Фрагмент для ознакомления
2
Ресурсы и возможности фирмы – это уникальные навыки и активы, которыми она обладает. Ресурсы — это то, с чем фирме приходится работать, например, оборудование, помещения, сырье, сотрудники и денежные средства. Возможности — это то, что может делать фирма, например, обеспечивать хорошее обслуживание клиентов или разрабатывать инновационные продукты для создания ценности. Оба являются строительными блоками планов и деятельности фирмы, и оба необходимы, если фирма собирается успешно конкурировать со своими конкурентами. Фирмы используют свои ресурсы и возможности для создания продуктов и услуг, которые имеют определенные преимущества перед продуктами конкурентов. Например, фирма может предложить своим клиентам продукт более высокого качества, с лучшими характеристиками или по более низкой цене. Однако не все ресурсы и возможности одинаково полезны для достижения успеха. Внутренний анализ определяет, какие именно активы приносят наибольшую ценность фирме.
Создавая здоровую рабочую среду, руководители компаний обращают внимание на множество внутренних факторов, влияющих на их организацию. Эти факторы концентрируются на том, как ведут себя сотрудники и как к ним относятся их начальники. Изучение важности внутренних факторов и окружающей среды компании является неотъемлемым элементом улучшения вашего понимания управления человеческими ресурсами.
Внутренняя среда организации состоит из элементов внутри организации, включая нынешних сотрудников, руководство и особенно корпоративную культуру, которая определяет поведение сотрудников.
Внутренняя среда является важной составляющей бизнес-среды. Она концентрируется на различных факторах, которые присутствуют внутри организации и могут повлиять на то, как работают ее сотрудники или какие ценности представляет вся организация. Противоположностью этой концепции является внешняя среда, состоящая из таких факторов, как экономические, правовые, социальные или глобальные факторы, которые могут влиять на положение и деятельность организации.
Внутренняя бизнес-среда включает в себя факторы внутри компании, которые влияют на успех и подход к работе. В отличие от внешней среды, компания контролирует эти факторы. Важно осознавать потенциальные возможности и угрозы за пределами деятельности компании. Однако управление сильными сторонами внутренних операций является ключом к успеху в бизнесе.
К внутренней предпринимательской среде следует отнести следующие подсистемы (факторы) [24, С. 12]:
-наличие необходимого объема собственного капитала;
-правильный выбор организационно-правовой формы фирмы;
-выбор предмета деятельности;
-подбор команды партнеров;
-знание рынка и квалифицированное проведение маркетинговых исследований;
-подбор кадров и управление персоналом, его мотивированное материальное стимулирование;
-механизм сохранения предпринимательской тайны и др.
«Особое значение для успешной предпринимательской деятельности имеют разработка обоснованного бизнес-плана, предвидение и расчет последствий наступления предполагаемых рисков, внедрение новых технологий, диверсификация деятельности, разработка и внедрение обоснованной стратегии развития фирмы» [25, С. 484].
К факторам внутренней среды следует также отнести четкое соблюдение предпринимателями и наемными менеджерами законов и нормативных актов, регулирующих деятельность данного вида бизнеса или соответствующей организационно-правовой формы предпринимательской организации.
Поскольку организации конкурируют на глобальном рынке, руководство должно осознавать изменения как во внутренней, так и во внешней среде. Внутренняя среда включает в себя факторы, которые контролирует организация. Например, культура организации, разработка продукции, миссия и стратегия — все это часть внутренней среды. С другой стороны, внешняя среда включает в себя те факторы, которые находятся за пределами организации; хотя руководство не имеет контроля над этими факторами, компания должна подготовиться к этим факторам и отреагировать на них. К элементам внешней среды относятся экономика, изменения в технологиях, регулировании, конкуренции, социально-экономические факторы и другие.
1. 2 Компоненты внутренней предпринимательской среды
1. Система ценностей.
Система ценностей компании относится к целям, нормам и моральным убеждениям компании, которые влияют на определенное мышление ее сотрудников. Установление и поддержание четкого набора ценностей создает организационную последовательность и целостность, которая показывает сотрудникам, чего придерживается их работодатель. Во многих случаях сотрудники могут учитывать конкретную систему ценностей компании при принятии важных решений. Например, они с большей вероятностью останутся в компании на более длительный период времени, если разделяют те же ценности, что и их работодатель.
2. Видение, миссия и цели.
Видение компании – это представление руководителей о будущем организации и о том, какой она может стать. Создав убедительное и последовательное видение компании, они могут вдохновить сотрудников и мотивировать их стремление к успеху. Чаще всего этот элемент бизнес-среды четко формулирует измеримые стремления компании, такие как выход на конкретный рынок или становление лидером в своей нише. Миссия организации концентрируется на конкретной цели существования компании и на том, как компания планирует обслуживать своих клиентов. Например, это может произойти за счет предоставления продуктов или услуг, которые упрощают их жизнь.
