Фрагмент для ознакомления
2
Психолого-педагогическая характеристика старших дошкольников с дизартрией подразумевает изучение и понимание следующих аспектов: их речевого развития, включая произношение и понимание речи; их социальной адаптации, включая способность общаться с другими детьми и взрослыми; влияние дизартрии на образовательные достижения и успехи; их эмоциональное и психологическое состояние, включая возможные чувства неудовлетворенности и дискомфорта из-за речевых проблем. Изучение этих аспектов позволяет лучше понять потребности и особенности старших дошкольников с дизартрией и разработать эффективные методики коррекции, способствующие их успешной адаптации и развитию.
Множество исследователей внимательно изучали младших дошкольников, страдающих дизартрией. Среди них значатся такие ученые, как Е. Ф. Архипова, Е. Н. Винарская и М. В. Ипполитова [1].
В своих научных работах исследователь Т. Б. Филичева [39] предоставляет следующее определение дизартрии. Под этим термином автор понимает нарушение иннервации мышц артикуляционного аппарата, обусловленное органическими повреждениями как центральной, так и периферической нервной системы.
Детей с дизартрией можно условно классифицировать в несколько групп в зависимости от их общего психофизического состояния:
• Дизартрия у детей с нормальным психофизическим развитием: Эта группа включает детей с дизартрией, у которых нет серьезных общих психофизических нарушений. Их развитие в целом соответствует возрасту и норме, но они сталкиваются с проблемами в артикуляции и произношении речи.
• Дизартрия у детей с церебральным параличом: Эта группа включает детей с дизартрией, у которых также имеются сопутствующие нарушения, связанные с церебральным параличом. Эти дети могут иметь ограничения в двигательных функциях и координации, что влияет на их способность артикулировать звуки и слова.
• Дизартрия у детей с олигофренией: Эта группа включает детей с дизартрией, у которых имеется диагноз олигофрении, что означает интеллектуальные ограничения. У этих детей дизартрия может сочетаться с нарушениями в когнитивных и интеллектуальных функциях, что делает коррекцию речи еще более сложной.
• Дизартрия у детей с гидроцефалией: Эта группа включает детей с дизартрией, у которых имеется диагноз гидроцефалии, что связано с накоплением лишней жидкости в мозге. Гидроцефалия может влиять на функцию мозга и оказывать влияние на речевые процессы.
• Дизартрия у детей с задержкой психического развития: Эта группа включает детей с дизартрией, у которых наблюдается общая задержка в психическом развитии. У таких детей дизартрия может стать дополнительной проблемой, затрудняющей их способность к коммуникации.
• Дизартрия у детей с минимальной мозговой дисфункцией: Эта группа включает детей с дизартрией, у которых выявлена минимальная дисфункция мозга. У таких детей могут быть легкие, но заметные нарушения речи, которые связаны с минимальными повреждениями мозга [10].
Каждое из этих состояний требует индивидуального подхода к коррекции дизартрии, учитывая особенности каждой группы детей.
В дошкольном возрасте происходит развитие высших психических функций, таких как память, внимание и мышление, а также развитие познавательной активности и двигательной сферы. Этот процесс обусловлен множеством факторов, включая взаимодействие с взрослыми и сверстниками, участие в различных формах обучения и взаимодействие с окружающей средой. В старшем дошкольном возрасте дети начинают осуществлять движения и действия с контролем и саморегуляцией, их действия базируются на представлениях о том, какие действия выполнять и какие условия для этого создать.
Согласно теории, Л. С. Выготского, речь играет важную роль в формировании высших психических функций и делает их осознанными и произвольными. У детей с дизартрией наблюдаются расстройства высших психических функций, такие как сниженная работоспособность, эмоциональная лабильность, нарушения памяти и внимания. Взаимодействие и общение с детьми старшего дошкольного возраста, страдающими дизартрией, осложняется проблемами в речевой коммуникации. Это также может влиять на познавательную деятельность детей и приводить к нарушениям в этой сфере.
Исследования проведенные Архиповой Е. Ф., Мастюковой Е. М., Соботович Е. Ф., Токаревой О. А., Лопатиной Л. В., Серебряковой Н. В. и другими исследователями выявили, что у детей с дизартрией наблюдаются существенные отклонения, в первую очередь, в области речевой и двигательной моторики. Дети с дизартрией часто проявляют двигательные расстройства, и могут иметь аномалии в вестибулярно-проприоцептивной функции. Это влияет на развитие речевых процессов, так как артикуляционная и мимическая моторика нарушены. Речь таких детей часто характеризуется нечетким и неясным произношением звуков, изменениями в интонации и ритме речи, а также изменениями в голосе (от слабого до резкого) [23].
