Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1. Основание Рима
1.1 Появление Рима
Начало римской истории утрачено в легендах и преданиях, так как синхронных письменных свидетельств о первых веках Рима почти нет.
Подробное описание древнейшей истории Рима встречается в произведениях писателей и историков, живших не ранее I века до н.э. Они могли обращаться к трудам первых римских историков III-II веков до н.э. и упоминаниям о Риме в греческой истории V-IV веков до н.э. Однако эти источники в основном содержат легенды и предания о ранней истории Рима, и их достоверность подвергается сомнению.
Тем не менее, при воссоздании ранней истории Рима нельзя пренебрегать мифами, так как они отражают мировоззрение римлян и часто содержат в себе преобразованные фрагменты достоверных сведений.
Легенда утверждает, что прародителем римского народа стал Эней, троянский герой, сын Анхиза и богини Афродиты. После скитаний он прибыл в Италию, женился на дочери царя Латина, и их потомок Асканий основал город Альба Лонга, правившийся его потомками в течение 400 лет.
Последнего законного царя, Нумитора, сверг его брат Амулий, предпринявший меры, чтобы у его дочери Реи Сильвии не было потомства. Рею Сильвию зачислили в жреческую коллегию весталок, но она родила близнецов Ромула и Рема от бога Марса. Амулий приказал утопить младенцев, но их спасла волчица, которая выкормила их своим молоком. Этот миф стал символом Рима, а памятник волчице был установлен на Капитолии.
Близнецов взял на воспитание скромный пастух. Став взрослыми, они возглавили дружину отважных борцов и начали бороться с разбойниками, нападавшими на пастушеские стада. В силу счастливого стечения обстоятельств им удалось раскрыть тайну своего происхождения. Узнав об этом, они вернули власть своему деду Нумитору, свергнув зловещего Амулия.
Привыкнув к свободной жизни, близнецы не захотели оставаться в Альбе Лонге и решили создать свой город там, где их нашла волчица. При строительстве первых укреплений на холме Палатин они поссорились, и Ромул, убив Рема, стал первым правителем нового города, названного его именем – Рим.
Соседи считали Ромула и его борцов разбойниками, не соглашаясь выдавать им своих дочерей замуж. В ответ римляне похитили дочерей своих ближайших соседей – сабинов, и принудительно взяли их в жены. Сабины восстали против римлян, но их дочери смогли помирить отцов и мужей. Таким образом, римляне и сабины образовали общество под управлением двух правителей: Ромула и сабинского Тита Тации.
Согласно римской традиции, Ромул основал Рим, построил город, разделил землю между гражданами и обеспечил условия для семейной жизни. Ему приписывают создание сената, разделение народа на курии, организацию убежища для беглецов и другие меры. Однако современные исторические исследования обнаруживают противоречия и несообразности в этой легенде, рассматривая ее как народное предание, возникшее позднее и не всегда соответствующее фактам.
При данных обстоятельствах, наши представления о самых ранних периодах истории Рима остаются лишь общими и недостаточными.
Среди обширного множества арийцев, вторгшихся в Европу, выделяются пять основных групп: греки, италики, кельты, германцы и славяне.
На начальном этапе истории, италики не являются единственными обитателями полуострова; наоборот, они окружены разнообразными соседями, среди которых выделяются: лигуры на северо-востоке, япиги на юге и этруски на северо-западе. Вероятно, эти племена проникли в Италию даже раньше италиков, возможно, даже с южного направления, через Средиземное море.
Из всех упомянутых соседей, в ранней истории Рима особенно важное значение имели этруски. Этот народ, происхождение которого до сих пор остается загадкой, предстает перед нами с высокой культурой и развитой гражданской организацией. Еще в древности они объединились в крепкое союзное образование "Союз 12 народов" под единовластным царем. Множество свидетельств подтверждают, что этруски играли важную роль в самых ранних этапах истории Рима. Некоторые ученые даже предполагают, что был период, когда Рим был под контролем этрусков, а есть даже те, кто рассматривает древний Рим как прямое этрусское поселение. Тем не менее, нельзя отрицать, что древняя история италиков после их прихода на полуостров сильно зависела от этих соседей.
Каждая из латинских общин полностью сохраняла свою самостоятельность как внутри своих границ, так и в отношениях с внешним миром. Однако все эти общины латинов объединяла общность национального происхождения, языка и религиозных убеждений. Помимо общелатинских религиозных празднеств, эту единность также выражала взаимная правовая защита.
