Фрагмент для ознакомления
2
Как уже отмечалось ранее, проблеме развития связной речи посвящено немало трудов отечественных педагогов, психологов.
Большинство авторов учитывают особенности связной речи с нескольких сторон.
A.M. Бородич так понимает понятие «связная речь» - семантически подробное выражение (набор логически взаимосвязанных предложений), необходимых для общения и взаимопонимания [4].
Л.С. Выготский считает, что связная речь неразрывно связана с мыслительной деятельностью: связь речи - это связь мыслей. Связная речь обуславливает логическое мышление ребенка, его способность понимать и правильно выражать воспринимаемое. По тому, как ребенок формирует свои слова, мы можем говорить об уровне речевого развития [7].
С.Л. Рубинштейн замечает, что связная речь - это та, которую можно хорошо понять, основываясь на ее собственном тематическом содержание [28].
Научившись говорить, ребенок учится думать, но, научившись думать, он также развивает свои речевые способности.
В.П. Глухов отмечает, что с точки зрения функциональности связная речь определяет возможности коммуникации между людьми. Связная речь всегда построена на одной тематике, связанных частей речи, представленных единой семантически структурной целостностью [8].
В.К. Воробьева рассматривает связную речь как вид речевой деятельности, являющийся результатом коммуникации на уровне текста [5].
M.M. Алексеева и В.И. Яшина в рассматриваемом понятии выделяют две составные части - монолог и диалог. Различие данных видов связной речи обусловлено спецификой их организации и развития в речи [2].
В.П. Глухов и O.С. Ушакова считают, что для диалога характерно обмен репликации. При этом особую роль играют невербальные средства общения, способные изменить значение слова [8]. [30].
B.П. Глухов утверждает, что диалог на самом деле является основной формой разговора и служит непосредственно потребность в живом общении [8].
В.П. Глухов выделяет следующие критерии диалоговой речи:
- адекватное (всестороннее) осмысление темы (предмета разговора);
- семантическая целостность и единство структуры, вызванное употреблением определенных лингвистических и неязыковых средств состояния связи [8].
О.С. Ушакова считает, что монолог охватывает всю звуковую культуру языку, его словарный запас и грамматику [30].
Монолог, по мнению А.Р. Лурия, – это связная речь человека, коммуникация которой осуществляется посредством сообщения о явлениях какой-либо реальной действительности [27].
Л.П. Якубинский отмечает, что монолог характеризуется:
- зависимостью от продолжительности соединения и его связности, структурой последовательности разговоров;
- односторонним характером выражения, не предназначенным для преднамеренного обдумывания [31].
Отмечая специфику монолога (как устного, так и письменного), Л.С. Выготский видит необходимость в его особой структуре, сложности композиции, мобильности слов [7].
А. Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн включает основные характеристики монологической речи: односторонний и непрерывный характер высказывания, произвольный, детализированный, логический порядок повествования, концентрирование речи на слушателя, доминирование вербальных средств передачи информации. Отличительной чертой монолога усматривается в том, что его содержание, как правило, предопределено и заранее спланировано [17].
O.A. Нечаева отмечает, что у детей дошкольного возраста монолог выражается в форме определения, повествования и рассуждения [21].
Описание – это текст, который заменяется общим описанием и названием объекта, за которым следует список характеристик, атрибутов, действий. Описание завершает последнее утверждение, которое оценивает предмет или дает заявление по этому вопросу. Описание имеет статическую, не жесткую конструкцию, которая позволяет перемещать, заменять компоненты. Изучение того, как создавать текстовые аннотации, поможет детям получить базовое представление о структуре и функциях пояснительного текста.
Повествование - это сообщение фактов, содержащихся в отношениях логической согласованности. Повествование описывает любое событие, которое развивается с течением времени, включая «динамику». Структура повествования - начало, середина, конец (завязка, кульминация, развязка) - должна быть четко сохранена. Обучение повествованию необходимо при работе детей с художественными текстами. С помощью повествования дети могут самостоятельно составлять описание.
Рассуждение - это особый тип утверждения, отражающий причинно-следственную связь любого явления (фактов). Структура монологического аргумента включает тезис (начальное предложение), доказательство выдвинутого положения и вывод из него. В таких утверждениях у детей развиваются навыки рассуждения, логического мышления, объяснения, доказательства, вывода, обобщения того, что выражается.
