Фрагмент для ознакомления
2
Детство является одним из самых важных периодов в жизни человека. Особенно значимо первое годовое время, во время которого происходит активное развитие всех сфер ребенка, включая физическую, психическую и психологическую. Однако, необходимо признать, что среди детей первого года жизни также обнаруживаются случаи нарушения интеллекта, которые требуют специального внимания со стороны психологов и педагогов.
Проблема изучения интеллекта человека ввиду своей значимости постоянно находится в центре внимания психологов, педагогов, философов, физиологов и т.д. Особое значение этот вопрос приобретает в коррекционной педагогике, когда речь идет о работе с детьми, первичный дефект которых непосредственно затрагивает интеллектуальную сферу, и его решение имеет, таким образом, не только развивающее, но и коррекционное значение.
Важно найти те специфические пути педагогического воздействия, с помощью которых можно помочь ребенку максимально полноценно развить столь значимые для жизни и в то же время наиболее трудные для него, в плане овладения, интеллектуальные способности. Семья при этом может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания.
Положительное воздействие на личность ребенка с нарушениями интеллекта состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей - матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.
В связи с особой воспитательной ролью семьи актуально звучит вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка с нарушением интеллекта.
Цель работы психолого-педагогическое изучение детей первого года жизни с нарушением интеллекта и разработки эффективных методов и стратегий для их дальнейшего развития.
Объект исследования психолого-педагогическое изучение детей первого года жизни с нарушением интеллекта
Предмет исследования процесс психолого-педагогического изучения детей первого года жизни с нарушением интеллекта
Задачи исследования:
1) Проанализировать понятие «нарушение интеллекта» в психолого-педагогической литературе
2) Рассмотреть особенности в развития интеллекта у детей первого года жизни
3) Изучить факторы, влияющие на формирование интеллекта у детей первого года жизни.
4) Изучить характеристику детей первого года жизни с нарушением интеллекта
Проблемой формирования личности ребёнка с нарушениями интелекта занимались такие известные педагоги и психологи, как Л.С. Выготский, В.М. Бехтерев, Л.И. Божович, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин, М.С. Певзнер, Л.В. Занков, С.Я. Рубинштейн и другие.
Теоретико-методологической основой исследования являются:
- теория поэтапного формирования умственных действий (Н.Ф. Талызина, Л.Я. Гальперин, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн);
- положение о единстве законов развития нормального и аномального ребенка, обоснованное в работах Л.С. Выготского, Л.В. Занкова, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии и др.;
Для решения поставленных задач использовались теоретические (изучение и анализ литературы по проблеме исследования, обобщение),
Структура работы: Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
1.1 Анализ понятия «нарушение интеллекта» в психолого-педагогической литературе
Понятие "нарушение интеллекта" является важным предметом изучения в психолого-педагогической литературе. Это понятие относится к определенным аномалиям или расстройствам, которые вызывают проблемы в познавательной сфере человека. Анализ данного понятия позволяет более глубоко разобраться в причинах и механизмах, лежащих в основе этих нарушений, а также их последствиях и возможностях коррекции.
Нарушение интеллекта - это стойкое, необратимое нарушение познавательной деятельности, вызванное органическим поражением головного мозга. Именно эти признаки: стойкость, необратимость дефекта и его органическое происхождение должны в первую очередь учитываться при диагностике детей [12].
Синонимом понятия «нарушение интеллекта» является понятие «умственная отсталость». Исследования ученых (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, В.И. Лубовский, М.С. Певзнер, Г.Е. Сухарева и др.) дают основания относить к умственной отсталости только те состояния, при которых отмечается стойкое, необратимое нарушение познавательной деятельности и личности, вызванное органическим повреждением коры головного мозга.
Умственная отсталость - это качественные изменения всей психики, всей личности в целом, явившиеся результатом перенесенных органических повреждений центральной нервной системы. Это такая аномалия развития, при которой страдают не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение, физическое развитие и другие ВПФ.