У детей с дизартрией наблюдаются также ограничения в словарном запасе. Они могут иметь богатый пассивный словарный запас, но ограниченный активный словарный запас из-за трудностей в произношении. Это может приводить к специфическим ошибкам в речи, таким как замены слов схожими по звучанию словами.
Интонационно-выразительная сторона речи у детей с дизартрией обычно ослаблена. При общении с такими детьми заметно, что они часто используют короткие фразы, их речь бывает быстрой и нечеткой, и у некоторых детей заметен тихий и монотонный голос.
Исследования, проведенные Лопатиной Л. В. и Серебряковой Н. В.[31], указывают на то, что у детей с дизартрией нарушения произношения могут привести к вторичным нарушениям в речи. Эти нарушения могут проявляться в несформированности фонематических процессов и структуре лексико-грамматики. Дети с дизартрией также могут испытывать трудности с грамматической структурой предложений, что может выражаться в ограниченных навыках словоизменения, словообразования и синтаксической структуре предложения.
Ипполитова М. В. и Мастюкова Е. М. отмечали в своих исследованиях, что у детей с дизартрией наблюдается задержка развития логического мышления. У них часто отсутствуют обобщающие понятия, и они могут судить о сходстве и различии между предметами и явлениями окружающего мира по непринципиальным признакам. Кроме того, у таких детей уровень вербальной памяти снижен, и они могут испытывать трудности с запоминанием информации. Они могут забывать последовательность задач, предметы и не могут эффективно запоминать сложные инструкции. Память может быть нарушена из-за проблем с фонематическим слухом и нарушениями активного внимания.
Недостаточная развитость речевой деятельности оказывает негативное воздействие на различные аспекты личности ребенка. В частности, наблюдается замедление развития когнитивной активности, снижение способности к запоминанию информации, нарушение логической и смысловой памяти. Дети с дизартрией могут испытывать трудности в освоении мыслительных операций. Эти нарушения также отражаются на всех видах общения и межличностном взаимодействии.
Кроме того, развитие игровой деятельности у таких детей может значительно замедляться. Важно отметить, что игровая деятельность имеет важное значение для общего психического развития.
В мнестической сфере (сфере памяти) детей с дизартрией наблюдается снижение вербальной памяти и способности к продуктивному запоминанию. Они могут забывать сложные инструкции и путать порядок задач. Эти нарушения связаны с нарушением фонематического слуха и нарушением активного внимания.
Дети с дизартрией часто проявляют ярко выраженные нарушения в восприятии своего лица, такие как тактильно-оральные ощущения и чувствительность. Эти нарушения могут приводить к трудностям в артикуляции и произношении звуков. Г. В. Бабина, описывая детей дошкольного возраста с дизартрией, выделяет ряд психологических тенденций в их развитии [3]:
У детей с дизартрией наблюдается пониженная устойчивость запоминания. Скорость запоминания информации у них снижена, часто характеризуются неточностью в воспроизведении информации и быстрой утратой запомненных данных. Их произвольное зрительное запоминание более подвержено снижению по сравнению с непроизвольным зрительным запоминанием. Ограниченный объем памяти является распространенной характеристикой. Вербальная память, особенно слухоречевая память, сильно пострадала у детей с дизартрией. У них может быть ограниченное умение использовать специальные методы запоминания. Производительность и устойчивость произвольного запоминания снижаются, особенно при больших нагрузках.
Эти характеристики подчеркивают сложности в когнитивном развитии детей с дизартрией и подчеркивают важность работы над развитием и коррекцией их памяти и когнитивных навыков.
Все вышеперечисленные факторы указывают на тесную связь между развитием речи и формированием двигательных навыков, включая мелкую и артикуляционную моторику. Развитие двигательной системы играет важную стимулирующую роль в развитии речи и играет ведущую роль в формировании нервно-психических процессов у детей.
1.2. Особенности артикуляционной моторики
у старших дошкольников с дизартрией
Исследования о моторной сфере, включая артикуляционную моторику, у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией проводились различными учеными, включая Е.Ф. Архипову, Н.А. Бернштейна,
Л.С. Выготского, М.М. Кольцову, Л.В. Лопатину, Е.М. Мастюкову,
О.В. Правдину, Н.В. Серебрякову и других исследователей [1;6;23].
