Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования. Речевая функция - одна из важ-нейших психических функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, развивается способность к концептуальному мышлению. Значение этого термина рас-крывается путем обобщения и, следовательно, может быть познано не только как единица языка, но и как единица мышления. Мышление и речь не тождественны, они могут проявляться независимо друг от друга. Но в процессе умственного развития ребенка возникают сложные, качественно новые отношения - речевое мышление, речевая деятельность. Дефекты ре-чи негативно сказываются на общем развитии детей, влияют на всю их дея-тельность и поведение.
Недоразвитость мышления, в свою очередь, влияет на формирование и развитие речевой функции. Отклонения в речевом развитии у детей с за-держкой умственного развития охватывают многие аспекты речевой дея-тельности. Для большинства детей с ЗПР нарушения фонетической и фо-нематической стороны речи, проблемы с воспроизведением звуковой структуры слова, ограниченный активный и пассивный словарный запас, неполное, недифференцированное словоупотребление, особенность инто-нации и словообразования, неразвитость синтаксической структуры пред-ложения, согласованность несформированной речевой и познавательной деятельности.
Особенности познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и языкового созревания учащихся с ЗПР наиболее выражены с са-мого начала и приводят к проблемам в процессе обучения в школе. Часто эта аномалия развития выявляется именно в младшем школьном возрасте, и с такими детьми необходима коррекционная работа.
В работах Е.В. Мальцевой, Х.А. Никашиной, Е.С. Слеповича, Р.Д. Тригера и других система активизации словарного запаса для детей с ЗПР в настоящее время недостаточно развита. В частности, это связано с отсут-ствием теоретической и методической базы для изучения лексического со-става детей с ЗПР, что, в свою очередь, не выражает научно обоснованных методических положений коррекционной работы.
Как отмечают исследователи Н.Я. Борякова, 1983 Г., Г.Н. Рахмакова, 1987 г., Е.С. Слепович, 1989 г., Р.И. Лалаева, 1992 г., С.В. Зорина, 2003 г., нарушения речи у детей с ЗПР очень стойкие и могут сохраняться у школьников до окончания средней школы. Различные нарушения речи негативно влияют на успеваемость детей с ЗПР, задерживают и затрудняют изучение школьной программы, усиливают негативное отношение таких детей к учебной деятельности. И постоянные дефекты речи показывают важность изучения несостоятельности устной речи у детей младшего школьного возраста с ЗПР.
Эти обстоятельства определяют актуальность выбранной темы ис-следования.
Изученность темы. В ходе своего исследования было установлено, что в настоящее время существует множество интересных и аналитических работ различных авторов, включая ученых, психологов, преподавателей, посвященных этой теме, что позволило мне подробно проанализировать их, выделить наиболее важные аспекты по этому вопросу и систематизиро-вать полученные данные.
Проблема исследования - выявить условия проведения коррекци-онной работы по развитию речи у младших школьников с ЗПР.
Объектом исследования является процесс проведения коррекцион-ной работы по развитию речи у младших школьников с ЗПР.
Предметом исследования являются основы и принципы проведения коррекционной работы по развитию речи у младших школьников с ЗПР.
Цель исследования. Целью данной исследовательской работы явля-ется выявление эффективных условий для проведения коррекционной ра-боты по развитию речи у младших школьников с ЗПР.
Задачи работы. Для достижения цели курсовой работы необходимо решить несколько задач:
- рассмотреть вопросы становления речи в норме;
- изучить психолого-педагогическую характеристику учащихся с за-держкой психического развития младшего школьного возраста и особен-ности их адаптации в условиях школьного обучения;
- детально проанализировать особенности речевого развития уча-щихся младших классов с ЗПР;
- сделать анализ принципов и методов логопедической работы по коррекции устной речи у учащихся младших классов с ЗПР;
- изучить задачи и этапы коррекционной работы по рабочей про-грамме
учителя-логопеда коррекционно-логопедической работы с учащимися младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Методология исследования. При написании этой курсовой работы были использованы следующие методы исследования: анализ литературы, изучение документов, наблюдение, описание, сравнение, обобщение, стати-стический анализ данных, моделирование.
Источниковая база. В качестве источников были использованы научные статьи, учебники по логопедии, статистика и интернет-ресурсы.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ
ОСОБЕННОСТЕЙ ПСИХИЧЕСКОГО И РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗПР
1.1 Вопросы становления речи в норме
Формирование нормального произношения - задача огромной важ-ности, которая проявляется в развитии речевых способностей и развитии языка в целом. Для этого необходимо учитывать определенные условия:
Анатомо-физиологические особенности развития:
- здоровье и зрелость нервной системы, головного мозга (клетки це-левых зон при наличии социальных стимулов устанавливают связи друг с другом и клетками других областей мозга, формируя речевые рефлексы);
- нормальные умственные способности;
- развитый слух и зрение;
- хорошо развито физиологическое и фонематическое дыхание, гор-тань, резонаторная система;
- полное анатомическое строение и функции органов полости носа и рта.
Психологические особенности:
- психическое и соматическое здоровье;
- формирование психологических механизмов, необходимых для развития речи: общение со взрослыми и сверстниками, вербальное и не-вербальное подражание.
Социальные стимулы: окружение ребенка, восприимчивость к разго-ворной речи.
Условия формирования разговорной речи ориентированы не только на описанные особенности, но и одним из важнейших условий формирова-ния является языковая среда, которая окружает ребенка. Это должно быть цельно, гармонично. Ребенок должен находиться в окружении и слышать правильную речь взрослых, которая может быть выражена в четких, кон-кретных инструкциях, которые понятны и поэтому будут представлять особый интерес, поскольку не возникнет трудностей с пониманием сути. Нельзя «болтать» с маленькими детьми, приспосабливаясь к их языку. Та-кие процессы могут надолго замедлить развитие разговорной речи. Ребе-нок должен начать говорить с широко раскрытым ртом и четко произно-сить слова. Речь не должна быть перегружена сложными фразами, непо-нятными словами и сложными языковыми структурами, запоминать боль-шие отрывки стихотворений и т.д. Необходимо учитывать особенности со-ответствующего возрасту произношения звуков по следующему алгорит-му.