Рим был одной из таких латинских общин. Подробности его самых древних времен, как было отмечено ранее, теперь не могут быть восстановлены, так как римское предание лишено исторической достоверности. Тем не менее, в этом предании есть элемент, имеющий некоторую историческую основу. По легенде, Ромул разделил первоначальное население Рима на три трибы, и, действительно, в составе раннего римского общества мы находим три элемента, каждый с уникальным именем - Рамнес, Титии и Лукерес. Однако толкование этих элементов вызывает много споров.
Согласно мнению некоторых ученых, трибы представляли собой естественные союзы семей и родов для более эффективной защиты их прав и интересов, аналогичные греческим филам. Тем не менее, это мнение подвергается сомнению, поскольку по крайней мере две из первых триб - Рамнес и Титии - имеют отчетливую национальную принадлежность: Рамнес - латины, Титии - сабиняне. Согласно Моммзену, Рамнес и Титии изначально были двумя абсолютно независимыми общинами, проживавшими на двух соседних холмах; они долго вели вражду друг с другом (что подтверждается преданием о вражде с сабинянами), но в конечном итоге объединились в единую общину. Немного позже к этой общине присоединилась третья - Лукерес, национальная принадлежность которой неясна (некоторые полагают, что они были из Этрурии).
Между Римом и Альбой Лонгой возникает соперничество за лидерство в Латинском союзе. Эта борьба, олицетворенная различными римскими легендами, завершается абсолютной победой Рима. Важно отметить, что эта победа не приводит к разрушению Латинского союза, и Рим не становится единственным владельцем всей союзной территории. Вместо этого Рим занимает место Альбы Лонги в союзе. Постепенно, но неуклонно, Рим начинает укреплять свой контроль над этой независимостью, устанавливая обычай насаждать свои решения союзникам. К концу первого периода римской истории Латинский союз находится в таком положении.
К середине VI века до н.э. Рим полностью превращается в город: появляются величественные храмы и общественные здания из камня, мощеная рыночная площадь у подножия Палатина (Форум), внутренняя крепость на Капитолии с его отвесными склонами, и даже каменные стены вокруг города, что в то время было редкостью. Эти стены охватывают территорию в размере 420 га, что делает Рим одним из крупнейших и населенных городов в Италии. Только Капуя и Тарент имели сопоставимые размеры городской территории и численность населения.
1.2 Теории происхождения Древнего Рима
Одной из первых концепций происхождения государства является теологическая теория, которая связывает возникновение государства с божественной волей. Эту идею поддерживали многие религиозные лидеры Древнего Востока, представители средневековой Европы, сторонники исламской идеологии и члены современной католической церкви. Теологическая теория не предоставляет конкретных подробностей о том, как именно осуществляется божественная воля (поскольку она может соответствовать различным концепциям), но подчеркивает идеи неизменности и вечности государства. Эта теория также утверждает неотъемлемость всеобщего подчинения государственной воле как проявлению божественной власти. Вместе с тем она признает зависимость государства от божественной воли, которая выражается через церковь и другие религиозные организации. Невозможно доказать или прямо опровергнуть теологическую теорию, так как ее истинность зависит от веры в существование Бога или Высшего Разума.
Происхождение государства в Древнем Риме может быть рассмотрено с теологической перспективы, основываясь на мифах и легендах, которые интерпретируют процесс формирования Рима через призму божественного начала. Многие из этих легенд начинаются с описания "троянца Энея, сына богини Афродиты и смертного Анхиза, который выжил при разрушении Трои...". Таким образом, практически все легенды о происхождении Древнего Рима зиждутся на предположении божественного происхождения его основателя или основателей.
Также в античности появилась патриархальная теория происхождения государства, основоположником которой был Аристотель (III в. до н.э.). Впрочем, подобные идеи находили свое выражение и в более поздние времена, представленные, например, Фильмером, Михайловским и другими мыслителями.
Суть патриархальной теории происхождения государства заключается в том, что государство формируется из расширяющейся из поколения в поколение семьи. Глава этой семьи становится монархом, и его власть является продолжением власти отца, превращая монарха в отца всех подданных. Патриархальная теория, как и теологическая, предполагает неопределенные способы реализации божественной воли, но при этом подчеркивает неотъемлемость власти государства, которая является результатом воли Бога, а также зависимость государства от божественной воли через церковь и религиозные организации.