Артикуляционная моторика – это способность человека к осуществлению точной и координированной работы артикуляционного аппарата, включающего губы, язык, нёбо и другие органы, участвующие в формировании речи. Артикуляционная моторика является ключевым фактором для корректного произношения звуков, проявляющимся в виде согласованных и упорядоченных движений органов, участвующих в речевом процессе [6].
Дизартрия у детей – это нарушение речи, вызванное нарушением мышечного контроля над речевым аппаратом, обычно из-за неврологических причин. У старших дошкольников это может проявляться в виде нечеткой, медленной или искаженной речи.
У детей старшего дошкольного возраста с дизартрией, обнаруживаются характерные патологические особенности в работе артикуляционного аппарата [15].
Особенности паретических нарушений органов артикуляции проявляются следующим образом: лицо ребенка выглядит менее выразительным, мышцы лица ощущаются слабыми при ощупывании; многие дети не могут удержать закрытую позу рта из-за недостаточной фиксации нижней челюсти и слабости жевательных мышц; губы кажутся вялыми, уголки губ опущены; во время речи губы остаются неподвижными, что препятствует необходимой лабиализации звуков и ухудшает просодическую сторону речи.
При паретических симптомах язык часто бывает тонким, находится на дне ротовой полости и выглядит вялым, с малоактивным кончиком. Под нагрузкой, например, при выполнении артикуляционных упражнений, мышечная слабость усиливается.
Спастичность мышц, задействованных в артикуляции, проявляется следующими особенностями: лицо ребенка выглядит невыразительным, мышцы лица ощущаются твердыми и напряженными при ощупывании. Губы таких детей часто находятся в положении полуулыбки, причем верхняя губа плотно прижимается к деснам. Во время речи губы не участвуют в формировании звуков. Многие дети с такой симптоматикой испытывают затруднения с выполнением артикуляционных упражнений, таких как «трубочка», когда необходимо вытянуть губы вперед [23].
Язык при спастичном симптоме, часто изменен по форме: бывает толстым, с нечетко выраженным кончиком и ограниченной подвижностью.
Гиперкинезы при дизартрии часто проявляются в виде дрожания или тремора языка и голосовых связок. Такой тремор языка обычно становится заметным во время выполнения функциональных упражнений или при возрастающей нагрузке. Например, когда ребенку предлагается удерживать язык широко вытянутым на нижней губе на протяжении 5-10 секунд, язык может начать дрожать и не оставаться в состоянии покоя, иногда наблюдается легкий цианоз (посинение кончика языка). В некоторых случаях язык демонстрирует чрезмерную подвижность, проявляющуюся волнообразными движениями вдоль или поперек его поверхности. В таких ситуациях ребенок испытывает трудности с удержанием языка вне ротовой полости.
Гиперкинезы языка часто сопровождаются увеличением тонуса мышц, задействованных в артикуляции. При дизартрии апраксия обнаруживается как в невозможности совершать произвольные движения руками, так и в органах артикуляции. В артикуляционном аппарате апраксия проявляется либо в трудностях выполнения определенных движений, либо в сложностях при переходе от одного движения к другому.
В некоторых случаях наблюдается кинетическая апраксия, когда ребенок не может плавно переходить от одного артикуляционного движения к другому. В то же время, у других детей может проявляться кинестетическая апраксия, характеризующаяся беспорядочными, хаотичными движениями, когда ребенок ищет правильную артикуляционную позу [1;23].
Отклонение языка от центральной линии, известное как девиация, часто проявляется у детей с дизартрией во время артикуляционных упражнений и при повышенных функциональных нагрузках. Это отклонение сопровождается асимметрией губ при улыбке и сглаживанием носогубной складки.
Также наблюдается гиперсаливация, или усиленное слюноотделение, особенно заметное во время речи. Дети с такими симптомами испытывают трудности в контроле за слюной, не глотают ее должным образом, что влияет на качество произношения и просодику речи.
При обследовании моторной функции артикуляционного аппарата у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией обычно отмечается способность выполнить все артикуляционные задания. Это включает в себя способность надуть щеки, щелкать языком, улыбаться, вытягивать губы и другие артикуляционные действия.
При оценке качества выполнения артикуляционных движений у детей с дизартрией замечаются следующие проблемы: размытость и нечеткость в артикуляции, ослабленный тонус мышц, ритмические нарушения, уменьшенная амплитуда движений, короткая продолжительность удержания определенной позы, ограниченный объем движений и быстрая утомляемость мышц. При повышенных функциональных нагрузках качество артикуляционных движений значительно ухудшается, что приводит к искажению звуков, их смешиванию и общему ухудшению просодической стороны речи.
