Фрагмент для ознакомления
2
Глава I. Теоретические аспекты проблемы компьютерной за-висимости и коммуникативных склонностей у подростков
1.1. Понятие компьютерной зависимости
Зависимость или аддикция определяется как навязчивая потребность, двигающая человека к определенной деятельности, навязчивое состояние, при котором человек не может жить без чего-либо. Предмет зависимости становится целью жизни [21].
Научная работа по проблеме компьютерного и интернет – аддиктивно-го поведения началась более 20 лет назад по руководством К. Янг и А. Гол-дберга.
А. Гольдберг определял интернет – аддикцию как непреодолимое вле-чение к использованию Интернета, характеризующееся пагубным влиянием на бытовую, учебную, профессиональную, семейную, финансовую сферы де-ятельности, а также на психологическое здоровье [27].
К. Янг обнаружила, что показателями развития компьютерной зависи-мости являются: навязчивое желание все время проверять электронную по-чту, ожидание следующей онлайн-сессии, все большее время, проводимое в сети, увеличение количества денег, затрачиваемых на Интернет [27].
Так как нынешний уровень компьютеризации дает возможность любо-му человеку допуск к интернету, возможность сформировать собственный личный интернет-ресурс (веб-сайт, блог, конференция, дневник), можно от-личать два основных вида компьютерной аддикции:
- особую интернет – аддикцию, которую отличает связь с некоторой своеобразной функцией сети интернет (к примеру: соцсети, киберсекс, игры, приобретения и т.п.);
- генерализованную интернет – аддикцию, которая сопряжена с уни-кальным паттерном коммуникации в сети [6].
Формирование аддиктивного поведения связано с личностными каче-ствами, однако можно выделить 4 стадии:
1. Стадия легкой увлеченности. Связь с сетью носит ситуативный ха-рактер, что только запускает механизмы формирования аддикции. Проведя время в сети, поиграв в игру, индивид чувствует наслаждение, а также пере-живает положительные эмоции от легкости, скорости, простоты, реальной графики и звука, возможности реализовать собственные мечты.
2. Стадия увлеченности. Характеризуется возникновением некоторой потребности, например, общение в соцсетях или просмотр видео, игра, или всё вместе. Индивид стремится быть в сети, игнорируя общение с близкими. Мотивация детерминированна нуждами принятия роли и эскапизмом. Непо-средственно здесь мысли аддикта все чаще захватывает виртуальный мир и наступает зависимость.
3. Стадия зависимости. На этом этапе совершаются основные измене-ния в самосознании аддикта и сдвиг необходимости быть в сети на нижний уровень пирамиды потребностей, это, в свою очередь, вызывает серьезные изменения в ценностно – смысловой сфере личности.
4. Стадия привязанности или привычка. Это наиболее длительная ста-дия, характеризующаяся сдвигом эмоционального содержания в сторону нормы, а также угасанием активности в сети, но без освобождения от зависи-мости [28].
Хотя признаки компьютерной зависимости варьируются от человека к человеку, проблема имеет много общих симптомов и характеристик:
1. Время, проведенное за компьютером в сети, важнее времени, прове-денного с друзьями и семьей. Здоровые отношения находятся под угрозой, и человек с зависимостью становится социально изолированным.
2. Онлайн – деятельность может включать порнографию, чаты, торгов-лю акциями, игры или азартные игры, а также типичные «здоровые» виды деятельности, такие как программирование, покупки или веб-серфинг.
3. Люди, зависимые от компьютера, часто лгут семье, работодателям или учителям о времени, которое они проводят в сети, и о своей деятельно-сти в Интернете. При столкновении они часто отрицают существование про-блемы.
4. Человек с нездоровой зависимостью от компьютера и Интернета мо-жет испытывать депрессию и тревогу, когда ему отказывают или сокращают время работы за компьютером (или смартфоном).
