Фрагмент для ознакомления
2
В современных экономических условиях одной из главных задач для каждой организации является поиск новых путей выживания на рынке. Развитие науки и информационных технологий дает возможность менеджерам разрабатывать стратегии ранее неизвестными способами. Данные методы подходят для управления современными организациями. Изучение особенностей данных организаций и применение на практике полученных знаний является глобальной проблемой для современности .
В настоящее время не менее важной проблемой является уход с российского рынка многих иностранных компаний, что отражается в прекращении осуществления инвестиций иностранными инвесторами в отечественные предприятия. Из-за чего с каждым годом возрастает потребность в поддержке малого и среднего бизнеса и внедрении инноваций для дальнейшего развития экономического сектора.
Виртуальная компания представляет собой независимые между собой места нахождения подразделений или филиалов одной организации. При этом не только разные части организации, но и сотрудники одного подразделения могут находится в разных странах .
Целью данной работы является рассмотрение проблем и перспектив развития виртуальных компаний в Российской Федерации.
Задачи:
- описать современное состояние виртуальных предприятий;
- сделать обзор крупнейших российских виртуальных компаний ;
- описать состояние виртуальных предприятий в Российской Федерации: статистический анализ;
- изучить актуальные проблемы виртуальных предприятий ;
- описать инновации в развитии виртуальных предприятий ;
- проанализировать вопрос стимулирования развития виртуального бизнеса;
- рассмотреть риски виртуальных компаний и пути их снижения .
Объект исследования – виртуальный бизнес. Предмет исследования – специфика функционирования виртуальных компаний в России.
1. Современное состояние виртуальных предприятий
1.1 Обзор крупнейших российских виртуальных компаний
К ключевым особенностям функционирования и взаимодействия сотрудников виртуальной компании следует отнести:
- Ключевой особенностью виртуальных организаций выступает процесс их появления и развития. Компании начали образовываться в результате развития информационных технологий. Применение технологий дает возможность объединять опыт и знания всех подразделений организации вне зависимости от времени и пространства, что позволяет быть территориально ближе к клиенту и выполнять все требования заказчика;
- Преобладание неформального общения. Из-за отсутствия жесткой структуры и строгих правил появляется возможность использовать неформальные отношения без особой субординации, так как встречи являются интерактивными;
- При этом взаимоотношения сотрудников построены на большом доверии, так как в межличностных контактах важно понимание друг друга на расстоянии;
- Отсутствие физической оболочки, состоящей из материальных ресурсов. У организации возникает потребность в использовании услуг по аутсорсингу: бухгалтерский учет, кадровый учет, юридическая помощь и т.п. Управление данными процессами передается в компании, обладающими базовыми навыки в указанных сферах деятельности.
Учитывая все особенности, осуществление функции контроля в виртуальных организациях является ключевым моментом для достижения эффективной работы, так как преобладание неформальных отношений иногда может привести к дискоординации процессов внутри компании .
Для более точного определения понятия виртуальной организации рассмотрим её преимущества и недостатки. К преимуществам данных компаний следует отнести:
1. Возможность в преодолении географических границ и совместной работы сотрудников со всего мира. Выполнение работы дистанционно из любой точки с доступом к сети Интернет;
2. Внутренняя структура обладает гибкостью, скоростью и адаптивностью. Виртуальные организации, как правило, обладают меньшим размером, чем организации с традиционной структурой, что позволяет им быстрее реагировать на любые изменения;
3. Возможность поиска рабочей силы в любой точке мира, обладающей необходимой специализацией и уровнем квалификации;
4. Построение деловой коммуникации и обмен опытом с крупными иностранными компаниями, имеющими опыт работы на рынке в разных странах.
Выделяют следующие недостатки в функционировании виртуальных организаций, связанные в основном с проблемами доверия и контроля:
1) Возникновение необходимости в физическом присутствии управленческого персонала для решение сложных ситуаций и принятия управленческих решений;
2) Неэффективность управления конфликтными ситуациями, что является следствием поведения сотрудников в максимизации своих собственных интересов в разных подразделениях (децентрализация);
3) Необходимость в самоконтроле не только своей личной работы, но и в контроле деятельности сотрудников;
4) Отсутствие потребности заключения долгосрочного трудового договора у сотрудников с компанией. Дистанционная форма работы дает возможность активного поиска и смены места работы для приобретения разнообразного опыта во многих сферах. Из-за данной особенности у виртуальных организаций нет способности постоянно расширять свою деятельность.