И видение, и миссия компании напрямую влияют на цели каждой организации. Это возможно, потому что цель компании — это конкретная цель или результат, которого лидеры хотят, чтобы организация достигла, следуя своим уникальным ценностям и сохраняя свое видение. Компании могут преследовать несколько типов целей, в том числе:
Экономические цели: Экономические цели часто включают в себя повышение прибыльности компании за счет увеличения ее прибыли и снижения расходов. Зачастую это возможно за счет минимизации организационных потерь и повышения качества продукции и услуг, что напрямую влияет на их цену.
Социальные цели: Социальные цели компании могут включать в себя цели по поддержанию высоких стандартов своих продуктов и услуг или переходу к более устойчивым и справедливым производственным процессам.
Человеческие цели. В рамках человеческих целей компании лидеры могут внедрять процессы, которые позволяют им заботиться об экономическом или социальном благополучии своих сотрудников и поддерживать высокий уровень удовлетворенности сотрудников.
Органические цели: Органические цели — это цели, которые являются прямым результатом процессов и операций компании. Например, эффективное использование прибыли для привлечения капитала является распространенным примером органической цели для бизнеса.
Глобальные цели. Глобальные цели — это конкретные цели, которых компании хотят достичь, чтобы построить и сохранить свои сильные позиции на мировом рынке.
3. Организационная структура.
Организационная структура компании — это набор правил, описывающих процессы отчетности внутри организации. В рамках этого важного внутреннего фактора компании определяют роли и обязанности своих сотрудников. Компании могут выбрать различные типы организационных структур, включая иерархическую или матричную организационную структуру.
4. Корпоративная культура.
Термин «корпоративная культура» относится к убеждениям и поведению, которые поощряет компания, включая способы взаимодействия сотрудников и менеджеров друг с другом. Создание здоровой корпоративной культуры является важной целью для многих компаний, независимо от их размера, поскольку это часто помогает им сделать своих сотрудников счастливее и улучшить удержание сотрудников.
5. Стиль управления.
Стиль управления – это особый способ, которым менеджеры подходят к своим лидерским обязанностям. Следуя одному стилю управления, руководители могут обеспечить хорошее сотрудничество в команде и создать позитивную рабочую атмосферу. Существует множество типов управления, которые работодатели могут рассмотреть для своих менеджеров, в том числе:
Авторитарный стиль управления: авторитарный менеджер редко прислушивается к отзывам других сотрудников при принятии решений. Этот стиль управления может быть очень эффективным в динамично развивающихся компаниях, где работодатели требуют, чтобы сотрудники выполняли задачи быстро и эффективно.
Демократический стиль управления. Менеджеры-демократы рады учитывать мнения и идеи каждого. Обычно они стараются принимать решения, которые большинство сотрудников считают полезными и позитивными.
Убеждающий стиль управления. Убеждающий менеджер принимает собственные решения, но старается предоставить сотрудникам реалистичное обоснование своих решений. Этот стиль может быть эффективным, когда работодатель хочет поддерживать высокий уровень производительности и эффективности, одновременно делая управление менее авторитарным.
6. Человеческие ресурсы.
Человеческие ресурсы также являются ценным активом каждой компании, которая нанимает людей. Благодаря усилиям специалистов по управлению персоналом организации могут достичь многих своих внутренних целей. Например, они могут находить, привлекать, проводить собеседования и нанимать высококвалифицированных специалистов, чей опыт имеет решающее значение для успеха каждой из этих компаний.
7. Физические и технологические ресурсы.
Физические ресурсы — это материальные активы, которыми владеет компания, например оборудование или здания. Эти активы являются неотъемлемой частью многих внутренних процессов, включая производство продуктов или разработку услуг, которые компании могут запустить, чтобы сделать свое бизнес-предложение более конкурентоспособным. Технологические ресурсы, также известные как технологические возможности, представляют собой технические ноу-хау каждой компании.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бадюков В. Ф. Восприятие риска и энтропия риска в системе риск-менеджмента / В. Ф. Бадюков // Управление риском. - 2019. - № 2. - С.53-58.
2. Белов, П. Г. Управление рисками, системный анализ и моделирование в 3 ч. Часть 3 : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / П. Г. Белов. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 272 с.
3. Васин, С.М. Управление рисками на предприятии: Учебное пособие / С.М. Васин, В.С. Шутов. - М.: КноРус, 2018. - 352 c.
4. Виляев С. А. Основополагающие элементы внедрения в организацию системы менеджмента рисками = Fundamental Elements of Implementing a Risk Management Sysytem in an Organization / С. А. Виляев // Качество. Инновации. Образование. - 2020. - № 3. - С. 14-19.
5. Воробьев, С.Н. Управление рисками в предпринимательстве / С.Н. Воробьев, К.В. Балдин. - М.: Дашков и К, 2013. - 482 c.
6. Вяткин В. Н. Риск-менеджмент : учебник / В. Н. Вяткин, В. А. Гамза, Ф. В. Маевский. - Москва : Юрайт, 2016. - 353 с.
7. Горулев Д. А. Управление рисками в компаниях нефтегазового сектора = Risk Management in Oil and Gas Companies / Д. А. Горулев, А. В. Пучков // Страховое дело. - 2022. - № 6. - С. 9-18.