5. Люди, страдающие зависимостью, склонны думать об Интернете по-стоянно, даже когда они находятся вдали от компьютера. А, попытки само-стоятельно ограничить время пребывания в сети не дают результата [18].
Зависимый человек может обратиться к компьютеру за спасением в трудные или напряженные времена, использовать Интернет, чтобы облег-чить депрессию или тревогу. Толерантность является обычным явлением по мере прогрессирования зависимости, и Интернет – зависимость ничем не от-личается. Человеку с зависимостью требуется все больше и больше времени в сети, чтобы достичь того же эмоционального состояния.
Физические проблемы являются следствием чрезмерного использова-ния компьютера. Например, у интернет – зависимых может развиться син-дром запястного канала, напряжение зрения, ригидность затылочных мышц, боли в спине и головные боли. Бессонница является частым результатом нарушенного графика и долгих часов работы в сети, за которым часто сле-дует тревога и депрессия.
Все чаще сообщается о киберзапугивании и последующих самоубий-ствах из-за чрезмерного использования Интернета. Жертвам часто не хватает друзей в реальной жизни и, следовательно, необходимых проверок реально-сти любви, связи и достоинства [19].
Многие исследования показывают, что чрезмерное использование Ин-тернета может вызвать психические проблемы. У интернет – зависимых мо-лодых людей были психологические и психиатрические проблемы, такие как депрессия, тревога и низкая самооценка, обсессивно-компульсивные симпто-мы [35].
Часто у интернет – зависимых эмоциональный мир всесторонних про-явлений характеризуется бедностью, отгороженностью в социуме, отчуждён-ностью от трудностей, волнений и переживаний окружающих людей. Нали-чие подобного состояния связано с тем, что изначально индивид долгое вре-мя находился в ситуации постоянной блокировки удовлетворения тех или иных жизненно важных потребностей, что повлекло развитие внутренних защитных механизмов от нежелательного воздействия со стороны внешнего мира. Применяя данные механизмы, люди с интернет – зависимостью чув-ствуют себя более-менее комфортно, оставаясь один на один со своими радо-стями и переживаниями, которые понятны только им и не касаются других людей [33].
Постепенно эмоциональные нарушения, свидетельствующие о появле-нии у интернет – зависимости, находят свои проявления во всех сферах жиз-недеятельности: интонационный рисунок речи становится беднее, на вопросы окружающих даются односложные ответы невпопад, лишь бы его оставили в покое наедине с виртуальным миром [4].
Постепенно виртуальная реальность начинает заменять реальную в жизни человека, она не дает истинного представления об окружающем и со-здает представление о реальности виртуального мира и абсолютной ненуж-ности естественного, повседневного. Всё это приводит к множественным лич-ностным нарушениям: снижение критического отношения к негативным сто-ронам зависимости; потеря интереса по отношению к социальной стороне жизни, внешнему виду, удовлетворению других потребностей, а также осо-знание собственной неполноценности, наряду с невозможностью противосто-ять психологической зависимости.
В подростковом возрасте аддиктивное поведение часто является ре-грессивной формой психологической защиты или удовлетворения деприви-рованных потребностей. В качестве факторов возникновения зависимости выступают характерные для этого периода индивидуально – возрастные особенности подростков: реакции группирования и эмансипации, нервно – психическая неустойчивость, акцентуации характера, эффект непреодолимо-сти, увлечения с формирующимся сексуальным влечением, трудности в со-циализации, наличие психологических комплексов и т.д. [11].
Таким образом, характерные черты полового созревания, как и сами психологические особенности данного периода: повышенная сензитивность к любым влияниям из вне, трансформация прежде сформировавшихся психо-логических структур, перемены в развитии нравственных взглядов и соци-альных установок являются причиной риска для зарождения компьютерной зависимости у подростков. Среди основных причин зависимого поведения подростков наиболее частая – социальная дезадаптация, которая приводит к изоляции, лишению или утрате подростком основной потребности – потреб-ности в полноценном развитии и самореализации.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Батаршев А.В. Психодиагностика в управлении: практическое руко-водство. М.: Дело, 2005. 496с.