арушение интеллекта (умственная отсталость) – это стойкое, необратимое нарушение познавательной деятельности, вызванное органическим поражением головного мозга.[6]
Согласно современным научным представлениям, понятие "умственная отсталость" имеет собирательное значение, которое объединяет самые разные по своему происхождению формы патологии психической деятельности. В это число включают формы умственной отсталости, связанные с повреждением мозга генетическими, органическими, интоксикационными и иными вредностями. Выделяют формы, обусловленные влиянием неблагоприятных социальных и культурных факторов: неправильное воспитание, педагогическая запущенность, отрицательные соматические и психогенные влияния, дефекты зрения и слуха.
Клиническая характеристика детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта
В соответствии с международной классификацией (МКБ-9) выделяют 3 степени умственной отсталости:
1. дебильность — относительно легкая, неглубокая умственная отсталость;
2. имбецильность — глубокая умственная отсталость;
3. идиотия — наиболее тяжелая, глубокая умственная отсталость.
Мышление является главным инструментом познания. Оно протекает в форме таких операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация. Все эти операции у умственно отсталых недостаточно сформированы и имеют своеобразные черты. В результате нарушенного анализа они затрудняются определить связи между частями предмета; устанавливают обычно лишь такие зрительные свойства объектов, как величину, цвет; при анализе предметов выделяют общие свойства предметов, а не их индивидуальные признаки. Из-за несовершенства анализа затруднен синтез предметов: выделяя в предметах отдельные их части, они не устанавливают связи между ними, поэтому затрудняются составить представление о предмете в целом. Ярко проявляются специфика операций сравнения, в ходе которого приходится проводить сопоставительный анализ и синтез - а они нарушены. В итоге они проводят сравнение по несущественным признакам и часто - по несоотносимым. Затрудняются устанавливать различия в сходных предметах и общее в отличающихся. Мыслительные операции развиваются медленно и с трудом. Для мышления умственно отсталого ребенка характерна конкретность (ребенок во власти единичных образов), ригидность (плохая переключаемость с одного вида деятельности на другую), некритичность (дети не могут самостоятельно оценить свою работу). Они часто не замечают своих ошибок; как правило, не понимают своих неудач и довольны собой, своей работой. Для всех умственно отсталых детей характерны сниженная активность мыслительных процессов и слабая регулирующая роль мышления. Умственно отсталые обычно начинают выполнять работу, не дослушав инструкции, не поняв цели задания, без внутреннего плана действия. [20]
В психолого-педагогической литературе существует широкий спектр подходов и теорий, описывающих нарушения интеллекта. Одним из первых и значимых теоретиков, занимающихся этой проблемой, был Ф. Галтон, который развил концепцию наследственности интеллекта и предложил методы его измерения. Впоследствии, на основе исследований Галтона, было предложено многочисленное количество теорий и моделей, которые объясняют природу и механизмы нарушения интеллекта.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Александрова, Н.Н. Психология раннего детства: учебник для студентов педагогических вузов. М.: Академия, 2015.
2. Баранов, В.К. Проблемы психического развития детей дошкольного возраста. М.: Педагогика, 2012.
3. Батушева, Н.Н. Психология раннего детства: учебное пособие. СПб.: Питер, 2018.
4. Богданова, Л.В. Основы специальной психологии: учебное пособие. М.: Академический Проект, 2013.
5. Васильева, Н.Н. Основы психологии раннего детства: учебное пособие. М.: Академия, 2017.
6. Голубева, Л.А. Психология развития: учебник для студентов педагогических вузов. М.: Издательство Юрайт, 2015.
7. Егорова, Т.П. Дифференциальная психология и психология специальных образовательных потребностей. М.: Издательский дом Владис, 2014.
8. Замский, Х.С. Умственно отсталые дети [Текст] / Х.С. Замский. - М.: - 1995.
