Фрагмент для ознакомления
2
Грамматическая лексикография, как особая часть исторической науки о русском языке, изучает историю отдельных слов и групп слов со сходными лингвистическими характеристиками [5].
Особенность грамматической лексики, отличной от исторической морфологии, заключается в том, что грамматическая история слова тесно связана с его лексической историей. Объектом исследования грамматической лексикологии является вариантная (синонимичная) форма изменяемых слов, первая - именная часть речи: сосед - соседи, ребенок - ребенокдети и т.д., а также противоречие между формой и содержанием слова.
При изучении основных тем русской школьной программы необходима информация о взаимодействии лексических и грамматических факторов в синхронизации и продолжительности. При изучении именных частей речи изучают возможность применения грамматических лексических элементов в школах.
При изучении темы «неодушевленные и неодушевленные существительные» рекомендуется обращать внимание на исключения: куклы, матрешки, смертьи т.д. Грамматическая одушевленность этих слов объясняется особенностями восприятия объектов носителями языка. Понимание объекта может быть разным: такие объекты, как дети, кошки, комары и т.д. рассматриваются как живые; умерший и т.д. как «бывшие живы»; эмбрион, зародыш как «живое будущее» и т.д.
При изучении падежной формы существительных обращают особое внимание на значимую форму в орфографии: форму родительного падежа существительных мужского рода единственного числа с окончаниями -a(я) и-y(ю). По пространственному или объектному значению форма существительных мужского рода с синонимическим суффиксом «-e» и нулевым окончанием [12].
При изучении полных и неполных форм рекомендуется обращать внимание на избыточные формы множественного числа существительного дерево и его полный вариант .
При изучении названий чисел грамматические исключения представляют в основном научный интерес. Группа чисел, представляющих десять, больше соответствует форме четырехсот. Сороковое число полностью закреплено за языком восточнославянской подгруппы. В других славянских языках используется более логичная форма.
Конечно, влияние лексических факторов на грамматику можно проследить до слов всех частей речи, включая глаголы (например, взаимодействие продуктивного и непродуктивного), причастия, наречия, национальные категории слов и официальные части речи.
Однако в школьной программе по русскому языку рекомендуется для начала ознакомить учащихся с явлением непродуктивных форм. Это соответствует общему дидактическому принципу систематизации и последовательности предметных исследований и принципу интеллектуальных способностей учащихся.
Следует отметить, что данный аспект также соотносится к обучению русского языка и уроков литературы. Идеей программы считается обеспечение высокого качества образования, адекватного социальным и экономическим потребностям общества, а также индивидуальным способностям каждого учащегося.
Непродуктивные формы обычно объединяют небольшое количество глаголов. Их классификация затруднена наличием небольших признаков в небольших группах глаголов, иногда в одном глаголе (например, есть, идти). Количество непродуктивных форм постепенно уменьшается по мере того, как они подвергаются воздействию продуктивных классов (например, форма мяукают вместо мяучут, полоскают вместо полощут) [3].
Соответственно, непродуктивная форма – это те глаголы, которые имеют другое отношение к инфинитиву и основе настоящего (будущего) времени. Согласно модели непродуктивных форм, новые глаголы данной группы сейчас не образуются. Например, глагол плакать в форме инфинитива похож на глагол первой продуктивнойформы, но основа настоящего времени этого глагола имеет другую форму:плака(ть) – плач(ут).
Соответственно, чтобы правильно образовать все формы глаголов, недостаточно знать только форму инфинитива: всегда необходимо учитывать взаимосвязь между двумя основами глагола.За пределами продуктивных глагольных классов остаются такие непродуктивные группы глагола:
1. Глаголы на «-ать» (при отсутствии морфемы -а- в настоящем времени) с 3-м лицом множественного числа на «-ут»: бормотать— бормочут; вязать— вяжут; глодать— гложут; искать— ищут; казать— кажут.
