2021.- 158 с.
2. Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии. [Текст]/А.Адлер - М.; 2021. 36 с.
3 . Бодалёва А.А. В мире подростка. [Текст]/ А.А.Бодалёва. - М.; 2020.
4. Богомолов, В. Тестирование детей. Психологический практикум. [Текст] В.Богомолов. - Ростов н/Д: «Феникс», 2021 - 345 с.
5. Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. [Текст] / Л.И. Бофович - М.; 2018. - 112 с.
6. Божович, Л.И. О вреде физических наказаний (беседа). [Текст] / Проблемы формирования личности. Избранные психологические труды. [Текст] / Л.И. Божович - М-Воронеж.; -2020.
7. Бреслав, Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности: Учеб. пособие / Г.Э. Бреслав. - СП-б.; Изд. «Речь», 2021.
8. Буянов, М.И. Ребёнок из неблагополучной семьи. - [Текст] / М.И.Буянов - М.; 2018.
9. Буянов, М.И. Беседы о детской психиатрии. [Текст] / М.И.Буянов - М.; 2022. - 255 с.
10. Бютнер, К. Жить с агрессивными детьми. [Текст] / К.Бьютнер - М.; 2021. - 88 с.
11 .Выготский, Л.С. Педагогическая психология. [Текст] / Л.С.Выготский - М.;2017.
12 .Гарбузов, В. И. Практическая психотерапия. [Текст] / В.И. Гарбузов - СПб.; 2017. - 196 с.
13. Гиппенрейтер, Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? [Текст] / Ю.Б. Гиппенрейтер - М.; 2021. - 239 с.
14. Дильтей, В. Описательная психология. [Текст]/ В.Дильтей - Спб.; 2016. - 314 с.
15. Завражец, С.А. Агрессивные фантазии в детском и подростковом возрасте. [Текст] / С.А. Завражец // Вопросы психологии. - 2006. - № 5. C. 8 - 16.
16. Златогорская, О. На тропе доверия. Программа коррекции агрессивного поведения подростков. [Текст] / О. Златогоркая // Школьный психолог. - 2021. - № 30. - С. 2-3.
17. Запорожец, А.В. Особенности агрессивного поведения. [Текст] / А.В.Запорожец. - М., 2021.
18. Запорожец, А.В. Особенности психологии детей раннего и школьного возраста. [Текст] / А.В.Запорожец - М., 2019.
19. Захаров, А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. [Текст] / А.И. Захаров - М., 2020. - 128 с.
20. Изард, К.Е. Эмоции человека. [Текст] / К.Е. Изард - М.; 2020. - 290 с.
21. Ковалёв, В.В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков. [Текст] / В.В.Ковалёв - М.; 2015.
22. Кон, И.С. Какими они себя видят / И.С.Кон. - М.; Педагогика, 2018. - 256 c.
23. Кузнецова, Л.В. Основы специальной психологи. Учебное пособие [ Текст] / Л.В.Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И.Солнцева. - М.; Издательский центр «Академия». 2016. - 480 с.
24..Лалаянц, И. Энергия агрессии.[Текст] / И. Лалаянц // Семья и школа. -2021. - №6. - С.3-9.
25. Лебединский, В.В. Эмоциональные нарушения. [Текст] / В.В. Лебединский - М., 2020.
26.Лютова, Е.К. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. [Текст] Е.К. Лютова, Г.Б. Монина.- М.; Генезис, 2020 - 192 с.
27. Марценковская, Т. Д. Детская практическая психология. Учебник. [Текст] / Т. Д. Марценковская - М.; 2021.
28. .Миклеева, А.В. Я - подросток. Я среди других людей.: Программа уроков психологии. Часть 3. [Текст] /А.В. Миклеева - Сп-б.; 2020 -117 с.
29. Миклеева, А.В. Я - подросток. Мир эмоций: Программа уроков психологии. Часть 1. [Текст] /А.В. Миклеева - Сп-б.; 2021. -109 с.
30. Матюшкова, А.М. Нравственность. Агрессия. Справедливость. [Текст] / А.М. Матюшкова - М.; 2016. - 94 с.
31. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М.: Тривола, 2021. - 468 с.
32. Паренс Г. Агрессия наших детей. - М., 2007. - 216 с.
33. Практикум по возрастной психологии / Под. ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. - СПб.: Речь, 2022. - 694 с.
34. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. - М.: Педагогика-Пресс, 2018. - 440 с.
35. Раттер М. Помощь трудным детям. - М., 2017. - 268 с.
36. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности //Психологический журнал. - 2016. - Т. 16. - № 5. - С. 3-18.
37. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. - М., 2021. - 262 с.
38. Румянцева Т.Г. Агрессия: проблемы и поиски в западной философии и науки - М., 2020 - 150 с.
39. Саенко Е.В. Профессиональная деятельность психолога при профилактике девиантного поведения. - Тверь, 2021. - 248 с.
40. Савинова Л.Д. Основы психологии. - СПб.: Питер, 2017. - 428 с.
41. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. - М., 2016. - 226 с.
42. Семья подростка на консулитации. - Ростов-на-Дону., 2017. - 266 с.
43. Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин. - Минск, Харвест, 2018. - 800 с.
44. Собчик Л.Н. Введение в психологию индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. - М.: Институт прикладной психологии, 2008. - 238 с.
45. Собчик Л.Н. Диагностика индивидуально-типологических свойств и межличностных отношений.- СПб.: Речь, 2022. - 96 с.
46. Соловьева С.Л. Агрессивность как свойство личности в норме и патологии. - СПб., 2017. - 264 с.
47. Степанов В.Г. Психология трудного школьника. - М., 2018. - 272 с.
48. Сурков А.В. Семейные войны // Стрела. - 2009. - № 14. - С. 6 - 9.
49. Тархова Л.Н. Как уберечь ребёнка от тюрьмы и панели. - М., 2017. - 118 с.
50. Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. - М., Воронеж, 2016. - 418 с.
51.Фельдштейн Д.И. Психолого-педагогические проблемы соотношения биологического и социального // Советская педагогика. - 2020. - № 5. - С. 52 - 55.
52. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / Под редакцией И.В. Дубровиной. - М.: Педагогика,2017.
53. Фрейд А. Теория и практика детского психоанализа. - М., 2018. - 428 с.
54. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - СПб., 2019. - 608 с.
55. Шипунова Т.В. Агрессия и насилие как элементы социальной реальности // СоцИс. - 2022. - № 5. - С. 24 - 29.
56. Шрунова Н.М. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста.- М.: Новая школа, 2016.- с.132
57. Хурманов И.А., Аладьин А.А., Фурманова Н.В. Психологические особенности детей, лишенных родительского попечительства.- Минск: Тесей, 1999.- с.172 76.Фельдштейн Д.И. Психология становления личности.- М.: Международная педагогическая академия, 2021. - 192 с.
58. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. - 2-е изд. - СПб.: Питер; М.: Смысл, 2017 - 860 с.
59. Чижова С.Ю., Калинина О.В. Детская агрессивность. - Ярославль. 2019. 89-91 с.
60. Яньшин П. В. Практикум по клинической психологии. Методы исследования личности. - СПб : Питер, 2021. - 336 с: ил. - (Серия «Практикум по психологии»).