9. Занков Л.В. Очерки психологии умственно отсталого ребенка [Текст] / Л.В. Занков-М.:- 1969.
10. Запорожец, А.В. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности. Принцип развития в психологии [Текст] / А.В. Запорожец. - М.: - 1978,- 267с. 12.
11. Запорожец, А.В.Психология детей дошкольного возраста [Текст] / Под ред. А.В. Запорожца и Д.Б. Эльконина. - М.: -1998 - с.24., 5
12. Иванова, О.В. Психология ребенка в дошкольном возрасте: учебное пособие. М.: Академия, 2016.
13. Карпова, Н.Б. Возрастная психология: учебник для студентов педагогических вузов. М.: Просвещение, 2016.
14. Катаева, А.А. Развитие речи у детей с нарушением интеллекта и их умственное воспитание. Дошкольное воспитание детей с проблемами интеллектуального развития [Текст] / А.А. Катаева. - СПб.: РГПУ им. А.И Герцена, 1999. – 156с.
15. Коломенских, Я.Л., Панько, Е.А. Детская психология [Текст] / Я.Л Коломенских, Е.А. Панько. - М.: Университетское, 1988. - 223с.
16. Кузнецова, Г.В. Развитие фонематического слуха у умственно отсталых дошкольников в специальном детском саду. Вопросы формирования речи аномальных детей дошкольного возраста [Текст] /Г.В. Кузнецова. - М.: - 1982.- 181с.
17. Лапошина, Э.В. особенности ознакомления умственно отсталых дошкольников с некоторыми предметами ближайшего окружения [Текст] / Э.В. Лапошина. - М.: .- 1991. с.72.
18. Лебединский, В.В. Нарушения психического развития у детей [Тескт] / В.В.Лебединский. - М.: - 1985.
19. ЛеонтьевА.Н. Проблемы развития психики [Текст]./ А.Н. Леонтьев. -4- е издание. - М.: Изд. Москов. ун-та, 1981. -584с. 19.Ломов, Б.Ф. Психологический словарь [Текст] / Под ред. Б.Ф Ломова В.В. Давыдова,А.В. Запорожца, и др.; Научно-исследовательский институт общей и педагогической психологии. Акад. пед.наук СССР . - М.: Педагогика, 1983. - с. 24.
20. Лурия, А.Р. Умственно отсталый ребенок [Текст] / А.Р. Лурия. - М.: - 1969. 21. Лурия, А.Р. Проблемы высшей нервной деятельности нормального и аномального ребенка [Текст] / А.Р. Лурия. - М.: - 1969.
21. Климов, Е.А. Практическая психология: учебник для студентов педагогических вузов. М.: Академия, 2014
22. Молчанова, М.П. Психология и педагогика дошкольника: учебное пособие. М.: Просвещение, 2013.
23. Орлова, И.А. Раннее детство: психология, педагогика, медицина. М.: Издательский центр "Академия", 2017.
24. Симонюк, Л.В. Психология раннего детства: учебное пособие. СПб.: Питер, 2019.
25. Поддъяков, Н.Н. Развитие мышления и умственное внимание дошкольника [Текст] / Под ред. Н.Н. Поддьякова, А.Ф. Гавриловой. - М.: 2004,- с177, с 180.
26. Проскура Е.Ф. Развитие познавательных способностей дошкольника [Текст]./ Е.Ф. Проскура - Киев, 2001- 356с. 40. Рубинштейн, C.JI
27. Проблемы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - М.: Педагогика, 1973. - 423с.
28. Рубинштейн, С.Л. Психология умственно отсталого школьника: Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов. [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - М.: Просвещение, 1986. - 192с
29. Чистякова, В.А. Психология развития и воспитания ребенка: учебник для студентов педагогических вузов. М.: Просвещение, 2017.
30. Шарова, Н.В. Психология ребенка: учебное пособие для студентов педагогических вузов. М.: Академия, 2014.