Рассматривая все указанные выше преимущества и недостатки, можно сделать вывод о том, что основой для функционирования любой виртуальной организации является эффективное управление знаниями благодаря возможности найма высококвалифицированного персонала и развития их навыков . При этом данные процессы осуществляются с помощью применения современных компьютерных технологий, позволяющими обрабатывать и хранить новые знания и прочую информацию.
Одной из основных задач каждой организации является обучение сотрудников для улучшения координации их действий и повышения эффективности совместной работы. Поэтому важно уметь подобрать верный инструмент управления знаниями. Для решения данной проблемы важно изучить особенности современных организаций. На сегодняшнем этапе самым развитым типом данной структуры в России является виртуальная организация.
Главной причиной создания и распространения виртуальных организаций является широкое использование Интернета, а также развитие компьютерных технологий и другие достижения научно-технического прогресса.
Понятие виртуальности может быть описано как ощущение существования объектов, вовсе не являющимися реальными на самом деле. При этом человек с помощью технических средств может взаимодействовать с окружающим его миром, как и в повседневной жизни. Использование такого вида коммуникации дает возможность взаимодействовать с другими пользователями посредством визуального контакта и диалога на расстоянии.
Одним из примеров российских компаний, созданной на модели виртуального предприятия, являлся Межрегиональный центр промышленной субконтрактации и партнерства. Предприятием была разработана база данных производственных возможностей промышленных предприятий, а также база данных поступающих заказов и информацию о заказчиках и их требованиям к партнерам. Центр выступал посредником между поставщиком и заказчиком. позволяя более оперативно заключать договоры и выполнять производственные заказы. Данная организация была основана 24.09.1998 и ликвидирована 05.10.2015 из-за невозможности продолжения своей деятельности в период экономического кризиса. Несмотря на неудачный предыдущий опыт, в ближайшем будущем стоит ожидать появление новых российских виртуальных организаций, имеющих возможность применять искусственный интеллект (далее – ИИ). Данное положительное изменение объясняется увеличением инвестиций в сферу IT-технологий, а также возрастанием интереса государства к развитию рынка IT-технологий и разработке отечественных продуктов.
Рабочая группа проекта федерального значения измерила значение индекса зрелости технологий ИИ в странах мира за 2021 год. Среди критериев оценки оказались следующие факторы: уровень развития науки и специалистов в стране, развитие инфраструктуры и доходы IT-компаний.
Не смотря на значительный отрыв России, значение индекса увеличилось почти в два раза по сравнению с 2019 годом, указывая на развитие отечественного рынка IT-технологий.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1) Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ (ред. от 04.08.2023) "Об акционерных обществах"// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8743/ (дата обращения 30.10.2023)
2) Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" от 08.08.2001 N 129-ФЗ (последняя редакция)// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_32881/ (дата обращения 30.10.2023)
3) Федеральный закон "О страховании вкладов в банках Российской Федерации" от 23.12.2003 N 177-ФЗ (последняя редакция)// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_45769/ (дата обращения 30.10.2023)
Статьи, учебники
4) Азарян Е.М., Возиянова Н.Ю., Бессарабова А.А. Маркетинговые аспекты формирования бизнес-среды на виртуальном рынке//ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ НАУКИ: ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
5) Монография. Петрозаводск, 2023. С. 21-35
6) Апатова Н. В., Дорошенко А. В. Риски виртуальных предприятий в условиях цифровой экономики//АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ. Труды XVIII Всероссийской с международным участием научно-практической конференции. Под редакцией Н.В. Апатовой. 2019. С. 285-286
7) Апатова Н. В., Шор В. А. Киберугрозы виртуальному предпринимательству//ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ. V Всероссийская с международным участием научно-практическая конференция. Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского. 2019. С. 112-113
8) Бакуменко М. А., Феськова Ю. Д. Особенности ведения бизнеса в форме виртуального предприятия//АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ. Труды XVIII Всероссийской с международным участием научно-практической конференции. Под редакцией Н.В. Апатовой. 2019. С. 217
9) Дорохов, В.И. Инновационные бизнес-модели. Бизнес-модель стриминговых сервисов / В.И. Дорохов, А.В. Корниенко // Молодой ученый. – 2019. – № 19 (257). – С. 124-129
10) Ерохина М. Г. Виртуальные банки и защита прав потребителей//ЭТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВАНИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ. Сборник статей по итогам международной научно-практической конференции. Отв. редактор О.В. Белая. 2020. С. 83-91
11) Котлер, Филип Маркетинг 5.0. Технологии следующего поколения /Филип Котлер, Сетиаван Айвен, Картаджайа Хермаван ; [первеод санглийского А. Горман]. – Москва : Эксмо, 2022.