К концу первого года жизни дети произносят только часть соглас-ных, и в большинстве случаев это гласные, артикуляция которых характе-ризуется низким артикуляционным напряжением. К году механизм авто-номного звукообразования закрепляется, когда ребенок усваивает ритми-ческую и звуковую структуру различных видов слогов. В этот период происходит фундаментальное формирование и закрепление механизмов дыхательной речи и голосообразования.
С первых слов (1,5 - 2 года) начинается активное формирование произношения, когда болтовня отражает ритмическую слоговую структу-ру первых слов (ма-ма-ма, ба-ба-ба и т.д.).
В возрасте 2-3 лет отмечается формирование начальной фазы фоне-матической дифференциации, когда дети начинают, отличать группу глас-ных звуков от всех согласных по их звучности и созвучию.
Дальнейшее развитие разговорной речи связано с повышенной рече-вой активностью и развитием фонетической системы родного языка.
1.2 Психолого-педагогическая характеристика учащихся с задержкой психического развития младшего школьного возраста и особенности их адаптации в условиях школьного обучения
Среди многих форм психических расстройств наиболее распростра-ненной является задержка психического развития (ЗПР). Педагоги и пси-хологи считают, что более половины людей с легкой степенью умственной отсталости являются «умственно отсталыми». ЗПР - это синдром времен-ной умственной отсталости, замедления работоспособности организма, и он очень часто встречается при поступлении в школу и выражается недо-статком общих знаний, незрелостью мышления, ограниченными представ-лениями о мире, низкой интеллектуальной вовлеченностью, преобладани-ем игровых интересов и чрезмерной перенасыщенностью интеллектуаль-ной деятельностью.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бабкина, Н. В. Формирование саморегуляции познавательной деятельности у детей с ЗПР в различных условиях обучения [Текст] / Н. В. Бабкина // Дефектология. - 2003. - № 6. - С.46 - 50.
2. Бабкина, Н. В. Особенности познавательной деятельности и ее саморегуляции у старших дошкольников с задержкой психического разви-тия [Текст] / Н. В. Бабкина // Дефектология. - 2002.-№ 5. - С.40 - 45.
3. Баряева, Л. Б. Логопедическая работа по развитию связной ре-чи дошкольников с задержкой психического развития (на модели обучения рассказыванию по картине) [Текст] / Л. Б. Баряева, И. Н. Лебедева // Лого-педия. - 2005. - № 1. - С. 11 - 21.
4. Блинова, Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с ЗПР[Текст] / Л.Н. Блинова. – М., 2002.
5. Борякова, Н. Ю. Исследование лексико-грамматического ком-понента языка у дошкольников с ЗПР [Текст] / Н. Ю. Борякова, Т. А. Мат-росова // Логопедия. - 2005. - № 1. - С. 47 - 51.
6. Бухарина, К. Е. Конспекты занятий по развитию лексико-грамматических представлений и связной речи у детей 4–5 лет с ОНР и ЗПР / К. Е. Бухарина. — М.: Владос, 2018. — 833 c.
7. Выготский Л.С. Мышление и речь.//Сбор. соч.- М., 1982.- Т.2.
8. Гвоздев А.Н. Формирование у ребёнка грамматического строя русского языка. М.,1949 8. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской ре-чи.М.,1961
9. Гилленбранд, К. Коррекционная педагогика. Обучение труд-ных школьников / К. Гилленбранд. — М.: Академия (Academia), 2018. — 717 c.
10. Глухов, В. П. Исследование особенностей связной речи стар-ших дошкольников с задержкой психического развития и общим недораз-витием речи [Текст] / В. П. Глухов ; В. П. Глухов, М. Н. Смирнова // Лого-педия. - 2005. - № 3. - С. 13 - 24.
11. Глухов, В. П. Специальная педагогика и специальная психоло-гия. Практикум. Учебное пособие для академического бакалавриата / В. П. Глухов. — Москва: Огни, 2017. — 314 c.
12. Голубева, Г. Г. Нарушение звукослоговой структуры слова у дошкольников с задержкой психического развития [Текст] / Г. Г. Голубева // Логопедия. - 2004. - № 1(3). – С. 49 - 52.
13. Гонеев, А. Д. Основы коррекционной педагогики / А. Д. Гонеев, Н. И. Лифинцева, Н. В. Ялпаева. — М.: Академия, 2018. — 272 c.
14. Дель, Светлана Васильевна Тестовая Методика Диагностики Устной Речи Учащихся 7–8 Классов / Дель Светлана Васильевна. — Москва: Гостехиздат, 2018. — 674 c.
15. Дети с задержкой психического развития [Текст] / под ред. Власовой Т.А. – М.,1984.
16. Дети с нарушением речи. Технологии воспитания и обучения / Под редакцией Ю. Ф. Гаркуши. — М.: Секачев В. Ю., НИИ школьных технологий, 2018. — 192 c.
17. Никуленко, Т. Г. Коррекционная педагогика / Т. Г. Никуленко, С. И. Самыгин. — М.: Феникс, 2018. — 448 c.
18. Руденко, В. И. Логопедия. Практическое пособие / В. И. Руден-ко. — Москва: Мир, 2017. — 288 c.
19. Шашина, В. П. Методика игрового общения / В. П. Шашина. — М.: Феникс, 2018. — 288 c.