Фрагмент для ознакомления
2
Одной из основных и важных потребностей человечества является обеспечение безопасности его жизни. Это отражено в опубликованных работах многих отечественных ученых, начиная с М.В. Ломоносова, В.А. Левицкого, И.М. Сеченова, А.А. Сочинского и др. Зарубежные исследователи А. Адлер, В. Паскаль, З. Фрейд, П. Маслоу и др.
В России есть традиция поддерживать порядок на проселочных дорогах и улицах. В царствование царя Ивана III были соблюдены правила вождения и передвижения по дорогам. Были приняты решения, определявшие первые правила движения на дорогах, а нарушители этих правил сурово наказывались. В 1720 году Петр I издал указ о правилах дорожного движения. Несмотря на строгие меры, принятые высшими властями России, превышение скорости широко распространено, а столкновения с пешеходами и автомобилями часты. Современники отмечали, что самый строгий порядок на российских дорогах существовал во времена правления Екатерины II. В 1812 году были введены правила, требующие правостороннего движения, ограничения скорости, карет и конных экипажей, для которых требовались металлические знаки. С первых лет установления Советской власти в нашей стране большое внимание уделялось развитию и организации дорожного движения, особенно общественного транспорта и грузоперевозок [10].
Сегодня проблема обучения дошкольников навыкам безопасности на улицах городов весьма актуальна. В педагогической практике опыт обучения безопасному поведению детей дошкольного возраста представлен в работах таких авторов как Князева, А.В. Гостюшин, Н.И. Клочанов, М. М. Котик, О.А. Скоролупова, Т.А. Хориджо и др.
Скоролупова О.А., главный специалист отдела нормативно-методического обеспечения развития общеобразовательной структуры, содержания, технологий и кадров Департамента государственной политики в сфере образования Министерства образования и науки Российской Федерации, отмечает, что у дошкольников нет защитной психологической реакции на дорожно-транспортные ситуации, свойственной взрослым. Их жажда знаний и стремление открывать для себя новое подвергают ребенка реальному риску на улице. По мнению исследователя, работа воспитателя над этой проблемой не должна ограничиваться словесными объяснениями – «можно, но нельзя». О.А. Скоролупова считает, что необходимо развивать навыки осознанного поведения детей на улицах города. Этого можно добиться, решив несколько задач:
- дошкольники будут знать правила безопасного поведения на улице;
- формирование у внимательных детей качественной новой моторики и среды обитания;
- развитие предвидения у детей;
- развитие толерантности к риску и безопасного поведения в той или иной меняющейся ситуации [20].
«Правила и безопасность дорожного движения». Данное пособие предлагает тематическое планирование и конспекты занятий по различным направлениям развития детей дошкольного возраста: элементы обучения правилам дорожного движения: знакомство с окружающим миром, развитие речи и математики, рисование и аппликация, конструирование. В каждый из перечисленных занятий включен материал по правилам дорожного движения для дошкольников [16].
Также интересна система C.П. Черепановой. Книга «Правила дорожного движения для дошкольников» предлагает систему перспективного планирования обучения детей дошкольного возраста правилам дорожного движения и безопасному поведению на улице. Предлагаемая организация труда подходит для разных возрастных групп и разных форм организации деятельности детей: уроков, целенаправленных прогулок и наблюдений, дидактических и ролевых игр, работы с родителями и т. д. В книге С.Н. Черепановой предлагаются примерные показатели знаний детей правил дорожного движения и способы их выявления [22].
Систему обучения детей дошкольного возраста правилам дорожного движения можно выделить в работе Т.Г. Кобзевой, И.А. Холодовой, Г.С. Александровой «Правила дорожного движения. Система дошкольного образования». На наш взгляд, авторская система заслуживает внимания. Она включает в себя все возможные компоненты: цели, содержание, методы, мероприятия, методы обучения и предложения по среде обучения. Книга интересная и насыщенная, на наш взгляд, в ней представлены материалы для формирования культуры поведения учителей, родителей и детей на дорогах и улицах: семинары, педсоветы, родительские собрания, конспекты уроков и развлечения [18].
Также в области просвещения дошкольников о правилах дорожного движения интересен методический вклад Т.А. Шорыгиной. В своих работах («Три светофора», «Осторожные сказки») автор подробно повествует о правилах безопасного нахождения на дорогах, на улице и других местах пребывания ребенка. При этом Т.А. Шорыгина в своей работе придерживается основных дидактических принципов обучения детей дошкольного возраста и их психофункциональные особенности [24].