12) Кузовкова Т.А., Жолтикова В.Р., Жолтикова П.А., Шаравова М.М. Сферы эффективного применения цифрового сервиса «Умный дом» // В книге: «Мобильный бизнес: перспективы развития и реализации систем радиосвязи в России и за рубежом». Сборник материалов (тезисов) 46-й Международной конференции РАЕН, 2020. – С. 36-39.
13) Кузовкова Т.А., Шаравова О.И., Шаравова М.М. Интегральный платформенный характер бизнес-моделей цифровых компаний // РИСК: Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция, 2021. – № 2. – С. 107-113
14) Кузовкова Т.А., Салютина Т.Ю., Шаравова О.И., Кузовков А.Д. Синергия цифровой трансформации бизнеса и инфокоммуникационной инфраструктуры // Инновации в менеджменте, 2020. – № 4 (26). – С. 14-23
15) Кузовкова Т.А., Ву Д.Ф., Шаравова М.М., Шаравов И.М. Перспективы развития инфокоммуникаций в условиях реализации национальных проектов цифровой экономики // В сборнике: Технологии информационного общества. Материалы XV Международной отраслевой научно-технической конференции «Технологии информационного общества», 2021. – С. 261-263.
16) ООО "КАЗАНЬЭКСПРЕСС": бухгалтерская отчетность и финансовый анализ//https://www.audit-it.ru/buh_otchet/1648054022_ooo-kazanekspress
17) Отчетность Озон-Банк //https://cdn2.ozone.ru/s3/ob-landing/static/docs/ecom/finance/2023/%D0%9F%D0%9E_01102023_%D0%B2%20%D1%83%D1%81%D0%B5%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%BC%20%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B5.pdf
18) Суптело Н. П., Гончарова А. И. Особенности и перспективы развития виртуальных организаций в России//УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ: ГЕОПОЛИТИЧЕСКАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ. Материалы XIX Международного конгресса с элементами научной школы для молодых ученых. В 2-х томах. Том 1. Отв. редакторы выпуска: А.В. Семёнов, П.Н. Кравченко. Москва, 2023. С. 438-440// https://www.elibrary.ru/download/elibrary_53803838_21027200.pdf (дата обращения 04.12.2023)
19) Финансовая отчетность //https://acdn.tinkoff.ru/static/documents/095a9520-6ae0-4665a0e6873d4017ff39.pdf
20) «Цифровая экономика РФ»// https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/858/?utm_referrer=https%3a%2f%2fwww.google.com%2f (дата обращения 30.10.2023)
21) Черновалов А.В. Цифровизация управления рабочим временем в учреждениях здравоохранения / А.В. Черновалов, Д.Н. Баранов, Н.В. Бушуева; Московский университет им. С.Ю. Витте. – Москва: Московский университет им. С.Ю. Витте, 2019. – 193 с.
22) Шаравова О.И., Жолтикова В.Р., Шаравова М.М. Современная конъюнктура подвижной сотовой связи//МОБИЛЬНЫЙ БИЗНЕС: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМ РАДИОСВЯЗИ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ. СБОРНИК МАТЕРИАЛОВ (ТЕЗИСОВ) 48-Й МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ. Москва, 2021. С. 28-30// https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47390972 (дата обращения 04.12.2023)
23) Шаравова О.И. Анализ ребрендинга крупнейшего национального провайдера цифровых услуг и решений // В сборнике: Технологии информационного общества. Материалы XIII Международной отраслевой научно-технической конференции, 2019. – С 182-183
24) Шаталова К.Д. Неочевидные проблемы виртуальной торговли/ К.Д. Шаталова // Теория и практика экономики и предпринимательства: XVII Всеросс. междунар. научн.-практ. конф.: тезисы докл. – Симферополь, 2020. – С. 279-280
25) Шаталова К. Д., Бойченко О. В. Неочевидные проблемы виртуальной торговли//ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ЭКОНОМИКИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА. XVII Всероссийская с международным участием научно-практическая конференция. Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского. Симферополь, 2020. С. 279-280