Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность
В современном обществе задача всестороннего развития и воспитания детей является актуальной, что отмечено в "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года" от 29 мая 2015 г. N 996-р.
Эта стратегия создает условия для разработки и реализации комплекса мер, учитывающих особенности современных детей, социальные и психологические предпосылки развития ребенка, а также предпосылки для интеграции семьи, общества и национальных усилий, направленных на воспитание подрастающего поколения и будущих поколений.
Предпосылкой прогресса и развития нашего общества является существование личностей с нестандартным мышлением, творческим воображением, отличными лидерскими качествами, демократической культурой и которые не боятся брать на себя ответственность при решении экономических, политических и культурных проблем. С каждым годом возрастает ценность профессионалов, которые могут видеть насущные проблемы и вести за собой.
Тема развития лидерских качеств подростков в общеобразовательных организациях становится все более актуальной в современном мире, поскольку от этого во многом зависит формирование личности и активной жизненной позиции подростков. Общеобразовательные учреждения также претерпевают серьезные изменения, поэтому к подросткам предъявляются особенно высокие требования: инициативность, настойчивость, уверенность в себе и успех общего дела. Необходимо уметь преодолевать препятствия внутреннего и внешнего характера, чтобы организовывать себя и работу и повышать ее эффективность.
Современные подростки - это новый тип социально активной личности. Именно в этом возрасте подростки готовы к личному и профессиональному самоопределению и самореализации. Этом возрасте формируются идентичность, ценности и мировоззрение. Индивидуальная социальная активность проявляется как разновидность сознательной, добровольной, активно-творческой деятельности, направленной на эффективное преобразование окружающей среды и самой личности.
Важное значение в формирование лидерских качеств играют детские общественные объединения, которые способствуют включению подростков в социально-значимую самостоятельную деятельность, позволяют проявить способности к управлению детским коллективом, способности вести за собой.
Многие научные труды отечественных ученых посвящены проблеме исследования лидерских качеств подростков, к ним относятся работы ученых И. С. Кон, Е. А. Климов, В. Н. Князев, Е. С. Кузьмин, Б. Д. Парыгин, И. С. Полонский, А. Г. Сорокова, А. И. Пригожий, Л. И. Уманский, и др.
Для развития лидерских качеств подрастающего поколения создаются различные детские общественные организации. Теоретическую базу исследования детских обществ заложили отечественные ученные Т.Е. Конникова, Е.Е. Лебединский, К.Д. Радина, Б.Е. Ширвиндт и др.
В научной литературе встречаются различные классификации функций детских общественных организаций. В своих работах их анализируют Л.В. Алиева, Т.В. Трухачева, С.В. Бобрышев, А.В. Чепурных. В перечисленных работах наблюдается неоднозначность в содержании и классификации функций.
Сегодня вопрос эффективности поддержки и сопровождения лидерства детей и подростков вызвал интерес во всем мире, и активно разрабатываются методы формирования лидерства подрастающего поколения.
Таким образом, можно сделать вывод, что теоретические основы исследования лидерских качеств подростков в детских общественных организациях были разработаны, но в настоящее время внедряется Федеральная программа воспитания, которая нацелена на формирование значимых для государства личностных качеств, которые могут способствовать реализации лидерского потенциала детей и подростков в условиях общеобразовательных школ.
Актуальность вопросов формирования лидерства в школьной среде у подростков способствовала выявлению противоречия между необходимостью развития лидерских качеств личности с учетом возрастных особенностей и недостаточного развития, и внедрения воспитательной работы по этому направлению в общеобразовательных школах. Эти противоречия, объективно существующие в современной действительности, определяют выбор темы нашего исследования: «Формирование лидерских качеств у подростков в детском общественном объединении».
Проблема исследования: какие педагогические условия необходимы для формирования лидерских качеств подростков в детском общественном объединении.
Таким образом, актуальность проблемы и недостаточная разработанность определяют тему нашего исследования: «Формирование лидерских качеств подростка в детском общественном объединении».
Цель исследования: теоретическое обоснование педагогических условий, способствующих формированию лидерских качеств подростков в детском общественном объединении.