Элементы патриархальной теории происхождения государства могут быть усмотрены в зарождении древнеримского государства. Легенды о возникновении Рима подчеркивают семейные связи его основателей. Например, легенда о Ромуле и Реме отражает патриархальные элементы, начиная с описания правления царя Нумитора и его свергновения братом Амулием, до рождения близнецов Ромула и Рема от дочери Нумитора, Реи Сильвии, и их воспитания в семье пастуха Фаустула и его жены Ларенции. В конечном итоге, братья, узнав о своем происхождении, восстанавливают трон своего деда Нумитора и решают основать новый город — Рим.
Успехи в области естествознания в XIX веке сопровождались формированием органической теории, которую также можно отследить в ранних философских концепциях. Еще в древности некоторые мыслители, включая Платона в IV-III веках до н.э., ассоциировали государство с организмом, а законы страны с процессами человеческой психики.
Возникновение дарвинизма послужило поводом для того, чтобы юристы и социологи начали применять биологические закономерности, такие как межвидовая и внутривидовая борьба, эволюция и естественный отбор, к анализу социальных процессов. Согласно органической теории, человечество возникло в результате эволюции от низших к высшим формам животной жизни. Процесс естественного отбора, включая борьбу с соседями, привел к формированию единого организма — государства. В этом организме правительство выполняет функции мозга, управляя всем организмом и используя право, как форму передачи импульсов. Низшие классы обеспечивают внутренние функции (поддержание жизнедеятельности), в то время как господствующие классы осуществляют внешние функции (оборона, нападение).
Критика органической теории происхождения государства обусловлена тем, что каждый уровень проявления имеет свои уникальные законы, определяющие его развитие. Попытка распространения биологических законов на эволюцию человеческого общества считается неудовлетворительной, поскольку аналогии с миром природы не полностью объясняют разнообразие социальных явлений.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1 4. Мейе, А. Введение в сравнительное изучение индоевропейских языков/ А. Мейе. – М.-Л., 1938.
2 Воробьев Ю. К. Латинский язык и отражение греко-римской мифологии в русской культуре XVIII века. Автореф. дисс.. д-ра культурологии. М., 2000. 42 с.
3 Городкова, Ю. И. Латинский язык. Учебник / Ю.И. Городкова. - М.: КноРус, 2015. - 256 c.
4 Историческая грамматика латинского языка. / Под ред. А.К. Владимирова. – М.: Наука, 1960.-158с.
5 Кацман, Н. Л. Латинский язык / Н.Л. Кацман, З.А. Покровская. - М.: Владос-Пресс, КДУ, 2013. - 454 c.
6 Культура Древнего Рима. / учебник - М.: Просвещение, 1985.- 289с.
7 Малинаускене, Н.К. Введение в историю латинского языка/ Н.К. Малинаускене. – М., 2001.
8 Марцелли, А. А. Латинский язык. Учебное пособие / А.А. Марцелли. - М.: Феникс, 2016. - 288 c.
9 Нисенбаум, М. Е. Латинский язык / М.Е. Нисенбаум. - М.: Эксмо, 2011. - 608 c.
10 Откупщиков, Ю.В. Место латинского языка среди других индоевропейских языков/ Ю.В. Откупщиков// Древние языки в системе университетского образования: их исследование и преподавание. – М., 2000. – С. 12-16.
11 Павленко, Н.А. История письма/ Н.А. Павленко. – Минск, 1987.
12 Подосинов А. В. Латинский язык в школе. История, задачи и методика преподавания. М.: Русское слово, 1996. 92 с.
13 Полонская, К.П. Хрестоматия по ранней римской литературе/ К.П.Полонская, Л.П. Поняева. – М., 2000.
14 Соболевский С.И. Грамматика латинского языка. / Соболевский С.И. - М.: Просвещение, 1998.- 264с.
15 Тронский И. М. Очерки из истории латинского языка. М.-Л.: Изд-во Акад. наук СССР, 1953. 272 с.
16 Тронский И. М., Очерки из истории латинского языка. /Тронский И. М. - М.: Молодая гвардия, 1953. – 267с.
17 Федорова, Е.В. Введение в латинскую эпиграфику/ Е.В. Федорова. –М., 1982.
18 Федорова, Е.В. Ранняя латинская письменность/ Е.В. Федорова. – М., 1991.
19 Чернявский М.Н Латинский язык и основы терминологии./ Чернявский М.Н учебник - М.: Медицина, 2000. – 336 с.
20 Эрну, А. Историческая морфология латинского языка / А. Эрну. - Москва: Наука, 2010. - 384 c.