Движения мимической и лицевой мускулатуры, а также артикуляционного аппарата характеризуются низким качеством, быстрой утомляемостью и не достаточной точностью, и плавностью. Часто наблюдаются проблемы с дифференцированными движениями кончика и корня языка, а также губ.
У некоторых детей проявляется скованность и затруднения в выполнении сложных движений, в то время как у других - моторное беспокойство, гиперкинезы языка и лицевой мускулатуры, а также наличие синкинезий. У детей старшего дошкольного возраста с дизартрией нарушается как статика, так и динамика артикуляционных движений [6].
Р.И. Мартынова в своих работах описывает нарушения двигательных функций артикуляционного аппарата у детей с соответствующей патологией, подчеркивая неточность, слабость движений и быструю утомляемость этих органов. Она отмечает, что такие нарушения часто становятся заметными только в процессе логопедической работы [25].
Р.А. Белова-Давид выделяет среди двигательных расстройств трудности в нахождении определенных положений губ и языка, необходимых для произношения звуков [5]. Л.В. Лопатина указывает на то, что у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией как статика, так и динамика артикуляторных движений оказываются нарушенными. Особенно сложными для выполнения являются произвольные движения языка, что может проявляться как в определенной скованности и невозможности выполнения более сложных движений, так и в моторном беспокойстве, наличии гиперкинезов языка, проблемах с нахождением и удержанием заданной позиции [23].
Методика диагностики детей с дизартрией строится на основе таких принципов, как раннее обнаружение, всесторонний подход, учет этиологии и патогенеза заболевания, синдромологический анализ, системный подход и другие.
В процессе обследования детей с дизартрией внимание уделяется оценке артикуляционной моторики, как в состоянии покоя, так и во время мимических и других общих движений, особенно артикуляционных. Важно анализировать не только основные параметры движений (их амплитуду, скорость, плавность переходов, уровень утомляемости и т.п.), но также их точность, соответствие размерам, состояние мышечного тонуса в речевой мускулатуре, наличие непроизвольных движений и оральных синкинезий [15].
Методика Н.М. Трубниковой для исследования артикуляционной моторики включает анализ двигательных функций органов артикуляции и динамического управления движениями артикуляционного аппарата. Это исследование помогает выявить уровень развития кинестетического и кинетического праксиса, оценивая при этом качество выполнения заданий по определенным критериям [35].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Архипова Е. Ф. Стертая дизартрия у детей: учеб. пособие для студентов вузов. / Е. Ф. Архипова — М.: Астрель, 2017. 319 с.
2. Ахутина, Т. В. Диагностика речевых нарушений школьников: практ. пособие / Т. В. Ахутина, Т. А. Фотекова. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 157 с.
3. Бабина Г. В. Логопедия. Дизартрия: учебно-методическое пособие / Г. В. Бабина, Л. И. Белякова, Р. Е. Идес; — Москва: МПГУ, 2016. — 102 с
4. Белякова, Л. И. Логопедия. Дизартрия / Л.И. Белякова. - М.: Владос, 2018. - 385 c.
5. Белова-Давид, Р. А. Причины недоразвития импрессивной и экспрессивной речи детей дошкольного возраста. [Текст] /Р.А. Белова-Давид - М.: Просвещение. 2012.- 3 12 с.
6. Бернштейн Н. А. Некоторые назревающие проблемы двигательных актов. [Текст] /Н.А. Бернштейн// - Вопросы психологии. -2014. -№ 6.
7. Блыскина, И.В. Массаж и коррекция артикуляционных расстройств. [Текст] /И.В. Блыскина, В.А. Ковшиков- СПб.:Литера, 2013.- 18 с.
8. Буденная, Т. В. Логопедическая гимнастика. [Текст] /Т.В.Буденная СПб.:Пи тер, 2013. -125 с.
9. Битус, П. А. Психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста с дизартрией / П. А. Битус. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 47 (442). — С. 386-388.
10. Брюховских,Л.А .Дизартрия: учебно-методическое пособие по логопедии. Изд-е 2, перераб. И доп./ Краснояр. Гос. Пе. У н-ти м. В,П, Астафьева. – Красноярск, 20 19 – 180с.
11. Винарская, Е.Н. Дизартрия / Е.Н. Винарская. - М.: Астрель, 2013. - 281 c.
12. Воронина, Л.П. Картотеки артикуляционной и дыхательной гимнастики, массажа и самомассажа / Л.П. Воронина, Н.А. Червякова. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015. – 80с.