Объект исследования: формирование лидерских качеств подростков
Предмет исследования: формирование лидерских качеств подростков в детском общественном объединении.
Гипотеза исследования: процесс формирования лидерских качеств подростков в детском общественном объединении будет эффективным, если реализовать совокупность следующих педагогических условий:
- учет особенностей процесса и развивающих возможностей детского общественного объединения;
- систематическое вовлечение подростков в организованную деятельность, направленную на приобретение лидерского опыта;
- использование в деятельности детского общественного объединения технологии проектирования с предоставлением каждому подростку возможности реализации различных позиций членов объединения (от исполнителя до организатора).
Задачи исследования
1. Рассмотреть особенности развития лидерских качеств подростков.
2. Определить наиболее эффективные формы и методы развития лидерских качеств у подростков в детском общественном объединении в условиях общеобразовательной организации.
4. Подобрать диагностики оценки лидерских качеств подростков как основу для разработки воспитательных программ
5. Разработать проект в форме программы воспитательных мероприятий по формированию лидерских качеств подростков в детском общественном объединении.
Методы исследования:
Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы, учебников по педагогике, современных нормативных документов по воспитательной работе и детским общественным организациям; синтез, обобщение проанализированных источников;
Эмпирические: количественный и качественный анализ результатов исследования развития лидерских качеств подростков
Теоретическая значимость исследования: предложены структурные компоненты «ситуации успеха», создаваемой для подростка в процессе работы над социальным проектом в детской общественной организации.
Практическая значимость исследования. Разработанный проект в формате комплекса воспитательных мероприятий по формированию лидерских качеств подростками может быть использован педагогами, организаторами, в детских образовательных объединения для развития лидерских качеств.
Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, список источников литературы, приложение.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ У ПОДРОСТКОВ В ДЕТСКОМ ОБЩЕСТВЕННОМ ОБЪЕДИНЕНИИ
1.1. Особенности формирования лидерских качеств подростков
Анализ практики воспитания лидеров в современных условиях показывает, что в ряде случаев школы участвуют в формировании и развитии личностей лидеров вне влияния семьи и ее культуры. Хотя работа школы изначально отличалась от работы семьи и ее культуры, школа все чаще выполняет работу, которая всегда считалась исключительной обязанностью семьи и ее культуры. Современные школьные учителя играют многофункциональную роль в процессе воспитания детей.
Когда дети приходят в школу, они полны таланта и естественного желания учиться. Они доверяют им и могут обучать и воспитывать их, а также инвестировать в их лидерские качества и развивать лидерские навыки, которые важны для учителей, особенно если этот процесс уже начался в семьях школьников. Школа стремится к дальнейшему развитию этого процесса, творческому подходу к каждому ребенку и подчеркиванию личных лидерских качеств. Что еще более важно, этому процессу в школе обучает учитель, обладающий качествами лидера.
Развитие лидерских качеств - это процесс, посредством которого человек меняется под влиянием целенаправленного обучения и дрессировки, и у него самого формируются качества систематического лидерства.
Школа учитывает тот факт, что дети по сути своей являются творцами и их привлекает стремление к знаниям. Под надлежащим руководством эти качества детей обогащаются и поддерживаются. Если руководство ошибается, эти качества могут быть утрачены. Такая ситуация накладывает большую ответственность на учителей, требует высочайшего профессионализма, обращает внимание на пожелания и качества детских лидеров, их поощрение и хорошо развитую успеваемость.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года" https://rg.ru/documents/2015/06/08/vospitanie-dok.html
2. Федеральный закон от 04.08.2023 № 479-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся” https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74351950/
3. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся” https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74351950/
4. Алиева Л.В. Детские общественные объединения в воспитательном пространстве социума // Педагогика. -2000. №7.- С.50.
5. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. / Н.П. Аникеева -Изд. 2-е- – М.: Просвещение, 2000. -224с.
6. Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте[Текст] /Л.И.Божович. – М.:Просвещение, 1968.