Эта группа не добавляется новыми словами; напротив, некоторые слова постепенно отделиляются от нее и становятся продуктивным классом глаголов, например делают-делать. Некоторые глаголы образуют двойные и параллельные формы настоящего времени, такие как: мурлыкать— мурлыкаю и мурлычу.
В некоторых глаголах двойственность формы используется как средство различения омофонов или разных значений слова. Следовательно: метать (петли)— мечут; метать (бросать)— метают и мечут; метать (икру)— мечут; капать (в значении: протекать, пропускать сквозь себя жидкость)— каплю, каплешь [10].
2. Небольшая группа (около 35 основ) глагола на «-ать» (на основе настоящего времени), в третьем лице множественного числа на «-ат»: бояться, бренчать, брюзжать, бурчать, верещать, визжать, ворчать, гнать, держать, дребезжать.
Глаголы этой группысочетают форму инфинитива I класса с формой настоящего времени IV класса: спать, но сплю, спишь, спит, за исключением следующих глаголов: бояться, гнать, мчать, держать, слышать. Ударение неподвижно (за исключением слов гнать, держать, мчать).
3. Группа (около 45 основ) глаголов на «-еть» в третьем лице множественного числа настоящего времени на «-ат», «-ят»: бдеть— бдят; блестеть— блестят (блещу, блестишь, ср.: блещешь, блещут); болеть— болит— болят (ср.: болеть— болеют).
Эта группа глаголов сочетает в себе форму инфинитива второго типа (белый) и форму четвертого типа. Некоторые исследователи объединяют эти три группы глаголов в один класс.
4. Глаголы (около 60) имеют суффикс состояния «-ну»: -бегнуть (с приставками из-, при-), блекнуть, брюзгнуть, -бухнуть (с приставками на-, раз), -вергнуть (с приставками в-, из-, низ-, от-, по-, под-, опро-, с-).
В личном употреблении некоторые глаголы этой группы иногда все еще сохраняют «-ну» в форме прошедшего времени на «-л» и причастия прошедшего времени на «-вший»: прибегнул— прибегнувший.
5. Группа глаголов с инфинитивом на «-ть» и «-ти» (7 основ), без соединительных элементов, единственного числана «-у» и «-ут» с формой настоящего времени и формой прошедшего времени на «-з» и «-с»: грызть— грызут (прошедшее грыз).
6. Группа (16 основ) глаголов с инфинитивом на «-ч», которому соответствуют заднеязычные г и к в основе прошедшего времени (печь— пёк; мочь— мог), а также в основе 1-го лица единственного и 3-го лица множественного числа настоящего времени: беречь, влечь, волочь.
7. Группа (около 20 основ) глагольных инфинитивов на «-сть» и «-сти», основанных на настоящем времении форме прошедшего времени на «-л»: блюсти— блюдут (блюл), брести— бредут (брел), вести— ведут (вел).
Есть два глагола на основе «-сти» в настоящем и прошедшем времени: грести— гребут (прошедшее грёб; ср. погребут); скрести— скребут (прошедшее скрёб) и два изолированных глагола: клясть— кляну— клял и расти— расту— рос [2].
8. Обособленная группа (4 основы) глаголов с инфинитивом на «-ереть» с формой входящего времени на «-ер» и основой настоящего времени на «-p» без предшествующего «e»: умереть— умру (умер); переть— пру (пёр); тереть— тру (тёр). Некоторые исследователи (например, Н.Н. Дурново) объединили глаголы групп 5, 6 и 7 в одну категорию.Иногда сюда включаются глаголы группы 8: тереть, переть, простереть.
9. Группа из (5 основных) односложных глаголов на «-ить», где звук корня «-и» инфинитива соответствует «-e» в форме повелительного наклонения: бить, пить, лить.
10. На основе настоящего времени на «-ыть»; группа примыкает к односложной основе предыдущей группы (5 основ) глаголов: выть, ныть, крыть [11].