Другие исследователи также придерживаются основополагающих дидактических принципов обучения. Так, главный специалист отдела образования В.Л. Шмундяка кратко, но доходчиво объясняет все понятия, связанные с безопасностью детей на дороге, в удобной форме описывает дорожные знаки и их значения. В книге «Ваш ребенок и дорога» инспектор отдела пропаганды ГИБДД Л.А. Комлева и детский эксперт по безопасности дорожного движения В.Л. Шмундяка рассматривают правила поведения детей в необычных дорожных условиях. Авторы книги стараются помочь взрослым: родителям, опекунам, учителям оградить ребенка от опасностей, поджидающих его в дороге. В последующие годы в дошкольной педагогике разрабатываются программы по правилам дорожного движения [13].
Э.А. Козырева, Т.А. Пухова, В.Л. Шмундяком разработаны программы «Азбука дорожного поведения» и «Программа обучения детей дошкольного возраста безопасному поведению на дорогах города». Программы специально разработаны для обучения дошкольников правилам безопасности дорожного движения. В программу включены различные варианты структур занятий, наиболее подходящие методы и методы обучения и воспитания дошкольников с учетом психофизиологических и индивидуальных особенностей детей данного возраста. Сформированы цели и задачи, содержание, методы диагностики темы и примерный тематический план обучения дошкольников безопасному поведению на дорогах [4].
Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» авторов Р. Б. Стеркина, О. Л. Князева, Н. Н. Авдеева разрабатывалась по государственному стандартному проекту. Она предполагает решение важнейшей социально-педагогической задачи – развитие навыков поведения детей в различных неожиданных ситуациях. Сборник материалов для обучения самостоятельности и ответственности дошкольников. Цели программы: развить у ребенка навыки умного поведения; научить действовать в опасных ситуациях дома, на улице, в городском транспорте, при взаимодействии с посторонними людьми, пожарными и другими объектами, животными и ядовитыми растениями; развитие основ экологической культуры и воспитание здорового образа жизни. Программа адресована педагогам старших групп дошкольных образовательных учреждений. Она состоит из введения и шести глав, содержание которых отражает изменения в жизни современного общества и тематического планирования, на основе которых строится воспитательная работа с детьми: «Ребенок и другие люди», «Ребенок и природа», «Ребенок и природа». «Ребенок и природа». «Ребенок дома», «Здоровье ребенка», «Эмоциональное благополучие ребенка», «Ребенок на улице» [2].
Авторы программы оставляют за каждым дошкольным учреждением право использовать разные формы и методы организации обучения с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей, социокультурных различий, уникальности социокультурных условий жизни, а также общих социальных навыков, экономической ситуации. В связи с важностью защиты жизни и здоровья детей программа требует обязательного соблюдения ее основных принципов: комплексного (выполнение всех разделов), системного, с учетом городской и сельской местности, сезонности, возраста.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования обучение правилам дорожного движения осуществляется с учетом интеграции образовательных областей [2].
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной структуры дошкольного образования (утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. №655) определяет содержание области образования «Безопасность», формирует основы безопасности жизнедеятельности и создает условия экологического сознания (экологической безопасности) путем решения следующих задач.
- формирование ситуаций, которые угрожают людям и миру природы, и идеи о том, как с ними бороться;
- внедрение правил безопасного поведения для людей и окружающей среды;
- обучение детей правилам дорожного движения как пешком, так и в качестве пассажира в автомобиле;
- формирование внимательного и разумного подхода к ситуациям, опасным для людей и окружающей среды [2].
Таким образом, проблема развития знаний детей о правилах дорожного движения актуальна. К ее решению подходят исследователи, психологи, педагоги, инспекторы дорожной безопасности и публицисты. В последние годы по этому вопросу проводится больше исследований в области отечественной педагогики. Особый интерес представляет содержание образовательной деятельности, направленной на развитие знаний о правилах дорожного движения.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // http://www.firo.ru/?page_id=11003
2. Авдеева, Н.Н. Безопасность на улицах и дорогах: Методическое пособие для работы с детьми дошкольного возраста / Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р. Б. Стеркина. – Москва : ООО «Издательство АСТ - ЛТД», 2014. – 96 с.
3. Андреев, В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. Казань: Центр инновационных технологий, 2000. - 124 с.
4. Азбука поведения на дороге. Программа обучения дошкольников безопасному поведению на улицах города / Департамент образования г. Москвы ; [авт.-сост. Козырева Е. А. и др.]. - Москва : Шк. кн., 2007 (М. : Московские учебники и Картолитография). - 80 с.