7. Выготский Л. С. Педагогическая психология / под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика-Пресс, 1999. 536 с
8. Голицина Светлана Сергеевна Потенциал образовательной организации в формировании лидерских позиций подростков // Вестник Череповецкого государственного университета. 2020. №2 (95).
9. Ги Лефрансуа. Прикладная педагогическая психология. –СПб. прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. - 416 с.
10. Дрозд К. В. Актуальные вопросы педагогики и образования. Учебник и практикум для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2019. 266 с
11. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологический словарь-справочник. - МН.: Харвест, М.: АСТ, 2001. - 576 с.
12. Искусство вести за собой. Тренинги и занятия по формированию у юношества социальной инициативности и лидерских качеств/ Под.ред. д.п.н. С.В.Тетерского.- М.: АРКТИ, 2007.- 96 с. (Дополнительное образование).
13. Коджаспирова Г. М. Педагогика. Учебник для СПО. М.: Юрайт, 2019. 720 с.
14. Колузаева Н.Г. Организация знаний со школьным активом /Классный руководитель. № 4. 2006.- 108-122 с.
15. Кон И. С. Психология старшеклассника. М: Просвещение, 1982. 65 345 с.
16. Кондратьев М.Ю. Подросток в замкнутом круге общения./ М.Ю. Кондратьев — М.: Издательство «Институт практической психологии», 2000. - 335.
17. Кулагина И. Ю. Возрастная психология. М.: Просвещение, 1991. 345 с.
18. Лидерство в командах / Перевод с англ. М.: ГИППО, 2004. 122 с.
19. Лукашевич В. В, Пронина Е.Н. Психология и педагогика. Учебник. М.: Юрайт, 2019. 296 с.
20. Немов Р.С. Психология Учебное пособие для учащихся педагогических институтов и работников системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки пед. кадров. – Изд. 2-е- Т.3. М.: Просвещение, 1999. -301 с.
21. Менегетти А. Психология лидера. М.: Онтопсихология, 2002. 208 с.
Миллер М. С чего начинается лидер. М.: Феникс. 2005. 232 с.
22. Платонов Ю.П. Путь к лидерству. –СПб. Речь, 2006. -348 с.
23. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – Санкт-Петербург: Питер, 2000. – 705, [7] с.
24. Селюкова Е.А. Формирование лидерских качеств школьников в детском коллективе // мнко. 2020. №6 (85).
25. Смекалова Е.М. Школа лидерства: Методические рекомендации. - М.: ТЦ Сфера, 2006. -96 с. (Воспитание в школе)
26. Сбитнева В.Б. Равитие лидерских качеств подростков в детском общественном объединении Дополнительное образования и воспитания № 9 2006. М. ИД ООО «Витязь – М» с.37-41
27. . Уманский А.Л. Педагогическое сопровождение детского лидерства: Дис… доктора пед. наук. Кострома, 2004. - 321 с.
28. Тришкина А. Педагогический опыт «Я – лидер» Дополнительное образование и воспитание № 4 (78), 2006 с. 38-46 М.ИД ООО «Витязь- М»
29. Фришман И.И. Развитие лидерских способностей подростков в ходе реализации программ в детском загородном центре Дополнительное образование и воспитание. № 4. 2007 М. ИД ООО «Витязь – М» с. 8-12
30. Хацкевич Т.Л. Формирование лидерских качеств подростков в условиях Всероссийского детского центра «Орленок»: Дис… канд. пед. наук. Волгоград, 2002. - 194 с.
31. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании: Учебное пособие. Ч.1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии. – М.: ВЛАДОС, 2000. - 544 с.
32. Школа лидера: цикл учебно-развивающих занятий для старшеклассников областного лагеря старшеклассников имени А.Н. Лукошкина «Комсорг» / Авторы-составители А.И. Тимонин, Л.И. Тимонина. –Нижний Новгород: изд-во ООО «Педагогические технологии», 2008. - 88 с
33. Щуркова Н. Е. Педагогика. Воспитательная деятельность педагога. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры. М.: Юрайт, 2019. 320 с.