11. Обособленная группа глагола на «-олоть» и третьего лица множественного числа «-ороть»: колоть, бороть(ся), полоть, пороть. Кроме того, можно выделить некоторые группы с более чем тремя или двумя основаниями:
1. дуть— дуют; разуть— разуют;
2. жить— живут;
3. давать— дают; знавать— знают;
4. деть— денут; стать— станут;
5. взять— возьмут; занять— займут;
6. притязать—обязуют(ся), наказуют, испытуют.
Поэтому в непродуктивных группах глаголов встречаются глаголы с двойной основой: блестеть— блещут— блестят; гнать— гонят; петь— поют и т.п.Сюда же добавляются глаголы с разными формами сложности.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1.Балалыкина, Э. А. К вопросу о грамматической лексикологии как самостоятельной лингвистической дисциплине // Ученые записки КГУ. - 2022. - Т. 1. - 68-76.
2. Ващенко, Е.Д. Русский язык и культура речи: Учебное пособие / Е.Д. Ващенко. - Рн/Д: Феникс, 2021. - 272 c.
3.Влчек, Й. Русская грамматика / Й. Влчек. - М.: Русский язык, 2019. - 896 с.
4.Гойхман, О.Я. Русский язык и его структура: Учебник / О.Я. Гойхман, Л.М. Гончарова, О.Н. Лапшина и др. - М.: Инфра-М, 2019. - 304 c.
5.Жолобов, О. Ф. Лексико-семантические и грамматические факторы в истории русского слова / О. Ф. Жолобов. –СПб.: Вита,2019. - 160 с.
6.Жолобов, О. Ф. Старославянский язык. Лекционный курс: учебное пособие / О. Ф. Жолобов. - Казань: Казан. федер. унт, 2019. - 100 с.
7.Колесов, В. В. Историческая грамматика русского языка: учебник для высших учебных заведений Российской Федерации / В. В. Колесов. - СПб.: Филологический факультет СпбГУ, 2021. - 512 с.
8.Корнеева, Т. А. Синтаксис и грамматика // Материалы международной научной конференции, посвященной 260-летию со дня рождения поэта и 200-летию со дня основания Казанского университета. – 2019. - № 2. – С. 15-26.
9.Корнеева, Т. А. Семантико-стилистические закономерности функционирования форм люди и челове-ки в произведениях А. Н. Радищева и А. С. Пушкина // Русская и сопоставительная филология: системно-функциональный аспект. – 2020. - № 2. – С. 57-88.
10.Малычева, Н.В. Современный русский язык и культура речи: Учебник для бакалавров / Н.В. Малычева. - М.: Дашков и К, 2019. - 248 c.
11.Марков, В. М. Историческая грамматика русского языка. Именное склонение / В. М. Марков. - М.: Высшая школа, 2019. - 143 с.
12.Николаев, Г. А. Из грамматической лексикологии русского субстантива // Международный конгресс исследователей русского языка. Труды и материалы. – 2020. - № 3. – С. 117-125.
13.Орлова, Е.В. Русский язык и культура речи для средней школы / Е.В. Орлова. - Рн/Д: Феникс, 2019. - 150 c.
14.Петрякова, А.Г. Культура речи: Практикум-справочник для 10-11 классов / А.Г. Петрякова. - М.: Флинта, 2019. - 256 c.
15.Руденко, А.М. Культура речи и деловое общение / А.М. Руденко. - Рн/Д: Феникс, 2020. - 464 c.
16.Самойлова, Е.А. Обучение правилам русского языка / Е.А. Самойлова. - М.: Форум, 2021. - 288 c.
17.Самыгин, С.И. Деловое общение. культура речи (для бакалавров) / С.И. Самыгин, А.М. Руденко. - М.: КноРус, 2019. - 143 c.
18.Фасмер, М. Этимологический словарь русского языка / М. Фасмер. - М.: Прогресс, 2019. - 832 с.
19. Черняк, В.Д. Русский язык и культура речи (спо) / В.Д. Черняк; под ред. Е.В. Сергеева. - М.: КноРус, 2019. - 263 c.
20.Яцук, Н.Д. Обучение словообразованию: практикум / Н.Д. Яцук. - М.: Флинта, 2021. - 92 c.