8. Грачева, М. В. Управление рисками в инновационной деятельности / М.В. Грачева, С.Ю. Ляпина. - М.: Юнити-Дана, 2021. - 352 c.
9. Гурова Т. Как сохранить совершенную конкуренцию / Т. Гурова // Эксперт. — 2018. — № 47. — С. 48-49
10. Домащенко, Д.В. Управление рисками в условиях финансовой нестабильности / Д.В. Домащенко, Ю.Ю. Финогенова. - М.: Магистр, Инфра-М, 2010. - 238 c.
11. Казакова Н.А. Финансовая среда предпринимательства и предпринимательские риски : учеб. пособие / Н.А. Казакова. – М. : ИНФРА-М, 2020. – 208 с.
12. Касьяненко Т. Г. Анализ и оценка рисков в бизнесе : учебник / Т. Г. Касьяненко, Г. А. Маховикова - Москва : Юрайт, 2017. - 381 с.
13. Кукин, П.П. Анализ и оценка риска производственной деятельности / П.П. Кукин. - М.: Высшая школа, 2022. - 585 c.
14. Маховикова Г. А. Анализ и оценка рисков бизнесе : учебник / Г. А. Маховикова, Т. Г. Касьяненко. - Москва : Юрайт, 2014.- 464 с.
15. Межох З.П., Финансовая среда предпринимательства, предпринимательские риски: Учебное пособие / З. П. Межох. — Москва : Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский университет транспорта», 2020. — 55 с.
16. Митрович С. Методология применения современных информационных технологий в экономическом анализе рисков организации / С. Митрович, В. Суйц // Экономический анализ: теория и практика. - 2020. - Т. 19, вып. 2. - С. 268-285.
17. Митрахович, С. П. Факторы риска на мировом рынке энергоресурсов: санкции, геополитика и российский энергосектор. Актуальные интервью / С. П. Митрахович, М.Р. Салихов, И.В. Юшков // Геоэкономика энергетики. – 2022. – № 1 (17). – С. 6–33.
18. Основы риск-менеджмента / Д. Гэлаи, М. Кроуи, В. Б. Минасян, Р. Марк. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 390 с.
19. Пищалкина И. Ю.Современные методы и модели системы риск-менеджмента с учетом специфики промышленных предприятий / И. Ю. Пищалкина, С. Б. Сулоева // Организатор производства. - 2020. - № 4. - С. 69-79.
20. Портер М. Конкурентное преимущество: Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость / Майкл Портер. Пер. с англ. – М: Альпина Паблишер, 2020. – 945 с.
21. Розанова Н. М. Экономические основы конкурентной политики / Н. М. Розанова //TerraEconomicus. – 2018. -№4. – С. 141-145.
22. Рыхтикова, Н.А. Анализ и управление рисками организации: Учебное пособие / Н.А. Рыхтикова. - М.: Инфра-М, 2015. - 128 c.
23. Сидоренко, Г. Г. Теоретические основы вероятностной оценки рисков компании, занимающейся добычей и реализацией нефтегазовых продуктов / Г.Г. Сидоренко, Д.С. Термосесов // Экономика: вчера, сегодня, завтра. – 2021. – Т. 11. – № 12-1. – С. 568–577.
24. Синявский Н.Г. Предпринимательские риски : монография / Н.Г. Синявский, В.А. Дадалко. — Москва : ИНФРА-М, 2020. — 177 с.
25. Стамболцян С. М. Предпринимательские риски: виды, система управления / С. М. Стамболцян // ИННОВАЦИИ. НАУКА. ОБРАЗОВАНИЕ. - 2021. -№ 28. - С. 484-489.
26. Страхование и управление рисками : учебник для бакалавров / Г. В. Чернова [и др.] ; под ред. Г. В. Черновой. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 767 с.
27. Тимофеева Т. Б. Оценка рисков инновационного проекта на основе метода анализа иерархий / Т. Б. Тимофеева, Оздоева Э. А. // Управление риском. - 2018. - № 2. - С. 13-28.
28. Толкунова, Е. В. Комплексный подход к оценке экономической эффективности нефтегазовых проектов и управлению рисками / Е.В. Толкунова, Е.В. Изотова // Управление рисками - современные вызовы: сборник научных трудов III Межвузовской научно-практической конференции ученых, специалистов и студентов, посвященной празднованию Дня рождения факультета комплексной безопасности ТЭК в Российском государственном университете нефти и газа имени И.М. Губкина, Москва, 25 февраля 2022 года. – Москва: «Издательско-торговый Дом «ПЕРСПЕКТИВА», 2022. – С. 223– 232.
29. Харченко, С. Г. Управление рисками организации / Харченко Сергей Григорьевич. - Москва: Огни, 2022. - 420 c.
30. Черешкин, Д.С. Управление рисками и безопасностью / Д.С. Черешкин. - М.: Ленанд, 2010. - 200 c.
31. НОВАТЭК [Электронный ресурс] // URL: chrome-extension://efaidnbmnnnibpcajpcglclefindmkaj/https://www.novatek.ru/common/upload/2022_Novatek_OUR_RUS.pdf (дата обращения 26.10.2023).