Фрагмент для ознакомления
2
Формирование коммуникативных умений является одной из важнейших задач в психолого-педагогической работе с детьми 4-5 лет. В этом возрасте дети активно развиваются физически и психически, появляется интерес к окружающему миру и желание общаться со сверстниками и взрослыми.
Для успешного формирования коммуникативных умений у детей 4-5 лет используются различные психолого-педагогические подходы. Один из них – игровой подход. Игра является непосредственным и естественным способом общения для детей данного возраста. Через игру они учатся слушать, выражать свои мысли и чувства, а также сотрудничать с другими детьми[7] .
В игровом подходе акцент делается на активное участие детей в играх, которые включают в себя различные ролевые игры, имитацию ситуаций из реальной жизни, игры на воображение и другие.
Игровой подход к формированию коммуникативных умений основывается на предпосылке, что игра – это естественная форма активности для детей, через которую они могут учиться и развиваться. В игре дети могут экспериментировать с различными ролями и ситуациями, выражать свои мысли и чувства, а также практиковать коммуникативные навыки, такие как слушание, говорение, чтение невербальных сигналов и умение сотрудничать с другими [11].
В играх, используемых при игровом подходе, педагог может предлагать детям различные ситуации, в которых они должны взаимодействовать друг с другом и общаться. Например, дети могут играть в магазин, где они должны общаться с продавцами и покупателями, или играть в роли доктора и пациента, где они должны задавать вопросы и отвечать на них.
Такой подход позволяет детям научиться использовать различные коммуникативные стратегии, такие как установление контакта, слушание, репликация, уточнение и т. д. Они также могут отрабатывать навыки невербальной коммуникации, такие как мимика, жесты, интонация и другие.
Игровой подход к формированию коммуникативных умений у детей 4-5 лет является эффективным средством развития их коммуникативных навыков. Он позволяет детям учиться и развиваться через игру, что делает процесс обучения более интересным и легким для них [3].
Другим важным подходом является обучение с использованием речевых упражнений. Педагоги помогают детям развивать речевые навыки, учат их правильно формулировать мысли, общаться с пониманием и уважением к собеседнику. Разнообразные речевые упражнения и игры позволяют детям активно тренировать все составляющие коммуникативных умений.
Обучение с использованием речевых упражнений является эффективным методом, который помогает развить навыки устной коммуникации и понимания речи.
Также эмоциональная поддержка играет значительную роль в формировании коммуникативных умений. Педагоги создают благоприятную и доброжелательную атмосферу, проявляют интерес и внимание к ребенку, помогают ему учиться понимать свои эмоции и выражать их словами. Это способствует развитию эмоциональной открытости и уверенности в коммуникации [20].
Стремление осознанно поддерживать эмоциональное благополучие других детей способствует развитию гибкости мышления, эмпатии и способности чувствовать себя комфортно во время общения.
Когда человек оказывает эмоциональную поддержку, он помогает другому человеку осознать и выразить свои эмоции, а также создает условия для развития и укрепления его коммуникативных способностей. При этом необходимо уметь слушать, проявлять понимание и заинтересованность во взаимодействии, а также умело реагировать на высказывания и эмоции собеседника.
Эмоциональная поддержка помогает установить гармоничную и доверительную атмосферу в общении. Она способствует созданию условий, при которых дети могут открыто выражать свои мысли и чувства, не боясь быть осужденными или непонятыми. Это особенно важно в формировании коммуникативных навыков, поскольку позволяет людям почувствовать себя комфортно и уверенно во время разговоров.
Оказывая эмоциональную поддержку, мы помогаем осознать и преодолеть свои эмоциональные трудности. Мы даем возможность раскрыться, рассказать о своих переживаниях и эмоциональных состояниях. В результате этого дети учатся лучше понимать и контролировать собственные эмоции, а также развивают навыки эмоционального интеллекта – способности понимать эмоции других детей и адекватно на них реагировать [6].
Эмоциональная поддержка играет ключевую роль в формировании коммуникативных умений. Она способна открыть двери для эффективного взаимодействия и высококачественного общения между людьми. Поэтому важно не только самим оказывать эмоциональную поддержку, но и стимулировать ее проявление в обществе в целом. Ведь только в условиях эмоционально поддерживающей среды дети смогут полностью раскрыть свой потенциал коммуникации и достичь взаимопонимания.
Важным аспектом формирования коммуникативных умений является также развитие социальных навыков. Дети учатся вступать в контакт с другими людьми, учитывать их потребности и желания, учатся решать конфликты конструктивно и сотрудничать. Педагогический процесс направлен на развитие социальной компетентности ребенка, что способствует успешной коммуникации.
Все вышеуказанные психолого-педагогические подходы играют важную роль в формировании коммуникативных умений у детей 4-5 лет. Они помогают развить и укрепить навыки общения, сделать его осознанным и эффективным. Работа над коммуникативными умениями в данном возрасте является неотъемлемой частью развития ребенка и его успешной адаптации в обществе.