Такие высказывания могут появляться в грязной (смешанной) форме в связанных текстах дошкольников, когда элементы объяснения или рассуждения включены в повествование или наоборот [21].
Как отметил Т.П. Плещенко, Н.В. Федотова, Р.Г. Чечет критериями сформированности связной речи у детей являются логичность, связность, связность, цельность и цельность высказывания [27].
Логика речи - это коммуникативное качество, которое иллюстрирует аргумент в пользу формализации содержания, выраженного последовательным, последовательным образом.
Целостность речи – это полноценное соотношение мысли в речи. Полная речь считается разговорной речью с дополнениями, вводными конструкциями, причастиями и причастными оборотами.
Целостность речи связано с уровнем сформированности активного словарного запаса дошкольника.
Последовательность - это план событий, аккуратно организованный в порядке времени. Степень информативности и концептуальности высказывания зависит от точной передачи последовательности событий говорящим [18].
Итак, опираясь на вышеизложенные исследования, можем сделать вывод, что связная речь - это совокупность тематически значимых частей речи, взаимодействие которых определяет единое семантическое и структурное целое. Поэтому связная речь имеет следующие критерии оценки: полнота повествования, точность и связность высказываний.
1.2 Особенности развития связной речи в дошкольном возрасте в ДОУ
Дошкольный возраст является очень важным периодом в жизни и развитии ребенка. Многие исследователи отмечают особую сензитивность данного возрастного периода в формировании развитии всех необходимых качеств и черт, в частности, развитие и совершенствование речи. В результате лингвистическое обучение ребенка должно начинаться рано и проводиться только на их родном языке.
Дошкольный возраст подразделяется на несколько возрастных периодов.
Речевое развитие дошкольников осуществляется в нескольких направлениях согласно ФГОС ДОО:
-развитие звуковой стороны речи; (особенности произношения, фонематического слуха);
-обогащение словарного состава речи в зависимости от жизненных обстоятельств;
-развитие грамматической структуры речи (строение слова, построение предложения).
- осознание семантической ценности речи (усвоение взаимосвязи между звучанием и значением слова [1].
Развитию речи в дошкольном возрасте посвящено значительное число работ. Анализ данных исследований позволяет понять, какой онтогенетический процесс проходит речи ребенка. К примеру, А. В. Запорожец отмечает, что в дошкольном возрасте можно выделить два этапа развития речи. Первый этап именуется как подготовительный, в процессе которого ребенок начинает осваивать звукобуквенную систему родного языка, начинает произносить первые слова. И второй этап – речевой, в котором ребёнок начинает овладевать фразовой речью. В процессе общения он употребляет законченные предложения, умеет задавать вопросы. В это время речь ребенка начинает выполнять свою главную функцию – коммуникативную [15].
Психолого-педагогическая работа детской речи ведется по трем направлениям:
1) Структурно - исследуются вопросы формирования различных структурных уровней языковой системы: фонетического, лексического и грамматического;
2) Функционально - исследуется проблема владения языком и формирования коммуникативной функции;
3) Когнитивно - исследуется проблема формирования базового осознания языковых и речевых явлений [8].
По мере усложнения грамматической структуры предложения становятся более подробными и связными. Дети до пяти лет активно участвуют в беседе, участвуют в разговорах и могут повторить рассказ. Составьте рассказ по игрушкам и картинкам. Они не умеют задавать правильные вопросы. Они легко разговаривают со взрослыми. К старшему дошкольному возрасту дети активно участвуют в беседе - отвечают на вопросы полными предложениями и формулируют правильные вопросы. Они осваивают все типы предложений: повествовательные, описательные и рассуждения на наглядном материале.
Речевое развитие занимает одно из ведущих направлений в работе ДОУ, поэтому целесообразно рассмотреть особенности построения образовательных программ и их содержания в развитии связной монологической речи.
В нашем исследовании был проведен анализ речевого развития детей в следующих образовательных программах: «Детство», «Радуга», «От рождения до школы». Комплексный анализ позволяет нам сказать, что в каждой из рассмотренных нами программ ведется работа по развитию связной монологической речи, как по одному из центрических направлений развития ребенка (см. в Приложении 1).