5. Болдырева, Н.Г. Формирование навыков безопасного поведения дошкольников посредством моделирования игровых ситуаций / Н.Г. Болдырева, В.И. Чеснокова // Молодой ученый. – 2016. – № 22. – С. 238-240.
6. Васильева М. Учим правила безопасности/ М. Васильева // Дошкольное воспитание. - 2017. - №2. - С. 65-66.
7. Гейль, О.Г. Формирование основ безопасного поведения в быту у детей младшего возраста через игровую деятельность / О.Г. Гейль // Молодой ученый. – 2016. – № 12.6. – С. 26-28.
8. Деркунская, В.А. Сотрудничество детского сада и семьи в воспитании культуры здоровья дошкольников / В.А. Деркунская // Дошкольная педагогика. - 2016. - №5. – С. 31.-38.
9. Ефимова, Н.С. Основы общей психологии : учебник / Н.С, Ефимова. – Москва : ИД «ФОРУМ» : ИНФРА- М, 2013. – 288 с.
10. Занятия по правилам дорожного движения / Сост. Н.А. Извекова, А.Ф. Медведева и др.; под ред. Е.А. Романовой, А.Б. Малюшкина. – Москва : ТЦ Сфера, 2014. – 77 с
11. Знакомим дошкольников с ОБЖ : пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Я.И. Прус — Мозырь : ООО ИД Белый Ветер, 2015. — 94 с.
12. . Ипполитова, Н. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация / Н. Ипполитова, Н. Стерхова // General and Professional Education. – 2012. – № 1. – C. 8–14.
13. Комлева, Л.А. Ваш ребенок и дорога : [О том, что стоит за строкой Правил дорожного движения, или Как уберечь ребенка на дороге] : методическое пособие для родителей / Л. А. Комлева, В. Л. Шмундяк ; под общ. ред. Упр. ГИБДД ГУВД по г. Москве. - Москва : Центр Пропаганды, 2006. – 29 с.
14. Лизунова, Е.В. К вопросу о пожарной безопасности детей старшего дошкольного возраста / Е.В. Лизунова // Самарский научный вестник. – 2013. – № 3. – С. 55-57.
15. Методические рекомендации по обучению детей правилам дорожного движения в условиях детского сада / авт.-сост.: Г.Х. Манюрова, Л.В. Мирошниченко. – Казань : ИРО РТ, 2015. – 28 с.
16. Основы безопасного поведения дошкольников: занятия, планирование, рекомендации / авт.- сост. О.В. Чермашенцева. – Волгоград : Учитель, 2010. - 207с.
17. Погодаева, М.В. Становление культуры безопасности дошкольника в процессе организованной игровой и познавательно-исследовательской деятельности / М.В. Погодаева // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. – 2016. – № 3. – С. 103-109.
18. Правила дорожного движения. Система обучения дошкольников / Т.Г. Кобзева, И.А. Холодова, Г.С. Александрова. – Москва : Учитель. 2020. –169 с.
19. Старцева, О.Ю. Школа дорожных наук : Профилактика детского дорожно – транспортного травматизма. – Москва : ТЦ Сфера, 2010. – 64 с.
20. Скоролупова, О.А. Контроль воспитательно-образовательного процесса в ДОУ / О. А. Скоролупова. - Москва : Скрипторий 2003, 2009. – 158 с.
21. Чепенева, Е.И. Эффективность использования игровых обучающих ситуаций при формировании основ безопасного поведения на дороге у старших дошкольников / Е.И. Чепенева // Вопросы дошкольной педагогики. – 2017. – №2.1. – С. 28-29.
22. Черепанова, С.Н. Правила дорожного движения дошкольникам / С.Н. Черепанова. – Москва : Скрипторий, 2015. -
23. Ширяева, В. А. Педагогические условия формирования универсальной ключевой компетенции [Электронный ресурс] / В. А. Ширяева. – Режим доступа : http://www.sgu.ru/sites/default/files/ textdocsfiles/2013/07/15/i-09_shiryaeva.pdf.
24. Шорыгина, Т.А. Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5-8 лет / Т. А. Шорыгина. - Москва : Творческий центр Сфера, 2014. – 73 с.
25. Эмирвелиева, З.С. Формирование навыков безопасного поведения в природе у детей старшего дошкольного возраста в ДОУ / З.С. Эмирвелиева // Символ науки. – 2016. – № 5. – С. 234-237.
26. Югова, М.Р. Формирование правил безопасного поведения у дошкольников / М.Р. Югова, Е.В. Лихаузова // Инновационные педагогические технологии: материалы Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). – Казань: Бук, 2014. – С. 125-127.