1.2 Особенности формированию коммуникативных умений у детей 4-5 лет
Развитие коммуникативных умений играет важную роль в жизни маленьких детей в возрасте 4-5 лет. Этот период характеризуется особыми возрастными особенностями, которые оказывают влияние на способности ребенка взаимодействовать и общаться с окружающими.
Коммуникативные умения преобразуются и становятся все более сложными на протяжении этой фазы развития. Важным аспектом является развитие речи у детей. По мере того как ребенок достигает 4-5 лет, его словарный запас и грамматические навыки заметно расширяются. Он начинает использовать более сложные и длинные предложения, что позволяет ему более точно и полно выражать свои мысли и чувства [2].
Кроме того, в этом возрасте развиваются и невербальные коммуникативные умения. Дети осваивают мимику, жесты и интонации, которые позволяют им выражать свои эмоции и передавать информацию окружающим. Они начинают осознавать, что можно использовать невербальные сигналы для передачи сообщений и устанавливания контакта с другими людьми.
Значение развития коммуникативных умений в этом возрасте трудно переоценить. Коммуникация является ключевым инструментом для установления социальных связей и взаимодействия с другими людьми. Ребенок, умеющий эффективно общаться, получает больше возможностей для развития социальных навыков, адаптации в обществе и успешной академической деятельности.
Для нормального развития ребенка необходимо взаимодействие как с взрослыми, так и со сверстниками. Взаимодействие со сверстником дает возможность наблюдать множество действий и выполнять различные роли, которые редко встречаются в контактах с взрослыми. Ребенок может спорить, уговаривать, требовать, приказывать, обманывать и проявлять сострадание в общении со сверстником [5].
В дошкольном возрасте игра является основной формой деятельности. Через игру дети формируют свои социальные потребности и умения, усваивают опыт человеческой деятельности, приобретая ключевую роль в общих играх с другими детьми.
В игре моделируются реальные ситуации и отношения взрослых, что помогает детям лучше понять различные явления в реальном мире. Таким образом, игра создает оптимальные условия для развития коммуникативных навыков (А.П.Усова, Р.И.Жуковская, Д.В. Менджерицкая). Проблема развития коммуникативных навыков в игровой активности уже была затронута такими учеными-психологами, как А.А. Леонтьев, Г.М. Андреева и В.С. Мухина [4].
Один из факторов формирования коммуникативных навыков детей в возрасте 4-5 лет - это благоприятная психологическая атмосфера в группе и в семье. Существуют группы, которые проявляют большую гармонию и взаимопонимание, где "изолированных" детей практически нет. В таких группах наблюдается активное общение и практически отсутствуют дети, которых сверстники не желают включать в игру. В целом, ценности в этих группах обычно связаны с нравственными качествами [2].
Кроме того, развитие коммуникативных умений также оказывает положительное влияние на когнитивное развитие ребенка. Через коммуникацию дети получают новые знания и опыт, осваивают основы логического мышления и обучаются анализировать информацию. Таким образом, развитие коммуникативных умений способствует развитию интеллекта и общей культуры ребенка [19].
А.В. Запорожец подчеркивает необходимость развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста через совместную деятельность с другими детьми своего возраста. По его мнению, такой подход создает развивающую ситуацию, в которой ребенок вынужден практиковать освоенные нормы общения в отношении других детей [18].
Ту же позицию занимала и К.Я. Вольцис. В своих исследованиях общения, как одного из способов обогащения личного опыта и общей культуры ребенка, она создавала разнообразные ситуации общения в группах дошкольников, позволяющие более пассивным детям стать более активными. Результаты исследования показали, что такая смена ролей приводит к изменению структуры общения и формированию положительных моральных качеств, таких как общительность и доброжелательное отношение к ровесникам [4].
Л.В. Артемова также исследовала процесс развития коммуникативных навыков в группе детей дошкольного возраста. Для этого она формировала малые группы, в которые входили дети с примерно одинаковым уровнем активности. Внутри этих групп ребенком с ценностными ориентациями играли ведущую роль, что способствовало обмену опытом общения между всеми детьми [12].
В. А. Петровский отмечал, что взаимодействие между ребенком и взрослым составляет только часть их более широкого общения. Развитие мотивов общения тесно связано с основными потребностями ребенка, такими как потребность в новых впечатлениях, активной деятельности и признании. Он выделил три основных категории мотивов общения - познавательные, деловые и личностные. Познавательные и деловые мотивы играют вспомогательную роль и служат промежуточными этапами для достижения конечных мотивов, в то время как личностные мотивы получают окончательное удовлетворение в деятельности общения. Основой формирования коммуникативных навыков, по мнению А.В. Петровского, является совместная деятельность ребенка с взрослым [11].
З.М. Богуславская и А.Г. Рузская также отмечали, что взаимодействие ребенка с взрослым сказывается на появлении деловых, познавательных и личностных мотивов общения, а также способствует развитию инициативы и стремления к общению.