Проанализировав парциальные программы, используемые при обучении воспитании детей старшего дошкольного возраста, мы можем выделить, что основным направлением развития связной монологической речи являются пересказ и рассказ. Данные методы используются во всех рассмотренных нами программах. Под пересказом понимается творческое смысловое повествование, раскрывающее литературный сюжет. Для детей 6-7 лет используется пересказ простых и знакомых детям сказок. Использование сказок позволяет максимально раскрыть художественный язык, расширить словарный запас детей, научить их стоить монологическое высказывание на основе сюжета сказки: его героев, действий, поступках.
Рассказ отличается более сложной структурой и наполненностью. Поэтому обучению рассказыванию является более сложной задачей, по сравнению с пересказом, в котором дается образец.
Таким образом, в практике речевого развития детей 6-7 лет можно отметить несколько направлений работы: развитие фонематической стороны речи, развитие лексико-грамматической стороны речи и семантизации речи в процессе речевого общения.
Анализ программ ДОУ позволяет нам констатировать, что развитие связной речи во всех программах имеет схожую структуру. При этом используются различные методы и средства обучения. Стоит отметить, что одним из средств развития связной речи, встречающийся в программах, можно выделить использованием художественной литературы, поэтому рассмотрим его подробнее.
1.3 Развитие связной речи посредством художественной литературы
В детском саду применяются словесные методы, связанные с художественным словом. Воспитатель читает детям художественные произведения, используется и более сложные методы – заучивание наизусть, пересказ. Так же распространен в дошкольных учреждениях метод рассказа воспитателя, рассказы о благородных, героических поступках детей и взрослых. Поэтому одним из доступных и эффективных средств развития связной речи в дошкольном учреждении может выступать различные художественные произведения.
Решая задачу развития связной речи непосредственно через произведения детской художественной литературы, предлагается давать им знания о писателях и поэтах, о народном творчестве, о книге и иллюстрациях.
Традиционно, в методике развития речи методистами (М.М. Алексеевой, Б.И. Яшиной) принято выделять две формы работы с книгой в детском саду: чтение и рассказывание художественной литературы и заучивание стихотворений в образовательной деятельности и использование литературных произведений и произведений устного народного творчества вне образовательной деятельности, в разных видах деятельности [2].
В дошкольном возрасте детям часто читают сказки. Сказки - это первые художественные произведения, с которыми дети знакомятся еще с малых лет. Поэтому использованием сказки позволяет не только развить навыки речевого общения: познакомить детей с новыми словами, учить их пересказу и сочинению сказки, но также и работать в направлении нравственного, эмоционального развития детей.
Подготовка к восприятию литературного текста, к осмыслению его содержания и формы. К.Д. Ушинский в свое время рекомендовал «… предварительно доводить дитя до понимания того произведения, которое предполагается прочесть, и потом уже читать его, не ослабляя впечатление излишними толкованиями» [11, с 45]). С этой целью можно активизировать личный опыт детей, обогатить их представления путем организации наблюдений, экскурсий, рассматривания картин, иллюстраций.
В настоящем исследовании одним из приемов развития связной речи на основе чтения художественной литературы является использование творческого рассказывания.
Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, О.И. Соловьева, А.М. Бородич, Е.П. Короткова, О.С. Ушаковой и др. показали роль рассказывания в развитии единства речи детей, своеобразия использования приемов обучения разным видам монологической речи [4], [30].
Творческое рассказывание - самый сложный вид творческой деятельности ребенка. В каждой детской речи есть элемент творчества. Поэтому термин «творческие рассказы» является общим названием рассказов, которые дети придумывают сами. Особенности творческого рассказывания состоят в том, что, исходя из темы и своего прошлого опыта, ребенок должен придумать самостоятельное содержание (сюжет, вымышленные персонажи) и выразить его в связную монологическую форму.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования : письма и приказы Минобрнауки [Текст] / [ред.-сост. Т. В. Цветкова]. – М. : Творческий центр Сфера, 2015. - 96 с.
2. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений [Текст] / М.М. Алексеева, B.И. Яшина. – 3-е изд., стереотип. – М.: «Академия», 2017. – 400 с.
3. Болотова, И. О. Современные педагогические методы и технологии по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / И. О. Болотова // Молодой ученый. – 2018. – №7. 6. – С. 35-38.
4. Бородич, А.М. Методика развития речи детей : Учеб. пособие для пед. ин-тов по спец. "Дошкол. педагогика и психология" [Текст] / А. М. Бородич. - 2-е изд., перераб. - Москва : Просвещение, 1981. - 255 с.
5. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учебное пособие [Текст] / В.К. Воробьева. – М.: ACT: Астрель, 2018. – 158 с.
6. Ворошнина, Л.В. Обучение творческому рассказыванию детей дошкольного возраста [Текст] / Л.В. Ворошнина. – Пермь: ПГПИ, 1991 – 165 с.
7. Выготский, Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.3 Проблемы развития психики [Текст] /Под ред. А. М. Матюшкина. -- М.: Педагогика, 1983. - 368 с.
8. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием [Текст] / В.П. Глухов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2012. – 168 с.
9. Груздева М.В. Литературная творческая мастерская как ведущая технология развития речевого творчества у дошкольников и младших школьников [Текст] / М.В. Груздева // Вестник Ленинградского государственного пед. ун-та им. А.С. Пушкина. – 2018 – №4. – С.120-125.
10. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Формы и методы работы со сказками [Текст] / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. - СПб.: Речь, 2018. 240 с.
11. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников [Текст] / Л.Н. Ефименкова. – М.: Национальный книжный центр, 2017. – 112 с.
12. Жукова, Н.С. Логопедия [Текст] / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – Екатеринбург: Феникс, 2019. – 316 с.
13. Ивлева, Т.Р. Речевое развитие в старшем дошкольном возрасте [Текст] /Т.Р. Ивлева // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2018 – №32 (8). – С.80-91.
14. Иншакова, Е.В. Проблемы развития связной речи дошкольников [Текст] / Е.В. Иншакова //Сб. материалов Ежегодной научно-практ. конф. – 2020 – С. 77-79.
15. Лисина, М.И. Этапы генезиса речи как средства общения. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов [Текст] / М.И. Лисина // под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Институт практической психологии, 2019. – С. 143-151.
16. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «ДЕТСТВО» [Текст] / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2019. — 352 с.
17. Котова, А.Л. Преемственность речевого развития дошкольников и младших школьников [Текст] / А.Л. Котова //Известия Российского гос. ун-та им. А.И. Герцена. – 2022 – №203. – С.116-122.
18. Мастюкова, Е.М. Логопедия [Текст] / Е.М. Мастюкова. – М.: Просвещение, 2017. – 342 с.
19. Миронова, Н. Как учить дошкольника связной монологической речи [Текст] / Н. Миронова. // Дошкольное воспитание. – 2018. – № 9. – С. 111-116.
20. Методы обследования речи у детей [Текст] / под ред. Г.В. Чиркиной. – 3-е изд., доп. - М.: АРКТИ, 2020. – 240 с.
21. Нечаева, О.А. Функционально-смысловые типы речи. (Описание, повествование, рассуждение) [Текст] / О.А. Нечаева. – М., 1986. – 140 с.
22. Нищеева, Н.В. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста [Текст] / Н. В. Нищеева. – М.: Детство – Пресс, 2019. – 288 с.
23. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования [Текст] / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), испр. и доп.— М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. — c.336
24. Плещенко, Т.П. Стилистика и культуры речи: Учеб. Пособие [Текст] / Т.П. Плещенко, Н.В. Федотова, Р.Г. Чечет; Под ред. П.П. Шубы. – Мн.: «ТетраСистемс», 2017. – 544 с.
25. Сазонова, С. Е. Формирование интереса к художественному слову у детей младшего возраста [Текст] / С.Е. Сазонова, О.В. Малинина // Справочник старшего воспитателя. 2008. № 12. 103 с.
26. Радуга. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования [Текст] / [C. Г. Якобсон, Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова и др.; науч. рук. Е. В. Соловьёва]. — 2-е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2016. — 232 с
27. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада [Текст] / Под ред. Ф.А. Сохина. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2017. – 223 с.
28. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштей н. – СПб.: Питер, 2000. – 712 с.
29. Пропп, В.Я. Русская сказка [Текст] / В.Я. Пропп. – М: Лабиринт, 2000 – 416 с.
30. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников [Текст] / О.С. Ушакова. – М.: Издательство Института Психотерапии, 2018. – 256 с.
31. Якубинский, Л.П. Избранные работы: Язык и его функционирование [Текст] / Л.П. Якубинский. - М., 1986. - С. 17-58.