2. Бобченко Т.Г. Психологические тренинги: основы тренинговой работы: учебное пособие для вузов. М.: Издательство Юрайт, 2020. 132 с.
3. Бочавер А.А. Как подростки слышат советы родителей о будущем? / А.А. Бочавер, К.Д. Хломов, А.А. Корнеев, А.В. Жилинская // Социаль-ная психология и общество. 2019. Т.10. № 2. С. 157-174.
4. Ван Ш.Л. Подход к анализу интернет-зависимости в контексте позитив-ной психологии // Человек в информационном обществе: сборник науч-ных статей по материалам Международной научно-практической кон-ференции. Пенза: ПГПУ им. В.Г. Белинского, 2012. С. 165-168.
5. Войскунский А.Е. Концепции зависимости и присутствия применитель-но к поведению в Интернете // Медицинская психология в России: элек-трон. науч. журн. 2015. №4(33). С. 33-39.
6. Войскунский А.Е. Параллельное решение мультисенсорных задач в виртуальной среде. В сборнике: Первый Национальный конгресс по когнитивным исследованиям, искусственному интеллекту и нейроин-форматике. Девятая международная конференция по когнитивной науке. Сборник научных трудов. В двух частях. М., 2021. С. 840-842.
7. Воронов Д.И. Компьютерная зависимость и социально-психологические закономерности ее проявления // Вестник Череповец-кого государственного университета. 2013. № 3 (50), Т. 2. С. 167–171.
8. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. М.: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2004. 362с.
9. Высоков И.Е. Математические методы в психологии: учебник и практи-кум для вузов. М.: Юрайт, 2020. 431 с.
10. Грецов А.Г. Тренинги развития с подростками: Творчество, общение, самопознание. СПб.: Питер, 2011. 298с.
11. Гришина А.В., Волкова Е.Н. Увлеченность компьютерными играми как предиктор подросткового буллинга // Вестник Мининского университе-та». 2017. № 4. С 2-18.
12. Задворная Е.Г. Коммуникативная резистентность в межличностном общении // Вестник Минского государственного лингвистического уни-верситета. 2021. №4 (113). С. 14-21.
13. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. СПб.: Питер. 2012. 576 с.
14. Карпиевич В.А. Интернет-зависимость в молодежной среде: гендерные аспекты / В сборнике: Общественные и гуманитарные науки. Материа-лы 86-й научно-технической конференции профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников и аспирантов (с международным участием). Отв. за издание И.В. Войтов. Минск, 2022. С. 24-25.
15. Комлик Л.Ю., Колосова И.Г. Особенности коммуникативной компе-тентности старшеклассников // Вестник ТГПУ. 2018. №3 (192). С. 45-50.
16. Лоскутова В.А. Интернет-зависимость в медицинской парадигме / Ин-тернет-зависимость: психологическая зависимость и динамика развития / ред.-сост. А.Е. Войскунский. М.: Акрополь, 2009. С. 152-164.
17. Лоскутова В.А. Интернет-зависимость как форма нехимических аддик-тивных расстройств: дисс. на соискание ученой степени кан. мед. н. Но-восибирск, 2004. 157с.
18. Малыгин В.Л., Меркурьева Ю.А. Особенности социально-психологической адаптации и психопатологических феноменов, сопро-вождающих интернет-зависимость у подростков // Вопросы нарколо-гии. 2020. №4 (187). С. 63-77.
19. Мамедова А.Н. Компьютерная и интернет-зависимость как проблема социализации современных подростков // Педагогический форум. 2021. №2 (8). С. 250-252.
20. Матасова И.Л. Особенности формирования различных форм нехими-ческих зависимостей // Известия Самарского научного центра Россий-ской Академии наук. Самара: Изд-во Самарский научный центр РАН, 2011. 138с.
21. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. М.: ИД Горо-дец, 2016. 386 с.
22. Минуллина А.Ф., Гурьянова О.А. Тренинг личностного роста: Мето-дическое пособие. Казань: Издательство «Бриг», 2015. 96 с.
23. Москаленко О.Л. Компьютерная зависимость у подростков: виды, при-знаки, профилактика // О.Л. Москаленко, С.Ю. Терещенко, Э.В. Каспа-ров // Russian Journal of Education and Psychology. 2023. Т. 14. №1-2. С. 177-186.
24. Муравьева Ю.В. Особенности коммуникации в подростковом возрасте. Ставрополь. 2011. С. 21-24.
25. Никишина Л.А. Межличностные отношения подростков // E-Scio. 2021. № 10 (61). С. 452-457.
26. Панкратова И.А. Особенности взаимосвязи коммуникативных способ-ностей и мотивации достижения у подростков // Мир науки. 2017. Том 5. С. 2-6.
27. Проблема интернет-зависимости в школьной, молодежной и взрослой среде / Захарова Е.М., Берникова С.М., Бакина М.И., Андреева М.В. // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2020. №12. С. 82-86.
28. Психологические особенности интернет-зависимой личности / Грязнов А.Н., Ржевская Ю.Е., Лопатина Е.Н. / В сборнике: Наука, образование: предпринимательская деятельность в поведенческой экономике, формы реализации и механизмы обеспечения. Материалы Национальной научно-практической конференции. Под редакцией Н.М. Прусс, А.Н. Грязнова. 2020. С. 82-85.
29. Пузиков В. Г. Технология ведения тренинга. СПб.: Речь, 2007. 224 с.
30. Реньш М.А., Лопес Е.Г. Психологический тренинг: учебно-методическое пособие. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.- пед. ун-та, 2016. 235 с.
31. Рябоконь Л.Г. Компьютерная зависимость в подростковом возрасте // Интернаука. 2022. №29 (252). С. 37-38.
32. Самородова П.В., Котовская С.В. Взаимосвязь уровня самооценки личности подростка с его социометрическим статусом. В сборнике: Ак-туальные проблемы психологии и педагогики инклюзивного образова-ния. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Москва, 2020. С. 104-112.
33. Солдаткин В.А., Сидоров А.А. Интернет-зависимость: проблема агрес-сии и аутоагрессии // Психическое здоровье. 2020. №8. С. 39-52.
34. Спановский С.С. Некоторые методы определения и анализа интернет-зависимости среди молодежи // На пути к гражданскому обществу. 2020. №1 (37). С. 46-49.
35. Суховершина Ю.В. Тренинг коммуникативной компетенции. М.: Ака-демический проект, 2013. 492 c.
36. Суходолов А.П., Информационное импульсно-волновое взаимодей-ствие СМИ и общества / А.П. Суходолов, И.В. Анохов, В.А. Маренко // Вопросы теории и практики журналистики. 2019. Т. 8. №1. С. 5-19.
37. Тельнюк Е.И. Эмоционально-личностные особенности младших под-ростков, играющих в компьютерные игры // Психология и педагогика: современные методики и инновации, опыт практического применения: сборник материалов XVI-й международной научно-практической кон-ференции. М., 2017. С. 10-13.
38. Фопель К. Технология ведения тренинга. Теория и практика. 2-е изд. М.: Генезис, 2004. 161 с.
39. Цой Н.А. Социальные факторы феномена интернет зависимости: авто-реф. дис. … канд. социол. наук. Владивосток, 2012. 23 с.
40. Шиляева И.Ф. Коммуникативные установки подростков, склонных к игровой компьютерной аддикции // Вестник Башкирского государ-ственного педагогического университета им. М. Акмуллы. 2022. №1-4 (62). С. 218-224.