В целом, в возрасте 4-5 лет развитие коммуникативных умений играет важную роль в социальной адаптации, академическом прогрессе и общем интеллектуальном развитии ребенка. Поэтому, родителям и педагогам необходимо уделить должное внимание этому аспекту и содействовать развитию коммуникативных навыков у детей. Это позволит им приобрести навыки, необходимые для успешной жизни и карьеры в будущем.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приложение к приказу Минобрнауки России № 1155 от 17 октября 2013 [Электроный ресурс] : .— Режим доступа: http://legalacts.ru/doc/prikaz-minobrnauki-rossii-ot-17102013-n-1155/ ( дата обращения 11.11.2023).
2. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников»: учебное пособие для студентов высших и средних учебных заведений пособие для педагогов дошкольных учреждений / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: издательский центр «Академия», 2009.
3. Алексеева, М.М. Речевое развитие дошкольников: Пособие по самостоятельной работе / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. –М.: Изд. центр "Академия", 2007.
4. Андриенко Е.В. Социальная психология: учебное пособие для вузов / Под ред. В. А. Сластенина. Международная академия наук педагогического образования. М.: Академия, 2017
5. Арушанова, А.Г. Диалогическое общение детей: обучение и самонаучение / А.Г. Арушанова // Дошкольное воспитание. – 2017.
6. Арушанова, А.Г. Развитие коммуникативных способностей дошкольника: методическое пособие / А.Г. Арушанова. – М.: ТЦ Сфера, 2018.
7. Арушанова, А.Г.. Диалогическое общение детей со взрослыми и сверстниками / А.Г. Арушанова // Детский сад: теория и практика. – 2013.
8. Ватаманюк Г. П. Формирование коммуникативных умений старших дошкольников в процессе музыкально-игровой деятельности: Автореф. дис. канд. пед. наук: спец. 13.00.08 «Дошкольная педагогика» / Г. П. Ватаманюк - Одесса, 2016. - 20 с
9. Бабич Н. Д. Основы культуры речи. - Львов: Мир, 2010. - 232 с. 3
10. Бацевич Ф. С. Основы коммуникативной лингвистики: Учебник. - М .: Издательский центр Академия", 2004. - 344 с.
11. Богуш А. М. Обучение правильной речи в детском саду. - М .: Сов. школа, 2. - 2016 с.
12. Борисова Е. А. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками: Методическое пособие / Е. А. Борисова. - М.: ТЦ «Сфера», 2019. - 64 с.
13. Калмыкова Л. А. Психология формирования речевой деятельности у детей дошкольного возраста: [монография] / Л. А. Калмыкова. - М.: Феникс, 2018. - 497 с.
14. Культура общения / Под ред. П. Н. Щербаня. - М.: ИЗМН, 2017. - 328 с.
15. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. Пособие для студ. сред, пед. учеб. заведений. - 2-е изд., перераб. и доп. М.: Академия, 2010.
16. Кондаков И. Психологический словарь. СПБ: Прайм-Еврознак, 2000. Кондратьев М. Ю., Ильин В. А. Азбука социального психолога практика. М.: ПЕР СЭ, 2017.
17. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. Питер; Спб; 2009
18. Мухина, В. С. Возрастная психология/ В. С.Мухина. – М., 2007.
19. Пироженко Т.А. Коммуникативно-речевое развитие дошкольника / Пироженко Т.А. - Тернополь: Странник, 2010. - 152 с.
20. Пироженко Т. А. Коммуникативно-речевое развитие ребенка: Монография: ООО "Нора- принт ", 2017. - 309 с.
21. Психолого-педагогические основы организации общения детей дошкольного возраста : учебное пособие для среднего профессионального образования / С. А. Козлова [и др.] ; под редакцией С. А. Козловой. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 168 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-12429-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/518198 (дата обращения: 11.11.2023).
22. Смирнова Е.А. Формирование коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста / Е.А. Смирнова // Воспитатель. - 2019. - №1. - С. 58-65
23. Смирнова Е.О. Влияние формы общения со взрослым на эффективность обучения дошкольников / Е.О. Смирнова // Вопросы психологии, 2018. - №5. - С. 12-18.
24. Смирнова, Е. О. Психология и педагогика игры : учебное пособие для среднего профессионального образования / Е. О. Смирнова, И. А. Рябкова. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 223 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10879-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/518107 (дата обращения: 11.11.2023).
25. Социальная психология: словарь / под ред. М. Ю. Кондратьева. М.: ПЕР СЭ, 2016.
26. Формановская Н.И. Речевой этикет и вежливость. / Н.И. Формановская // Дошкольное воспитание - 2017. - № 1- С. 10.
27. Хромова С.А. Игровые уроки общения детей / С.А. Хромова. - М.: ООО «ДОМ.ХХ век», 2017. - 189 с.
28. Шаповаленко И. В. Возрастная психология. М., 2015