13. Визель, Т. Г.Основы нейропсихологии: учеб. для студентов вузов Т. Г. Визель. — М.: АСТ Астрель Транзиткнига, 2018. - С 384.
14. Власова, Т. А. О детях с отклонениями в развитии. / Т. А. Власова — М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 1973. 189 с.
15. Волкова, Л. С. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов. — М.: 1998. 680 с.
16. Галигузова, Л.Н. Дошкольная педагогика: Учебник и практикум для СПО / Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова-Замогильная. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 284 c
17. Григоренко, Н.Ю. Введение в логопедическую специальность. Логопедическая работа по преодолению нарушений звукопроизношения. [Текст] / Н.Ю. Григоренко, Ю.А. Покровская - М.: ЛОГОМАГ, 2015. – 200с.
18. Ихсанова, С.В. Игротерапия в логопедии. Артикуляционные превращения / С.В. Ихсанова. - М.: Феникс, 2014. - 48 c.
19. Ихсанова, С. В. Игротерапия в логопедии. Пальчиковые превращения / С.В. Ихсанова. - М.: Феникс, 2014. - 48 c.
20. Карелина, И.Б. Но вые направления в коррекции минимальных дизартрических расстройств. [Текст] /И.Б. Карелина// Дефектология. - 20 11. - № 1. -с. 5 1−54
21. Краузе, Е.Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика: Практическое пособие / Е. Н. Краузе, - СПб.: Корона. Век, 2016. – 80 с.
22. Лалаива, Р.И. Логопедия в таблицах и схемах. / Р.И. Лалаива,Л.Г. Параманова, С.Н. Шаховская.- Парадигма; Москва; 2009
23. Лопатина, Л.В. Особенности моторных функций у дошкольников с дизартрией. [Текст] /Л.В. Лопатина - С Пб.: Литера, 20 13. - 415 с.
24. Логинова, Е.А. Общее недоразвитие речи. Алалия: Учебно-методическое пособие / Е.А. Логинова, О.В. Елецкая. - М.: Форум, 2017. - 24 c.
25. Мартынова, Р.И. Сравнительная характеристика детей, страдающих легкими формами дизартрий и функциональной дислалией. [Текст] /Р.И. Мартынова. – М.: Владос, 2007. – 9 1с
26. Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений [Текст] / Под ред. Г.В. Чиркиной. – 3-е изд., доп. – М.: АРКТИ, 2013. – 240 с. 36
27. Микляева, Н.В. Дошкольная педагогика: Теория воспитания: Учебное пособие / Н.В. Микляева. - М.: Academia, 2018. - 640 c.
28. Моржакова, Т.И. Массаж и рефлексотерапия в коррекции речевых нарушений. [Текст] /Т.И. Моржакова - Мурманск. 2014. - 62 с.
29. Правдина, О.В. Логопедия. [Текст] / О.В. Правдина 272 с.
30. Приходько, О.Г. Дифференцированный логопедический массаж при коррекции дизартрических расстройств / О.Г. Приходько, - М.: Парадигма, 2018. – 60с.
31. Серебрякова, Н.В. Сравни тельная характеристика объяснения значения слова дошкольникам с дизартрией и без нарушения речи. [Текст] /Н.В. Серебрякова - СПб.:Литера, 2019.- 511.
32. Соботович, Е.Ф. Проявление дизартрии и методы их диагностики. [Текст] /Е.Ф. Соботович, А.Ф. Чернопольская // Дефектология. - 2014. - № 4. -с. 3 1−35
33. Смирнова, И.А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП. Алалия, дизартрия, ОНР / И.А. Смирнова. - Москва: Мир, 2018. - 320 c.
34. Соловьева, Л. Г. Логопедия: учебник и практикум для СПО / Л. Г. Соловьева, Г. Н. Градова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 191 с.
35. Трубникова, Н. М. Структура и содержание речевой карты. / Н. М. Трубникова- Учебно-методическое пособие-Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет. 1998
36. Токарева, О.А. Дизартрия. [Текст] /Подобщ. М.: Просвещение, 2018. - 155с.
37. Щетинин, М.Н. Дыхательная гимнастика Стрельниковой. [Текст] / М.Н. Щетинин. – М.: Просвещение, 2006. – 101с.
38. Фомичева, М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. [Текст] /М.Ф. Фомичева. – М.:Просвещение, 2000. – 240с.
39. Филичева, Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. [Текст] /Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. – М.: Просвещение, 20 09. – 233с.
40. Филичева, Т.Б. Логопедическая работа в специальном детском саду [Текст] /Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева. – М.: Просвещение, 2019. - 422 с.